Выдержка из текста работы
В наше время дисциплина «социология» становится популярной наукой. Больше проводится социологических исследований, о ней больше стали говорить за стенами вузов. Социологию преподают во всех высших заведениях страны. Но всё равно большая часть общества не осведомлена этой наукой. Меня, часто спрашивают, на кого я учась. Отвечая, что моя будущая профессия социолог, я получаю обратный вопрос: «А что это такое?» Многие слышат про социологию, но понятия не имеют, что она из себя представляет. Не осведомлённость этого предмета это многоохватывающая проблема современного общества. У многих складывается мнение, что социолог это просто человек, который бегает за вами и задаёт вам вопросы. Но я уверена, что большая часть не знает, что с социологией связаны такие мировые учёные как Огюст Конт, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, а также российские учёные Питирим Сорокин, Владимир Ядов, Валентин Немировский и т.д. Социологию знают поверхностно. У некоторых не осведомлённых социологией людей ошибочное представление об этой науке.
1.2. Цель. Объект. Предмет.
Целью этого исследования является изучение проблемы в области не осведомлённости у студентов о дисциплине «социология».
Объектом данного исследования являются студенты очного отделения Вятского Государственного Университета города Кирова.
Предмет исследования- знание о социологии у студентов не социологов.
1.3. Степень разработки проблемы.
Социология как наука довольно молодая дисциплина, хотя возникла наука социология в 19 веке. Этой наукой занимались мировые учёные, такие как Конт, Вебер, Зиммель, Мертон и т.д. Каждый из социологов хотели внести, что-то важное в эту науку. Это к тому, что учёные хотели и хотят, чтобы об этой науке знали больше. Моя проблема актуальна в нашем современном обществе. Ей занимаются многие исследователи и исследовательские компании. Вот некоторые работы и исследователи:
1)ЦИРКОН, ВЦИОМ. Журнал « мониторинг Общественного мнения». Статья «Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения.»
2) Вестник Харьковского Национального Университета имени Н. Каразина 2010 № 889. «Статистическая осведомлённость как элемент профессиональной компетентности социолога». Хижняк Лариса Михайловна – доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Автор рассматривает возможные формы взаимодействия статистиков и социологов и пути повышения статистической осведомленности социологов в процессе совершенствования социологического образования.
1.4.Операционализация понятий.
В нашей работе используются такие термины, как:
- Осведомлённость- наличие сведений о чём-либо.
- Студент- учащийся высшего учебного заведения.
- Социолог- специалист по социологии
- Социология- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
- Анкета- методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации.
- Исследование- процесс выработки новых знаний.
1.5. Задачи исследования:
1) Провести полевое исследование с целью определения осведомлённости студентов о предмете социология.
2) Узнать мнение студентов о предмете социологии.
3) Узнать, что именно знают студенты не социологи о социологии.
4) Определить уровень знания студентов о предмете социология.
5) Повысить уровень знания студентов о дисциплине социология.
1.6. Гипотезы исследования.
1) Студенты не социологи не осведомлены о предмете социология.
2)У большинства студентов не социологов ошибочное представление о профессии социолог.
3) Студенты старших курсов больше осведомлены о предмете социологии и профессии социолог.
Процедурно- методологический раздел программы.
1.1.Характер исследования.
Данное исследование носит теоретика- прикладной характер. Направлено практических задач, с использованием теоретических наработок по вопросам анализа осведомлённости студентов не социологов о предмете социологии. Также используется метод социологического исследования- анкетирование.
1.2.Методы исследования.
Метод исследования данной курсовой работы является анкетный опрос студентов очного отделения Вятского Государственного Университета города Кирова.
1.3.Обоснование метода.
Метод анкетирования- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Для достижения цели исследования и для решения поставленных задач используется комплексная методика, которая включает в себя:
- Раздаточное анкетирование студентов очного отделения Вятского Государственного Университета города Кирова.
- Статистические методы обработки данных ( программа SPSS).
- Изучение и обобщение опыта проведения подобных исследований.
1.4.Обоснование выборочной совокупности.
Наилучшим методом сбора информации является раздаточное анкетирование, с использованием квотной выборки, репрезентативность которой определяется с учётом половозрастной структуры студентов очного отделения Вятского Государственного Университета.
1.5.Метод построения выборки.
Генеральной совокупностью данного исследования являются юноши и девушки первого, второго и третьего курса очного отделения Вятского Государственного Университета города Кирова, относящиеся к соответствующим возрастным когортам:
- Пол
- Возраст
- Курс
Предполагается провести исследование с выборкой в 100 человек.
1.6. Этапы исследования.
Всё исследование можно разделить на 6 этапов:
- Разработка программы исследования.
- Пилотажное исследование.
- Эмпирическое исследование.
- Статистическая обработка данных.
- Анализ данных.
- Презентация результатов исследования.