Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МОДЕЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИИ4
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ4
1.2.ОСОБЕННОСТИ РЕПСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИИ7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ29
Выдержка из текста работы
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие форм правления и особенности президентской республики
- 1.1 Формы правления государством
- 1.2 Виды президентской республики
- 2. Особенности президентской республики в США и Бразилии
- 2.1 Особенности президентской республики США
- 2.2 Особенности президентской республики Бразилии
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что республика является одной из наиболее распространенных в мире форм правления. Тема данной курсовой работы имеет актуальное значение для понимания основных характерных черт организации государственной власти в республиках, которая, весьма часто, не соответствует исходным представлениям для республиканской формы правления. Эта тема рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.
Объект курсовой работы — сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии.
Предмет курсовой работы — форма правления государством, а в частности президентская республика.
Основной целью курсовой работы является рассмотрение президентской республики на примере США и Бразилии, а дать сравнения им. Отдельно рассмотреть классификацию президентских республик, их различия между собой, а также их общие черты.
Для достижения данной цели воспользуемся решением следующих задач:
— определить место и роль формы правления в форме государства;
— рассмотреть понятие сущности президентской республики и ее признаков; рассмотреть основные виды республиканских форм правления;
— рассмотреть права президента как главы государства и главы правительства, его статус и положение в системе государственных органов;
— выделить президентскую республику и рассмотреть в отельном случае на примере США и Бразилии, ее отличительные черты между собой.
В первой главе рассматриваются общие понятия и формы управления государством. Отдельно обозначены виды президентской республики, ее особенности и признаки. Во второй главе отдельно рассмотрены особенности президентской республики в США и Бразилии. В заключении приведен анализ сравнения двух форм правления между США и Бразилией.
В работе использовались труды из политологии и международного права таких авторов как Мишин А.А., Чиркин В.Е., В.В. Маклаков, Орлов А.Г. и д.р.
1. Понятие форм правления и особенности президентской республики
1.1 Формы правления государством
От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.
Постоянное внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. В современной юридической науке проблемой изучения формы правления занимались такие авторы, как Б.А. Страшун, В.М. Сырых, Л.И. Спиридонов, М.Н. Марченко, С.А. Комаров и др. Особенности смешанных форм правления и проблемы формы правления постсоветского государства подробно исследовались в работах В.Е. Чиркина.
В юридической науке к пониманию формы правления сложилось два основных подхода: «узкий» и «широкий». С точки зрения «узкого» подхода (Л.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента. С точки зрения «широкого» подхода в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. И с этим следует согласиться. Действительно, форма правления не исчерпывается положением одного лица, при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством, а будучи формой управления государством, она не может игнорировать политическую среду. На основании таких представлений о форме правления можно определить ее как способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества и имеет основополагающее значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.
По традиции, сложившейся еще в XIX веке, принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются, сами формы изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм. Возникают смешанные формы правления: в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, “коллективный монарх” в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты, рекомендация преемника); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм.
Сторонниками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов. Однако стремление сосредоточить в смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое организационное качество. Реальная жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.
Среди факторов, оказывающих влияние на форму государства в целом и форму правления в частности, наибольшее значение имеют следующие:
1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как ОАЭ, Бельгия, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
2. Исторические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
3. Национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками. Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так произошло, например, в Малайзии, где установилась федеративная форма государства.
Форма федеративного устройства государства как нельзя актуальна в современном мире. В настоящее время существует более 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно: их значение для современного общества неоценимо. Из этих государств одно является Всемирным банковским центром (Швейцария), четыре — входят в «большую семерку» (США, РФ, Канада, Германия), многие имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в XX веке (кроме Швейцарии — 1291 г. (изначально конфедерации) и США — 1787 г.). Но за свое менее чем столетнее существование они уже успели занять лидирующие позиции в мировом прогрессе.
При рассмотрении формы правления в федеративных государствах становится очевидно, что в различных странах они имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем формы правления современных федеративных государств имеют общие признаки, что позволяет провести их классификацию.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Для федеративного государства, в отличие от унитарного, особое значение имеет способность той или иной формы правления наладить и поддерживать интеграционные связи, позволяющие удержать субъекты федерации в едином правовом, политическом и социально-экономическом пространстве. Таким образом, исследование различных аспектов формы правления в федеративных государствах имеет важное теоретическое и практическое значение.
Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Здесь необходимо, обращаясь к накопленному международному опыту, избегать шаблонов и стереотипов.
1.2 Виды президентской республики
Из всех видов республиканской формы правления президентская республика больше всего соответствует идеям, которых придерживался Монтескье.
В президентской республике президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Достаточно часто в конституциях президентских республик закрепляется, что исполнительная власть принадлежит исключительно президенту, а министры лишь помогают ему. Но в ряде случаев конституции президентских республик закрепляют, что исполнительная власть осуществляется президентом совместно с министрами (например, ст. 88 Конституции Боливии 1996 г.). Министры назначаются президентом, хотя в ряде стран это требует утверждения одной из палат парламента.
В ряде президентских республик президент лишен права законодательной инициативы (кроме представления проекта ежегодного бюджета), но обладает правом относительного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов в парламенте. Президент издает подзаконные акты по всем вопросам. У него нет строго определенной сферы нормотворчества.
Если имеется коллегиальный орган исполнительной власти — что редко бывает в президентских республиках, — то формируется он, как правило, внепарламентским путем. Такой орган в президентских республиках принимает коллегиальные решения, но только по тем вопросам, рассмотрение которых поручает президент (Египет, Сирия и др.).
Президентская республика характеризуется наиболее четким воплощением принципа разделения властей. Все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — сильно обособлены. В то же время в президентской республике существует эффективная система сдержек и противовесов, особенностью которой в президентской республике является то, что парламент, как правило, не может отправить правительство (министров) в отставку. Президент же, в свою очередь, не может распустить парламент (одну из его палат). Невозможность для парламента отправить в отставку отдельных должностных лиц исполнительной власти обеспечивает ее стабильность (и власти вообще) и делает ее более независимой от парламента, что полностью соответствует идее Монтескье о важности относительной независимости исполнительной власти от власти законодательной. В то же время президенту для эффективного исполнения своих обязанностей необходимо иметь поддержку со стороны парламента. Особенно это заметно в США, где многие полномочия Президент осуществляет «с совета и согласия Сената».
Президентская республика наиболее распространена в странах американского континента.
Парламентско-президентская (полупрезидентская, смешанная) республика характеризуется тем, что президент, являясь главой государства, как правило, не является главой исполнительной власти, хотя и играет существенную роль в исполнительной сфере. Но иногда конституции смешанных республик устанавливают бицефальную (двухголовую) исполнительную власть, которая принадлежит главе государства (президенту) и правительству с определенной долей самостоятельности последнего (Финляндия, Франция)1. Л.М. Энтин тоже отмечает двойственный характер исполнительной власти в странах со смешанной формой правления: «Система противовесов в странах со смешанной формой правления тоже своеобразна.
Например, исполнительная власть там носит двойственный (бицефальный) характер. Она поделена между президентом республики и правительством».
О «двухголовости» исполнительной власти пишет Д.А. Авдеев: «…властные полномочия, осуществляемые Президентом, с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством — с другой, в совокупности образуют дуалистическую природу исполнительной власти».
В парламентско-президентской республике обязательно существует коллегиальный орган исполнительной власти.
«Роль главы государства в качестве главы исполнительной власти может непосредственно и не фиксироваться в основном законе. В последнее время в ряде стран (преимущественно со смешанными формами правления) стала прослеживаться тенденция к формальному отделению главы государства от исполнительной власти, усилению акцента на его арбитражных функциях», — пишет А.И. Черкасов. Говоря об арбитражных функциях президента и о причинах его вывода за пределы традиционных ветвей власти, В. Суворов пишет: «Вообще, если президентская и парламентская формы правления в плане взаимодействия законодательной и исполнительной властей в основном выступают как “саморегулирующиеся системы”, то смешанные формы предполагают наличие внешнего арбитра, который стоит над этими властями, обеспечивает их нормальное взаимодействие и способствует разрешению конфликтов между ними».
Парламентско-президентская республика имеет черты, как парламентарной республики, так и президентской. Причем одна из таких черт преобладает, что делает одни смешанные республики похожими на президентские, другие — на парламентарные республики. (В.Е. Чиркин использует термины «парламентарно-президентская республика» и «президентско-парламентарная».) Существует несколько видов парламентско-президентской формы правления, главное различие между ними заключается в способе формирования правительства и в объеме полномочий главы государства. Правительство в парламентско-президентской республике всегда формируется при участии парламента, однако участие это может быть более либо менее значительным.
При преимущественно внепарламентском способе формирования правительства парламент лишь дает президенту согласие на назначение главы правительства.
При преимущественно парламентском способе формирования правительства оно формируется из членов партии, набравшей на парламентских выборах абсолютное большинство голосов, либо коалицией партий, которые имеют в парламенте абсолютное большинство мандатов. Такой способ формирования правительства делает парламентско-президентскую республику схожей с парламентарной республикой. Основное отличие заключается лишь в том, что президент, как правило, избирается на всенародном голосовании и обладает чуть более весомыми полномочиями, чем президент в парламентарной республике.
«Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту, — пишет В.Е. Чиркин. — В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть… Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более “отпочковывается” как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям».
Парламентарная республика характеризуется тем, что правительство, формируемое на парламентской основе, несет политическую ответственность перед парламентом, который полностью контролирует его деятельность. Формально всех членов правительства назначает президент, однако делает он это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании правительства из числа представителей партии (коалиции партий), располагающей большинством мест в парламенте (одной из его палат). Все акты президент издает по указанию правительства. Предложенный президентом состав правительства (или кандидатура его главы) должен получить вотум доверия в парламенте, и только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо его отставку с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение внеочередных парламентских выборов.
Главой государства в парламентарной республике всегда является президент, хотя его полномочия, как и в парламентарной монархии, носят в основном представительский, церемониальный характер и осуществляются по инициативе либо с согласия правительства. Президент издает правовые акты, но они нуждаются в устной (Индия) или письменной (Италия) контрасигнатуре, без чего они недействительны. Законы, принимаемые парламентом, подписываются президентом, однако они должны быть контрассигнованы главой правительства либо ответственным министром.
Исполнительная власть в парламентарной республике возглавляется правительством, которое несет политическую ответственность перед парламентом, что несколько противоречит идеям Ш. Монтескье о важности относительной самостоятельности исполнительной власти. Правда, В.Е. Чиркин по этому поводу отмечает следующее: «Ответственность правительства и контроль в отношении его политической линии со стороны парламента или главы государства не исключает независимости (самостоятельности) в деятельности правительства (как и органов исполнительной ветви власти в целом) в определенной для него сфере и в пределах его компетенции. В этих пределах правительство, другие органы исполнительной власти, должностные лица действуют самостоятельно, выбирая соответствующие формы и методы деятельности (в пределах закона). В этом смысле исполнительная власть независима от законодательной».
«В странах с парламентарными формами правления имеет место большая взаимосвязь и взаимозависимость различных ветвей власти, — пишет А.И. Черкасов, — что делает барьеры между ними менее четкими»2. Применительно к странам с парламентарной формой правления иногда используется термин «симфония властей», согласно которому разделение властей не должно быть очень жестким.
Конституции многих государств, в основном с парламентарной формой правления, включают главу государства как в исполнительную, так и в законодательную ветвь власти. Подобные положения можно встретить в конституциях Австралии, Канады, Индии, Ямайки, Ирландии, Дании, Исландии.
«Независимо от особенностей места и роли главы государства в системе разделения властей, анализ его реальных конституционных полномочий свидетельствует об участии главы государства, прежде всего в осуществлении исполнительной власти, да и сама логика концепции разделения властей диктует включение главы государства (если не де-юре, то по крайней мере де-факто) в систему исполнительной власти», — заключает А.И. Черкасов.
Однако глава государства, стоящий вне системы разделения властей, несколько искажает принцип разделения властей с теоретической точки зрения. Впрочем, многие исследователи не считают это нарушением принципа разделения властей. Так, В.Е. Чиркин по этому поводу пишет Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 2004. № 4. С. 32; Чиркин В.Е: «В наше время практика многих стран свидетельствует, что концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в “чистых” формах». То есть, по мнению ученого, нет ничего страшного в том, что глава государства входит одновременно и в законодательную, и в исполнительную ветви власти или же стоит вне системы разделения властей. Главное, чтобы исключалась возможность узурпации государственной власти и массовое нарушение прав человека, то есть то, чего призван не допускать принцип разделения властей.
2. Особенности президентской республики в США и Бразилии
2.1 Особенности президентской республики США
США — президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе — Конституционном Конгрессе. Единолично главы государства в ту пору не было, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях. Лишь в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США был сделан исторический выбор в пользу президентской республики. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.
Для укрепления президентской власти большое значение имело принятие Конституций США — основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов…” — так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г. и действующая практически в неизмененном виде и сегодня. За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.
Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.
Президент в США — единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми избирателями. Это обстоятельство делает его положение не только престижным, но и относительно независимым. Президент США олицетворяет единство государства, является гарантом Конституции, символом нации и правопорядка, главным представителем государства в отношениях с другими странами. Как глава исполнительной власти он формирует администрацию, т. е. правительство, назначает высших должностных лиц, судей федеральных судов и генерального прокурора, направляет всю деятельность государственного аппарата, обеспечивает занятость населения и стабильность экономического роста, следит за исполнением закона. Президент накладывает вето на некоторые законопроекты, принятые конгрессом, выступает в конгрессе с обращением “О положении Союза” и другими правительственными заявлениями. формально президента избирает не партия, а избиратель, “народ”, тем не менее его кандидатуру выдвигает партия, и благодаря ее активной компании он побеждает на выборах. Президент назначает председателя национального комитета своей партии, координирует свою программу с партийными лидерами в конгрессе, штатах, особенно в выборных компаниях. Президент является главнокомандующим вооруженных сил: осуществляет общее руководство военной политики, назначает высших военных руководителей, лично принимает решения о применении американских вооруженных сил (в рамках полномочий представленных конгрессом). Только он может отдать приказ об использовании ядерного оружия. Имеет право использовать армию для поддержания мира и порядка в стране. Общая теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Комарова С.А. — 2-е изд., исправленное. и доп. — М.: Манускрипт. М, 2006
В США президентские выборы проводятся вместе с выборами в конгресс. Срок пребывания на посту президента США ограничен 8 годами. Президент и вице-президент избираются сроком на 4 года. В США проводятся всеобщие выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. Создатели американской конституции при этом считали, что на мнение самих избирателей полагаться нельзя, и поэтому сознательно отказались от прямых выборов президента.
Такие две нормы — ограничение нахождения президента у власти и его пребывания в должности — стали важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру. В США только президент Рузвельт переизбирался на свой пост три раза. Такое отступление от правил было связано с чрезвычайными обстоятельствами — участием США во второй мировой войне.
В США почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент Дж. Кеннеди, который был католиком, и для которого приверженность своей религии стала одним из самых главных препятствий на пути в Белый дом. Возрастной ценз для Президента США составляет 35 лет.
42-й президент США Билл (Уильям Джефферсон) Клинтон, переизбранный на второй срок в ноябре 1996 г., вступая официально в должность президента, заявил, что к началу XXI века он сделает все, “чтобы перенести каждого американца туда, для всех найдется работа, пенсионерам не придется бояться за уменьшение своих пенсий, а воздух, вода и волшебная земля всегда будут блистать чистотой и свежестью. Там лежат реальные возможности для лучшей жизни всех и каждого. Там сложится более совершенный союз штатов и там старая американская демократия останется вечно молодой”. Он также поставил задачу свободного владения навыками работы в Интернете каждым американским подростком в возрасте с 13 лет. Президентские республики в Латинской Америке/ авт. Орлов А.Г. — Ибероамериканский центр МГИМО, М., 2005, с. 11
В структуре исполнительной и законодательной власти важное место занимает вице-президент США. По своему должностному положению он обязан быть абсолютно лояльным помощником президента, максимально содействующим реализации его политики, и при этом он должен быть советником и представителем президента во взаимоотношениях с членами кабинета. В соответствии с конституционными правами вице-президент США является председателем сената, т. е. имеет право председательствовать на заседаниях этой палаты высшего законодательного органа страны.
Впервые пост вице-премьера возник одновременно с постом президента в США. Конституция этой страны достаточно четко и недвусмысленно определяет статус этого должностного лица. Он избирается на всеобщих президентских выборах одновременно с президентом. Вице-президент в США не является полномочным заместителем президента, чьи прерогативы неделимы и принадлежат только главе государства и правительства. В случае отстранения президента с его поста, его смерти или отставки вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.
Современный аппарат федерального правительства США насчитывает более 2 млн. человек. Сам президент не назначает каждого лично из этой массы должностных лиц, но за его подписью производятся назначения на руководящие посты в федеральных органах исполнительной власти. Лично президент назначает: министров и их заместителей; сотрудников аппарата Белого дома; руководителей подразделений Исполнительного управления президента; глав федеральных ведомств; председателя и членов совета управляющих Федеральной резервной системой; председателя Экспортно-импортного банка США; директора ФБР; директора ЦРУ; председателя Комитета начальников штабов; высший офицерский состав всех родов войск; послов США за рубежом и представителей США в международных организациях.
Президентская республика в США предусматривает как наличие сильной президентской власти, так и децентрализацию властных полномочий законодательных и исполнительных органов американской федерации. При этом в США отсутствует институт представителей президента в штатах. Власти штатов обладают большими правами и реальной независимостью от центра, они обязаны соблюдать федеральную конституцию и федеральные законы.
В круг полномочий штатов входит: принятие собственных законов и конституций, создание органов местной власти и охрана общественного порядка, проведение выборов в законодательные и исполнительные органы штатов и местных самоуправлений, установление принципов судопроизводства и судоустройства, регулирование экономикой и торговлей внутри штатов и т. д. Вместе с тем они не имеют право на изменение у себя формы правления, закрепленную Конституцией США, на выход из федерации по собственному волеизъявлению, на внешнеполитическую и военную деятельность, эмиссию денег и контроль над денежным обращением, ограничены в финансовой сфере и установлении квот на иммиграцию и ряд других прав, определенными общенациональными программами и паритетами.
В то же время к преимущественному ведению штатов относится, помимо вышеперечисленных полномочий, организация народного образования и здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов и т.п.
При президентской системе правления президент единолично руководит вооруженными силами. При президенте функционирует Совет национальной безопасности, но это — сугубо совещательный орган, который лишь консультирует президента и не имеет каких-либо собственных властных полномочий. Вообще в вооруженных силах США действует принцип единоначалия, и ни один военнослужащий не в праве отказаться от выполнения приказа президента — верховного главнокомандующего. Кроме того, военнослужащим запрещено публично критиковать президента, не согласные с его действиями должны подать в отставку или же они увольняются. Президент, полномочный отдавать приказы даже в самых острых международных ситуациях, должен проявлять особую мудрость, выдержку и ответственность не только за всю страну, но и за судьбы всего мира.
Сегодня институт президентства — один из распространенных в мире. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития.
2.2 Особенности президентской республики Бразилии
По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти.
Действующая Конституция была принята в 1988 г. и является восьмой по счету в истории страны.
По форме правления Бразилия — президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако права Президента в Бразилии гораздо шире. Политический режим демократический.
Высший законодательный орган — двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы — на 8 лет).
Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее 6. Федеральные территории представлены двумя депутатами (каждая). Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней.
Федеральный Сенат (верхняя палата) представляет субъектов федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен 3 сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3. Национальный конгресс обладает обычными для латиноамериканских парламентов правами: установление налогов и распределение государственных доходов; утверждение долгосрочного плана, бюджетных директив, годового бюджета, кредитование, государственный долг и выпуск денег; установление и изменение численного состава вооруженных сил; национальные и региональные программы развития; государственные границы, воздушное и морское пространство, а также собственность Республики; объединение, разделение или отделение территорий или штатов; объявление амнистии; административное устройство, судебная система, организация Генеральной прокуратуры и Государственной адвокатуры Республики, территорий и федерального округа; создание, трансформация и ликвидация государственных должностей и постов; создание, определение структуры и сфер ответственности министерств и правительственных учреждений. Общая теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Комарова С.А. — 2-е изд., исправленное. и доп. — М.: Манускрипт. М, 2006
Исключительной прерогативой Конгресса является: ратификация международных договоров и соглашений, уполномочие Президента Республики объявлять войну, заключать мир, разрешать проход иностранных войск через национальную территорию или временное их нахождение на этой территории, разрешение Президенту Республики или Вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование объявленного Президентом военного или осадного положения, федерального вмешательства, а также приостановление такиех мер; избрание 2/3 членов Федерального Счетного трибунала; санкционирование референдумов и плебисцитов; контроль за деятельностью федеральной администрации.
Для осуществления последнего права Конгресс наделен следующими правами: рассматривать каждый год отчеты, представленные Президентом Республики, и оценивать выполнение программ правительства; надзирать и контролировать, прямо или через Федеральный Сенат и (или) Палату депутатов, акты исполнительной власти, включая и акты косвенного администрирования; приостанавливать нормативные акты исполнительной власти, которые превышают ее регламентарные права.
Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, собственной компетенцией. Палата депутатов может 2/3 голосов возбуждать процедуру импичмента в отношении Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, избирать членов Совета Республики, принимать свой регламент и организовывать собственные службы. Права Сената гораздо шире: он принимает решение об ответственности Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, членов Федерального Верховного суда, генерального прокурора, генерального адвоката Республики, дает согласие на назначение судей, губернаторов в федеральных территориях, председателя и директоров Центрального банка, глав постоянных дипломатических миссий, разрешает производство внешних финансовых операций Союза, федерального округа, штатов и муниципалитетов, назначает часть членов Совета Республики и др. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.В. Малько — М.: Изд. Юристъ. М, 2004
Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно — при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий Президента Республики, при рассмотрении вопроса о вето Президента на законопроект.
Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, Президенту Республики, Федеральному Верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору Республики и гражданам Республики в случаях и по предметам, предусмотренных Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только Президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов.
Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой Президента Республики, Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, то его возвращают в первоначальную палату.
После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у Президента Республики есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-дневный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.
Палаты Национального конгресса (раздельно и совместно) образуют расследовательские комиссии. Палата представителей или Федеральный Сенат, так же как любой их комитет, может пригласить министра страны для предоставления заранее определенной информации, а его отсутствие без уважительной причины влечет уголовное преследование.
Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. — 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент. Как глава государства Президент присваивает знаки отличия и почетные звания; осуществляет помилование и уменьшает срок наказания; назначает, после утверждения Федеральным Сенатом, судей Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, губернаторов территорий, генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других государственных гражданских служащих, если это требуется законом; других федеральных судей и генерального адвоката Республики; часть судей Федерального Счетного трибунала, членов Совета Республики и Совета национальной обороны (с согласия Сената). В области внешних связей устанавливает отношения с зарубежными странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям; подписывает международные договоры и соглашения.
В сфере законодательства Президент осуществляет право законодательной инициативы, санкционирует, промульгирует законы и распоряжается об их опубликовании, имеет право налагать вето на законы, осуществляет делегированное законодательство, в случае срочной необходимости издает акты с силой закона (с последующим представлением их в Конгресс).
В области внутренней и внешней безопасности Президент наделен правом объявлять военное и осадное положение; объявлять федеральное вмешательство; осуществлять верховное командование вооруженными силами, поощрять высших офицеров и назначать их на должности; созывать и председательствовать в Совете Республики и Совете национальной обороны и т.д.
Президент реализует исполнительную власть на федеральном уровне при помощи министров государства. Как глава исполнительной власти он назначает и отстраняет федеральных министров; осуществляет высшее руководство государственной администрацией; направляет в Конгресс, когда открыта законодательная сессия, правительственное сообщение и план, описывающие положение в стране и требующие необходимых действий; представляет в Конгресс многолетние планы, бюджет и бюджетные предложения, установленные в Конституции.
Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб./отв. Ред. Б.А. Страшун. В 4-х томах, тома 1-2. — М.: Издательство БЕК, 2005г, стр. 584
Декрет президента должен был в течение пяти дней быть представлен на одобрение в Национальный Конгресс. Но, если необходимо было обеспечить выполнение федерального закона или судебного решения и было достаточно приостановить действие спорных актов, принятых органами штата, и штат соглашался с действиями президента, не было необходимости в одобрении со стороны Национального Конгресса. Если Конгресс не находился на сессии, он должен был быть созван на чрезвычайную сессию в течение пяти дней для решения вопроса о декрете президента о федеральной интервенции. В реформированную Конституцию 1969 года были включены положения о том, что федеральная интервенция, осуществляемая президентом в общенациональных интересах, не может быть подвергнута ограничениям, устанавливаемым конституцией. Это дополнение касалось интервенторов, назначаемых президентом и в этом качестве осуществляющих права и обязанности губернаторов штатов, установленные законом.
Конституции 1946, 1967 и 1969 годов регулировали федеральную интервенцию с различными вариациями и модификациями, но суть оставалась прежней — предусматривалась значительная концентрация власти в руках федерального центра и усиление централизации государственного управления. Наиболее конкретно и развернуто институт федеральной интервенции был зафиксирован в ныне действующей конституции Бразилии 1988 года. Это одна из самых демократических конституций за всю историю государственного развития Бразилии. Принятая Учредительным собранием в конце 80-х годов XX века эта конституция закрепила новую расстановку политических сил в стране, которая отражала общую тенденцию демократизации политических систем большинства стран данного континента. В качестве основной цели государственного развития Конституция 1988 года называет построение демократического, социального и правового государства. Это стремление бразильских законодателей нашло свое отражение почти во всех разделах конституции, тем более, что за образец новой конституции были взяты демократические конституции Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Основной Закон ФРГ 1949 года, которые оказали определенное влияние на структуру, формулировки и содержание целого ряда статей конституции Бразилии 1988 года.
Конституция 1988 года носит ярко выраженный социальный и демократический характер. Специальные главы и части посвящены экономическому и социальному порядку в стране, городской и аграрной политике, здравоохранению, спорту, науке и т.д. Много статей посвящено регулированию различных сторон общественной жизни, правовому статусу личности, довольно широким гарантиям прав и свобод человека и гражданина.
В вопросах внешнеполитического характера конституция исходит из общепризнанных принципов международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела и др.), а также неприятие терроризма и расизма, предоставление политического убежища и т.п.
Конституция закрепила особо жесткий характер ее изменения. С инициативой внесения поправок могут выступать 1/3 членов палаты депутатов или сената, президент республики, более половины законодательных ассамблей федерации, причем в каждой из них за это должно проголосовать не менее половины депутатов. Поправка к конституции должна быть одобрена в двух чтениях в каждой из палат Национального конгресса, при этом в обоих случаях для вступления в силу она должна собрать 3/5 голосов членов каждой из палат (Сената и Палаты представителей). Кроме того, существуют ограничения по пересмотру конституции в связи с рядом обстоятельств: нельзя вносить в конституцию поправки во время действия состояния федеральной интервенции, состояния национальной защиты и осадного положения. Конституцией установлено, что поправки не должны быть нацелены на отмену федеративной формы государственного устройства, основных принципов избирательного права (всеобщие периодические прямые выборы при тайном голосовании), принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, изменение объема личных прав и их гарантий.
Конституция подтвердила федеративную форму государственного устройства Бразилии. В соответствии со статьей 18 действующей конституции политико-административная организация Федеративной республики Бразилии включает Союз, штаты, федеральный округ и муниципии, которые в рамках конституции обладают автономией. В территориальном отношении страна разделена на штаты и федеральный округ, которые являются субъектами федерации. Штаты имеют право объединяться с другими штатами, делиться на болеемелкие, т.е. образовывать новые штаты или присоединяться к другим на основе плебисцита, проводимого среди населения заинтересованного штата и посредством принятия специального закона Национальным конгрессом страны.
Разделение компетенции между центром и субъектами федерации осуществлено на принципах европейского «кооперативного» федерализма. Нормы Конституции 1988 года закрепляют четыре вида компетенции: общесоюзную, совместную, конкурирующую и остаточную. За штатами остается компетенция, осуществление которой им не запрещено действующей конституцией. Союзная компетенция включает предметы ведения, по которым только Союз может законодательствовать. Кроме того, конституция устанавливает совместную сферу компетенции Союза, штатов, федерального округа и муниципий. При этом при осуществлении совместной компетенции на основе принципов «кооперативного» федерализма должно обеспечиваться сотрудничество между субъектами федерации и муниципиями, что приведет к сбалансированному развитию составных частей федерации и благосостоянию на общенациональном уровне.
Исключительная компетенция штатов носит остаточный характер и является достаточно ограниченной, носящей чисто местный, локальный характер.
Конституция Бразилии 1988 года детально регулирует основания для федеральной интервенции в дела штатов и интервенции штатов в дела муниципий, которых насчитывается около 5 тысяч и которые обладают значительным объемом автономии и имеют право самостоятельного управления во всех областях, непосредственно затрагивающих их интересы. Право на осуществление федеральной интервенции конституция предоставляет Союзу, который может вводить осадное или военное положение и осуществлять федеральную интервенцию.
Статьи 34 и 35 главы VI конституции Бразилии перечисляют основания для реализации федеральной интервенции в дела штатов и вмешательства штата в дела муниципий. Такие конституционные основания носят достаточно широкий и не всегда конкретный характер, и представлены в форме исключения, поскольку общей нормой является все же невмешательство Союза в дела штатов или федерального округа. Такими основаниями являются: необходимость поддержания национальной целостности; отражение иностранного вторжения или вторжения одного штата в другой; прекращение серьезного нарушения общественного порядка; гарантирование деятельности любой из ветвей власти штата; реорганизация финансов штата в случае приостановки им в течение более чем двух лет выплат по долгам, за исключением возникновения форс-мажорных обстоятельств или в случае прекращения перевода муниципиям доходов от налогов в установленные законом сроки и в соответствии с нормами федеральной конституции; обеспечение исполнения федерального закона, судебного приказа или судебного решения; обеспечение соблюдения таких конституционных принципов, как республиканская форма правления, представительная система и демократический режим, права человека, муниципальная автономия, отчетность правительства.
Статья 35 Конституции Бразилии, регулирующая вопросы интервенции в дела муниципий, декларирует, что штат не может вмешиваться в дела муниципий, расположенных на его территории, также как Союз не может вмешиваться в дела муниципий, расположенных в федеральных территориях. Вмешательство (интервенция) рассматривается как исключение, а не правило, и может быть осуществлено по таким основаниям, как: невыплата долга штату в течение двух лет, за исключением возникновения форс-мажорных обстоятельств; не представление предусмотренной законом отчетности; не ассигнование минимально необходимых сумм из муниципальных доходов на организацию и развитие школьного образования; по требованию Аппеляционного суда с ходатайством о необходимости соблюдения принципов, закрепляемых конституцией штата, или об обеспечении действия закона, судебного приказа или судебного решения.
Конституция Бразилии устанавливает процедурные правила, связанные с принятием решения о федеральной интервенции. Например, для обеспечения нормального функционирования различных ветвей власти в штате решение может быть принято по просьбе законодательной или исполнительной власти штата или по требованию федерального верховного трибунала, если принуждение необходимо осуществить в отношении судебной власти штата.
В случае невыполнения судебного решения или приказа решение о федеральной интервенции принимается по требованию федерального верховного трибунала, Высшего трибунала правосудия или Высшего избирательного трибунала. Для обеспечения соблюдения конституционных принципов необходимо представление Генерального прокурора республики и решение федерального Верховного трибунала, а в случае невыполнения федерального закона — представление Генерального прокурора и решение Высшего трибунала правосудия.
Декрет президента о федеральной интервенции должен быть передан на утверждение Национального конгресса страны или Законодательной Ассамблеи штата в течение 24 часов. Если такие законодательные органы не заседают, то они должны быть созваны на чрезвычайную сессию в течение 24 часов. В случае необходимости исполнения федерального закона, судебного приказа или решения, а также принуждения к соблюдению конституционных принципов, декретом президента может быть приостановлено исполнение спорного акта, если этого будет достаточно для решения конфликта. В этом случае специального решения Национального конгресса или законодательного собрания не требуется.
Заключение
Президентская республика — наиболее распространенный вид республики, более двух столетий существующий в США — стране классического президентского правления. Такими республиками касаемо темы курсовой работы являются Бразилия и США.
Главной отличительной чертой президентской республики (в ее сопоставлении с парламентарной республикой) является то, что в ней исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной (представительной), а взаимоотношения между такие же ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов.
Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:
и президент, и парламент непосредственно избираются народом; президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением конституционно определенных случаев), а парламент не может сместить президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;
решающая роль в управлении страной принадлежит президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;
президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;
президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентом законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентом;
судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей власти и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в таких странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.
Президентские республики могут в том или ином отношении серьезно отличаться друг от друга в рамках их общих черт. Так, в США и Бразилии президент сам возглавляет свой кабинет министров, играющий при нем совещательную роль, а в других — наряду с президентом существует особый орган — правительство, Совет министров, возглавляемый премьер-министром (Россия, Египет и др.). Если в США при назначении президентом министров требуется согласие сената, то в Бразилии этого не требуется.
В Бразилии глава государства избирается внепарламентским путем, т.е. независимо от парламента, путем прямых всеобщих выборов, в которых принимают участие граждане (всенародным голосованием). Эта система выборов весьма результативна, поскольку в случае не избрания президента в первом туре, проводится второй тур выборов, в котором избиратели голосуют за двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно набрать простое большинство голосов избирателей.
В США глава государства избирается путем косвенных выборов. При этой системе выборов президент избирается специальной коллегией выборщиков (граждане выбирают выборщиков, а последние — президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста и обладающий гражданскими и политическими правами.
Президент в США так же как и в Бразилии формирует и назначает министров, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Правительство несет ответственность только перед президентом, он отправляет его в отставку, назначает и смещает министров.
В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для Бразилии характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета.
В ряде президентских республик допускаются и различные другие формы ограниченной зависимости правительства и министров от парламента. В США имеется институт вице-президента, а в других его нет. Нельзя также не видеть, что в рамках одной и той же президентской формы правления реальная власть главы государства может серьезно различаться. Когда в лице президента сосредоточиваются чрезмерно большие, исключительные права, по существу, вся полнота власти, тогда говорят о суперпрезидентской или сверхпрезидентской республике.
Президентская республика как одна из форм государственного правления имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать.
Во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей. Во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д.
В-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны. республика управление право правительство
В-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий.
Список использованной литературы
1. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. Черниловский З.М. — М.: Юристъ. М, 2006.
2. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки/ соч. авт. Орлов А.Г. — М.: “Анкил”, 2001. — с. 7
3. Государство и право: пер.жур. статья «Нетипичные формы правления в современном государстве»/авт. Чиркин В.Е. — №1, Наука, 2004 г.
4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие /Сост. проф. В.В. Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003;
5. Конституционное (гос-ое) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма. М, 2007;
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб./отв. Ред. Б.А. Страшун. В 4-х томах, тома 1-2. — М.: Издательство БЕК, 2005г, стр. 584
7. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ под ред. Чиркин В.Е. — М.: Юристъ, 2007г. — с. 145-146
8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ под ред. Чиркин В.Е. — М.: Юристъ, 2007;
9. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева — М.: Юрист, 2006г. — стр. 135 — 142.
10. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 2004. № 4. С. 32; Чиркин В.Е.
11. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 144е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 49.
12. Основные, гибридные и атипичные формы правления: Монография. / Худолей Д.М. — Перьм.: ПГУ, 2010.
13. Президентские республики в Латинской Америке/ авт. Орлов А. Г. — Ибероамериканский центр МГИМО, М., 2005, с. 11
14. США. Канада. Экономика. Политика. Культура: пер. жур./авт. Э.А. Иванян. Статья «Президентская власть в США», — М.: Изд. Наука, №2, 2009 г, стр. 37
15. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.В.Малько — М.: Изд. Юристъ. М, 2004;
16. Теория государства и права. Абдулаев М.И. 2004 -410с
17. Теория государства и права. Под редакцией Пиголкина А.С. Учебник 2003 — 544с
18. Теория государства и права. Учебник. А.В. Мелехин. 2007. — 640 с.
19. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ. М, 2001;
20. Теория государства и права: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Марченко М.Н. — М.: Проспект. М, 2009;
21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова — М.: Изд. группа Норма-Инфра. М, 2009;