Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социальная ответственность бизнеса в условиях современного общества5
1.1. Социальная ответственность: принятие, значение5
1.2. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса9
1.3. Составляющие морально-этической зрелости руководителя14
Глава 2. Анализ морально-этической зрелости и социальная ответственность менеджмента ООО «Сварби»20
2.1. Изучение общих вопросов социального развития организации20
2.2. Анализ основных направлений социальных программ развития персонала29
2.3. Исследование внутрифирменных социальных программ организации35
Глава 3. Разработка направлений совершенствования социальной ответственности и социальных программ ООО «Сварби»40
3.1. Разработка общей программы социального развития организации40
3.2. Разработка отдельных направлений социальных программ организации42
3.3. Разработка рекомендаций по формированию внутрифирменных социальных программ организации45
Заключение48
Библиографический список51
Приложение 153
Выдержка из текста работы
В последнее время вопросам социальной ответственности и этики менеджмента уделяется все больше внимания в бизнес-среде. Это не случайно, поскольку социальная составляющая становится все более важной как для общества, так и для организаций.
В современном мире отношение к тому или иному товару определяется не только его качеством, эффективностью рекламы, но и общим имиджем компании, в том числе степенью ее ответственности перед партнерами, работниками, окружающей средой, обществом в целом. Этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.
Многолетний опыт ведения бизнеса показывает, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им. В связи с этим изучение проблем, связанных с социальной ответственностью и этикой бизнеса является актуальным.
Цель курсового проекта — на основе анализа разработать рекомендации по совершенствованию социальной ответственности и этики менеджмента в организации;
Выполняя курсовую работу, я поставила перед собой следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты СО и этики менеджмента;
б) проанализировать уровень социальной ответственности ОАО «Газпром»;
в)разработать предложения по совершенствованию социальной ответственности и этики менеджмента в ОАО «Газпром»;
— объект исследования — деятельность компании «Газпром»
-гипотеза исследования: внедрение в ОАО «Газпром» опыта зарубежных компаний в области СО бизнеса и этики управленческих решений позволит организации максимально использовать резервы своего развития.
1. Теоретико-методологический аспект
1.1. Определение основных понятий социальной ответственности и этики менеджмента
Сегодня процветание и благополучие организации во многом зависит от того, использует ли она при осуществлении своей деятельности принципы деловой этики и социальной ответственности. В этом параграфе мы попробуем разобраться, в чем заключается сущность данных понятий.
Для начала определим понятие «деловая этика», или «этика бизнеса». Профессор П.В. Малиновский так трактует этот термин: «Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства».
Этика организации включается в состав ее духовной культуры, поэтому она является одним из проявлений организационной культуры, то есть системы ключевых ценностей, убеждений, представлений и норм, разделяемых всеми членами организации.
К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, такие традиционные ценности как уважение к закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность и взаимное доверие.
Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость вызывает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает устранять конфликтные ситуации.
Нормы деловой этики, безусловно, должны быть в любом процессе управления, поскольку именно они регулируют, ограничивают действия субъектов предпринимательской деятельности, уменьшая внутригрупповые противоречия, подчиняя интересы отдельного человека групповым.
Относительно новым принципом современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности.
Концепция социальной ответственности бизнеса основывается на том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес [2].
Компании имеют обязательства перед определенными группами заинтересованных лиц:
1. Перед акционерами за результаты своей деятельности, своевременную выплату дивидендов;
2. Перед персоналом за стабильность работы, занятости и заработной платы, условия труда и определенный набор социальных услуг;
3. Перед партнерами по обязательствам, а также при решении отраслевых и межотраслевых проблем;
4. Перед местным сообществом. Она выражается в участии компаний в решении региональных и муниципальных проблем;
5. Перед государством — участие бизнеса в решении общенациональных проблем: привлечение ресурсов бизнеса для финансирования внебюджетных статей Федеральных целевых программ;
6. Перед человеческой цивилизацией в решении глобальных проблем современности.
Именно эта общественная среда способна оказывать серьезное влияние на достижение компанией поставленных целей.
В.Н. Скворцов выделил следующие уровни социальной ответственности бизнеса:
Базовый уровень («легальность»): соблюдение законодательства и стандартов, своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, обеспечение безопасности труда, по возможности — создание новых рабочих мест.
Второй уровень — обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы и т.д. (создание социального капитала).
Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса, — благотворительная деятельность и меценатство, социально-значимые программы, спонсорство и т.д.
Для того чтобы поведение компании было признано социально ответственным, недостаточно только выполнять законы. Если юридическая ответственность — это нормы и правила поведения, определенные в законодательном порядке, то социальная ответственность — действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
Организации должны нести ответственность перед социумом, так как ответственные действия отвечают их собственным интересам. Социальная активность обеспечивает фирме большие выгоды: долгосрочные гарантии получения прибыли, создание у потребителя позитивного имиджа компании, формирования конкурентного преимущества, возможность привлечения более квалифицированных работников.
Таким образом, этика менеджмента, определяющая поведение отдельных менеджеров и организации в целом, является ядром социальной ответственности организации. Которая представляет собой концепцию, в соответствии с которой компании учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны. Успехи бизнеса напрямую связываются с социально-ответственным поведением компаний. Компании, игнорирующие общественные ожидания и отворачивающиеся от нужд общества, вряд ли сумеют выжить в долгосрочной перспективе.
1.2. Описание процесса управления СО бизнеса и этикой управленческих решений
Многие менеджеры стремятся улучшить этический климат в своей компании и повысить ее социальную ответственность. Большая часть этических проблем возникает из-за противоречий между нуждами отдельного человека и организации или организации и социума. Менеджеры, которые сталкиваются с такими проблемами, вынуждены делать сложный этический выбор [3].
В нормативной этике существует четыре подхода к принятию этически сложных решений: утилитаристский, индивидуалистический, морально-правовой и юридический.
В основе теории утилитаризма лежит принцип пользы. С точки зрения утилитаризма решение этично, если оно обеспечивает большую конечную пользу, чем любой иной вариант решения, то есть имеет больше положительных последствий. Решение недостаточно этично, если имеет больше отрицательных последствий и приносит благо меньшему числу людей [4].
Индивидуалистический подход — это этическая концепция, в рамках которой считается, что действия индивида можно расценивать как моральные, если они соответствуют его интересам, приводящим в конечном счете к росту его благополучия. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, которые могут не соответствовать общественным нормам. Именно поэтому индивидуализм, как правило, не пользуется популярностью в современных высокоорганизованных сообществах, ориентированных на групповые цели [3].
Согласно морально-правовому подходу предполагается, что человек обладает основными правами и свободами, которые не могут быть отобраны в результате индивидуального решения. Поэтому этически правильным решением считается такое, которое наилучшим образом соблюдает права людей, подвергающихся его воздействию.
В рамках юридического подхода считается, что нравственные решения должны основываться на нормах равноправия, честности и беспристрастнос-ти.
В зависимости от цели и конкретной ситуации при принятии этических решений необходимо опираться на различные подходы, предлагаемые прикладной этикой. Комплексное использование основных подходов поможет выбрать наиболее оптимальный вариант решения.
Безусловно, каждой организации для повышения ее социальной ответственности, этического климата нужны свои уникальные программы, методы и подходы. Но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников:
-разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, часто не одобряются или караются взятки, вымогательство, раскрытие секретов компании, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т.п. Как правило, этические нормативы оформляются в виде этического кодекса. Для того чтобы сделать его более действенным, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами;
-создание комитетов по этике. В подобные комитеты входят представители высшего руководства компании, исполняющие роль мировых судей, которые выносят официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам. Кроме того, комитет отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики, что имеет существенное значение, если организация стремится непосредственно повлиять на поведение работников [3];
-проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов перед широкой общественностью о ходе программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников [7];
-обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру профессионального поведения и этичность поступков;
-личный пример руководителя. Личный пример высоконравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.
Модель управления социальной ответственностью предполагает:
1) определение внешних и внутренних ограничений;
2) определение целевого состояния системы и целевых критериев;
3) анализ текущего состояния системы;
4) определение политик и программ социальной ответственности;
5) использование механизма управления (рис.1) [8].
Внешние и внутренние ограничения складываются из международных и национальных стандартов социальной ответственности, внутренних кодексов и положений, а также нормативно-правовых актов. Исходя из заданных ограничений, определяются стратегическое целевое состояние и целевые критерии социальной ответственности: экологические, социальные и экономические параметры. Далее, с целью выявления степени соответствия стандартам проводится анализ исходного состояния системы управления с применением целевых критериев.
Оценив внешние и внутренние условия, совет директоров принимает нефинансовые обязательства, заявляет о миссии и определяет политику и программы социальной ответственности. В рамках политики социальной ответственности разрабатывается «дерево целей» (мотивация персонала, развитие и обучение персонала, социальная адаптация, промышленная безопасность, охрана труда и т.д.).
Механизм управления осуществляет планирование, организацию и контроль принятой политики. Перечисленные функции, образуя единый цикл, осуществляются посредством специфических инструментов управления (соглашения о социальном партнерстве, социального диалога, социальных и экологических программ). Особым инструментом контроля становится нефинансовая отчетность.
Итак, управление этикой менеджмента организации направлено на обеспечение контроля поведения и отношений сотрудников с учетом обеспечения ценностей, признаваемых обществом, и определяемых организационной культурой корпоративных це……..
Список используемой литературы
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом.-М.: Юнити, 2009.- 224с.
2. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие.-М.: Эксмо, 2008.- 274с.
3. Дафт Р.Л. Менеджмент.- СПб.: Питер, 2011.-532с.
4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности.-М.: Инфра, 2010.-352с.
5. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственость.-М.: Эксмо, 2009.-195с.
6. Никитина Л.М., Эйтингон В.Н. Корпоративное управление: стратегии и механизмы.- Воронеж, 2009.-177с.
7. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. -М.: Инфра-м, 2010. -216 с.
8. Пименова О.В. Система управления социальной ответственностью корпорации // Российское предпринимательство,- 2007. — № 10 Вып. 1 (99). -c. 47-52
9. Колесникова А.А. Анализ методических подходов к комплексной оценке социальной ответственности бизнеса //Вестник удмуртского университета,-2011 Вып. 3 с.43
10. Герасимец Н.Н. диссертация Управление дочерними организациями в корпоративных структурах, 2007
15.