Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ1
Введение2
1.Основные понятия предмета социальной психологии4
1.1.Структура социальной психологии.4
1.2.Методы социальной психологии4
2.Социальная психология как культурный феномен7
2.1.Развитие социальной психологии.7
2.2.Социальная психология — многообразное культурное явление14
Заключение18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ19
Введение
Социальная психология отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы,
а также психологические особенности самих этих групп. Социальная, или общественная, психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.
К основным разделам социальной психологии относятся:
психологические характеристики социальных групп;
психология личности;
закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности;
складывающиеся в различных общностях межличностные
взаимоотношения.
Все психические проявления человека обусловлены его формировани¬ем в человеческом обществе. Существующее в настоящее время деление психологической науки на общую психологию и социальную психологию является в определенной мере условным. Тем не менее, социальная психология имеет свой объект исследования.
Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психи¬ческие проявления индивида — его восприятие и мышление, память и вооб¬ражение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подвержены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальных нормам.
Поэтому социальная психология изучает психические особенности людей в условиях их совместной деятельности.
Все выше сказанное позволяет определить вопрос о месте социальной психологи в системе гуманитарного знания чрезвычайно актуальной, тем более что
Социальная психология включат в себя ряд прикладных отраслей:
социальную психологию конкретных социальных общностей (нация,народ, партия, семья, учащаяся молодежь и т. д.);
психологию искусства, права, религии и других форм общественного
сознания;
психологию управления, средств массовой коммуникации и другое.
Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку по вопросу о проблеме социальной психологии в системе других наук является спорным и по сей день. Наиболее подробно эти вопросы освещены в работах отечественных авторов Г.М. Андреевой, Е.С.Кузьмина, А.Свентицкого, Ж.Т.Тощенко.
Цель данной работы: рассмотреть историю развития отечественной социальной психологии, проанализировать и сделать выводы по вопросу о месте социальной психологии в системе современной науки.
1.Основные понятия предмета социальной психологии
1.1.Структура социальной психологии.
Структура социальной психологии, то есть система се категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:
1)предмет и методы социальной психологии;
2)личность и общество, социализация личности;
3)общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;
4)структура и социально-психологическая организация социальной группы;
5)общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;
6)психология больших социальных групп; массовидные социальные явления — общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;
7) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;
8) управление социально-психологическими процессами.
1.2.Методы социальной психологии
Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом . Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит «структурная научная революция», что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.
Социальная психология использует методы, свойственные как общей психологии, так и социологии, — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, наблюдение (вклю¬ченное наблюдение, наблюдение в тестовых ситуациях) и др.
Социальная психология имеет и свои специфические методы. Одним из них является метод социометрии. Термин «социометрия» означает измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе.
Метод социометрии состоит в статистической обработке ответов ис¬пытуемых на вопросы об их желании вступить в контакт с другими чле¬нами группы в определенном виде деятельности. Статистически обрабо¬танные и графически изображенные результаты опроса называются сооциограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы. Для диагностики социально зна¬чимых качеств индивида используются методы экспертных оценок и ме¬тод групповой оценки личности (ГОЛ).
Качественно-количественный анализ материалов массовой коммуникации осуществляется методом контент-аналнза (в переводе с английского -анализ содержания). Анализируя содержание сообщений массовой коммуникации, исследователи выявляют социально-психологические особенно¬сти авторов этих сообщений, их ценностные позиции, социально-психологическую сущность сообщений, особенности форм и приемов организации содержания сообщений, социальнопсихологические особенности адресатов сообщений, коммуникативную эф¬фективность сообщений.
Метод контент-анализа используется в том случае, когда интересую¬щие исследователя элементы поддаются формализации и встречаются с достаточно большой частотой.
К специфическим методам социальной психологии относятся также некоторые аппаратурно-технические методы (гомеостатический метод, полуавтоматическая анкета и др.) .
Выбор определенного метода социально-психологического исследова¬ния зависит от того, какой феномен, явление предполагается исследовать и с каких теоретических позиций осмысливается этот феномен.
Сделаем выводы:
структура социальной психологии окончательно еще не установлена;
социальная психология использует методы, свойственные общей психологии, социологии, но имеет и свои специфические методы.
2.Социальная психология как культурный феномен
2.1.Развитие социальной психологии.
Возникновению социальной психологии предшествовал длительный период накопления знаний о взаимодействии человека и общества. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс». Отдельные, по существу социально-психологические, идеи встречаются уже в тру¬дах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социа¬листов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля.
Выдержка из текста работы
Введение и заключение — 1,5 – 2 страницы. Во введении обязательно должны быть раскрыты актуальность темы, цель и задачи работы, а так же практическое использование. В заключении – подведены итоги работы и сделаны выводы о достижении целей и задач.
Рефераты принимаются только в печатном виде.
Реферат должен быть скреплен, рефераты в файлах или в скрепках не принимаются.
Требования к реферату:
Объем не менее 10 страниц. Шрифт Times New Roman 14. Межстрочный интервал 1,5. Выравнивание по ширине. Отступ 1,27.
Обязательно наличие титульного листа, содержания реферата и списка литературы.
Введение и заключение — 1,5 – 2 страницы. Во введении обязательно должны быть раскрыты актуальность темы, цель и задачи работы, а так же практическое использование. В заключении – подведены итоги работы и сделаны выводы о достижении целей и задач.
Рефераты принимаются только в печатном виде.
Реферат должен быть скреплен, рефераты в файлах или в скрепках не принимаются.