Содержание
Введение3
Глава 1. Социально-экономическое положение
в СССР на кануне перестройки5 1.1. Патернализм и социальная политика в директивной
экономике СССР5
1.2. Предпосылки изменений в социальной политике9
Глава 2. Основные направления социальной
политики СССР в 1985-1991гг. 19
2.1. Основные направления осуществления
социальной политики 19 2.2. Динамика развития социальной политики в 1985-1991гг. 23
Глава 3. Итоги проведения социальной политики
в СССР в 1985-1991гг. 33
3.1. Положительные итоги проведения
социальной политики в СССР в 1985-1991гг. 33
3.2. Отрицательные итоги проведения
социальной политики в СССР в 1985-1991гг. 36
Заключение 40
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 44
Список использованной литературы 45
Введение
Исторические предпосылки реформ, определивших сущность социально-экономического, политического и духовного развития СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. вызревали в течение длительного времени. Их необходимость вызывалась, прежде всего, глубочайшими технологическими переменами, проявившимися в развитых странах в 1960 -1970-е гг. и означавшими вступление человечества в качественно новую — постиндустриальную — стадию развития. Потребность преобразований в СССР определялись истощением экономики страны в результате безудержной гонки вооружений и политическим, военным и экономическим давлением со стороны атлантического блока. Возможность и реальность реформирования подкреплялись внутренними изменениями в среде советской правящей элиты. В начале 1980-х гг. с политической арены сошла последняя кагорта руководителей, пришедших в политику в сталинское время и занимавших в целом охранительные позиции в отношении той модели социализма и взглядов на характер мирового развития, которые сформировались еще при «вожде всех народов». В лидеры стали выдвигаться представители поколения, политическая социализация которого проходила на волне десталинизации, развернувшйся после ХХ съезда партии. Вместе с тем и для этой генерации политиков допустимые пределы перемен, неизбежность которых была очевидна, во многом определялись жесткими рамками идеологии. Именно идеологические постулаты оказывали значительное влияние на характер разрабатывавшихся в условиях перестройки антикризисных рецептов. [7, с.456]
Многие факторы свидетельствовали, что к середине 1980-х гг. Советский Союз вступил в глубокий всеохватывающий кризис, в целом демонстрирующий несостоятельность «реального» социализма. По основным показателям качества и уровня жизни ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспеченности населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади развитых капиталистических стран.
Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью данной проблематики для понимания процессов, происходящих в современной истории России. Логика событий в России в 1992-2007гг. своими корнями уходит в советский период, определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся на позднем этапе истории СССР.
Объектом исследования является общество СССР накануне и в период проведения реформ 19851991гг.
Предмет исследования: социальные реформы в СССР в 1985-1991гг.
Цель работы: комплексный анализ социальных реформ 1985-1991 гг. в СССР в их развитии.
Объект, предмет и цель исследования определили его следующие задачи:
рассмотреть состояние общества СССР накануне реформ 1985-1991 гг.;
показать, что социально-экономические реформы 19851991 гг. в СССР во многом стали следствием глубоких изменений, происшедших в экономике и общественной жизни СССР накануне горбачевской «перестройки»;
проследить ход социальных реформ 19851991 гг. в их динамике: от авторитарной модернизации до краха модели горбачевской «перестройки»;
проанализировать изменения в социальном укладе Советского Союза как один из важнейших факторов возникновения системного кризиса в СССР.
Глава 1. Социально-экономическое положение в СССР на кануне перестройки
1.1. Патернализм и социальная политика в директивной экономике СССР
В директивной экономике СССР и других социалистических стран в течение десятилетий ХХ в. реализовывалась так называемая патерналистская одель социальной политики. Венгерский социолог и экономист Я. Корнаи определяет патернализм как модель, при которой «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным». [13, с.345]На первый взгляд, государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим следствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем. Одна из важных черт патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Следствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело к полному диктату производителя.
Еще одна черта патерналистской модели этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.
О.И. Шкаратан оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х годов и сохранявшееся до 1990-х годов, как этакратическое: «Это была новая социальная система, не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена н другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм это не цепь деформаций и отклонений от некой образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития». [13, c.346]
Шкаратан называет основные черты этакратической модели:
обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа «власть — собственность»;
преобладание государственной собственности, постоянное углубление огосударствления;
государственно-монополистический способ производства;
доминирование централизованного распределения;
зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
милитаризация экономики;
сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;
корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно иерархического ранжирования объема и характера привилегий членов социума;
социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;
имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее «по крови», а не по культуре или самосознанию). [13, с.346-347]
Странам Центральной и Восточной Европы этакратизм навязан СССР. Особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшие к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не завших зрелых буржуазных отношений, шедших другим, чем Европа, историческим путем, — в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения.Прямое следствие этатизма чрезвычайно слабое развитие, часто и отсутствие рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений отличается по отраслям. В таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, почти полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возраставших дотаций. В третьей группе отраслей — в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь присутствовала и некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме «теневой» экономики. [11, с.197]Еще одна существенная черта патерналистской модели эгалитаризм, т. е. равенство в потреблении материальных благ и услуг. Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал у населения стимулы к труду отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. Декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.Следующая черта патерналистской модели социальной политики гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности в создании все новы рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. В стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно инженерно-техническими работниками и младшим управленческим персоналом.
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы — Госкино СССР 1963-1990 гг. заключается в том, что исследование позволяет понять какое внимание со стороны власти уделялось киноиндустрии в советский период, как проводилась советская политика через сферы культуры, что дает оcобые знания об организации власти в СССР. Немаловажно изучение структуры и системы советского органа кинематографии, для понимая на чем базируется нынешняя система кинематографии и по каким причинам имеет трудности в развитии.
При написании работы я ссылалась на нормативные акты принятые органами управления СССР в отношении Госкино. Использовала историографию: "Новые аудиовизуальные технологии" учебное пособие под ред. К.Э. Разлогова; "Летопись российского кино1946-1965"; "Летопись российского кино 1966-1980"; "Новейшая история отечественного кино 1986-2000. Кино и контекст" Т. VI; статья Евстигнеевой А.Л. "К вопросу об уточнении примерных списков учреждений — источников комплектования ГАФ СССР (система Госкино СССР)" в журнале "Советский архив", 1985 № 4; Зоркая Н.М. "История отечественного кино. XXвек"; "Кино: Энциклопедический словарь" под гл. ред.С.И. Юткевича.
"Летописи российского кино" содержат выдержки из архивных документов и подробную периодизацию событий советского кинематографа в целом, что очень помогло мне в анализе деятельности Госкино.
Из учебного пособия Разлогова "Новые аудиовизуальные технологии" я позаимствовала схему структуры органа, также оно содержит информацию о реформах и дальнейших проблемах Госкино.
В статье журнала "Советский архив"1985 № 4 подробно описана структура органа.
В книге "История отечественного кино. XX век" написано об известных фильмах и режиссерах этого периода.
Я ознакомилась с советской литературой: Р.Н. Юренев "Краткая история киноискусства", "Становление советской государственной кинематографии" 1985, Г.Н. Бровченко "История советского кино" 1982, где описывается развитие и совершенствование кинематографа, и ничего не говорится о кризисе.
Справочник "Мировое кино. История искусства экрана" Разлогова, в котором описаны история развития мирового кинематографа и приведены известные фильмы, режиссеры, актеры.
Цель — изучение и исследование аппарата Госкино для понимания системы организации власти в СССР.
Задачи:
) Раскрыть историю и актуальность образования органа Госкино СССР;
) Изучить и проанализировать организационную структуру;
) Проанализировать нормативное обеспечение, на основе которого создавался исследуемый орган управления;
) Изучить кадровое обеспечение и установить влияние руководителей на деятельность органа.
) Осветить и рассмотреть некоторые аспекты деятельности советского органа по управлению кинематографией.
Объект данной работы — Госкино СССР в период существования с 1963 г. по 1991 г.
Предмет исследования — кинематограф и киноиндустрия советского периода, система в целом.
Раскрытие темы следует по структуре:
введение;
основная часть из 2-ух глав: 1 — состоит из истории создания, структуры органа, нормативного обеспечения и кадрового обеспечения; 2 — рассматривает некоторые направления деятельности; в заключении делаются выводы и решаются поставленные задачи;
список источников, литературы и ссылок показывает, что было использовано при написании работы.
госкино руководитель орган управление
Глава 1. Организация и нормативное обеспечение
1.1 История создания
В 1957 г. Иван Александрович Пырьев добился от властей разрешения создать Оргкомитет будущего Союза кинематографистов СССР (СК образован на Учредительном съезд Союза работников кинематографии СССР в ноябре 1965 г.). Пырьев и Михаил Ильич Ромм активно пытались добиться выхода органа кинематографии из подчинения Министерству культуры и создания независимой отрасли с собственным органом управления.28 декабря 1961г. оргкомитет Союза работников кинематографии во главе с Пырьевым направил в ЦК КПСС письмо "О состоянии и мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" с предложениями по реформированию управления кинематографом, в котором настаивал на необходимости создать отдельный государственный комитет по делам кино. После сталинских репрессий власть путалась в своих идеологических установках. Только признав за художниками право на собственное мнение, власть тут же испугалась возможного разгула инакомыслия. Проблемы у кинематографистов начались в 1962 г. с фильмом Марлена Хуциева "Застава Ильича". Едва выйдя в прокат, фильм был снят как "идеологически вредный". После таких событий было решено, что за кинематографом проще уследить, выделив его в самостоятельный комитет.
"23 марта 1963 г. Указом Президиума ВС СССР образован Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино). Председателем назначен Алексей Владимирович Романов, его первым заместителем Владимир Евтихианович Баскаков". На старом лианозовском особняке в Малом Гнездниковском переулке, где располагался с 1918 г. орган управления кинематографией в очередной раз сменилась вывеска.
Госкомитет являлся союзно-республиканским органом, относился к центральным органам государственного управления. Постановлением СМ СССР № 522 образовывались в союзных республиках государственные комитеты по кинематографии или главные управления по кинематографии при СМ союзных республик.
Преобразован 9 октября 1965 г. в Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР (Кинокомитет СССР). В таком виде просуществовал до 1972г.13 сентября 1972 г. председателем назначен Филипп Тимофеевич Ермаш, органу возвращается название Государственного комитета СМ СССР по кинематографии.29 декабря 1973 г. утвержден проект СМ СССР N 944 "Об утверждении Положения о Государственном комитете СССР по кинематографии", в котором прописано: "осуществляет руководство кинематографией в стране и несет ответственность за состояние и дальнейшее ее развитие, за идейно — художественный уровень кинопроизведений, создаваемых на киностудиях, за уровень кинообслуживания населения, за научно — технический прогресс в области кино и технический уровень производства и показа кинофильмов".
В 1978 г. выведен из структуры Совета Министров, получил название Государственный комитет СССР по кинематографии. В результате V съезда кинематографистов СССР 1986 г., где было сметено прежнее и избрано новое правление Союза кинематографистов (СК СССР), сменилось и руководство Госкино, с этого времени председательствовал до самого упразднения органа в 1991 г. Александр Иванович Камшалов.
1.2 Организационная структура
Госкино СССР осуществляло руководство через государственные комитеты союзных республик по кинематографии и управляло предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения напрямую или через создаваемые им органы.
Система Государственного комитета СССР по кинематографии включала в себя организации и учреждения: государственные комитеты союзных республик по кинематографии, управления кинофикации Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, киностудии, конторы и отделения по прокату кинофильмов, дирекции киносети, кинотеатры, научно-исследовательские, проектные и учебные институты, кинокопировальные фабрики и другие подведомственные предприятия.
В комитете кинематографии образована коллегия из председателя комитета, его заместителей и других руководящих работников и деятелей кинематографии, создан научно-технический совет.11 июня 1963 года приказом председателя Романова распределены обязанности между его заместителями. За Баскаковым (первый зам) закреплялись общие вопросы и вопросы международных связей, кураторство над Главным управлением художественной кинематографии, планово-финансовым управлением, отделом специальных просмотров для руководства страны. А.В. Баринову поручалось кураторство над Управлением кинотехники и кинопромышленности, Главным управлением снабжения и сбыта, научно-исследовательскими, проектными и опытно-конструкторскими организациями, Ленинградским институтом киноинженеров, техническим советом Госкино.В.Н. Головня должен был курировать Управление по производству научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, Управление кинофикации и кинопроката, Высший государственный институт кинематографии.
"Юридически самостоятельные учреждения системы Госкино СССР располагаются внутри отрасли на пяти уровнях: всесоюзном, республиканском, областном, городском и районном. Распределение внутриотраслевых задач между учреждениями позволяет подразделить их на органы управления, которые выполняют чисто управленческие функции, и производственные, работающие под их руководством. "
В составе Госкино находились: главная сценарная редакционная коллегия по художественным фильмам, главное управление кинопроизводства, главное управление кинофикации и кинопроката, главное управление материально-технического снабжения и сбыта, производственно-техническое управление, управление по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов, планово-экономическое и финансовое управление, управление внешних сношений, управление проектирования и капитального строительства, управление кадров и учебных заведений.
К производственным учреждениям относились:
творческие учреждения — киностудии, студии, редакция киножурнала, оркестр;
объединения — всесоюзные, научно-производственные, производственные, промышленные;
научно-исследовательские и проектные институты, их филиалы;
учебные заведения — институты, техникумы, школы, курсы;
издательские — редакции журналов;
методические кабинеты, вычислительный центр;
кинопрокатные — конторы кинопроката, дирекции киносети.
Также учреждения и организации, выполняющие вспомогательные функции: снабжения, перевозок, строительства, ремонта — конторы "Киноснабсбыт", автобазы, ремонтно-строительные управления, мастерские и другие.
Основные учреждения, которые участвуют в решении главных задач, кроме органов управления, сюда относятся учреждения, выполняющие производственные функции: производство фильмов, осуществление научных исследований, проектных и конструкторских разработок, изготовление основного оборудования, вузы.
Объединения в отрасли кинематографии выполняют одновременно как управленческие, так и производственные функции.
Вспомогательные учреждения обеспечивают функционирование основных учреждений — это учреждения и организации, изготовляющие вспомогательные оборудование, копии фильмов, рекламные материалы, организующие их распространение, выполняющие функции перевозок, снабжения, ремонта, монтажа оборудования и т.д.
В подчинении Госкино СССР шесть всесоюзные киностудий — "Совэкспортфильм", "Совинфильм", "Союзинформкино", "Союзкинофонд", производственное объединение "Копирфильм", научно-производственное объединения "Экран". "Материально-техническую базу кинематографии в 1970-е — 1980-е гг. составляли 40 киностудий, где ежегодно создавалось более 130 художественных, почти 100 телевизионных и около 1400 документальных, научно-популярных, учебных фильмов; 7 кинокопировальных фабрик; 158 кинопрокатных организаций; 155 тыс. киноустановок и т.д. "
"Совэкспортфильм" — всесоюзное объединение, осуществляющее экспорт и импорт фильмов. "Выпускает рекламный журнал "Советский фильм" на русском, английском, французском, немецком, испанском, арабском языках, который распространяется более чем в 120 странах. "
Всесоюзное объединения "Союзинформкино" осуществляет организацию информационно-рекламной работы по пропаганде лучших произведений советской кинематографии, проводит мероприятия, способствующие повышению уровня обслуживания кинозрителей и выполнению государственных планов доходов от кино.
"Союзкинофонд" — всесоюзное объединение по комплектованию фильмофонда и продвижению кинофильмов, координирует деятельность кинопрокатных организаций по комплектованию, повышению эффективности использования, улучшению продвижения кинофильмов, учет фильмофонда и количества зрителей, комплектование фонда советских фильмов на иностранных языках.
Дирекция международных кинофестивалей и выставок "Совинтерфест" по положению и характеру деятельности можно поставить в ряд со всесоюзными объединениями, создана для осуществления организационно-творческой, финансово-хозяйственной и тематической работы по организации международных кинофестивалей, конгрессов по вопросам кино, недель, фестивалей, премьер иностранных фильмов на территории СССР, а также организации работы по подготовке международных специализированных киновыставок в СССР и за рубежом.
Непосредственно или через создаваемые органы комитет управляет организациями и учреждениями союзного подчинения, например, киностудии "Мосфильм", "Ленфильм", "Центральная студия детских и юношеских фильмов им. Горького", "Союзмультфильм", "Центрнаучфильм", "Центральная студия документальных фильмов", "Центральная сценарная студия", также Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства, Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут, Всесоюзный государственный институт кинематографии, Ленинградский институт киноинженеров, Госфильмофонд СССР и т.д.
Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров — действующее учебное заведение в системе Госкино СССР и СК СССР. Организован в Москве в 1964 при объединении Высших сценарных курсов и Высших курсов кинорежиссеров. "Главная задача курсов — подготовка для кинематографии сценаристов и режиссеров. На курсы принимаются по творческому конкурсу лица в возрасте до 35 лет, имеющие высшее образование и рекомендованные Госкино союзных республик и республиканскими СК. Основной формой обучения являются занятия в творческих мастерских, которыми руководят ведущие мастера кино. Итогом двухлетней подготовки является дипломный литературный сценарий, который может быть рекомендован к производству. "
В таком виде аппарат Госкино просуществовал с 1963 г. до 1983 г.
"Перестройка" и введение основ хозяйственного расчета на общегосударственном уровне открыли большие возможности, чтобы преодолеть недостатки функционирования кинематографии, порожденные спецификой плановой экономики и АКСУ СССР.
-15 мая в Большом Кремлевском дворце проходил V съезд кинематографистов СССР. Именно эти три дня подписали приговор системе государственного советского кинематографа. Впервые за все время его существования открыто, с самой высокой трибуны страны, устами крупнейших деятелей искусства было вслух высказано накопившееся недовольство. Главный недостаток советской кинематографии проявлялся в слабой экономической взаимосвязи работы предприятий по производству киностудий, и реализации кинопродукции — проката и показа. Основная задача реформ заключалась в том, чтобы восстановить эту связь и создать условия совместной деятельности для участников кинопроцесса.
"Генеральная схема управления кинематографией" (рис.12) была утверждена правительством в конце 1988 г., по ней упразднялись существовавшие органы управления кинопрокатом. На базе организаций кинопроката были созданы хозрасчетные Киновидеообъединения (КВО), подчиняющиеся органам "Киновидеопроката", которые были в составе Госкино каждой союзной республики. КВО имели право вступать непосредственно напрямую в договорные отношения с киностудиями для приобретения кинопродукции в прокате на своей территории. Госкино СССР сохраняло только монопольное право копирования всех фильмов, что должно было обеспечить контроль за деятельностью субъектов зарождающегося отечественного кинорынка.
В соответствии с решениями союзного правительства в 1989 г. была разрешена организация независимых киностудии, которые получили право самостоятельного выхода со своей продукцией на кинорынок.
Данные реформы, направленные на создание кинорынка, не смогли решить главные задачи: повышение рентабельности киноотрасли, восстановления полноценной экономической взаимосвязи между кинопроизводством и сбытом. Впоследствии, высокой степени децентрализации управления была распылена материальная база и финансы кинематографии. "Негативные последствия реформ 1989-1990-х гг. сохраняют свое влияние на развитие отрасли и на современном этапе. До сих пор не завершился процесс накопления капиталов и формирования укрупненных, вертикально интегрированных киноструктур, включающих в себя предприятия кинопроизводства, проката и сетей кинотеатров. Это положение, как и прежде, препятствует установлению полноценной экономической взаимосвязи между сферами отечественного
кинопроизводства и сбыта".
1.3 Нормативное обеспечение
Госкино СССР существовало на основе нормативно-правовых актов принятых правительственными органами СССР. Образован 23 марта 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР.
11 мая 1963 года Совет Министров СССР принял постановление № 522, регламентирующее "вопросы организации Госкомитета по кинематографии", и образовывал в союзных республиках государственные комитеты по кинематографии или главные управления по кинематографии при СМ союзных республик.
июня 1963 года вышел приказ председателя Госкино СССР А.В. Романова о распределении обязанностей между его заместителями.
29 декабря 1973 г. принят проект СМ СССР от 29.12.1973 N 944 "Об утверждении Положения о Государственном комитете СССР по кинематографии".
В течении 1963 — 1991 гг. орган неоднократно переименовывался, что также было регламентировано актами уполномоченных правительственных органов СССР. "Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1972 г. он был реорганизован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР). Постановлением Верховного Совета СССР от 5 июля 1978 г. Государственный комитет Совета Министров по кинематографии (Госкино СССР) преобразован в Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино СССР)".
Постановлением Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 г. Государственный комитет СССР по кинематографии упразднен, а на его базе создан Комитет кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР.
Совет Министров РСФСР постановлением от 1 октября 1991 г. № 513 "О мерах по формированию системы кинематографии в Российской Федерации" обязал Госкинофонд РСФСР принять от Комитета кинематографии СССР всю материально-техническую и финансово-экономическую базу Комитета и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений на территории РСФСР, по состоянию на 1 сентября 1991 года.
"Постановлениями Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. и Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 23 ноября 1991 г. Комитет кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР ликвидирован с 31 января 1992 г. "
1.4 Кадровое обеспечение
При образовании Госкино СССР председателем был назначен Алексей Владимирович Романов, бывший редактор газеты "Горьковская правда", одновременно оставался зав. Подотделом кинематографии и зам. зав. Идеологическим отделом ЦК КПСС, его первый заместитель Баскаков. Правление Романова началось со скандала: на ММКФ главный приз был вручен не советскому фильму, а "8 1/2" (1963) Федерико Феллини. В дальнейшем Романов был более бдителен, именно в период его правления наиболее активно развивался феномен "полки", когда в прокат не выпускались до 10 фильмов в год. Как истинный функционер Романов полностью доверял мнению начальства, повторял его как свое собственное и был искренен, непритворно чужд, даже враждебен по отношению к кинематографу как к искусству.
сентября 1972 г. назначен новый председатель Госкино СССР Филипп Тимофеевич Ермаш, перешел на должность с поста зав. сектором кино отдела культуры ЦК КПСС.10 октября СМ СССР принял постановление № 731 "О заместителе председателя Государственного Комитета СМ СССР по кинематографии и о коллегии этого Комитета. " По нему разрешалась коллегия в составе председателя, первого заместителя, 4 заместителей председателя (Павленок, Александров, Головня, Сизов) и 14 членов коллегии (Бондарчук, Герасимов, Кулиджанов, Ростоцкий, Симонов, Сурков, Чухрай и др.) Ермаш в отличие от Романова, был озабочен не только соблюдением идеологического курса, но и развитием советского кино. "Пересказывали и слова Ф.Т. Ермаша по поводу закрытия картины Киры Муратовой "Долгие проводы": "Так ведь это одесский обком закрыл, а не мы. Что вы! Я Кирочку очень люблю!" Хотя Госкино не было заинтересовано в замораживании своей продукции, при Ермаше каждый год укладывались на полку или ограничивались в тираже, становясь практически недоступными для зрителей, картины: "Иванов катер" (1972), "Тризна" (1975), "Осень" (1976), "Вторая попытка Виктора Крохина" (1977). Не раз будто бы он, положив трубку, сетовал, что ныне каждый владелец государственной дачи, таковые имелись у всей высшей номенклатуры, снабженной просмотровым залом, может позвонить ему и возмущаться новым фильмом еще не выпущенным в прокат. Копии фильмов регулярно поставлялись на дачи, существовала специальная служба. Нередко Ермаш старался и защитить картину или добиться ее снятия с "полки", как было с "Тема" (1979) Глеба Панфилова и "Агония" (1974) Элема Климова. Он покровительствовал Вадиму Абдрашитову, Илье Авербаху и Динаре Асановой. В 1972 г. после 5-ти лет карантина Тарковскому удалось завершить работу над фильмом "Солярис", но Ермаш мог сказать, что в Зеркале (1974)"Бах звучит как-то не по-советски", но позволил режиссеру переснять "Сталкер" (1979). При нем запустились с картинами Быков "В бой идут одни старики", Шепитько "Восхождение". Сергей Параджанов сделал "Цвет граната" (1970), которую искалечили монтажом, и "Легенда о Сурамской крепости" (1984). Будучи прирожденным продюсером Ермаш был сторонником не только партийного, но и массового кинематографа. Он не заботился об окупаемости отдельной картины, но его волновала рентабельность отрасли в целом. При нем запускались и выходили первые блокбастеры — Экипаж (1980) Митты и "Пираты ХХ века (1979)" Дурова, собравшие неслыханное для советского фильма количество зрителей.
На революционном V съезде кинематографистов главный удар был нанесен по Госкино и его руководителю. Власть Ермаша серьезно пошатнулась, в кино появилась новая сила — секретариат СК СССР. Ермаш подал в отставку после того, как появилась "новая схема управления кинематографией", не оставлявшая никаких иллюзий насчет радикальности задуманных СК преобразований.
ЦК КПСС не был готов полностью развязать кинематографистам руки, и в 1986 г. утвердил свою кандидатуру председателя — Александра Ивановича Камшалова, который когда-то заменил Ермаша на посту заведующего сектором кино ЦК КПСС. Новый председатель Госкино по своей прежней должности был причастен ко всему, что делал старый режим в области кино, плохо переносил диктат Союза, заметно нервничал, но в открытой борьбе поделать ничего не мог, ограничиваясь тихим внесением поправок в реформаторские проекты СК и так же тихо тормозя радикальные проекты. При нем тянулась почти трехгодичная волокита с утверждением "базовой модели устройства кинематографа", вылившаяся в Постановление Совета Министров СССР № 1003 "О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии" от 18 ноября 1989 г. Возможно помимо его воли, но именно при нем наступил период полной творческой свободы, когда чиновничьего контроля уже не было, а рыночный еще не наступил. Однако, либеральный идеализм "перестройщиков" не смог поколебать сложившуюся административную структуру. Модель новой организации кино в рамках угасающей советской государственности оказались нежизнеспособными.
С 1963 г. до 1983 г. Госкино СССР являлось абсолютным монополистом и владельцем гигантского киноконцерна, обладающим полнотой власти на всей территории союза. Аппарат Госкино к 1980-м г., можно сказать, "забронзовел". До 1963 г. преобразовывался 36 раз, чуть изменяя название, но сохраняя задачи, способы и сущность своей деятельности, а также и традиционное местоположение в Малом Гнездниковском переулке, в реквизированном особняке нефтяного магната Лианозова. Слом застоявшегося аппарата управления Госкино, реформы и попытка создания кинорынка на рубеже 1990 гг. не решало реальных проблем кинематографии, связанных с необходимостью усиления ее рентабельности и обеспечения полноценного возврата средств из сферы сбыта в кинопроизводство. Все звенья отраслевой цепочки "киностудия — прокат — кинотеатр" по факту перестали нуждаться друг в друге для осуществления своей деятельности.
Глава 2. Направления деятельности
Аппарат Госкино СССР держал в своих руках весь кинематограф Союза: рассматривал и утверждал сценарий и тематические планы производства фильмов, определял тиражи и осуществлял печать фильмокопий, устанавливал порядок проката фильмов по всей территории страны, совместно с Минфином СССР утверждал цены на билеты и оптовые цены на фильмокопии, совместно с СК СССР издавал журналы "Искусство кино", "Советский экран", альманах "Киносценарии", рекламное обозрение "Спутник кинозрителя" и многое другое. В акте "Положения о Государственном комитете СССР по кинематографии" 1973 г. собраны и регламентированы задачи и направления деятельности, рассмотрим некоторые из них.
2.1 Виды деятельности
1. Осуществление директив партии и правительства в развитии советской кинематографии, повышение идейно-художественного уровня кинопроизведений, усиление роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни общества.
-30 января 1964 г. состоялось Всесоюзное совещание Госкино СССР, СРК СССР по обсуждению военно-патриотической темы в кино.
"Приказ Госкино "Об увеличении выпуска фильмов на атеистические темы". Предписывалось выпускать ежегодно 3-4 художественных фильма, 4-5 мультфильмов и 10-15 научно-популярных фильмов на антирелигиозные темы. Предполагалось организовать конкурс на самый лучший антирелигиозный фильм".
февраля 1967 г. на заседании Комитета по кинематографии была рассмотрена работа и планы журнала "Советский экран" в связи с 50-летием октября. Отмечались успехи журнала в деле пропаганды советского киноискусства, увеличился тираж с 1600 тыс. до 2900 тыс. экземпляров.
2. Повышение роли научно-популярных, учебных и других кинопроизведений в распространении научных знаний и передового опыта.
В 1964 г. шла работа над большим 14-серийным циклом научно-документальных фильмов"Лениниана". Всего в действующем фильмофонде уже имеется 120 художественных и 150 научно-популярных и документальных кинотворений на историко-революционную тематику.
В январе 1967 г. киностудия "Центрнаучфильм" выпустила юбилейный 50-й номер журнала "Хочу все знать".
февраля 1971 г. на заседании Комитета рассмотрены основные направления развития советской кинематографии в 9 пятилетке, и в целях пропаганды политических, научных знаний и передовой практики планируется увеличить производство научно-популярных и учебных заказных фильмов с 557 в 1970 до 570 в 1975 г.
г. — период разрядки, распоряжение СМ СССР о мероприятиях по проведению в октябре-ноябре 1973 г. в ГДР дней советской науки и техники. Госкино СССР предписывались съемки спецвыпуска киножурнала "Наука и техника", отбор 60 кинофильмов о достижениях СССР в области науки, техники и экономики.
3. Идейно-творческое и производственно-экономическое руководство киностудиями, кинопредприятиями, органами кинофикации и кинопроката, совершенствование экономики и организации производства кинофильмов и других кинопроизведений.
8 октября 1964 г. Госкино СССР издало приказ о тотальной ревизии всех предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений киноотрасли (в связи с вопиющими фактами бесхозяйственности и расхищения государственных средств, выявленными на киностудии им.М. Горького, "Ленфильме", "Арменфильме").
Рост объемов кинопроизводства способствовал привлечению новых режиссерских кадров, которое проходило также и на волне либерализации идеологического фона в стране во второй половине 1950-х — середине 1960-х гг. Именно в это время пришли в советскую кинематографию режиссеры, которые впоследствии составили ее элиту, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной экранной культуры.
Приказ "О порядке представления литературных сценариев", в котором объявлялось о новых дополнительных условиях официального предъявления сценариев в инстанции. Помимо традиционного редакторского заключения и других документов требовалось заявлять ориентировочную стоимость фильма, метраж, сроки производства.
31 марта 1970 г. отдел труда Комитета подготовил справку со сведениями: "Существующая в настоящее время структура управления кинопредприятиями проста: киностудии союзного подчинения подчиняются Кинокомитету СССР, промышленные предприятия — объединению "Копирфильм" и затем Кинокомитету. Остальные киноорганизации подчиняются непосредственно Кинокомитету СССР. Кинокомитет СССР имеет штатную численность 300 чел. с фондом заработанной платы 609,6 тыс. руб. в год. Управление кинофикацией и кинопроката — 46 ед. с фондом заработанной платы 89,4 тыс. руб., Главное управление снабжения и сбыта — 32 ед. с фондом заработанной платы 9,2 тыс. руб. и Центральный аппарат на бюджете — 222 ед. с фондом заработанной платы 461 тыс. руб. "
. Координация международных связей в области кино, осуществление монопольной торговли кинофильмами с зарубежными странами.
8 июня 1963 году "Совэкспортфильм" подготовил справку для ЦК КПСС "О состоянии коммерческого проката советских фильмов в зарубежных странах". В ней отмечалось, что "для проката советских фильмов имеются постоянные советские работники в 54 странах", и что оправдала себя установка на работу с особо крупными зарубежными кинопрокатными фирмами. Так, в 1959 г. было продано в капиталистические страны 169 названий полнометражных фильмов, в 1960-м — 164, в 1961-м — 260, в 1962-м — 300. В отчете также отмечалось, что расширение проката советских фильмов за последние годы достигнуто, главным образом, за счет слаборазвитых стран в экономическом отношении — Азии, Африки и Латинской Америки — и что советская кинематография ни по количеству, ни по качеству предлагаемых фильмов не в состоянии конкурировать с ведущими кинематографиями мира, отчего доходы от продажи советских фильмов с каждым годом сокращаются.
В"Совэкспортфильм " в отчете за 1967 г. сказано, что представительства Объединения по коммерческому и общественному прокату за границей имеются в 29 странах. В 72 странах проведены кинофестивали, премьеры и недели советских фильмов с выездом 73 деятелей киноискусства. Прокат советских фильмов производился в 108 странах.
мая 1968 г. на заседании коллегии Комитета одобрены результаты переговоров по вопросам сотрудничества кинематографии СССР и Болгарии.
Принято предложение комиссии Комитета по приобретению фильмов из капиталистических стран для проката в СССР зарубежных фильмов: "Комедианты", "Укрощение строптивой", "Рожденные неприкаянными" (США); "Уличный регулировщик" (Италия); "Жить, чтобы жить" (Франция).
"Если в социалистических странах за последние два с половиной года закуплено 170 кинофильмов, то продано в эти страны 1024 советских художественных фильмов. За 1966 — 1968 гг.20 капиталистических и развивающихся стран мира купили 95 советских кинофильмов, выпустили на экраны кинотеатров и показали по телевидению за тот же период 892 советских полнометражных фильма".
Нужно отметить и другие задачи и деятельность системы Госкино СССР:
перспективное развитие киностудий, киносети, кинокопировальных фабрик и других предприятий и организаций кинематографии; улучшение кинообслуживания населения, обеспечение выполнения государственного плана доходов от кино; контроль в установленном порядке за киносъемками, проводимыми на территории СССР зарубежными организациями и фирмами; проведение единой технической политики в области разработки и производства киноаппаратуры, кинооборудования и кинопленок; внедрение научной организации труда и управления, подготовка и повышение квалификации творческих и инженерно-технических работников кинематографии;
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятий, организаций и учреждений системы Комитета, создание для них безопасных условий труда на производстве.
2.2 Создание кинофильма
Также важно рассмотреть схему, по которой в советский период происходила работа над фильмом. Имелось два варианта: предложение "сверху" и заявка "снизу". Первый был наиболее выгодным и престижным в форме госзаказа. Спускалась тема или утвержденный ранее сценарий, подбирался режиссер, в случае его согласия, все отправлялось на студию. Заранее было известно, что этому названию предстоит максимальный тираж фильмокопий, возможно, всесоюзная премьера, отправка на внутрисоюзный или международный кинофестиваль, положительные рецензии в центральной прессе, в дальнейшем, возможно, госпремия и прочие знаки отличий. Таково было"нормальное" действие аппарата советской киноиндустрии.
Второй вариант гораздо сложнее. Режиссер обращался с заявкой в художественный совет студийного объединения, к которому он был приписан, для обсуждения с итоговым одобрением или отказом. Одобренная заявка утверждалась в Госкино. После уже готовый текст снова ставился на обсуждение. Худсовет в большинстве своем состоял из коллег автора, кинематографистов, профессионалов, но всегда имелись цензоры — главные редакторы объединения. Даже при самом благожелательном отношении к представленному материалу автор не мог уйти без замечаний и советов, которые вели к неизбежным коррективам и переделкам. Далее по успешному окончанию первого этапа сценарий поднимался на одобрение к главному редактору студии, затем отправлялся в Госкино. Утвержденный текст возвращался на студию. Начиналось производство фильма, за этим процессом следил студийный редактор. На всех стадиях худсовет и руководство объединением, а также главный редактор и дирекция студии контролировали работу, регулярно отсматривали материал. За событиями в съемочной группе наблюдал редактор Госкино, курирующий данную студию. Последней ступенью была приемка фильма в Госкино, выдача разрешительного удостоверения на прокат, определение категории фильма: от чего зависели гонорар сценаристу, режиссеру и другим лицам, числящимся в шапке фильма, а также количество копий, подлежащих печати. Так было на центральных российских студиях, на республиканских весь этот процесс удваивался.
Утверждаемый Госкино тематический план студий, куда могли быть насильно включены потенциальные хиты и откуда исключались картины, в необходимости которых Госкино сомневалось, проходил через Госплан СССР и Министерство финансов СССР, где устанавливался лимит на производство фильмов.
В среднем киноотрасль получала до 100 млн руб. ежегодно в виде банковской ссуды. Студии продавали готовые фильмы Госкинопрокату, который продавал их кинотеатрам, а деньги, полученные от сборов за билеты, возвращались в банк. По утверждению бывших руководителей Госкино, кинопрокат приносил не менее 1 млрд руб. в год, при 4-х млрд. зрителей — средняя цена за билет 22,5 коп. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, оплачивать тиражи фильмов, вести производство фильмов, в том числе дорогостоящих как "Война и мир" (1965-1967) или "Освобождение" (1968-1971), ежегодно (с 1976 г.) запускать 30 режиссерских дебютов в объединении "Дебют" на "Мосфильме". Убытки покрывались с помощью проката латиноамериканских и индийских мелодрам. Система позволяла безбедно существовать практически нерентабельным национальным кинематографиям республик и оставляла нишу для "авторского" кино. Однако, последней инстанцией в приемке фильмов всегда оставались ЦК и члены Политбюро.
Заключение
Даже Ленин в самом начале создания СССР рассматривал положение кинематографа, как "важнейшего из искусств".
Кинематографисты начала 1960-х гг. активно пытались добиться создания независимой отрасли с собственным органом управления. Благодаря, ходатайству заслуженных и признанных деятелей киноискусства удалось заполучить такой орган. На всей территории союза образовывались комитеты или главные управления по кинематографии, подчиненные одному центру Госкино СССР. Так как в СССР господствовал тоталитарный режим, кинематография также подвергалась идеологическому влиянию и жесткой цензуре со стороны партии и вождей, что губительно сказывалось на всей индустрии, кинофильмах и деятелях советского периода, вплоть до трагического исхода.
В виде абсолютного монополиста гигантского киноконцерна аппарат Госкино существовал с 1963 г. по 1983 г. Затем слом и реформы инициированные СК СССР пытались перестроить аппарат и преодолеть недостатки функционирования кинематографии, которые были рождены плановой экономикой и АКСУ. Реформы 1988-1989 гг., направленные на создание кинорынка, не решили главные задачи: повышение рентабельности киноотрасли, восстановление полной экономической взаимосвязи между кинопроизводством и сбытом. Новая система оказалась нежизнеспособной.
Госкино СССР было под пристальным надзором государственных органов управления. Существование, положение, деятельность, преобразования и реформы органа кинематографии регламентировались нормативными актами, все время существования.
К сожалению, три председателя Госкино СССР сменявшие друг друга на посту за период 1963 — 1991 гг. были подвержены идеологической диктатуре власти. Некоторые из них были мало заинтересованы в киноотрасли, как в сфере культуры. Всегда последней инстанцией в приемке фильмов оставались ЦК и члены Политбюро, а так же любой его родственник, существовала даже поговорка "запрет по теще". В 1990 гг. надзор государства сменился надзором продюсера. Неугодные и неформатные фильмы складывались на "полку". Теперь уже великим режиссерам, обладающим талантом и авторским видением не разрешались запуски картин, бесконечно редактировались сценарии, фильмы уродовались на монтаже, искажаясь, в главном замысле художника.
Госкино осуществляло руководство всей киноотраслью и активно способствовало формированию у современных людей марксистско-ленинского мировоззрения. Перед ним был поставлен огромный список задач: развитие киностудий, киносети, кинокопировальных фабрик; кинообслуживания населения, обеспечение выполнения государственного плана доходов от кино; контроль за киносъемками, проводимыми на территории СССР зарубежными организациями и фирмами; проведение единой технической политики в области разработки и производства киноаппаратуры, кинооборудования и кинопленок; подготовка и повышение квалификации творческих и инженерно-технических работников кинематографии; забота и улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников киноотрасли.
Система Госкино СССР позволяла безбедно существовать по факту нерентабельным национальным кинематографиям союзных республик и оставляла нишу для "авторского" кино. В целом государственная киносеть СССР была прибыльной и пополняла республиканский бюджет налоговыми отчислениями.
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты
.23 марта 1963 г. Указ Президиума ВС СССР "Об образовании Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии"
2. Постановление от 11 мая 1963 г. №522 "Вопросы организации Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии"
3. Постановление Совмина СССР от 29.12.1973 N 944 "Об утверждении Положения о Государственном комитете СССР по кинематографии"
Литература
. Архипова, Т.Г. Организация государственных учреждений в России, 1917-2013 гг.: учебник для студентов вузов. Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. — М.: РГГУ, 2014. — 557 с.
. Евстигнеева, А.Л. К вопросу об уточнении примерных списков учреждений — источников комплектования ГАФ СССР (система Госкино СССР) // Советский архив/А.Л. Евстигнеева. — 1985. — № 4. — С.32-38.
3. Зоркая, Н.М. Восьмидесятые: перелом. Конец кино СССР/Образовательный портал "Слово" [Электронный ресурс] — Режим доступа: #»justify»>5. Зоркая, Н.М. Семидесятники: Василий Шукшин и его "Калина Красная" // Образовательный портал "Слово" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35995. php
. Кино: Энциклопедический словарь. гл. ред.С.И. Юткевич. — М.: Сов. энцикл., 1986. — 637 с.
. Летопись российского кино, 1946-1965/М-во культуры Рос. Федерации, Науч. — исслед. ин-т киноискусства; авт. и рук. Проекта В.И. Фомин; отв. ред.А.С. Дерябин. — М.: 2010. — 694 с.
. Летопись российского кино, 1966-1980/М-во культуры Рос. Федерации, Науч. — исслед. ин-т киноискусства; авт. и рук. Проекта В.И. Фомин; отв. ред.В.И. Фомин. — М.: 2015. — 688 с.
. Новые аудиовизуальные технологии: учебное пособие; отв. ред. К.Э. Разлогов; — М.: УРСС, 2005. — 481 с.
. Центральные государственные органы управления культурой, государственные учреждения и организации // Путеводители по архивам России [Электронный ресурс]. М.: РОССПЭН, 2004. — Режим доступа: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html? bid=145&sid=48209#refid48207 <http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=145&sid=48209>