Выдержка из текста работы
- рассмотреть позицию Герберта Спенсера в отношении труда
- охарактиризовать позицию Эмиля Дюркгейма
- рассмотреть веберовскую модель рационального капитализма
- Провести сравнительный анализ
- Сформулировать выводы
Вопросы влияния общества на труд в работах Г. Спенсера.
Спенсер Герберт. Биография.
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (SPENCER) (1820-1903) — выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне.
Спенсер не получил сколько-нибудь систематического гуманитарного образования и вплоть до 1846 г. работал железнодорожным инженером. Параллельно стремительно расширял свои познания в различных областях, что и позволило ему в 1848 г. стать главным редактором знаменитого журнала «Экономист». Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес к социальным вопросам и их обобщению в рамках собственной теории.
В 1850 г. вышел научный труд Спенсера — «Социальная статистика».
Как один из основоположников органической школы, Спенсер вслед за Огюстом Контом ввел в социологию идею изменчивости и «плавного» эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии Спенсера — «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность», — описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу-позитивисту проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию.
В главном социологическом произведении — трехтомных «Основаниях социологии» (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.
Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный типы устройства общества. Эволюция идет по направлению от первого ко второму. В той мере, в какой закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся, прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. Социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство — как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных. К числу важнейших его работ также относятся «Начала социологии», «Грядущее рабство».
Г.Спенсер в своей работе «Основания социологии» сравнивал общество с организмом. Он утверждал, что обществе и в биосфере эволюция сопровождается прогрессивной дифференциацией функций, то есть в каждом новом сложном организме появляются новые сложные органы, с новыми функциями, уже не взаимозаменяемыми, также в обществе по мере роста и разнообразия появляются разделение труда, новые социальные институты, которые не взаимозаменяемы, значит с дифференциацией общества усиливается его интеграцией, то есть чем больше различий в обществе, тем больше он сплочен. Таким образом, я хочу акцентировать внимание, но то, что с развитием общества появляется разделение труда, которое углубляется по мере этого развития. Наиболее четко эта мысль просматривается в типологии общества Спенсера. Спенсер разделяет общество на четыре типа: простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности.
1) простое общество, в котором присутствует несвязность социальных реальностей ( общество на ранних стадиях развития, община), отсутствует разделение труда.
2) сложное общество, в котором присутствует иерархическая система управления, дифференциальная социальная структура, разделение труда.
3) общество двойной сложности, в котором правительство более развито и стабильно, право отдельно от религии и традиций, углубляется разделение труда в экономической сфере.
4) общество тройной сложности, в котором функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение – равенство», еще более углубленное разделение общественного труда.
Таким образом, мы видим, что чем более развито общество тем более углубленно в нем разделение труда.
Так же Спенсер рассматривал два типа общества: военное и промышленное, с точки зрения политики, экономики, психологии и других сфер общественной жизни. Что касается, волнующей нас экономики, к которой относится труд, то Спенсер сравнил эти два общества по способу организации труда и его стимуляции. Таким образом, военное общество – это общество для которого характерны натуральное хозяйство, домашний способ производства, производство регулирует государство, отсутствует разделение труда, труд вознаграждается исходя из статуса, а не качества и количества проделанной работы. Промышленное общество – это общество, в котором действует промышленное разделение труда и его специализация, в этом типе общества существует внутренний рынок, свободное предпринимательство и частная собственность, свободный обмен. Вознаграждение за труд, в промышленном обществе, зависит от качества проделанной работы (профессионализм, классификация) и ее количества.
Таким образом, у меня сложилось впечатление, что военное общество – это общество на ранних стадиях своего развития или община, а промышленное общество – это общество более развитое, и по мере развития общества в нем углубляется разделение труда. Но найти общество, которое бы точно соответствовало характеристикам одного из этих типов обществ довольно затруднительно, поэтому нельзя считать, что существуют только военное и промышленное общества и являются единственными образцами, так как между ними возможны промежуточные стадии.
«Разделение труда — впервые указанное экономистами как общественное явление и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими «физиологическим разделением труда» — есть именно та особенность, как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым».1
Разделение общественного труда Дюркгейма
ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (DURKHEIM) (1858-1917)-французский философ и социолог. Родился во французском городе Эпинале. После окончания местного лицея поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Получив образование философа, Дюркгейм занялся преподавательской деятельностью в провинциальных лицеях. Именно в этот период (1882-1887 гг.) у него формируется стойкий интерес к общественно-политической жизни и ее теоретическому осмыслению. В 1885-1886 гг. он изучает в Париже, а затем в Германии философию, социальные науки и этику. С 1887 по 1902 гг. Дюркгейм преподает социальные науки в университете Бордо. Здесь же в 1896 г. он начинает издавать социологический ежегодник, который завоевывает широкое признание в самых различных общественных кругах. С 1902 по 1917 г. читает лекции в Сорбонне.
Главные работы были написаны и опубликованы Дюркгеймом во время его пребывания в Бордо. «О разделении общественного труда» (1893) — докторская диссертация, в которой Дюркгейм раскрывает теоретические и социально-политические принципы своей теории. Одно из главных произведений Дюркгейма — «Правила социологического метода» (1895).В нем он излагает свою знаменитую концепцию «социологизма». Третья работа Дюркгейма — «Самоубийство: Социологический этюд» (1897) — считается классическим примером приложения теоретических установок к анализу практики социальной действительности. Уже в Париже в 1912 г. выходит еще один большой труд Дюркгейма под названием «Элементарные формы религиозной жизни», который явился результатом изучения религии как общественного феномена.
Подобно тому, как Конт первым ввел в научный обиход термин «социология», Дюркгейм первым среди западных социологов применил понятие «прикладная социология», считая, что последняя должна дать набор правил социального поведения.
Дюркгеймовская социологическая традиция нашла продолжение в так называемой французской социологической школе, представители которой (Бугле, Мосс, Хальбвакс и др.) развивали и конкретизировали идеи своего великого учителя. Умер в Париже.
Эмиль Дюркгейм уделял большое внимание разделению общественного труда и его роли в обществе. Он считал, что разделение общественного труда выполняет нравственную функцию объединения общества, способствует его солидарности, и использовал для доказательства два метода. Первый метод заключается в том, что через простейшее мы объясняем сложное, таким образом, на примере семьи он рассматривал общество в целом, при чем Дюркгейм утверждал, что семья возникла на основе разделения труда по половому признаку.
Второй метод основан на выявлении двух типов солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность характерна для общества на раннем этапе развития, основана на сходстве членов общины или группы; отсутствует разделение труда. Солидарность основывается на обычаях, традициях и религии.
Дюркгейм охарактирозовал этот тип общества так: «Это — семья в том смысле, что все составляющие ее члены смотрят на себя, как на родственников, и что на деле они в большинстве случаев единокровные родственники. Именно порождаемые общностью крови сродства, главным образом, держат их соединенными. Кроме того, они поддерживают между собой отношения, которые можно назвать семейными, так как их встречают в обществах, семейный характер которых неоспорим. Я говорю о коллективной мести, о коллективной ответственности и — с тех пор, как появляется индивидуальная собственность — о взаимном наследовании. Но с другой стороны, это не семья в настоящем смысле слова, ибо, чтобы составить часть ее, не необходимо иметь с другими членами клана определенные отношения единокровности»2, «Эти общества — излюбленное место механической солидарности, и именно от нее проистекают их главные физиологические черты.
Мы знаем, что религия здесь пронизывает всю социальную жизнь, но это потому, что социальная жизнь здесь состоит почти исключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связи совсем особую интенсивность».3
Органическая солидарность возникает на основе разделения труда в уже более развитом обществе, в котором каждый человек имеет свою сферу деятельности соответствующую его способностям.
Таким образом, позиция Дюркгейма заключается в том, что чем более развито общество, тем более углубленно разделение труда.
ВЕБЕР МАКС (WEBER) (I864-I920) -немецкий ученый, один из наиболее крупных теоретиков общества, основоположник понимающей социологии и теории социального действия; юрист по образованию (Гейдельбергский. берлинский и Геттингенский университеты), историк, экономист, социальный философ, родился в Эрфурте. Вебер преподавал во Фрайбургском, Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, активно содействовал институциолизации социологии в Германии, оставил богатое теоретическое наследие, оказавшее большое влияние на развитие методологии социального познания. Если отвлечься от работ, написанных на «злобу дня», основные труды Вебера можно достаточно условно сгруппировать тематически: труды по социально-экономической истории («К истории торговых обществ в средние века», 1889; «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», 1891; «Социальные причины упадка античной культуры», 1896; «Аграрные отношения в древности», 1897; «Экономическая история», 1919-1920; «Город», 1920-1921); труды по социально-экономическим проблемам Германии (серии публикаций с 1892 по 1912 гг. о положении немецких сельскохозяйственных рабочих, о бирже, о положении немецких рабочих в промышленности); труды по социологии религии («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905, 1920; «Протестантские секты и дух капитализма», 1906, 1920; «Хозяйственная этика мировых религий», 1915-1916, 1916-1917, 1918-1919, 1920; «Предварительное замечание», 1920; «Социология религии», 1922); труды по теории хозяйства и общества (предисловие к первому тому «Очерка социальной экономики», 1914; «Хозяйство и общество», 1922; «Рациональные и социологические основы музыки», 1921); труды по методологии науки (серия статей с 1903 по 1905 гг.: «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», 1904; «Критические исследования в области логики наук о культуре», 1906; «О некоторых категориях понимающей социологии», 1913; «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке», 1917).
Социологический аспект можно выделить во всех исследованиях Вебера. Но собственно социологическая проблематика наиболее полно представлена в посмертно изданных: фундаментальном труде «Хозяйство и общество» и сборниках статей по методологии науки. Здесь подводятся итоги его исследований в области индустриальной социологии, этносоциологии, социологии религии, права, политики, музыки, власти, излагаются основы общей социологии, обретают относительно законченный вид основные методологические концепции: понимания, идеальных типов и свободы от ценностей.
В 1910 г. Вебер принимал участие в создании Германского социологического общества. Среди сподвижников Вебера выделялись Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние годы жизни Вебер отдал немало сил и времени политической социологии и публицистике. Научный авторитет Вебера. необычайно возвысившийся еще при его жизни, позднее превратил Вебера в общепризнанного классика современной социологии, влияние которого испытали все современные социологи. Умер в Мюнхене.
Макс Вебер большое внимание уделял влиянию религии на сферу экономики.Вклассической работе Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»4 указывается на лучшие результаты, достигаемые протестантами в сравнении с католиками в деловой и финансовой сферах.
4 Цитируется по Max Weber. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. — Prentice-Hall, Inc.- 1958.- 292 p.