Содержание
Оглавление
Введение3
1. Понятие малого бизнеса6
2. Краткая характеристика развития малого бизнеса в РФ8
3. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной промышленности16
Заключение25
Список литературы28
Выдержка из текста работы
Актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью развития сектора малого предпринимательства России как важной и неотъемлемой части экономической системы. В большинстве государств мира в этой сфере экономики производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Доля производства малых предприятий в Японии составляет 78% ВВП страны, в США — до 70%, в среднем по странам Европейского Союза — 66%. В России малые предприятия производят 17% ВВП и обеспечивают занятость 19% населения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, возникновению в обществе современного «среднего класса».
В качестве одного из перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли России предусматривается: «поддержка малых независимых нефтедобывающих компаний.» Как показывает мировой опыт, малые нефтедобывающие компании существуют в тех странах, где развиты рыночные отношения: в национальной добыче нефти в США их доля составляет 40 %, в Канаде — 33 %, на мировом рынке сырой нефти — 15 %, в России в 2001 г. эта доля достигла 10 %.
Но к концу 2008 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, — она снизилась до 4 %.
В настоящее время в этом эффективно работающем, но малоизученном секторе нефтяной отрасли насчитывается почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех 23-х основных нефтедобывающих регионах России.
Проведенное в работе исследование процесса развития малого предпринимательства в российской экономике и в нефтяной отрасли производства, выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малых предприятий. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства в России можно назвать сложным из-за высоких налогов, недостаточности мер государственной поддержки, наличия административных барьеров, недостаточной проработки законодательства, сложившейся экономической ситуации.
Анализ проблем сдерживающих развитие малого предпринимательства, определение его места в нефтяной отрасли России, особенности взаимодействия малых компаний с крупным нефтяным бизнесом, возможности использования зарубежного опыта господдержки малых нефтепроизводителей, а также необходимость разработки рекомендаций по решению существующих проблем предопределили выбор темы курсовой работы и ее актуальность.
Предметом исследования выступают процессы становления и развития малых предприятий в нефтяной отрасли РФ.
Объектом является малое предпринимательство, в т.ч. нефтяной отрасли экономики как составной части общей экономической системы, особенности его развития в России и комплекс мер поддержки со стороны государства.
Цель работы состоит в комплексном исследовании особенностей развития малого предпринимательства в нефтяной и газовой отрасли России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса, который в нефтяной и газовой отрасли приводит к снижению объема добычи сырья и сокращению инвестиционных программ.
1.
1. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике
малый предпринимательство нефтяной газовый
Малый бизнес представлен деятельностью частных лиц и организаций, основанной на негосударственной форме собственности. К малому бизнесу относятся также предприниматели без образования юридического лица.
В России малый бизнес начал развиваться с 1990-х годов. Сегодня малые предприятия обеспечивают стране более 10 процентов ВВП и трудовую занятость для около 7 миллионов человек.
Но потенциал малого бизнес в России еще не используется в полной мере, так как в развитых зарубежных странах эти показатели выше в 5-6 раз.
Большое значение малого бизнеса для нашей страны связано со следующими факторами: [7]
1) он позволяет обеспечить более полно потребности населения в услугах и товарах;
2) мелкий бизнес можно создать быстро и без привлечения крупных инвестиции, им легче управлять, его проще переориентировать;
3) за счет малого бизнеса идет развитие конкурентной среды;
4) мелкие предприятия проще в управлении, в работе с ними не требуется создавать сложные управленческие структуры;
5) малые предприятия более открыты для внедрения новых технологий;
6) малый бизнес важен для решения проблемы безработицы;
7) малый бизнес более гибкий, он способен быстрее адаптироваться к изменениям в экономике и быстрее реагировать на спрос потребителей;
8) развитие малого бизнеса способствует улучшению качества обслуживания;
9) он более подходит для реализации нестандартных, творческих идей, для самовыражения;
10) способствует формированию среднего класса, снижению социальной напряженности в обществе.
В целом, развитие малого бизнеса позитивно отражается на экономике всей страны.
Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.
В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.
Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу относятся все предприятия с числом занятых менее 500 человек. В России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. лишь 11% ВВП страны, в то время как в США — более 40% ВВП. [9]
Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время примерно в 1/3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.
Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики. В 2002 г. на три отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% — на промышленность, 18,6% — на строительство. [8]
Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так. в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. В целях поддержки малого бизнеса еще в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям. AMБ имеет более 100 отделений в столицах штатов и крупных городах. Многие услуги AMБ предоставляет предпринимателям бесплатно. AMБ предоставляет также предпринимателям займы из собственных источников (на сумму не более 150 тыс. долл.). участвует в займах коммерческих банков (если эти займы на сумму не менее 350 тыс. долл.), предоставляет государственные гарантии в размере до 90% суммы займа (но не более чем на сумму в 350 тыс. долл.). [7]
Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при которых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию. Главная цель этих комиссий — способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности. Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки: [3]
прямую поддержку бизнеса: финансовую (предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий), в подготовке кадров;
техническую помощь, в том числе оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридическую, организационно-финансовую, проведение инженерных разработок, маркетинговую и т.п.;
административно-хозяйственные услуги: аренда помещений, бухгалтерские услуги, услуги административного характера.
Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.
2.
2. Анализ и тенденции развития нефтяной и газовой отрасли в РФ
Россия обладает огромным углеводородным потенциалом, входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира, удовлетворяя как текущие и перспективные потребности экономики России в нефти, природном газе и продуктах их переработки, так и поставляет их в значительном количестве на экспорт. Структура ресурсов нефти и газа, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны, социальное развитие регионов.
Современное состояние минерально-сырьевой базы нефти характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности, что в средне- и долгосрочной перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны.
В целом анализ ситуации, складывающейся в нефтяной промышленности, позволяет выявить основные проблемы нефтяной и газовой отраслей России: [10]
* Минерально-сырьевая база истощается: годовая добыча с 1994 г. по нефтедобывающим регионам не компенсируется приростами запасов, приближаются сроки исчерпания активных эксплуатируемых запасов, в структуре запасов быстро нарастает доля трудноизвлекаемых запасов (в ХМАО их доля — 67%).
* Произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов. В последние 10 лет резко ухудшилась структура новых открытий: практически все они относятся к разряду мелких и мельчайших углеводородных (УВ) скоплений, снижается эффективность геолого-разведочных работ.
* Основой прирост запасов идет за счет доразведки «старых» месторождений путем перевода запасов категории С2 в Q и пересчетов запасов (с увеличением коэффициента извлечения нефти (КИН) при условии внедрения новых технологий разработки). В то же время КИН на месторождениях в целом по стране падает. Это связано с тем, что происходит выборочная отработка месторождений и сверхнормативные отборы, постановка на баланс запасов вновь открываемых месторождений с низкими значениями КИН.
* При реализации «Энергетической стратегии России» нефтяная промышленность столкнется с рядом технологических проблем. Мировая практика добычи нефти и газа не имеет большого опыта освоения месторождений на арктическом шельфе морей со сложной ледовой обстановкой. Сложным в технологическом плане будет и создание транспортной инфраструктуры.
* Технологические сложности при освоении нефтяных месторождениях будут возникать в новых регионах, таких как полуостров Ямал, Восточная Сибирь, республика Саха (Якутия). Значительные сложности связаны с низкой температурой нефтегазоносных пластов — до 6-8°С, аномально низкие пластовые давления, самые древние в мире резервуары, громадные толщи многолетнемерзлых пород, сложнейшие природно-климатические условия.
* В освоенных районах, таких как Западная Сибирь, нефтяная промышленность столкнется с проблемой уменьшения размеров месторождений, ухудшением качества коллекторов. Это потребует больших усилий науки по многим направлениям. Необходимо найти решения, снижающие стоимость глубокого бурения, транспортного строительства и др.
Приоритетными стратегическими направлениями развития сырьевой базы УВ России являются Уральский, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский Федеральные округа и моря. Эти регионы и акватории могут обеспечить основной объем прироста новых рентабельных запасов нефти и газа и максимальные доходы государства и инвесторов от их освоения. Главный центр нефтяной промышленности — Западная Сибирь. В этом регионе сосредоточено более 53% начальных суммарных ресурсов. Другие крупные нефтедобывающие регионы страны — Урало-Поволжский (14.2% от начальных суммарных ресурсов), Дальневосточный (3.0%), Северо-Кавказский (1.6%), а в перспективе — Восточно-Сибирский (10.5%) и шельф (12.4%). [3]
Таблица 1. Динамика основных индикаторов развития в целом по стране в 2005-2011 г.
Предусматриваются следующие основные направления развития сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности: [5]
— расширение масштабов геологоразведочных работ с целью выявления и разведки новых промышленно значимых запасов нефти и газа;
— увеличение объемов запасов на разрабатываемых месторождениях за счет повышения коэффициентов нефтеотдачи и вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов;
— ввод в промышленный оборот разведанных месторождений новых нефтегазоносных регионов (включая тяжелые нефти и битумы);
— вовлечение в освоение морского нефтегазового потенциала.
Первое направление развития отрасли базируется на количественной оценке прогнозных ресурсов УВ. Во всех основных регионах страны имеется значительный объем еще невыявленных запасов. Увеличение объемов геологоразведочных работ позволит открыть новые месторождения и обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности.
Второе направление связано с эксплуатируемой сырьевой базой и на ближайшие 10 лет останется ведущим. Здесь имеются достаточные резервы неосвоенных, но, в основном, трудно извлекаемых запасов. Главное препятствие для извлечения этих запасов — необходимость внедрения прогрессивных методов разработки.
Согласно третьему направлению, значительный объем добычи нефти и газа может обеспечить ввод в промышленный оборот новых крупных нефтегазоносных регионов (Восточная Сибирь, Ненецкий АО). Однако, при этом требуется привлечение огромных инвестиций в создание транспортной и промышленной инфраструктуры.
Наконец, четвертое направление — промышленное освоение морских ресурсов нефти и газа России является новым альтернативным направлением развития нефтегазодобывающей промышленности. Существующие оценки морского ресурсного углеводородного потенциала превосходят аналогичные оценки по крупнейшим нефтегазоносным бассейнам мира.
В настоящее время континентальный шельф России является основным резервом нефтегазодобывающей промышленности страны на ближайшую и отдаленную перспективу. Континентальный шельф Российской Федерации имеет площадь 6.2 млн. км2, из них 4 млн. км2 являются перспективными на нефть и газ. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья, в пересчете на нефть, оцениваются в 90-100 млрд. тонн. К настоящему времени раскрыта общая геологическая структура шельфа, выявлены основные нефтегазоносные бассейны, очерчены их границы, определена общая мощность осадочного чехла. Установлено, что средняя плотность начальных извлекаемых ресурсов составляет 2025 тыс. т на 1 км2 площади.
Выявлено более 800 локальных структур, 130 из которых подготовлены к глубокому бурению. Поисковое бурение проводилось на 61 объекте, на 31 из них открыты нефтяные и газовые месторождения, подсчитаны запасы. Тем не менее, геолого-геофизическая изученность континентального шельфа России остается крайне неоднородной и в целом очень низкой. К настоящему времени здесь выполнено чуть более 1 млн. км сейсмических профилей и пробурено 197 глубоких скважин, в основном — на дальневосточном шельфе и в Западной Арктике. При этом восточно-арктические моря остаются практически неизученными.
Суммарные извлекаемые запасы морских месторождений составляет 10.8 млрд. т у .т., 52% которых — запасы промышленных категорий АВС1. Перспективные ресурсы составляют 8.5 млрд. т у.т. В структуре извлекаемых запасов преобладает газ. Нефть и конденсат составляют чуть более 10%. Основная часть запасов сосредоточена в Баренцевом, Печорском, Карском, Охотском и Каспийском морях.
Технически доступные ресурсы нефти континентального шельфа Российской Федерации составляют, по экспертным оценкам, около 9.2 млрд. т. Из них рентабельных ресурсов -5.1 млрд. т. Особую ценность представляют высокорентабельные ресурсы, объем которых превышает 1 млрд. тонн. Они рассматриваются как приоритетные для широкомасштабного освоения. Объем нормально-рентабельных ресурсов нефти в два раза превышает объем высокорентабельных. Эти ресурсы в целом следует рассматривать в качестве второго эшелона при освоении недр континентального шельфа. Освоение гранично-рентабельных ресурсов возможно при высоких ценах на нефть или с внедрением принципиально новых технических средств.
В качестве отдаленного резерва могут рассматриваться нерентабельные морские ресурсы нефти в объеме около 4 млрд. т. Их вовлечение в промышленный оборот потребует принципиальных изменений в технике и технологии морской добычи нефти. Технически доступные ресурсы свободного газа оцениваются в 47.0 трлн. м3, около половины их них являются рентабельными. [10]
Таким образом, на сегодняшний день имеются все предпосылки для перехода к широкомасштабным геологоразведочным работам и началу освоения, прежде всего, наиболее крупных месторождений российского шельфа. Вероятность открытия новых значительных объектов оценивается как весьма высокая.
Для обеспечения объемов добычи, запланированных в Новой энергетической стратегии России до 2030 г., необходима интенсификация геологоразведочных работ, которые позволят аккумулировать извлекаемые промышленные запасы нефти в объеме 10-13 млрд. т (в том числе высокорентабельных 1.3-1.5 млрд. т), и газа в объеме 10-18 трлн. м3 (в том числе высокорентабельных 2.0-4.6 трлн. м3). В период 2006-2010 гг. на проведение региональных геологоразведочных работ потребуется 6.8 млрд. руб. из федерального бюджета. В период 2011-2020 гг. эта сумма составит около 26.4 млрд. руб. Таким образом, суммарная величина затрат на выполнение работ для подготовки аукционных участков составит 33.2 млрд. руб. или 1.2 млрд. дол. США. [11]
Поисковые, поисково-оценочные и разведочные работы, обустройство месторождений, развитие промышленной и транспортной инфраструктуры будут осуществляться за счет средств инвесторов при координации и контроле со стороны государства. По ориентировочным расчетам инвестиционная емкость всего комплекса работ оценивается в 72-113 млрд. долл., в том числе по нефти 30-50 млрд. долл., по газу 35-57 млрд. долл.
Для устойчивой работы нефтегазового комплекса России первостепенной задачей является формирование новых крупных центров нефтегазодобычи в перспективных регионах. К 2010 г. добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может достичь 12-13 млн. т. В этот период ожидается начало промышленной разработки Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений, будут организованы поставки конденсата с Ковыктинского месторождения.
На шельфе о. Сахалин будет завершен ввод в эксплуатацию производственных объектов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», что позволит довести суммарную добычу в Сахалинской области до 23 млн. т. В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении ГРР, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктур добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на острове Сахалин и его шельфе) к 2020 г. может быть доведена до 90 млн. т, а к 2030 г. -до 145 млн. т. [11]
На шельфе Сахалина будет сформирована новая крупная система нефтеобеспечения и расширены экспортные поставки в Японию, Китай, Южную Корею, Индию, Филиппины, другие страны АТР, а также на тихоокеанское побережье США. Кроме того, планируется увеличить загрузку сахалинской нефтью Комсомольского НПЗ. Поставки на Хабаровский НПЗ, вероятно, будут организованы из месторождений Республики Саха. В настоящее время уровень загрузки производственных мощностей Комсомольского НПЗ составляет чуть более 70%, Хабаровского — менее 60%. Доля сырья, поставляемого на эти заводы из Западной Сибири, свыше 80% и 100%, соответственно. [11]
Нефтеперерабатывающая промышленность России характеризуется, с одной стороны, избытком мощностей по первичной переработке нефти, особенно в Башкирии и Самаре, с другой стороны, недостатком вторичных мощностей, причем существующие мощности крайне изношены (до 80%). Кроме того, в связи с резким падением объемов производства нефтехимии, на многих НПЗ ликвидированы мощности по производству ароматических углеводородов и других видов нефтехимического сырья.
Основные тенденции диверсификации отрасли определяются необходимостью повышения глубины переработки в сравнении с западными НПЗ, эффективных отечественных катализаторов для гидрогенизационных процессов.
В соответствии с принятой Правительством РФ Федеральной целевой программой «Топливо и энергия» (2-я редакция) — 1996-2000 гг. была разработана подпрограмма «Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности», подготовленная Министерством энергетики РФ.
Подпрограмма рассчитана на 12-15 лет и должна осуществляться поэтапно из-за большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Первый этап (1996-2000 гг.) был ориентирован на рост глубины переработки нефти до 73-75%, что не достигнуто (перенесено на 2010 г.), последующие этапы — до 82-85% (перенесено на 2020 г.). [11]
3. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности
Мировая практика промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес — важный и необходимый сегмент нефтяной промышленности. Согласно наиболее известному методу классификации предприятий — оно определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. В качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации компаний.
В классификации разных стран предусматривается более детальная разбивка торгового оборота или количество занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности компании (табл. 2).
Нефтяная промышленность США — представляет пример сосуществования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих предприятий. Если первым подконтролен весь производственный цикл от геологоразведочных работ до реализации нефти и нефтепродуктов, то вторые занимаются исключительно разведкой и добычей нефти.
Малые нефтяные компании многочисленны, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи. Часть из них добывает менее 10 баррелей в сутки. В то же время лидеры среди «малых» (производящие 20-320 тыс. баррелей в сутки) обладают разветвленной сетью зарубежных активов, добыча нефти с которых, правда, не достигает значительных объемов.
Среднестатистическая малая нефтяная компания в РФ молода — 24 года и в ее штате трудятся 12 человек; валовой доход такой компании в 2000 г. составил 4,6 млн долл., чистая прибыль — 0,6 млн долл., объем капиталовложений — около 2 млн долл.
Малая компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 25 относится к малодебитным (0,5 т в сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего количества добываемой нефти добывается из малодебитных скважин.
Различия между ВИНК и малыми нефтедобывающими компаниями особенно ярко проявились в период низких мировых цен на нефть. Крупные компании начали снижать уровень добычи, консервировать скважины, свертывать разведку и разработку новых месторождений. Уровень их запасов снизился почти на 20%. Сокращение запасов также произошло из-за массовой продажи месторождений. Крупные компании предпочли переместить капитал в другие сектора бизнеса. Малые компании не так остро прореагировали на изменение мировой конъюнктуры. Их доля в нефтедобыче росла и в 1997- 1998гг. даже превысила долю крупных компаний. Переместить капитал из одной отрасли в другую они не могли, поэтому покупали, разведывали и разрабатывали новые месторождения, их запасы увеличились в 2 раза.
Таблица 2. Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса
Резкое падение мировых цен на нефть в 2008 году поставило в очень неудобное положение нефтедобывающие компании. Наиболее серьезно в период кризиса пострадали малые нефтепромысловики, не имеющие ни сколько-нибудь значительных запасов нефти, ни финансовых возможностей для маневра. Тогда почти все малые нефтедобытчики приостановили промысел, поскольку он стал нерентабельным. Сегодня мировые цены почти достигли уровня докризисных, государство всячески пытается поддержать малый нефтепромысловый бизнес, однако проблем в отрасли по-прежнему хватает.
В 2008-м, первом кризисном году, цена на нефть марки Brent буквально за несколько месяцев упала в несколько раз — со 134,6 $ за баррель в июне до 43,6 $ в декабре. Так начинался мировой кризис. И если крупные нефтепромысловики, пусть и с потерями, перенесли такое падение, то малым компаниям пришлось не сладко. К 2009 году почти все малые нефтедобывающие компании приостановили добычу. Тогда промысловики винили во всем не только низкие мировые цены, но и высокую пошлину, а также единый для всех налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Как ни странно, с тех пор количество нефтедобытчиков не только не сократилось, но еще и увеличилось. По статистике, с 2004 года по сегодняшний день количество юридических лиц, осуществляющих добычу нефти и газа, увеличилось с десяти до 31-го. Причем три кризисных года — с 2008 по 2010 их количество не менялось (28 нефтедобывающих компаний), а с 2011 года число недропользователей снова начинает расти. Однако значительная часть из них испытывает финансовые трудности, некоторые уже банкроты.
«Сложно сказать, кого можно отнести к малым нефтедобывающим компаниям, — говорит руководитель Управления по недропользованию Андрей Белоконь, — мы различаем самостоятельные и вертикально-интегрированные компании». Андрей Белоконь связывает снижение интереса к новым месторождениям со «слегка завышенной» стоимостью лицензии на добычу нефти и газа.
Из 26-ти малых нефтедобытчиков в данный момент добычу ведут только 12 компаний, то есть, меньше половины. Впрочем, это не обязательно связано с какими-то проблемами у бизнеса, возможно, что, например, еще не завершен этап разведки.
Всего в 2012 выдано 176 лицензий на добычу нефти и газа. Из них 77 принадлежит ООО «ЛУКойл», 51 — его дочкам. У остальных — от одной до четырех лицензий.
«В этом году почти все аукционы на разработку месторождений признаются несостоявшимися», — говорит Андрей Белоконь. Однако связывать это с низкой рентабельностью добычи не торопится (впрочем, он оговорился, что оценка рентабельности не в его компетенции). По его словам, на налоговые отчисления нефтедобытчики сейчас тратят 60-70 % дохода. Причем рентабельность бизнеса от мировых цен на нефть, по его мнению, напрямую не зависит: налог изменяется вместе с изменением биржевых цен. А сейчас, к тому же, для мелких месторождений действует пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых — за месторождения-малыши можно платить вдвое меньше.
В кризисные годы, когда цены на нефть падали, проблема заключалась в том, что предприятия добывали и продавали нефть условно в этом месяце, а налоги платили в следующем. То есть, цена сырья уже упала, а налоги приходится платить со вчерашней, более высокой цены. Именно с этой ситуацией связывают проблемы нефтедобытчиков 3-4 летней давности.
Снижение интереса к новым месторождениям связывают со «слегка завышенной» стоимостью лицензии на добычу нефти и газа. «Действующая методика расчета цены лицензии разрабатывалась в тучные годы, когда и у бизнеса интерес был повыше — разработку открыли совсем недавно, — говорит Андрей Белоконь, — Сегодня они, может быть, и готовы такую цену заплатить, но, по-видимому, их смущает, что эта цена — стартовая».
Финансовый директор ЗАО «ТОТИ-нефть» Омер Дельгадо тоже говорит о том, что именно высокая стартовая цена лицензии удерживает малых нефтедобытчиков от участия в аукционах. Что касается налоговых послаблений, то их, по мнению Омера Дельгадо, недостаточно: «Они охватывают небольшую категорию месторождений, и мы не оказываемся в этом диапазоне. Его нужно сделать больше».
Другая проблема нефтедобытчиков-малышей — завышенные, по мнению Омера Дельгадо, требования к утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). В лицензионных соглашениях говорится о том, что 95 % ПНГ должны быть переработаны — то есть, направлены на собственные нужды (отопление, электрогенерацию и т.д.) или проданы населению. Однако переработка и доставка газа требуют дополнительных производственных мощностей. При этом доставка газа до других потребителей с удаленных малых месторождений зачастую просто нерентабельна, а использовать 95 % ПНГ прямо на участке добычи просто некуда. Отсюда и газовые факелы. По мнению Омера Дельгадо норма переработки ПНГ должна быть дифференцирована для крупных и малых месторождений, поскольку для мелких предприятий это зачастую «слишком большая финансовая нагрузка».
«Мы стараемся продолжать свою деятельность, — говорит финансовый директор «ТОТИ-нефть», — И есть желание расширить поле деятельности. Поскольку 20-летний опыт работы это позволяет. Но расчет эффективности показывает, что пока это вряд ли возможно».
Не совсем согласен с утверждением о том, что мировые цены не влияют на рентабельность добычи, и гендиректор ООО «Риф» Павел Пьянков. Впрочем, по его словам, пока что снижение цен на нефть «не критично», и вопроса о снижении или прекращении объемов добычи не возникает. Однако если падение цен продолжится, то вполне может повториться ситуация 2009 года. «Особенностью малых нефтяных компаний являются сравнительно небольшие объемы добычи нефти, реализация которых, без определенного уровня внешнего инвестирования, затрудняет развитие и дальнейшее существование компании. Поэтому изменения мировых цен на нефть оказывают значительное влияние на показатели деятельности компаний» — говорит Пьянков. В компании пока не определились относительно своего участия в аукционах на право получения лицензии, отметив, впрочем, тот факт, что снижение цен на нефть делает нефтяные активы более привлекательными для долгосрочных инвестиций.
«Принятие решения на участие в аукционах зависит от многих факторов, в том числе и мирового уровня цен на нефть. В случае снижения цены на нефть снижается стоимость нефтяных активов, что является хорошей предпосылкой на участие в конкурсах», — резюмирует Павел Пьянков.
Проблема также в том, что малые и средние нефтяные компании имеют меньше финансовых возможностей для маневра, и кризис переживают тяжелее, чем крупные. Всего в России по различным оценкам насчитывается порядка 150-170 малых нефтяных компаний, они добывают порядка 5-8 % от всего объема добываемой в стране нефти. То есть возможные финансовые проблемы малых нефтяных компаний вряд ли серьезно скажутся на положении всей отрасли».
Согласно данным Росстата рентабельность добычи сырой нефти в РФ сегодня превышает докризисные показатели. В 2008 году рентабельность составляла 36,72 %, в 2009 году — 24,94 %, в 2010 году — 39,01 %, в 2011 году — 41,08 %, в 2012 году — 37,69 %.
«Что касается прогнозов, то власти считают, что малые нефтяные компании нужны экономике страны и их стоит поддерживать, — говорит Дмитрий Баранов, — Министерство энергетики РФ отмечает значимую роль малого и среднего бизнеса в увеличении нефтедобычи путем разработки небольших месторождений, ввода в действие простаивающих скважин, а также повышения конкуренции в отрасли». Малый бизнес в нефтегазовой сфере всячески стимулируют. Эксперт приводит в качестве примера работу Минэнерго по совершенствованию нормативно-правовой базы в области налогообложения, законодательному регулированию взаимоотношений с крупными нефтяными компаниями, снижению административных барьеров. Кроме того, активную поддержку малым нефтяным компаниям оказывают ряд регионов, где таких компаний много. Например, несколько лет назад, Татнефть реструктурировала задолженность малых нефтяных компаний Татарстана на 547 млн рублей для их поддержки. В целом, Дмитрий Баранов уверен, что у малого и среднего бизнеса в этой отрасли есть будущее, а все трудности — временное явление.
Не так положительно оценивает вмешательство государства в нефтяную отрасль содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. «В целом последние 6-7 лет удельные расходы нефтяных компаний на добычу стабильно росли, за исключением кризисных 2008 и 2009 годов, когда у компаний сократились издержки на баррель добычи, — говорит Григорий Бирг. — Не у всех компаний отрасли рентабельность полностью восстановилась до докризисных уровней. Стоимость добычи коррелирует с ценой на нефть. Также, учитывая недостаточные инвестиции в добычу и изношенность ресурсного фонда, добывать из старых месторождений становится дороже. Легких для разработки месторождений становилось все меньше. Отчасти причиной этому стал и рост налоговой нагрузки на компании, а также вмешательство государства в вопросы ценообразования в отрасли».
Эксперт «Инвесткафе» косвенно объясняет слова Омера Дельгадо о том, что далеко не все малые месторождения попадают в льготный налоговый диапазон: «К сожалению, в регулировании отрасли основное внимание государство уделяет интересам и обязанностям крупных производителей, таким образом, малые нефтедобывающие компании страдают из-за резкого ухудшения условий работы».
Рентабельность выросла, цена на нефть почти достигла докризисной, количество добытой в крае нефти прибавляет по 2 % ежегодно, начиная с того самого кризисного 2009 года. «Просто это оказалось не так выгодно, как они ожидали, — говорит Андрей Белоконь, — Качать, заливать и продавать оказалось недостаточно, оказывается, нужно еще и государству немаленькие деньги платить».
Как обстоят дела с малым предпринимательством в других странах, скажем, у наших европейских братьев?
Там есть традиция и своя история. Например, в Польше именно малый бизнес владеет частными магазинами, ресторанами, кафе. Значительна его доля и в сфере услуг. Однако, как и в России, частные предприниматели постоянно испытывают налоговый пресс. Плюс возникшие новые обстоятельства — введение визового режима для соседних стран, после того как Польша вступила в Евросоюз.
В Болгарии существует программа поддержки государством малого предпринимательства. Практически сегодня 90 % предприятий — это малые и средние. Наибольший интерес для нас представляет развитие малого бизнеса в Германии. Здесь процветает так называемый малый семейный бизнес. Сегодня работают уже более 2290 тысяч таких предприятий, а число занятого в них населения превысило цифру 19 млн человек. Это 70 % от всего активного населения.
Такому положению способствовала принятая еще в конце 70-х гг. программа правительства «Стимулирование населения для открытия собственного дела». Условия были льготными. Желающим частным лицам предоставлялась возможность брать кредиты под очень низкие проценты, на длительные сроки. Пока Германию обгоняет только США, где сегодня 19300 тысяч малых предприятий.
В общем, единого мнения о причинах бедственного положения нефтедобытчиков-малышей нет. Малый бизнес в отрасли погоды не делает, и можно бы закрыть на его проблемы глаза. Однако государство помогает мелким нефтяникам, но, как выясняется, не так и не тем. Дальнейшая судьба малой нефтянки остается призрачной, но катастрофы (при условии, что цены не сделают нового прыжка вниз) пока не предвидится.
Заключение
Рядовому россиянину нефтедобывающая отрасль видится пятью-десятью корпорациями-гигантами. На деле же, помимо них, в этом секторе работают более 150 предприятий малого и среднего бизнеса, на чью долю приходится свыше 10 % от общероссийских объемов добычи. Освоение недр малыми и средними предприятиями может вестись еще активнее и эффективнее.
Как показывает мировой опыт, присутствие на рынке наряду с большими компаниями малых и средних недропользователей приносит положительные результаты. Скажем, в нефтегазовой отрасли США и Канады уже давно существует статус независимой (то есть неинтегрированной) компании, и такие фирмы обеспечивают добычу около 40 % извлекаемой в этих странах нефти. Наличие таких предприятий гарантирует многоукладность экономики, защищает государство от возможной монополизации, а также ведет к более полному и рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала. Месторождения очень разнообразны по своим запасам, географическому расположению и сложности добычи полезных ископаемых. Разрабатывать некоторые из них для больших нефтяных холдингов — дело слишком хлопотное: не те объемы, не та рентабельность, при этом нужны особенные, подчас разработанные под конкретное месторождение, технологии добычи и специфические навыки персонала. В таких случаях опыт малых и средних предприятий незаменим.
На интересные крупным игрокам богатейшие месторождения, которые дают колоссальную прибыль, но в то же время требуют солидных вложений и мощной инфраструктуры, независимые компании сами не покушаются, осознавая, что не «потянут» такие проекты. А что касается небольших залежей и малодебитных скважин (то есть дающих весьма ограниченное количество нефти в силу своей истощенности), то они в тягость «великанам», поскольку увеличивают себестоимость барреля в целом по компании и негативно сказываются на ее капитализации. Поэтому многие вертикально интегрированные компании либо консервируют такие скважины, либо продают их более мелким структурам, либо создают дочерние предприятия, специализирующиеся именно на добыче трудноизвлекаемых запасов. Другое дело, что малые и средние нефтедобывающие предприятия, как правило, не имеют собственных перерабатывающих мощностей и путей транспортировки к магистральным трубопроводам, а крупные холдинги предоставляют доступ к этим элементам производственной инфраструктуры на дискриминационных условиях.
Правила игры в данной отрасли должны стать прозрачными и понятными. Сегодня назрела необходимость в подготовке пакета антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, которые активизируют деятельность малых и средних предприятий «нефтянки». Заодно можно избавиться от предпосылок для использования сомнительных механизмов, применяемых в отсутствие должной законодательной базы и противоречащих международной практике. Так, некоторые российские нефтегазовые компании заключают корпоративные соглашения с западными подрядчиками без проведения конкурсов на геологоразведочные, геофизические и другие работы. Затем заказчик с подрядчиком идут в международный банк, берут кредиты на выполнение сервисных услуг, которые подрядчик с радостью тратит. А отечественные сервисные компании, оснащенные техникой и владеющие технологиями не хуже, чем у иностранцев, остаются не у дел.
Во-первых, нужно сохранить в определенном объеме государственное регулирование в этой сфере, увеличить квоты для малых предприятий по переработке нефти в виде давальческого сырья. Во-вторых, необходимо принять специальный закон «О малом и среднем предпринимательстве в нефтяной и газовой промышленности». В третьих, ввести льготное налогообложение для предприятий, занимающихся разработкой остаточных, трудноизвлекаемых запасов углеводородов. И те малые фирмы, что осваивают старые месторождения и с большими усилиями «выковыривают» нефть из малодебитных скважин, должны иметь льготное налогообложение. Ну, и последнее. Регионам надо дать свободу в проведении фундаментальных научных исследований с целью повышения нефтеизвлечения в старых добывающих районах. Такая тенденция вполне стыкуется с принятым правительством за основу долгосрочным планом по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. От бесконтрольного, хищнического отношения к природным ресурсам Россия переходит к поиску баланса между добычей ископаемых и приростом их разведанных запасов.
Как только наше правительство выработает четкую программу по развитию малого и среднего предпринимательства, сделает ее национальным приоритетом, отведет ей ведущую роль — дело сдвинется с мертвой точки.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. последних изменений).
2. Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998?г. № 146-ФЗ, Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000.
3. Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом. М: Финансы и статистика, 2008. 160 с.
4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2009. 356 с.
5. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008. 320 с.
6. Малое предпринимательство в России 2010. Статистический сборник. / Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. — М., 2010. 151с.
7. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Бизнесс-пресса, 2009. 608 с.
8. Предпринимательство / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 735 с.
9. Романенко И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2009. 208 с.
10. Витрик Н.Н. Современные тенденции в развитии нефтегазовых компаний // Нефтепромысловое дело. — 2011. — № 12. — С. 5458.
11. Маятник нефтяной политики. // Нефтегазовая вертикаль. — 2010. — № 7.
Размещено на