Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика таможенных органов и ЕС……………………5
1.1.Характеристика таможенных органов……………………………………….5
1.2.Общее понятие ЕС…………………………………………………..……….10
Глава 2. Таможенное регулирование в ЕС……………………………………..14
2.1.Отношения в рамках Европейского экономического пространства……..14
2.2.Согласование торгово-политического режима Российской Федерации с Европейским Союзом……………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Выдержка из текста работы
Современная политическая и экономическая карта Европы отражает кардинальные изменения, произошедшие за последние десятилетия. После четырех предыдущих расширений членства и территории Европейский Союз (ЕС) перешел ныне к пятому по счету и наиболее масштабном. ЕС прочно утвердился в мировой экономике как крупнейший центр силы. Он выступает единым блоком в мировой торговой политике и оказывает преобладающее влияние на условия международной торговли. В ЕС сосредоточены значительные финансовые ресурсы, что делает его одним из главных мировых кредиторов. Формирование общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) ЕС-Россия имеет, несомненно, огромное значение в плане как дальнейшей интеграции России в мировую экономику, так и определения среднесрочных и долгосрочных перспектив развития сотрудничества России и ЕС. Особенно важна данная проблема в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и с расширением ЕС за счет стран, с которыми Россия поддерживает традиционные торгово-экономические отношения. В силу объективных причин исторического, географического, военно-политического, экономического, культурного и духовного характера государства-члены ЕС и Россия открыли для себя новую перспективу, ориентированную на развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества. ЕС является одним из основных экономических и политических партнеров России, с которым она развивает равноправные отношения. Однако во взаимоотношениях России и ЕС существует немало проблем, до сих пор ещё порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Возникающие трудности внутреннего развития в России и ЕС, столкновение реальных экономических интересов неизбежно сопровождают движение наших государств навстречу друг другу. Необходимость изучения этих процессов определяет актуальность исследований в этой области. Целью курсовой работы является углубленное изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных путей их решения.
Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
1. Анализ понятия международного экономического сотрудничества.
2. Изучение особенностей экономического сотрудничества стран-членов ЕС.
3. Определение роли Российской Федерации в формировании европейского экономического сообщества.
1. Понятие, принципы международного экономического сотрудничества.
Сколько существует человеческая цивилизация, столько же существуют в той или иной форме торгово-экономические отношения. С появлением государства и права торгово-экономические отношения стали важной сферой правового регулирования. С незапамятных времен международные экономические отношения были важной сферой всего комплекса международных отношений и объектом регулирования международных договоров. Из далекой древности к нам пришел политико-правовой принцип свободы торговых отношений. В V в. византийский мыслитель Иоанн Златоуст указывал, что сам Бог предоставил нам легкость взаимных торговых отношений, чтобы мы взирали на мир как на общее жилище и чтобы каждый, передавая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.
Основатель науки международного права голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций подвел юридическое основание под тезис Иоанна Златоуста. В своем труде «Маге liberum» («Свободное море») он подчеркивал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Исходя из этого, Гроций строил концепцию открытого моря, свободного для всех народов.
Киевская Русь, как известно, имела обширные торговые связи с Византией, скандинавскими государствами, арабским Востоком. Широко известные международные договоры Киевской Руси с Константинополем 863, 874, 907, 944 гг., среди прочих, содержали и торгово-экономические положения.
Принцип jus commercii — право свободы торговли был одним из важнейших идеологических и правовых принципов буржуазных революций . Реализация этого принципа способствовала глобализации торгово-экономических отношений и превращению Земли к началу XX в. в единый мировой рынок. Международно-правовое регулирование капиталистических торгово-экономических отношений вызвало появление новых специальных принципов, институтов и норм: «равных возможностей», «капитуляций», «открытых дверей», «консульской юрисдикции», «наиболее благоприятствуемой нации», «национального режима», «недискриминации» и др. Некоторые из них в силу специфики своего появления и противоречивого характера прекратили существование, другие же продолжают функционировать .
Научно-техническая революция середины нынешнего столетия значительно интенсифицировала международные торгово-экономические связи. Международные организации, и прежде всего ООН, служат координационными центрами в области международных экономических отношений. По Уставу ООН одной из ее целей является развитие международного сотрудничества в решении проблем экономического характера.
В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) — первый многосторонний торговый договор, имевший целью либерализацию мировой торговли и снятие искусственных барьеров.
Региональное экономическое сотрудничество приобрело невиданный размах. Европейское экономическое сообщество (ныне Евросоюз), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. стали влиятельными экономическими и политическими центрами соответствующих регионов Земли. В договорной практике государств регулирование экономических отношений приобрело приоритетное значение.
Основные принципы международного права распространяются и на сферу международных экономических отношений. Вместе с тем, исходя из особенностей этих отношений, международное сообщество выработало специальные принципы международного экономического права (МЭП). Однако в отличие от основных принципов международного права — jus cogens — принципы МЭП носят не императивный, а конвенционный характер, т.е. они действуют в том случае, если включены в соответствующий договор .
Принцип полного суверенитета государств над своими естественными богатствами и ресурсами. В п. 2 ст. 1 Пактов о правах человека установлено, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Это же положение подтверждается в п. 1 ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. В ст. 1 Хартии провозглашено суверенное и неотъемлемое право каждого государства выбирать свою экономическую систему без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой-либо форме.
Принцип недискриминации. В его основе лежит предоставление государством на началах взаимности другому государству общих условий, которые не хуже, чем предоставляемые любому третьему государству. Указанный принцип не касается предоставления на законных основаниях льгот и преференций в международной торговле. Назначение данного принципа — не ухудшать для государства-партнера общих условий, действующих в отношении всех других государств. Принцип недискриминации вначале сложился в качестве обычной нормы как следствие принципа суверенного равенства государств. Впоследствии он получил подтверждение в документах ООН, ОБСЕ и многочисленных международных договорах.
Принцип взаимной выгоды также вытекает из принципа суверенного равенства государств и означает, что в международных экономических отношениях недопустимы какие-либо кабальные соглашения, основанные на прямом или косвенном принуждении. В соответствии с п. «е» гл. I Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. эти отношения должны строиться на взаимной и справедливой выгоде. Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. также зафиксировал, что сотрудничество государств в экономической, научной, технической областях должно осуществляться посредством справедливого распределения выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования) отличается от принципа недискриминации тем, что в соответствии с ним государство на основе взаимности предоставляет другому государству, его юридическим и физическим лицам столь же«благоприятные условия (права, привилегии, льготы, иммунитеты), как и те, что предоставляются или будут предоставлены в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. Обычно международные торгово-экономические договоры содержат оговорку (клаузулу) о режиме наибольшего благоприятствования. Данная клаузула может относиться ко всей сфере торговли и судоходства договаривающихся сторон или конкретных направлений экономического сотрудничества (таможенные пошлины и сборы, транзит товаров, судебная защита и пр.).
Принцип наибольшего благоприятствования, как и принцип недискриминации, направлен на демократизацию международных экономических отношений .
Необходимо отметить, что термин «режим наибольшего благоприятствования», часто используемый в бытовом лексиконе, не соответствует его юридическому значению.
Принцип национального режима имеет цель посредством норм международного и внутригосударственного права юридически уравнять иностранных физических и юридических лиц с гражданами и юридическими лицами соответствующего государства по основным видам правоотношений. Чаще всего это относится к гражданской правоспособности иностранных физических и юридических лиц, включая судебную защиту.
Преференциальный режим устанавливает, как правило, определенные торговые и таможенные льготы. Данный режим может действовать во взаимоотношениях двух государств-партнеров или группы государств. Хотя преференциальный режим и является отступлением от принципа наибольшего благоприятствования, однако его применение рекомендовано «Женевскими принципами» Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. во внешнеэкономических отношениях развитых государств с развивающимися, а также между развивающимися государствами. В этих случаях использование преференциального режима не рассматривается как нарушение принципа наибольшег…
**************************************************************