Выдержка из текста работы
Предназначен для студентов всех форм обучения по направлениям бакалавриата: 030900 Юриспруденция, 080200 Менеджмент , 080100 Экономика, 030300 Психология.
Требования ГОС к изучению дисциплины
1. Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Социология» относится к первому циклу учебного плана подготовки по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Освоение социологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, истории, логики, политологии, правоведения и др. Социологическое знание может быть использовано в учебных курсах «Организационное поведение», «Деловое общение», «Управление кадровой политики», «Эффективный менеджмент», «Управление персоналом» и др.
Цель освоения дисциплины– познание общественных законов и закономерностей. Для этого необходимо: формировать прочные знания об обществе, его структуре и элементах, о поведении людей, социальных групп и общностей в обществе; усвоить и адекватно применять понятийный аппарат; изучить процессы и отношения, существующие в современном обществе; способствовать формированию знаний о своем месте в обществе и значении своей профессиональной деятельности; выработать способность применять социологические знания в профессиональной и личной жизни; повысить общекультурный уровень; показать роль человеческого фактора в развитии общественных процессов; научить адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, на основе принципов креативного мышления; сформировать мировоззренческие установки, ценностные ориентиры и гуманистические цели будущих специалистов; научить основам проведения конкретных социологических исследований.
Основные задачи курса: формирование социально ориентированного мышления и социологической культуры; освоение культуры мышления и культуры социального поведения, усвоение моральных норм и институциональных правил; умение использовать социологическое знание для анализа конкретных ситуаций и прогнозирования возможного развития событий; обретение навыков научной работы и развитие на этой основе творческого мышления; формирование позитивных установок в отношениях с людьми; анализировать и оценивать явления и процессы современной общественной жизни.
Программа курса состоит из 4 разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: объект, предмет и метод социологии, культура, личность и общество, социальные институты, динамика современного общества.
На семинарских занятиях рассматриваются наиболее важные разделы и сложные для понимания студентов темы: социология как наука, общество как целостная система, культура, личность и общество, социальные взаимодействия, социальные организации и социальные институты, социодинамика современного общества, социальная стратификация и социальная мобильность, мировая система и мировые процессы, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы: основные точки зрения на предмет социологии, различие понятий «общество» – «страна» – «государство», виды культуры, влияние культуры на социальные и экономические отношения, соотношение биологического и социального в человеке, особенности трудовой социализации, М. Вебер о видах социальных действий, социальная среда, Н. Эллиас,
Э. Гидденс, П. Штомпка о развитии общества, модернизация как особая форма социальных изменений, основные теории расслоения общества, значение социальной мобильности в принятии управленческих решений, сущность и содержание основных мировых процессов, основные тенденции развития России.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент» должны:
знать основные закономерности развития общества и мышления;
уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками целостного подхода к анализу проблем общества, навыками научной речи, организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.
Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):
-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
-способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
-способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
-способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» и «Экономика»следующих компетенций (согласноФГОС ВПО):
1. способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3)
2. способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
3. владение культурой мышления, способностью к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
4. способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
5. способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники по направлению подготовки «Психология» должны:
иметь представление об основных элементах общества и сферах общественной жизни;
знатьосновные понятия, законы и направления развития социологии, этические аспекты профессиональной деятельности; структуру общества, её основные элементы, связи и отношения между ними; роль и значение культуры, в том числе социологической, в жизни общества; нормы и правила общежития; специфику коммуникативных процессов и виды коммуникаций; теоретические концепции социального поведения и его детерминацию; основные социальные институты общества, их сущность и роль в жизни общества; структуру организаций, их основные цели и задачи; причины и факторы социального расслоения общества; сущность социальной мобильности и ее социальное значение; теории управления организациями, уровни механизмы и виды управления; виды социальных изменений, сущность и механизмы модернизации; место и роль управления в процессе социальных изменений.
уметь анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию; использовать социологические знания при осуществлении профессиональной деятельности; анализировать общественные явления; выявлять связи и отношения между ними; выстраивать отношения в коммуникативном процессе, учитывая специфику конкретного управленческого решения; применять правила и нормы культуры адекватно ситуационному положению; выделять ценностные приоритеты в профессиональной деятельности; формулировать задачи организации, исходя из потребностей общества; определять мобильность кадрового состава организации; определять факторы социальных изменений и пути модернизации организации.
владеть навыками взаимодействия и общения; организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью; анализа социально значимых проблем и процессов, происходящих в обществе; применения социологического знания в целом и социологической культуры в профессиональной деятельности; критического анализа принимаемых управленческих решений и прогнозирования их возможных последствий; осуществления коммуникативных процессов.
Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):
понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
владение культурой социологического мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
самообразование на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ
Тема 1. Социология как наука
Предметное поле социологии. Социологические парадигмы. Уровни социологического знания. Терминологическая специфика социологии. Основные точки зрения на предмет социологии*. Социологические законы и их классификация. Уровни социологического знания. Функции социологии. Методы социологического исследования.
Тема 2. Общество как целостная система
Основные характеристики общества как системы. Различие понятий «общество» – «страна» – «государство»*. Социологические концепции общества. Понятие социальной системы. Системные характеристики общества. Основные классификации обществ. Характеристики различных типов обществ (традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного). Современное российское общество: основные проблемы и перспективы развития.
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Тема 3. Культура и общество
Специфика социологического подхода к культуре. Виды культуры*. Основные элементы культуры. Культурные универсалии. Доминирующая культура, субкультура, контркультура. Молодежная субкультура. Культурные нормы и ценности. Нормы культуры и отклоняющееся поведение. Понятие культурного развития и культурной деградации. Влияние культуры на социальные и экономические отношения*. Взаимодействие политики и экономики, социальных отношений и культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм, их достоинства и недостатки.
Тема 4. Личность и общество
Соотношение биологического и социального в человеке*. Социологическое понимание личности. Индивид – индивидуальность – личность. Социализация – процесс становления «Я-образа». Теория ролей Р. Линтона. Личностная и социальная идентификация. Этническая идентификация. Первичная и вторичная социализации. Стратегия ухода от негативного «Я-образа». Особенности трудовой социализации*. Динамика адаптации молодежи в современных условиях. Ресоциализация, её объективная необходимость.
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Тема 5. Социальное взаимодействие
Понятие и структура социального действия. Социальная коммуникация: невербальная и вербальная. Социальные контакты. Социальные действия. М. Вебер о видах социальных действий*.
Социальные группы, их функции и воздействие на жизнедеятельность индивида. Классификация социальных групп. Первичные и вторичные группы. Нормативно-референтные и сравнительно-референтные группы. Социальные обязанности. Социальная среда. Социальная «стратегия» индивида.
Тема 6. Социальные организации
И социальные институты
Понятие социальной организации. Основные теории организации (А. Фойоль, М. Вебер, Р. Лайкерт, И. Ансофф, Г. Саймон)*. Признаки организации. Структура организации и типы организационных связей. Организационная культура. Типы организаций. Концепции организации М. Вебера, Р. Мертона, М. Крозье.
Понятие социального института. Процесс институционализации. Социальный институт как совокупность норм и отношений. Статусная иерархия. Виды социальных статусов. Признаки социального института. Взаимосвязь социальных институтов, их современная эволюция.
Раздел IV. ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Тема 7. Социодинамика современного общества
Классические концепции социального существования и развития: эволюционизм, теория цикличности, марксизм.
Современная теория функционирования и развития общества. Н. Эллиас, Э. Гидденс, П. Штомпка о развитии общества*.
Социальные процессы, процессы развития, социальные изменения. Понятия прогресса и регресса. Основные формы социальных изменений: социальные реформы, социальные революции. Модернизация как особая форма социальных изменений*.
Содержание основных социальных процессов.
Понятие и критерии социальных движений, их классификация. Значение социальных движений в развитии общества.
Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность
Понятие социальной стратификации. Социальная дифференциация как основа стратификации. Основные теории расслоения общества*. Экономическое и неэкономическое измерение стратификации. «Капиталы» личности, культурный капитал. Открытые и закрытые системы стратификации. Социальное неравенство. Бедность и богатство в современном российском обществе.
Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Значение социальной мобильности в принятии управленческих решений*.
Тема 9. Мировая система. Основные мировые процессы
Мировая система: состояние, тенденции эволюции. Сущность и содержание основных мировых процессов*. Модернизация. Глобализация. Переход к постиндустриальному, информационному обществу. Противоречия мировых процессов.
Основные тенденции развития России*. Главные проблемы общественного развития страны. Формирование и распространение культуры постиндустриального общества с опорой на достижения российской культуры. Перестройка социальных институтов. Модернизация.
Современные требования к личности работника.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки специалистов предусматривается широкое использование активных и интерактивных технологий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умение самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, в отрасли, в трудовом коллективе.
Активные и интерактивные образовательные технологии включают:
· компьютерные презентации;
· деловые и ролевые игры;
· разбор конкретных ситуаций, которые могут возникнуть в обществе, в трудовых коллективах;
· проведение тестирования знаний студентов;
· подготовка выступлений, научных сообщений, рефератов.
При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.
Деловые и ролевые игры позволяют создать условия, которые имитируют их будущую профессиональную деятельность.
Подготовка рефератов, выступлений, научных сообщений способствует формированию навыков научно- профессиональной деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины для студентов направления обучения «Экономика» и «Менеджмент» составляет 2 зачётные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Общая трудоёмкость дисциплины для студентов направления обучения «Психология» составляет три зачётные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы (для направления «Экономика» и «Менеджмент»)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия, в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (СЗ) в т.ч. зачет | ||
Практические занятия (П3) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект | — | |
Расчетно-графические работы | — | |
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Решение практических ситуаций | — | |
Подготовка научных докладов и сообщений | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет |
Общая трудоемкость | ||
Зачетные единицы |
Объем дисциплины и виды учебной работы (для направления «Психология»)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия, в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (СЗ) в т.ч. зачет | ||
Практические занятия (П3) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект | — | |
Расчетно-графические работы | — | |
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Решение практических ситуаций | — | |
Подготовка научных докладов и сообщений | ||
Вид промежуточной аттестации | экзамен | экзамен |
Общая трудоемкость | ||
Зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Менеджмент». Срок обучения – 4 года, 1 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Экономика». Срок обучения – 4 года, 1 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Менеджмент» и «Экономика». Срок обучения – 3 года, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Психология». Срок обучения – 4 года, 2 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Типы обществ | |||||||
Специальные социологические теории | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Социальная роль и социальный статус | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации | |||||||
Социальные институты | |||||||
Социальные движения | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация | |||||||
Социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Менеджмент» и «Экономика» Срок обучения – 5 лет, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов
специальности «Психология»
Срок обучения – 4 года, 2 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Типы обществ | |||||||
Специальные социологические теории | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Социальная роль и социальный статус | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации | |||||||
Социальные институты | |||||||
Социальные движения | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация | |||||||
Социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий для студентов направления обучения «Психология»
Срок обучения – 3 года, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентовспециальности «Психология». Срок обучения – 5лет, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение семинарских занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков формирования и изложения основных положений рассматриваемых тем предусматривается проводить индивидуальные собеседования, знакомство с конспектами, материалами подготовки студентов к занятиям.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Контрольные вопросы к темам для самостоятельной проверки
Контрольные вопросы к теме 1
1. В чем заключается специфика предмета социологии?
2. Каковы социальные, политические, экономические и культурные предпосылки возникновения социологии?
3. Чем социология отличается от истории, философии, психологии и других гуманитарных наук, изучающих общество?
4. Что такое социологическая парадигма?
5. Какие социальные парадигмы вы знаете?
6. Какие уровни социологического знания выделяют?
7. Какие основные функции выполняет социология?
Контрольные вопросы к теме 2
1. Что отличает общество от простой совокупности индивидов?
2. Что понимается под социальной реальностью? Обоснуйте ответ.
3. Что отличает общество от природы?
4. Почему можно утверждать, что общество является целостной системой? Обоснуйте ответ.
5. В чем различие в рассмотрении общества в теориях функционального структурализма (Парсонс) и символического интеракционизма?
6. Раскройте содержание различных подходов в трактовке отношений «индивид» — «общество».
7. Почему общество можно назвать нелинейной системой?
8. Какие элементы составляют структуру общества?
9. Правомерно ли утверждать, что состояние социального хаоса наиболее продуктивно для развития общества?
10. Что такое «социальный детерминизм»?
Контрольные вопросы к теме 3
1. Почему существует более 500 определений культуры?
2. В чем отличие подходов к культуре в социологии и философии?
3. Назовите виды и типы культур.
4. Каковы конкретные формы бытия культуры?
5. Какую роль в обществе играют культурные ценности? Что можно отнести к культурным ценностям?
6. Каково отношение между традициями и новациями в культуре
7. Что такое культурная универсалия?
8. Как соотносятся друг с другом доминирующая культура, субкультура?
9. Какие виды молодежных субкультур вам знакомы?
10. Какие явления можно отнести к культурным отклонениям?
Контрольные вопросы к теме 4
1. В чем отличие социологического понимания личности от философского и психологического?
2. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, социальное окружение, самовоспитание и самообразование?
3. Какие типы личности выделил Р. Линтон в своей теории ролей?
4. Какие особенности имеет этническая социализация?
5. Почему возрастная социализация чаще всего протекает болезненно?
6. Какие формы научения можно выделить в процессе социализации?
7. Существует ли разница в процессе социализации представителей разных полов?
8. Что такое габитус и какие типы габитуса различают?
9. На основе каких структур осуществляется процесс социализации?
10. Назовите основных агентов социализации.
Контрольные вопросы к теме 5
1. Как понимал М. Вебер социальное действие? Какими характеристиками обладает социальное действие?
2. Кто является субъектом социального действия?
3. Какова структура социального действия?
4. Что такое «социальная интеракция»?
5. Какие типы коммуникаций существуют в современном обществе?
6. Какие особенности имеет вербальная и невербальная коммуникация?
7. Какую роль играет социальная коммуникация в процессе социализации личности?
8. В чем состоят особенности воздействия первичных и вторичных групп на поведение индивида?
9. Что дает изучение социальных групп для познания личности? Аргументируйте свой ответ.
Контрольные вопросы к теме 6
1. Охарактеризуйте четыре уровня социальной организации.
2. По каким критериям можно определить наличие социальной организации?
3. О чем говорит сложность организационной структуры организации – о ее развитости или о несовершенстве и громоздкости управления?
4. Дайте характеристику бюрократии и определите ее положительные и отрицательные стороны.
5. Возможна ли в перспективе такая организация общества, в котором отсутствует бюрократия?
6. Назовите известные вам социальные институты.
7. Какова процедура возникновения социального института?
8. Какие связи существуют между социальными институтами общества?
9. Как связаны социальный статус и социальная роль?
10. Какие причины могут вызвать ролевой конфликт?
Контрольные вопросы к теме 7
1. Как соотносятся понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?
2. Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологическое образование?
3. Играют ли революции действительно позитивную роль в истории или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых следует избегать?
4. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменеий.
5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс? Совпадает ли понятие социального прогресса с понятием технико-технологического и научного прогресса?
6. В чем заключается различие между революционными и реформистскими движениями?
7. Какие социальные и психологические причины вызывают к жизни новые социальные движения?
8. На протяжении последнего столетия одни движения сменяли другие. Отражает ли рост или спад популярности тех или иных движений какие-либо объективные процессы, происходящие в обществе, или социальные движения развиваются и сменяют друг друга по каким-то собственным законам?
9. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях? Какие психологические качества для этого нужны?
Контрольные вопросы к теме 8
1. Как связана социальная дифференциация и социальная стратификация?
2. Какие теории социальной стратификации вы знаете? Какие из них, с вашей точки зрения, в большей степени отражают реальность?
3. Как проявляется экономическое измерение стратификации?
4. Как проявляется статусная стратификация?
5. Какие формы стратификации существуют в закрытых системах?
6. Какие факторы лежат в основе социального неравенства?
7. Какие «капиталы» влияют на социальный статус индивида?
8. По каким каналам может осуществляться социальная мобильность?
9. Какие виды социальной мобильности выделил
П. Сорокин?
10. Какие особенности можно отметить в процессах социальной мобильности в постиндустриальном обществе?
Контрольные вопросы к теме 9
1. Охарактеризуйте современное мировое сообщество.
2. В чем состоит содержание процесса модернизации?
3. Дайте характеристику процесса глобализации.
4. Каковы отрицательные и положительные последствия процесса глобализации?
6. Назовите основные черты постиндустриального, информационного общества.
7. Назовите основные проблемы современного социального развития России. Аргументируйте свою точку зрения.
8. Чем определяется объективная необходимость модернизации в России?
9. Дайте характеристику культуры постиндустриального, информационного общества.
10. Какие основные изменения происходят в социальных институтах России?
11. Назовите основные требования к личности современного работника.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Кравченко А.И. Социология. – М.: Проспект, 2010.
Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2010. – 344 с.
Дополнительная литература
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В. Н., Социология. – М.: Гардарики, 2008.
Волков Ю.Г. Социология. – М.: Альфа-М ; Инфра-М, 2010.
Багдасаров Н.Г. Социология: учебник. – М.: Юрайт, 2010.
Гостенина В.И., Киселев А.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: Альфа–М; Инфра-М., 2009.
Гидденс Э. М. Социология. – М. : Элиториал, 2008. – 632 с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: Инфра–М; Проспект, 2010.
Кравченко А.И. Общество: статика и динамика : учеб. пособие. – М.: Академический проект; Альма матер, 2006.
Немировский В. Г. История социологии. М:.Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Социология / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова. – Изд.
3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Библионика, 2008.
Штомпка П. Социология. – М.: Логос, 2008.
Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций. – СПб. : Интерсоцис, 2006.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php
2. http://www.isras.ru/index.php?page_id=1071
3. http://www.scepsis.ru/library/id_580.html
4. http://soc.lib.ru/
5. http://socio.rin.ru/
6. http://socioline.ru/
7. http://www.jourssa.ru/
8. http://www.ecsocman.edu.ru/
9. http://wc:om.ru
10. http://www.isras.rssi.ru
11. http://mgei.ru/biblioteka/internet-resursy/ periodicheskie_izdaniya_po_specialnostyam_ mgei/ periodicheskie_ izdaniya_po_obwim_ gumanitarnym_i_socialnym_ disciplinam/
12. Журнал социологии и социальной антропологии http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa.
13. Журнал «Социологические исследования» Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..
Журнал «Экономическая социология» ГУ-ВШЭ http://ecsoc.hse.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
По учебной дисциплине «Социология» требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | №№ раздела дисциплины | Тема семинарского занятия | Трудоемкость в часах |
1. | 1.1. | Становление социологии как науки. Предмет социологии | |
2. | 1.2. | Общество как система. Типы обществ. | |
3. | 2.1. | Специфика социологического подхода к культуре | |
4. | 2.2. | Личность как объект и субъект общественных отношений | |
5. | 3.1. | Социальное действие. Социальная коммуникация. Социальное поведение. | |
6. | 3.2. | Социальная организация и ее типы. Виды социальных институтов. | |
7. | 4.1. | Социальная стратификация. Социальная мобильность и её виды. | |
8. | 4.2. | Факторы, механизмы и виды социальных изменений | |
9. | 4.3 | Современные социальные процессы в мировом сообществе |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Научные предпосылки возникновения социологии.
2.Социология в системе научного знания.
3.Социологические парадигмы.
4.Социологическое наследие О.Конта и Ч. Спенсера.
5.Социология М.Вебера.
6. История развития социологии в России.
7. Современная зарубежная социология: основные школы и направления.
8. Социология управления и ее предметное поле.
9. Социология молодежи в России: основные школы и направления.
10. Основные проблемы социологии конфликтов.
11.Социология безопасности и ее ключевые проблемы.
12. Основные угрозы информационной безопасности России.
13.Ценностные ориентации и образ жизни современной молодежи.
14. Молодежь на рынке труда: проблемы безработицы и профессиональной самореализации.
15. Общество как динамическая система.
16. Общество в рамках синергетической парадигмы.
17. Типология обществ в социологии.
18. Информационное общество: основные характеристики и проблемы.
19. Современное постиндустриальное общество: основные характеристики и перспективы развития.
20. Современное российское общество: Основные проблемы и перспективы развития.
21. Современная массовая культура.
22. Современная молодежная субкультура: отличительные признаки и тенденции развития.
23. Молодежная девиантная субкультура: источники формирования и развития.
24.Субкультура и контркультура.
25. Конфессиональные субкультуры.
26. Основные агенты социализации личности в современном обществе.
27. Интернет и социализация молодежи: основные проблемы и тенденции.
28. Социальная идентификация личности.
29. Особенности этнической идентификации личности в этнически смешанных семьях.
30. Типы социальной коммуникации в современном обществе.
31. Вербальная и невербальная коммуникация.
32. Телевидение как доминирующий тип современной массовой коммуникации.
33. Интернет в системе массовой коммуникации.
34. Особенности межнациональной коммуникации в современном российском обществе.
35. Психоаналитическое направление в исследовании социального поведения.
36. Бихевиористские концепции в социологии.
37. Социальное поведение в рамках теории обмена и символического интеракционизма.
38. Социальная структура общества: основные теоретические подходы к исследованию.
39.Типология социальных групп.
40.Социальное действие и социальное поведение.
41. Проблема социального выбора в социологии.
42. Институт семьи в современном российском обществе.
43. Значение института религии в современном обществе.
44. Экономический институт и особенности его развития в современной России.
45.Трансформация гендерных ролей в современном обществе.
46. Ролевые конфликты в профессиональной сфере.
47. Социальный статус в системе социальной стратификации.
48. Социальная стратификация современного российского общества..
49. Современное состояние и тенденции развития среднего класса в России.
50. Социальное неравенство: проблема происхождения и воспроизводства в современном обществе.
51. Бедность как социальный феномен.
52. Социальная мобильность в современном российском обществе: ограничения и перспективы.
53. Современная российская молодежь в системе социальной мобильности.
54.Основные типы социальных изменений.
55.Социальная революция и социальная реформа: сравнительный анализ.
56.Трансформация системы ценностей современного российского общества.
57. Модернизация: понятие и основные подходы к исследованию.
58. У. Бек и концепция «общества риска».
59.Типология социальных движений.
60. Источники молодежного экстремизма в современной России.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Контрольное задание 1.
1.Чем можно объяснить сложность в определении предмета социологии.
2. В чем заключается различие между историей и социологией при изучении общества?
3. Как определил предмет социологии О.Конт? В чем он видел задачи социологии?
4. Выделите уровни социологического знания и укажите специфику каждого из них.
5. Как проявляет себя управленческая функция социологии в менеджменте?
Контрольное задание 2. (ОК-4)
1. С какой целью проводится конкретное социологическое исследование? Какие виды социологичеcкого исследования выделяют?
2. Назовите этапы социологического исследования и кратко изложите их содержание.
3. Перечислите методы конкретного социологического исследования.
4. Какие требования предъявляются к социологической анкете и процедуре анкетирования?
5. Что такое контент-анализ?
Контрольное задание 3. (ОК-4,ОК-5)
1. Что исследует социология управления?
2. Выделите два необходимых условия организации коллективного действия и объясните, почему без них действие невозможно или малопродуктивно.
3. Как можно определить процесс управления? Укажите объект и субъект управления.
4. Выделите частные подсистемы в социальных системах и свяжите их в социальным управлением.
5. Можно ли утверждать, что основным элементом социального управления является стимул деятельности? Обоснуйте свою позицию.
Контрольное задание 4. (ОК-1,ОК-4,ОК-22)
1. Что является предметом социологии молодежи?
2. В чем заключается суть конфликта поколений?
3. Каковы особенности молодежи как особой демографической группы?
4. Какие жизненные ценности, с вашей точки зрения, для молодого поколения являются приоритетными? Расположите их по степени значимости.
5. Каково положение молодежи на рынке труда? Какие сложности возникают в процессе профессиональной самореализации?
Контрольное задание 5. (ОК-4)
1. Перечислите основные признаки общества.
2. Что является содержанием понятия «социальная реальность»?
3. Объясните различие между понятиями «общество», «государство», «страна».
4. Дайте определение понятия «социальная система и укажите ее системные характеристика.
5. Как вы понимаете высказывание: «Общество – это открытая, динамичная, нелинейная система».
Контрольное задание 6 (ОК-4, ОК-5,ОК-22)
1. Какое из приведенных определений культуры является наиболее удачным для социологической науки:
А) «Культура представляет собой сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Э. Тейлор).
Б) «Культура – комплексное многофункциональное понятие, с четкой выраженностью важнейших социальных функций, проявляющихся через преобразовательную, творческую деятельность индивидов и социальных институтов, и в этом аспекте культура понимается как специфический способ жизнедеятельности человека, как воплощение общественного прогресса и общественной деятельности» (А. Маршак).
2. Какие черты присущи элитарной и массовой, народной и авторской культуре?
3. Какие культурные нормы можно выделить? Какова сфера их действия и эффективность?
4. Как соотносятся традиции и новации в культуре? Приведите известные вам примеры.
5. Что такое контркультура? Какие контркультурные явления вам известны?
Контрольное задание 7 (ОК-4, ОК-22)
1. Каково соотношение понятий «человек» — «индивид» — «индивидуальность» — «личность»?
2. Какие факторы в процессе социализации оказывают наибольшее влияние на формирование личности?
3. Какие модели адаптации личности выделил Р. Мертон? 4. В чем заключается сущность ролевой теории личности? Какие особенности развития современного общества способствуют формированию «одномерного человека»?
5. Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали, учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье.
Контрольное задание 8. (ОК-4, ОК-22)
1. По мнению Э. Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно несвободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением.
По мнению М. Вебера индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения, по вашему мнению, больше соответствует реальному положению дел? Обоснуйте свой ответ.
2. Любое ли полученное в процессе коммуникации сообщение является информацией? Обоснуйте свой ответ.
3. После проигрыша нашей команды на чемпионате мира 2002 года в Москве были беспорядки. Является ли поведение агрессивных болельщиков социальным действием? Аргументируйте свой ответ
4. Основными средствам массовой коммуникации являются радио, телевидение, пресса, реклама, Интернет. Сегодня на них часто возлагают ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Считаете ли вы эти обвинения справедливыми. Обоснуйте свою позицию.
5. В настоящее время самое широкое распространение получило такое средство массовой коммуникации как Интернет. Несомненно, Интернет имеет преимущества перед другими источниками получения информации. Как вы считаете, Интернет обладает только положительными качествами, или он имеет и негативные?
Контрольное задание 9 (ОК-4, ОК-22)
1. Многие участвуют во встречах выпускников даже спустя многие годы после окончания школы. Иногда контакт с бывшими одноклассниками устанавливается очень быстро, а иногда обнаруживается, что многие сильно изменились, их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними не о чем. Чем можно объяснить такое явление?
2. Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. Такой человек располагает большой информацией о работе отдела, его хорошо знают люди. Почему охотнее приглашают человека со стороны, который с трудом вписывается в новый коллектив?
3. Охарактеризуйте феномен социального манкирования. Чем, по вашему мнению, его можно объяснить.
4. Какие функции выполняет референтная группа?
5. В сказке Г.Х. Андерсена майский жук был вначале в восторге от Дюймовочки. Она казалась ему очень красивой. Но когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожество! У нее нет усиков! У нее даже талия есть! И жук сразу же разлюбил Дюймовочку и отправил ее куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в данном случае?
Контрольное задание 10. (ОК-4)
1. По каким критериям можно определить наличие социальной организации?
2. Можно ли создать такую ситуацию в обществе или хотя бы в отдельной социальной группе, чтобы неформальные лидеры cтали формальными, а формальные просто бы исчезли, дав им место. Была бы такая ситуация добром или злом?
3. Как вы считаете, сложность организационной иерархии в обществе говорит о его развитости и совершенстве или, наоборот, о его несовершенстве и громоздкости управления? Обоснуйте свой ответ.
4. Дайте характеристику феномена бюрократии. Очертите ее достоинства и недостатки как типа организации общества. Как вы считаете, существует ли у бюрократического типа социального управления историческая перспектива?
5. Некоторые теоретики выдвигали гипотезу о постепенном отмирании органов социального управления и переходе к самоуправлению. Возможна ли, по вашему мнению, такая организация общества, где не было бы государства, судов, полиции, прокуратуры? При каких условиях она была бы возможна?
Контрольное задание 11. (ОК-4)
1. Вспомните содержание фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Как вы считаете, чем обусловлена комичность ситуации? Почему управдом смешон в роли царя, а царь в роли управдома?
2. В некоторых архаических обществах существовал ритуал «переворачивания статуса», когда индивиды, находящиеся на низшей ступени социальной иерархии, на короткое время получали статус господ и им оказывали соответствующие почести, исполнялись их распоряжения, а подлинные господа им подчинялись и были унижены. Как, по-вашему, в чем смысл такого ритуала или это просто бессмысленная игра?
3. Какой социальный, по вашему мнению, статус можно считать высоким? Обоснуйте свой ответ
4. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доход? Приведите пример исключения из этого правила.
5. Охарактеризуйте социальный статус монарха (например, королевы Великобритании). Является ли монарх просто воплощением традиций, или наличие такой статусной позиции имеет функциональный смысл. Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.
Контрольное задание 12. (ОК-4,ОК-5)
1. Один богач никогда не подавал милостыни бедным. У него была поговорка: « Бог ему не дал, почему же я должен дать?». Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального и имущественного неравенства? Попытайтесь опровергнуть выраженную в поговорке концепцию.
2. Если обратиться к статистическим данным, окажется, что среди рабочих женщин значительно меньше, чем среди служащих. Группа служащих в статусном отношении обычно считается более высокой, чем группа рабочих. Означает ли это, что у женщин больше шансов сделать социальную карьеру, чем у мужчин, и что им чаще удается подняться выше по статусной лестнице? Аргументируйте свой ответ.
3. Как вы считаете, образует ли студенчество, солдаты срочной службы, безработные особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
4.Обьясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чем между ним разница? К какому типу следует, на ваш взгляд, отнести современное российское общества. Почему?
5. Верно ли, что современное западное (постиндустриальное) общество смягчило остроту проблемы социально-экономического неравенства?
Аргументируйте свой ответ.
Контрольное задание 13. (ОК-4)
1. Проанализируйте идею Гесиода о социальной деградации «от золотого века» к «железному»; мысль Экклезиаста о том, что «нет ничего нового под солнцем»; слова апостола Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся». В чем различия в содержании приведенных представлений? Что между ними общего?
2. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность? Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологические виды и организмы? Аргументируйте свой ответ.
3.Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить себе развитие общества без них? Чем они обусловлены? Играют ли революции действительно позитивную роль в истории? Или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых надо о возможности избегать?
4. Как вы оцениваете концепции замкнутого циклического развития цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби), т.е. цивилизационный подход согласно которому каждая цивилизация неизбежно переживает свой уникальный цикл развития с фазами рождения, развития, расцвета и упадка? Сопоставьте его с подходом, согласно которому все общества проходят одни и те же фазы (К.Марк, Ф.Энгельс). Какое понимание кажется вам более правильным. Должна ли Россия пройти тот же путь развития, что и общества западной индустриальной цивилизации, или у неё свой путь?
5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
(В каждом тесте только один ответ является правильным).
Тест 1.
1.Кто из классиков социологии является ее основателем?
а) Э. Дюркгейм
б) К.Маркс
в) О.Конт
г) М.Вебер
2. Кто из классиков социологии считал, что социология – это наука об институтах, их генезисе и функционировании?
а) О.Конт
б) Э. Дюркгейм
в) Г. Зиммель
г) Г.Спенсер
3. Кто из социологов считал, что социология должна изучать взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой?
а) П. Сорокин
б) К. Маркс
в) Э. Дюркгейм
г) Ч. Спенсер
4. Кто из классиков отечественной социологии сформулировал основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности?
а) М.Ковалевский
б) Н.Данилевский
в) П. Сорокин
г) Н. Михайловский.
5. Кто из классиков социологии определял общество как социальный организм, в котором все общественные изменения следуют относить к общему процессу развития, а не сводить к непосредственной деятельности отдельных индивидов?
а К. Маркс
б) Э. Дюркгейм
в) Ч. Спенсер
г) Г. Зиммель
6.Кто из социологов впервые ввел термин «идеальный тип»?
а) К. Маркс
б) О. Конт
в) М. Вебер
г) Г. Зиммель
7.С чьим именем связана парадигма социальных фактов?
а) В. Парето
б) Э. Дюркгейм
в) М. Вебер
г) Ч.Спенсер
8.Кто из современных социологов разработал теорию коммуникативного действия?
а) Турен
б) Ю. Хабермас
в) Т. Лукман
г) Э. Гидденс
9. Кто из социологов разработал «теорию обмена» для объяснения социального поведения?
а) Дж. Хоманс.
б) П. Бурдье
в) Т. Лукман
г) Ю. Хабермас
10.Какими проблемами занимается общетеоретическая социология?
а) проблемами развития социальных институтов
б) проблемами развития личности
в) проблемами культуры
г) проблемами развития и функционирования социума как целого.
11. Какая функция социологии проявляется в изучении духовного мира общества, его ценностных и поведенческих ориентиров?
а) гносеологическая;
б) практическая;
в) прогностическая;
г) идейно-воспитательная.
12. Какой метод конкретного социологического исследования является количественным?
а) интервьирование:
б) анкетирование;
в) контент-анализ;
г) наблюдение.
Тест 2.
1. Какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «общество» в социологии?
а) объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью;
б) социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы;
в) естественно сложившаяся общность людей, объединенная в рамках искусственного территориально-политического образования, имеющего государственные границы.
2. Упорядоченное целое, представляющее совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов, это:
а) социальная система;
б) социальный институт;
в) социальные отношения;
г) социальные взаимодействия.
3.Какая системная характеристика не подходитдля описания общества?
а) общество – открытая система;
б) общество – нелинейная система;
б) общество – динамическая система;
в) общество – самоорганизующаяся система;
г) общество – статическая система;
4. В каком из направлений социологии общество рассматривается с позиции самоорганизации и нелинейности развития социальных систем?
а) функционализм;
б) эволюционизм;
в) синергетика;
г) структурализм.
5. Кто является автором типологии обществ, согласно которой тип общества определяется способом производства, в связи с чем выделяются первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Ф. Тённис;
г) Э. Дюркгейм.
6. По какому параметру общество отличается от государства?
а) система взаимоотношений;
б) система взаимодействий;
в) искусственно созданный политический конструкт;
в) система норм и правил.
7. Какое общество, согласно типологии современных обществ, определяется как общество «посттрудовое», «постклассовое»?
а) индустриальное;
б) постиндустриальное;
в) информационное;
г) традиционное.
8.Социальная структура – это:
а) иерархическая система неравенства, формирующая различные слои общества;
б) значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом;
в) последующая смена состояний общества или его отдельных систем;
г) принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.
9. В рамках какого социологического направления социальная структура общества определяется отношениями господства (власти) и подчинения?
а) функционализма;
б) теория структурации;
в) конфликтологии;
г) позитивизма.
10.Кто из социологов разработал бюрократическую теорию организации?
а) К. Маркс;
б) Л. Лайкерт;
в) М. Вебер;
г) Г. Саймон.
11. Кто из социологов определил общество как « сеть социальных ролей»?
а) П. Бергер;
б) Дж. Мид;
в) Р. Дарендорф
г) А. Фойоль.
12. Представители какой теории считают, что общество — это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом?
а) функционализма;
б) социологического детерминизма;
в) взаимодействия;
г) обмена.
Тест 3.
1.Что понимал классик социологии Э. Дюркгейм под совокупностью качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человечеcкого опыта?
а) индивида;
б) индивидуальность;
в) личность;
г) характер.
2. Модальная личность – это:
а) идеал личности данной культуры;
б) наиболее распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности;
в) неопределившаяся личность;
г) героическая личность.
3. Как в социологии называется тип адаптации личности, при котором человек не признает целей и ценностей своего общества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений?
а) эскапизм;
б) ритуализм;
в) конформизм;
г) бунт.
4. Она может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной, позволяет отождествлять себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям и другим признакам с определенной социальной группой. О чем речь?
а) социализация;
б) социальная адаптация;
в) социальная идентификация;
г) социальная стабилизация.
5. Какой социальный процесс Г. Роше определил как «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению»?
а) маргинализация;
б) ассимиляция;
в) социализация;
г) социальная идентификация.
6. Кто из агентов осуществляет первичную социализацию личности?
а) школа;
б) семья;
в) интернет;
г) армия.
7. Кто из социологов для характеристики социализации личности ввел понятие «габитус»?
а) Дж. Мид;
б) Ч. Кули;
в) П. Бурдье;
г) Р. Мертон.
8. Кто из социологов является автором теории «зеркального Я»?
а) Дж. Мид;
б) Ч. Кули;
в) П. Бурдье;
г) Дж. Хоманс.
9. Кто из социологов создал теорию «обобщенный другой»?
а) Дж. Хоманс;
б) Дж. Мид;
в) Р. Мертон;
г) Ч.Кули.
10. Кто из социологов для объяснения процесса социализации использовал понятие «значимый другой»?
а) П. Бергер;
б) Дж. Мид;
в) А.Халер;
г) М. Крозье.
Тест 4.
1.Социальное действие – это:
а) активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния;
б) процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом;
в) единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества;
2. Социальный актор – это:
а) индивид;
б) субъект социального действия;
в) объект социального действия;
г) личность.
3. Коммуникация – это:
а) взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера;
б) процесс освоения индивидов на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
в) обобщенное, закодированное обозначения понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл
4. Какой тип коммуникации определяется как совокупность современных средств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории?
а) вербальная;
б) невербальная;
в) массовая;
г) межличностная.
5. Мать, пеленающая ребенка, непрерывно с ним «разговаривает». Ребенок смеется. Происходит ли здесь коммуникация? Если да, то какая?
6. Христианин обращается к Богу, что бы тот исполнил его определенное желание. В конце молитвы у него возникает ощущение, что он услышан. Назовет ли социолог такой процесс интеракцией? Будет ли ответ зависеть от того, является ли сам социолог верующим или атеистом?
7. Охотник дает команду собаке искать подстреленную птицу. Собака находит ее, останавливается и лает. Происходит ли здесь символическая коммуникация и символическая интеракция?
8. Совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду, — это:
а) социальное поведение;
б) социальное действие;
в) социальная коммуникация;
г) социальное движение.
9. Кто является автором известного психоаналитического учения о «коллективном бессознательном»?
а) З. Фрейд;
б) К. Юнг;
в) А. Адлер;
г) Э.Фромм.
10. На каком из психологических направлений была основана разработанная для объяснения социального поведения Дж. Хомансом «теория обмена»?
а) психоанализ;
б) когнитивная психология;
в) бихевиоризм.
11. Какая из нижеприведенных групп является первичной?
а) класс;
б) студенческая группа;
в) семья;
г) футбольная команда.
Тест 5.
1. Под социальной стратификацией в социологии понимается:
а) переход людей из одних социальных групп в другую;
б) вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям по признаку неравенства доходов, доступа к образованию, объема власти и влияния;
в) деление общества на общности, фрагментация человеческой деятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий.
г) деление общества по полу, расовой принадлежности; вероисповеданию, месту жительства.
2. Кто из социологов считал, что социальное неравенство проявляется в трех измерениях – экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), кратическом (властном) ?
а) Э. Дюркгейм;
б) М. Вебер;
в) Т. Парсонс
г) Г. Спенсер.
3. В какой системе социальной стратификации статус определяется рождением и является пожизненным?
а) в кастовой;
б) в системе рабства;
в) в классовой;
г) в сословной.
5. Что лежит в основе сословной системы общества:
а) предписанный статус;
б) правовая организация общества;
в) религиозные установки;
г) богатство.
5. Изменение положения индивида, которое вызывает понижение или повышение его социального статуса называют в социологии социальной мобильностью:
а) горизонтальной;
б) межпоколенной;
в) вертикальной;
г) внутрипоколенной.
6. Кто из социологов объяснял социальную стратификацию как прямое следствие разделения труда, при котором неравные социальные функции требуют неравного вознаграждения?
а) К. Маркс и Ф. Энгельс;
б) К. Дейвис и У. Мур;
в) О. Конт и Ч. Спенсер;
г) Ч. Кули и Дж. Мид.
7. Кто ввел в социологию понятие социальной мобильности:
а) К. Маркс;
б) М. Вебер;
в) П. Сорокин;
г) Т. Парсонс.
8. Кто из социологов объяснял социальное неравенство, существующее в каждом обществе, собственной социальной иерархизированной системой ценностей?
а) М. Вебер;
б) Т. Парсонс;
в) Ю. Хабермас;
г) К. Маркс.
9. Кто из социологов считал власть как инструмент достижения экономического господства?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Т. Парсонс;
г) А. Холи.
10. Кто из социологов считал власть главной формой выражения социального господства?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Т. Парсонс;
г) А. Холи.
Тест 6.
1.Социальное изменение – это:
а) любая модификация, произошедшая в социальных отношениях, изменение социальной структуры общества;
б) совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом;
в) приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в них субъектов.
2. Кто является наиболее ярким представителем эволюционной теории в социологии, согласно которой биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же единому закону эволюционного развития?
а) О. Конт;
б) М. Вебер;
в) Г. Спенсер;
г). Л. Козер.
3. Свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающихся от предыдущего называется:
а) социальной реформой;
б) путчем;
в) анархизмом;
г. социальной революцией.
4. Кто является автором концепции «пяти стадий экономического роста»?
а) У. Ростоу;
б) А. Тоффлер;
в) Дж. Стюарт;
г) И. Валлерстайн.
5. В социологии для обозначения исторического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу используется понятие:
а) глобализация;
б) информатизация;
в) модернизация;
г) компьютеризация.
6. Кто из социологов разработал концепцию «общества риска»?
а) Ю. Хабермас;
б) П. Бергер;
в) У. Бек;
г) Дж. Хоманс.
7. Социальные движения – это:
а) столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия;
б) отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо его частной структуры;
в) совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом;
г) большая совокупность людей, объединенных общим интересом.
8. Социальные движения, направленные на то, что бы блокировать введение изменений или отменить или отменить уже введенные изменения – это:
а) экспрессивные движения;
б) революционные;
в) реформаторские;
г) движение сопротивления.
9. Исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками, в социологии принято называть:
а) модернизацией;
б) «вестернизацией»;
в) глобализацией;
г) технологизацией.
10. Как еще в социологии называют «ценностно ориентированные» движения?
а) религиозными;
б) харизматическими;
в) фанатическими;
г) утопическими.
11. Кто разработал « мир — системную модель», согласно которой глобализация представляет собой прежде всего экономическое явление, и мир четко делится на «экономическое ядро», «полупереферию» и «переферию»?
а) Р. Робертсон;
б) Э. Гидденс;
в) И. Валлерстайн;
г) М. Кастельс.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Основные социологические предпосылки
4. Уровни социологического знания.
5. Функции социологии.
6. Методы социологического исследования.
7. О. Конт и его роль в институциализации социологической науки
8. Основные школы и направления развития зарубежной социологии Х1Х века.
9. Основные школы и направления развития зарубежной социологии ХХ века.
10. Основные школы и направления развития русской социологии Х1Х – начала ХХ века.
11. Социология управления.
12. Социология молодежи.
13. Социология конфликтов.
14. Понятие и признаки общества.
15. Понятие социальной системы и системные характеристики общества.
16. Типы общества.
17. Специфика социологического подхода к культуре.
18. Основные элементы культуры.
19. Доминирующая культура, субкультура, контркультура.
20. Молодежная субкультура.
21. Индивид и личность.
22. Личная и социальная идентификация.
23. Понятие и процесс социализации.
24. Агенты социализации.
25. Понятие и структура социального действия.
26. Социальные интеракции.
27. Понятие и содержание социальной коммуникации.
28. Типы социальной коммуникации.
29. Понятие социального поведения.
30. Социальная группа. Типы социальных групп.
31.Социальная организация и ее структура.
32. «Идеальный тип» бюрократии М. Вебера.
33. Понятие социального института. Основные социальные институты.
34. Социальный институт и его признаки
35. Функции социального института.
36. Институт семьи в современном обществе.
37. Институт экономики и особенности его развития на современном этапе.
38. Понятие и виды социального статуса.
39.Статус и роль.
40. Социальный статус молодежи в современном российском обществе.
41. Ролевые конфликты и их типы.
42. Понятие социальной стратификации.
43. Проблема происхождения социального неравенства.
44.Статусное и экономическое измерение неравенства.
45.Современные концепции социальной стратификации.
46. Понятие и виды социальной мобильности.
47. Каналы социальной мобильности.
48. Понятие социального изменения. Эволюционные и революционные теории социальных изменений.
49.Факторы социальных изменений.
50. Модернизация как особый тип социальных изменений.
51. Процессы модернизации в современной России: сущность и содержание.
* Изучаются самостоятельно.