Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Государственная политика зашиты семьи и детства в истории России с древнейших времен до конца 18 века5
1.1. Из истории защиты детства и семьи 5
Глава 2. Государственная политика защиты детства и семьи в XIX начале XX в.14
Заключение24
Список литературы25
Выдержка из текста работы
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопрос о защите прав несовершеннолетних на сегодняшний день не теряет своей актуальности, более того, он остается и должен оставаться в будущем одним из основных направлений развития трудового законодательства как в РФ. так и в других странах. Предпосылкой тому может служить общеизвестный постулат — «дети — наше будущее», который имеет, как минимум, тот немаловажный правовой аспект, что правильное использование труда несовершеннолетних, а если точнее детского труда, предоставит возможность использовать их трудовой потенциал без наступления негативных последствий для здоровья. Масштабы детского труда измерить очень трудно, а при определенных обстоятельствах практически невозможно. Недаром Европейская Социальная Хартия 1961 включает ст. 7 «Право детей на защиту», которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:
— минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образования;
— более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;
— запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;
— ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;
— право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;
— время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;
— для работающих в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;
— запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или иных нормативных правовых актах;
— обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет. занятых на некоторых видах работ;
— обеспечение социальной защиты от физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.
Глава 1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.1.Модели и основные понятия социальной защиты
Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства го¬сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указан¬ными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономиче¬ской самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [9, с. 431].
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществле¬нии доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управ¬ления;
2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в соци¬ально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
• государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспе¬ченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
• частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена обще¬ства за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, дохо¬дов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждаю¬щийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной защиты:
• законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на ос¬нове базовых стандартов и программ,
• регулирование доходов и расходов населения;
• социальное страхование;
• социальное вспомоществование;
• социальные услуги;
• целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
• поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политиче¬ского резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных дея¬ний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от¬дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индиви¬дов;
• заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражда¬нину по мере письменного обращения заявителя или лица, представ¬ляющего его интересы;
• патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и груп¬пам населения.
Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служеб¬ного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной раз¬личным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое по¬ложение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приоб¬рел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной за¬щиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государ¬ственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реали¬зация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых эко¬номическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зар-плате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существен¬ному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:
• доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой дея¬тельности;
• реформирования пенсионной системы;
• упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
• соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гаран¬тированных социальных обязательств;
• создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросове¬стных производителей социальных товаров и услуг;
• воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в соци¬альной сфере.
Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
1.2. Роль социальной работы в защите детей
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра¬боты и социальные службы.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой соци¬альной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;
2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп на¬селения.
Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и со¬циально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Принципы социальной работы:
• методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства созна¬ния и деятельности, личностного подхода;
• организационные – планомерности, преемственности и последовательности в ра¬боте с индивидуумом, группой;
• взаимодействия всех социальных институтов;
• контроля исполнения;
• содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толе¬рантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.
Функции социальной работы:
• нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, анали…
**************************************************************