Содержание
Содержание
Введение … 3
Глава 1. Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема .. 5
1.1.Сущность социальной деятельности в сфере профилактики … 5
1.2.Модель социальной работы в учреждениях социальной помощи семьям и детям ….. 16
Глава 2. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних по защите прав детей и семей группы риска на примере комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Калининского района г. Чебоксары …. 23
2.1 Коррекционно-воспитательная работа комиссии по делам несовершеннолетних … 23
Заключение . 27
Литература ….. 29
Выдержка из текста работы
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе, особой актуальностью являются дети «группы риска».
В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.
Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми младшего школьного возраста . В этом возрасте организм более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.
В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт, поэтому так актуально выявить технологии работы с детьми младшего школьного возраста.
Вопросами определения содержания, методики и технологии воспитательной деятельности посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные работники.
В связи с этим цель нашего исследования является рассмотрение технологии работы с младшими школьниками «группы риска».
Предмет исследования: Технология работы по сопровождению детей «группы риска».
Объект исследования: Дети «группы риска» младшего школьного возраста.
Для достижение цели исследования нами определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;
2. рассмотреть характеристику детей младшего школьного возраста;
3. рассмотреть детей входящих в «группу риска».
4. выявить методы и условия технологии работы с детьми «группы риска» в условиях образовательного учреждения.
На данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Названия основной части отображают ее содержание.
Глава 1.Особенности детей младшего школьного возраста
1.1.Характеристика особенностей детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.
В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин.
У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям.
Переход к конкретно — операциональному мышлению влечет за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основной характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника.
В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости.
От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки
Общее физическое развитие:
• Состояние зрения, слуха,
• моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев).
• Состояние нервной системы (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности;
• нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учёбе и общение со сверстниками………………
Заключение
В нашей работе мы постарались, как можно более подробно рассмотреть проблему технологии работы с детьми младшего школьного возраста.
Все задачи, поставленные в работе решены.
Реализация задач технологии работы с детьми «группы риска» наиболее эффективна при наличии целостной психого-педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.
Мы делаем выводы, что начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится воспитывается человек не только в начальных классах, но и в средних ,и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается, то что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями, особенно дети, относящиеся к «группе риска».
Технология работы с такими детьми зависит от грамотно построенной работы.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:Просвещение, 1993.С,60-63.
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова.- М.,2001.
4. Гурьянова И.В. Социальное воспитание младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук — Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2006.
5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
6. Кибирев А.А. — Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
7. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
8. Логиновских Н. Служба сопровождения – необходимые условия развития ребенка. //Наука и образование Зауралья// 2001г. №1
9. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. — М., 2001.
10. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.
11. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
12. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
13. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.
14. Пономарев Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической защищенности: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 1999;
15. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально — педагогически запущенных детей. — М.,2005.
16. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. – Красноярск, 1997.С,31.
17. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
18. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. — М., 2000.
19. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.
20. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4, С. 7-13.
Приложения
Приложение 1.
КАРТА
психологической помощи ребёнку «группы риска»………..