Содержание
Содержание
Введение3
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи5
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ7
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи9
4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ13
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи16
Заключение22
Список литературы24
Приложение. Методика развития готовности родителей к эффективной коммуникации с сотрудника ДОУ25
Введение
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально — экономическими изменениями.
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены. В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.
Цель исследования выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
— анализ теоретических исследований в изучении психлогических и педагогических предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),
— изучение методологических основ данного взаимодействия.
Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного воспитания, создаются комплексы «ДОУ семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.
Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в сфере формирования лич¬ности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения по отно¬шению к «миру взрослых».
Это, в первую очередь, относится к семейному воспи¬танию, где зарождаются и интенсивно протекают ис¬ключительно важные со всех точек зрения процессы становления нравственного и гражданского самосозна¬ния, самоопределения личности и развития ее духовной культу¬ры, формируется или, наоборот, подрывается психическое здоровье детей. Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ
Однако становление гармоничных взаимоотношений между членами семьи невозможно без эффективной коммуникации. Именно она становится основой формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности. Благодаря коммуникации реализуются воспитание и обучение детей в семье. Особую остроту вопросам, связанным с эффективной коммуникацией, сегодня придает переход к информационному обществу, требующий развития информационной культуры всех его членов. Основные этапы совершенствования эффективной коммуникации указанного типа отражены в Приложении.
В связи с этим, развитие у родителей педагогически целесообразной направленности на эффективную коммуникацию с детьми приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может и должна сыграть ДОУ. Именно взаимодействие ДОУ и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателей, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческим усилиям, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность. ДОУ, ее стабильно действующий педагогический коллектив призваны создать такие условия, при которых не только воспитанники знают друг друга, но и родители хорошо знают своего ребенка. Вот почему так важно вырабатывать единые педагогические требования к организации деятельности, ее оценке и оценке поведения детей на основе гуманистических подходов к воспитанию. Это важное условие, при котором решаются и задачи развития социальной активности личности. Мотивационный и интеллектуальный компоненты психологической готовности сотрудника ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников взаимообусловлены:
достаточный уровень мотивационной готовности стимулирует развитие интеллектуального компонента,
достаточный уровень интеллектуальной готовности обуславливает проявление таких компонентов мотивационной готовности, как уверенность в успехе взаимодействия и готовности прийти на помощь семье воспитанников.
Проблема эффективного взаимодействия сотрудника ДОУ с семьями воспитанников — одна из актуальных проблем психологии профессионального развития личности сотрудника ДОУ.
К профессиограммам, в которых взаимодействие сотрудника ДОУ с семьями воспитанников рассматривается как одна из важнейших педагогических функций, можно отнести профессиограмму Самуйленков Д.Ф., отмечающего, что сотруднику ДОУ необходимо устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями воспитанников, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи
Процессы демократизации в системе образования, ег вари¬ативность, инновационные программы обусловили необходи¬мость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
между правами и обязанностями родителей и неуме¬нием ими пользоваться;
между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
между стремлением родителей к активной деятельно¬сти в дошкольном учреждении и строго регламенти¬рующим характером деятельности учреждения;
между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родите¬лями и отсутствием систем обучения их в дошколь¬ных учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия раз¬личных социальных институтов (детский сад, семья, обществен¬ность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспита¬ния ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возмож¬ностей коллектива и семьи, максимальное использование вос¬питательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и до¬школьного учреждения, его промежуточных и конечных ре¬зультатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и об¬щественности нашла свое отражение в ряде нормативно-право¬вых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», За¬коне «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители яв¬ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы фи¬зическоо, нравственного и интеллектуального развития лич¬ности ребенка в раннем возрасте.