Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ5
2. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ14
3. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:34
Выдержка из текста работы
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что происходящие в России поистине революционные преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически — за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея в виду, прежде всего кадровый состав государственных органов. Государственную политику призваны реализовывать кадры управления, административный аппарат, государственные служащие, олицетворяющие государственную власть. Аппарат формирует политическая власть, которой он служит. Занятые в аппарате государственные служащие выполняют свои профессиональные обязанности в соответствии с положением, занимаемой должностью. Сотрудники аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать причастность к решению текущих и перспективных задач, честно трудиться на благо работодателя, то есть государство, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.
Накопленный за предыдущие десятилетия опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государственной службы, по сути, нового строя имеет не только положительную, но и отрицательную составляющую: к 2001г. еще не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г. Целью реформирования государственной службы, прежде всего, является повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих.
Объектом исследования выступает государственная служба как форма деятельности.
Предмет исследования – юридическая ответственность на государственной службе.
Методы исследования : теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе.
Цель работы заключается в том, чтобы дать характеристику государственной службе и определить основные направления развития.
Задачи курсовой работы состоят: во-первых, выявить сущность и принципы государственной службы, во-вторых, определить характеристику административно — правового статуса государственных служащих и, в-третьих, оценить степень юридической ответственности на государственной службе.
К данной теме обращаются многие отечественные политики, мыслители и общественные деятели, такие как, Бахрах Д.Н, Алехин А.П., Конин Н.М., Макарейко Н.В., Манохин В.М., Корнеев Н.М., Попова Л.Л. в своих трудах по административному праву, Гусева А.С., Чиркин В.Е, Овсянко Д.М., Назаренко Н.Ю. в работах, посвященных государственной службе.
Основная проблема данной работы состоит в юридической ответственности государственной службе. Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим повсюду предъявляются высокие требования со стороны общества, принимаются специальные кодексы поведения государственных служащих
Таким образом, государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. Государственная служба тесно связана с государством. Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
При написании курсовой работы было использовано 20 литературных источников.
Раздел 1 . Сущность и принципы государственной службы
К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы Российской Федерации относятся понятия государственной службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а также правовое положение (статус) государственных служащих. Неотъемлемой составной частью этой системы является система управления государственной службой на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
В Федеральном законе от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на практике соответствующими государственными органами и должностными лицами. При этом следует учитывать, что в названном Законе и федеральных законах о видах государственной службы содержится много новых административно-правовых категорий и понятий, правильное понимание и толкование которых имеет как теоретическое, так большое практическое значение[1] .
В статье 1 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дано определение понятия государственной службы. Государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Федерации).
Таким образом, государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее (по правилам трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами. Схематически в системе нижеследующих элементов: «государство- система государственных органов – государственный орган – государственная должность – государственный служащий – гражданин – общество – государство» государственная служба связывает государственную должность (относящуюся к организационной структуре государственного управления – в данном случае), государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство).1 Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.
Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Важно, чтобы в организационно-правовом смысле была четкость, ясность и определенность в отношениях: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством; между лицом, исполняющим государственную должность и гражданином государства.
Государственная служба в государстве, в том числе в федеративном, должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это – не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующими объемом и структурой. Она может быть, по уровням: федеральной государственной службой, государственной службой субъектов Российской Федерации, муниципальной службой. Может делиться, условно говоря, на гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу в армии и приравненных к ней структурах; специализированную (правоохранительную) государственную службу: в так называемых административных органах. Различие между ними проводится по функциональным признакам должностей, а не по государственным органам, так как в соответствии с п.3 ст. 8 Закона в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов службы (например, в составе МВД России – должности федеральной государственной гражданской, военной и правоохранительной служб)1 . Но в любом случае – это служба государству Российскому. Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня – на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. И военная, и правоохранительная служба наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, а также их правовом положении.
Законом о системе государственной службе в Российской Федерации установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.
Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.[2] Согласно п. «3» ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.
Учитывая наличие в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области) только одного вида государственной службы, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организации федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организации – в ведении субъекта Федерации.
Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службы. Принцип законности отражает требования ст.4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц1 .
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников2 . Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы. Без этого государственная гражданская служба ни в одном из субъектов Федерации не станет профессиональная и эффективной, способной решать сложнейшие задачи регионального развития в условиях федерального государства. Залог успеха – следование Закону о системе государственной службы Российской Федерации и нормативным правовым актам РФ о государственной гражданской службе1 .
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективности функционирования государственной службы.
Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Открытость – это не только право человека на достоверную, своевременную и полную информацию, но и его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов1 . Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля, систематического освещения деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Именно по этому критерии, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил, процедур, владение навыками практическими навыками в определенной сфере деятельности. Для этого государственный служащий должен иметь соответствующую профессиональную подготовку. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширение и повышение уровня знаний, накапливание опыта работы. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ.
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.
Реализация перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Этими законами могут, предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Таким образом, государственная служба основывается, создается и функционирует на общих началах для всех ее видов, хотя каждый из них имеет отличительные особенности, касающиеся вопросов не только организации, но и правого регулирования. Главная цель государственной службы состоит в обеспечении реализации всего объема полномочий государственного аппарата. Поэтому различные подразделения государственной службы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Иначе говоря, государственная служба – важный социальный институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Раздел 2. Основы административно-правового статуса
государственных служащих
Государственные служащие – кадры органов государственной власти, работа с ними – это осуществление одной из общих функций управления – кадровой. Работа с кадрами имеет большое значение, но особенно велико ее значение в системе государственной службы.[3]
Согласно Закону о системе государственной службы Российской Федерации, федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации[4] . В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Впервые в законодательстве о государственной службы определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация (государство), а нанимателем государственного служащего субъекта Федерации — соответствующий субъект Федерации.
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они на неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям. Это деление имеет значение при решении таких вопросов, как разработка и реализация программ подготовки кадров, для государственной службы исходя из реальной потребности в них; установление квалификационных и других требований для замещения должностей государственной службы; кандидатов на конкретные должности и др.
1.В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной ), исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высоко квалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности государственной службы (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты – практики и ученые в области государственного управления, информатики, финансов и права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.
Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе в 2002 г. было занято 89% государственных служащих1 . Управление требует, прежде всего, способности к комплексному системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений.
Судебная власть, согласно ст.118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч.2 ст 120 Конституции). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности государственной службы. Судьи – носители судебной власти, которая самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Осуществляя правосудие, судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Федеральными законами определены требования, предъявляемые к судье и к кандидату на должность судьи[5] .
2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.
Общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2002г составило 1053,1 тыс.человек, в том числе установленная численность государственных гражданских служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти 315,1 тыс.человек[6] .
3. Если взять за основу такой критерий, как функциональное предназначение и особенности службы по ее видам, то различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительной службы. Например, особенностью военной службы является исполнение военнослужащими специфических обязанностей, связанных с риском для жизни, поскольку предполагает при необходимости участие в боевых действиях, защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности. Профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительной службы связана с выполнением задач, когда есть угроза жизни и здоровью, например в борьбе с терроризмом. Среди правоохранительных органов важнейшую роль играет милиция, насчитывающая сейчас около 2 млн сотрудников.
4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей. Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние[7] .
Внутриорганизационные правоотношения – это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением должности категорий в аппаратах и иных государственных органов. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками- с момента замещения государственной должности – по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности.
Внешними считаются государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными ему гражданами, государственными и негосударственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно- властными полномочиями в сфере исполнительной власти, — должностное лицо (представитель власти). В статье 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях сказано, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительным полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ1 . К числу должностных лиц, находящихся на государственной службе, относятся, например: прокуроры, следователи, судебные исполнители, сотрудники милиции, налоговой полиции, государственные инспектора различных контрольно-надзорных органов.
5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В», на определенный срок (например, должности категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).
6. Критериям для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Их особенность — присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности, погон), но и характеризуют их должностные положение, так как соответствующими нормативными правовыми актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям.
Государственный служащий России осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Нормативными актами о военной и правоохранительной службах определяются понятия и статусы соответствующих госслужащих. Таким образом, можно выделить следующие признаки государственных служащих: 1.наличие российского гражданства. Данный признак является важным условием поступления на государственную службу РФ. Лица без гражданства также не могут быть приняты на государственную службу Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства является поводом отказа в приеме на государственную службу; 2.наделение государственного служащего властными полномочиями. Следует обратить внимание, что в отличие от работников других организаций государственный служащий имеет полномочия, а не права (права можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей уклоняться нельзя, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности); 3. возмездность труда и выплата вознаграждения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Данный признак является обязательным условием прохождения государственной службы, поскольку бесплатное выполнение государственных функций являлось бы причиной имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и таким образом, о частном распоряжении публичным интересом1 . 4. Выполнение функций от имени государства. Этот признак включает в себя следующие составляющие: а) получение от государства полномочий на совершение властных действий от имени государства; б)реализация государственным служащим функций должности от имени государства; в)обеспечение действий служащего как выразителя воли государства, государственным принуждением; г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение полномочий, компенсация ущерба обществу.
Не относятся к категориям государственных служащих Президент РФ; представители Президента РФ; Уполномоченный по правам человека РФ; судьи, депутаты, занимающие должности в органах местного самоуправления, в силу того что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина Российской Федерации. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащим своих служебных полномочий, например, в сфере предпринимательской деятельности.
Государственный служащий действует в пределах своих служебных полномочий, проявляя инициативу. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должности квалифицируется законодательством как бездействие, выход за пределы служебных полномочий, связанный с нарушением правовых актов, — как превышение власти (должностных полномочий) или использование служебных полномочий в личных целях, поэтому нужно знать должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.
Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами[8] . Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.
Например, для должности руководителя характерны следующие полномочия: 1) руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач; 2) распределение обязанностей между подчиненными работниками и установление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей; 3) утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих; 4) специальные право по изданию нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работы подчиненных; 5) полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности; 6) права по взаимодействию с другими организациями, применению специфических форм и методов работы.
Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категории «Б» (лица, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А» (лица, которые непосредственно исполняют полномочия государственных органов — Президент РФ, председатель правительства РФ, депутаты), — заместители, помощники, рабочий аппарат Президента) и «В» (лица, которые заняты непосредственно обеспечением их полномочий – секретари, курьеры).[9]
Каждый государственный служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности имеет право на: 1)ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;2) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;3)продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов т стажа работы и др. Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в российском законодательстве о государственной службе. Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого служащего, пока он находится на госслужбе. Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан: 1)обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции;2)добросовестно исполнять должностные обязанности;3)исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;3) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др. Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов[10] .
Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме того, которая диктуется занимаемой в государственном органе должностью. Имеется лишь одно исключение: ему разрешено заниматься педагогической, научной и творческой деятельностью. Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, занимающему должность категории «Б» или «В, не разрешается быть депутатом федерального законодательного органа, органов местного самоуправления. Ему запрещено лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли. Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы. Запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему. Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения. Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждение в связи с использованием должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекает специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий – ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащему ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Государственному служащему гарантируются: денежное содержание; ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, государственное страхование и другие социальные права, предусмотренные законодательством о труде, положение о службе в той или иной разновидности государственной службы
Особое место в деятельности государственного аппарата занимают поощрения и ответственность государственных служащих.
Поощрения применяются за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Это – важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины.[11] Согласно ст 131, 134 Кодекса законов о труде, применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком и др.
Таким образом, государственные служащий, ограничен в деятельности существующими нормами, но он должен проявлять инициативу, гибкость, уметь приспосабливаться к смене приоритетов на политической арене. Государственные служащие не только как личности сами по себе, но это личности, реализующие определенные функции, исполняющие определенные социальные роли в системе их профессиональной деятельности. Для персонала управления роль является программой поведения человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества и государства.
Раздел 3. Юридическая ответственность на государственной службе
Наряду с поощрением государственных служащих законодательство Российской Федерации предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. за такие действия (бездействие), которое законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Нарушения государственных служащих, особенно наделенными юридическими властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.
Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке[12] .
Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовое последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.
Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарное взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.
Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в нарушении государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо их искажении1 .
Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в тоже время гарантией защиты прав гражданского служащего. Полностью, объективно и всесторонне должны быть установлены:1)факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;2)его вина;3) причины и условия, способствовавшие совершению им дисциплинарного проступка, мотивы его совершения;4)обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением и т.п.
Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначить гражданского служащего на соответствующую должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном должностном соответствии и решать вопрос об освобождении от замещаемой должности гражданской службы принадлежит тем органам и руководителям, которые принадлежит право назначения на должность.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства при которых совершен дисциплинарный проступок.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово- хозяйственной деятельности – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка[13] . Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров на их применение, так же порядок подачи и рассмотрения предложений, жалоб. Налагать дисциплинарное взыскание на военнослужащих могут только прямые начальники. Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительной службы изложены в Положении о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других нормативных правовых актах. Дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудников их прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействия), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.
Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причиной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущерб); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.1 Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
Специального нормативного правового акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим (кроме военнослужащих), в соответствии с Трудовым кодексом РФ (гл. 39).Согласно Трудовому кодексу, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с правонарушителя не подлежат.
Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему Трудовым кодексом РФ установлено, что правонарушители несут материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, в полном размере причиненного ущерба в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом, либо в пределах, предусмотренных письменным договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Трудовым кодексом урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его изыскания с виновных лиц. Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя, но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом[14] . Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие Закона распространяется на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ по призыву и по контракту, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.
Материальная ответственность военнослужащего наступает только при условии, если ущерб, причиненный им имуществу воинской части, является реальным. Имуществом воинской части считаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. А реальный ущерб — это утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные вешнею частью[15] .
Материальная ответственность военнослужащего наступает при условии, что ущерб является результатом виновных, т.е. неправомерных, его действий (бездействия), независимо от того, содержат ли о признаки дисциплинарного проступка или состава преступления. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания, административного или уголовного наказания и может применяться наряду с ними.
Кроме вины правонарушителя в причинении ущерба, реальности ущерба, условием материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении обязанностей службы. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей службы, несут материальную ответственность не в административном порядке, а в соответствии с гражданским законодательством.
Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Условием привлечения военнослужащего к материальной ответственности является также не истечение трехлетнего срока со дня обнаружения ущерба.
Рассматриваемый Закон регулирует два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченную и полную. Различие в размерах материальной ответственности установлено в зависимости от служебно-правового положения военнослужащих, формы вины, размера ущерба и других факторов. Различаются следующие четыре варианта ограниченной материальной ответственности военнослужащих:1 1)за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие-контрактники и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; 2)военнослужащие – контрактники, виновные в причинении ущерба, вызванного уплатой воинской частью штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания; 3)командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, что повлекло причинение ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания; 4)командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, несут материальную ответственность за ущерб, произведенными в результате незаконного увольнения, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания.
Что касается полной материальной ответственности, то военно-служащие несут ее в случаях, когда ущерб причинен: 1)военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; 2)действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;3) в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения. 4)военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Законом установлен порядок определения размера причиненного ущерба. Для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц командир воинской части обязан, назначит административное расследование1 . Оно должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Оно может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки.
За ущерб, причиненный государственному органу, в котором служит сотрудник правоохранительной службы, он несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Что касается уголовной и гражданско-правовой ответственности гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы, то они несут ее в соответствии суголовным и гражданским законодательством РФ.
Административная ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания в физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности – воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.
1.Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Здесь сосредоточены общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных правонарушений, за которое установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность, и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Это создает для всех государственных служащих удобство пользования данным правовым актом.
2.Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Административным правонарушением, согласно КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность[16] .
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. Эти специфические признаки касаются объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения. Под объектом правонарушения, в том числе непосредственным, понимаются охраняемые законодательством РФ общественные отношения, которые оно затрагивает и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.[17] От сходных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности. Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административных правонарушений являются виновность и наказуемость деяния.
3. Административная ответственность отличается от других видов ответственности и по ее субъектам. К ним относятся не только физические, но и юридические лица.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность на общих основаниях наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5 КоАП). Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля и таможенных органон несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах1 .
В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры дисциплинарного взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные наказания применяются судьями, органами, должностными лицами, специально уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (разд. III КоАП).
6. Имеются также особенности наложения и действия административных наказаний. К таким особенностям относятся: порядок привлечения к ответственности юридических лиц при их слиянии, присоединении, разделении и преобразовании; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность физических и юридических лиц; давность привлечения к административной ответственности и др. Административное наказание, налагаемое на физическое или юридическое лицо, — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.[18] Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, По своей правовой природе административные правонарушения не наносят такого вреда, как преступные деяния, поэтому и наказания за них установлены менее суровые. Статья 3.2 КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.
Как видим, система («лестница») административных наказаний включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим судьям, органам, должностным липам избрать вид наказания с учетом конкретных обстоятельств дела. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Различаются основные и дополнительные административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания. Лишение специального права конфискация и возмездное изъятие орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушения, дисквалификация административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности могут назначаться только судьей.
Государственные служащие могут назначаться в качестве представителей государств; которые осуществляют свою деятельность в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности[19] . Следовательно, и к этим служащим может применяться та кой вид административного наказания, как дисквалификация, предусмотренный ст. 3.11 КоАП.
Кодекс содержит ряд правил, касающихся условии и порядка назначения административных наказаний. Прежде всего, следует учитывать, что не является правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 2.7).Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8). При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9).
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение. Назначение наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение (ст. 4.1). Лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Статьей 4.7 определен порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба, а также о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства1 .
Уголовная ответственность — государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений. В уголовном законодательстве содержатся составы этих преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог и др.
Таким образом, дисциплина на государственной службе – обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных актов. Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины нужно хорошо знать и строго соблюдать на практике установленный порядок ответственности государственных служащих.
Заключение
Проведенный в работе анализ практик юридической ответственности заключается в том, что государственная служба – один из ключевых конституционных институтов. Это многоаспектное, многогранное правое явление, имеющие соответствующие грани и точки соприкосновения, а точнее – органически взаимосвязи, в первую очередь с тремя фундаментальными правовыми отраслями – конституционным (государственным) правом, административным правом; трудовым правом, а также с рядом других отраслей, ветвей российского права.
Государственная служба — сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.
В Конституции России, с точки зрения государственной службы, выделяются два принципиальных положения: первое – это принцип равнодоступности граждан к государственной службе, втрое – отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы для всей концепции государственной службы.
Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы в органах всех уровней или системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.
Значение государственной службы определяется том, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков», хуже того – с их коррумпированность. Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства – приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Правильное понимание сущности государственной службы и ее реформирование на современном этапе должны обеспечить четкую, эффективную и законную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или групповых интересах. Истинная сущность государственной службы заключается в возлагаемой на граждан вечным законом общежития обязанности содействовать органами государственного начала в выполнении ими своего назначения.
Посредством государственной службы реализуется задачи и функции государственных органов. Это вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими. Все государственные служащие являются субъектами права. Они обладают правами и свободами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.
Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами службы. Служащие государственных органов не вправе: участвовать в забастовках и иных действиях, нарушающих нормальное функционирование государства; заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать услуги и содействие физическим и юридическим лицам, не предусмотренные законом, с использованием своего служебного положения, получать за услуги вознаграждение; выполнять оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); самостоятельно или через посредников принимать участие в управлении акционерными товариществами с ограниченной ответственностью. Нарушение указанных ограничений влечет освобождение от занимаемой должности или иную ответственность, предусмотренную законом.
Кроме общеправового статуса государственные служащие обладают служебным, административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами производятся в целях успешного осуществления функций по занимаемой должности.
Служебные обязанности и права государственных служащих подразделяются на: общие, распространяющиеся на всех служащих; специальные, предназначенные для выполнения функций по конкретной должности; личные. На государственного служащего возлагаются следующие обязанности и права государственных служащих исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий; соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок; не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы; хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы; держать в тайне ставшее ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, и др.
Государственный служащий наделен следующими общими служебными правами: требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для исполнения; принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями; запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений информацию, материалы и сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Государственный служащий обладает личными правами. Он имеет право: на продвижение по службе; увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы уровня квалификации, на увольнение, выход в отставку.
За неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения (проступки, преступления), причинение вреда своей незаконной деятельностью государственный служащий несет ответственность. За нарушения правил государственной службы (должностные проступки), не преследуемые в уголовном порядке, предусмотрена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в воинском и ли специальном звании, увольнении). Допустивший должностной проступок государственный служащий может быть временно (на срок не более одного месяца) до определения меры взыскания отстранен от выполнения служебных обязанностей с сохранением денежного содержания. За это время должно служебное расследование. Если дело будет передано в суд, он может лишить лицо права на определенное время занимать государственную должность. Материальная ответственность государственных служащих заключается в возмещении вреда, исправлении причиненного ущерба в соответствии с гражданским кодексом, административная ответственность в соответствии с кодексом об административных правонарушениях и другими актами, уголовная – за совершение преступлений.
Государственная служба – важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации.
Список источников
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М: Элит, 2004. — 224 с.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — М.: Ось — 89, 2004 – 64 с.
3. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. — М.: Зерцало, 1997. — 672 с.
4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.Атаманчук. — М.: Омега — Л, 2005. — 584 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н.Бахрах. — М.: НОРМА, 2000. – 640 с.
6. Гапоненко, А.Л. Теория управления / А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. — М, РАГС, 2003. – 256 с.
7. Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов. — М.: Экономика, 1998. — 302 с.
8. Игнатов, В.Г. История государственного управления России / В.Г.Игнатов. – Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 608 с.
9. Кибанов, А.Я. Управление персоналом / А.Я.Кибанов. — М.: Инфа — М, 2006. — 304 с.
10. Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин, М.П.Петров. — М.: Норма, 2005. – 368 с.
11. Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин. — М.: Из-во Проспект, 2006. – 448 с.
12. Корнеев, А.П. Административное право России / А.П. Корнеев. — М.: МЮИ МВД России, 1996. – 268 с.
13. Макарейко, Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена / Н.В. Макарейко. — М.: Юрайт — Издат, 2006. – 233 с.
14. Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин, З.А.Багишаев. — М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
15. Назаренко, Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н.Ю.Назаренко. — М: Из-во Экзамен, 2007. – 187 с.
16. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба / А.Ф.Ноздрачев. — М: Статус, 2000. – 269 с.
17. Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.: Юристъ, 2007. – 301 с.
18. Попова, Л.Л. Административное право / Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2004. -697с.
19. Уколов, В.Ф Теория управления / В.Ф.Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – М: «Экономика», 2003 – 576 с.
20. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е.Чиркин. — М.: Юристъ, 2004 – 320 с.
[1] Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.: Юристъ, 2007. – 10 с.
1 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. — М.: Омега-Л, 2005. – 221 с.
1 Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н.Бахрах. — М.: НОРМА, 2000. – 64 с.
[2] Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С.Гусева, В.А. Иглин, Б.В. Лытов. — М.: Экономика, 1998. – 67 с.
1 Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е.Чиркин. — М.: Юристъ – 2004. – 30 с.
2 Уколов, В.Ф Теория управления/ В.Ф.Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков.- М, «Экономика» — 2003. – 70 с.
1 Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.: Юристъ, 2007. – 31 с.
1 Попова, Л.Л. Административное право / Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2004. – 57 с.
[3] Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. — М.: Омега — Л, 2005. — 584 с.
[4] Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М. Овсянко. — М.: Юристъ, 2007. – 52 с.
1 Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба / А.Ф.Ноздрачев. — М: Статус, 2000. – 167 с.
[5] Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов. — М.: Экономика, 1998. – 79 с.
[6] Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.: Юристъ, 2007. – 42 с.
[7] Макарейко, Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена / Н.В.Макарейко. — М.: Юрайт-Издат, 2006 – 45 с.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М: Элит, 2004. – 132с.
1 Назаренко, Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н.Ю.Назаренко. — М: Из-во Экзамен, 2007. – 102 с.
[8] Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба / А.Ф.Ноздрачев. — М: Статус, 2000. – 154 с.
[9] Попова, Л.Л. Административное право / Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2004. – 189 с.
[10] Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин, М.П.Петров. — М.: Норма,, 2005. – 218 с.
[11] Попова, Л.Л. Административное право / Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2004. – 67 с.
[12] Назаренко, Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н.Ю.Назаренко. М: Из-во Экзамен, 2007. – 47 с.
1 Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.: Юристъ, 2007 – 219 с.
[13] Макарейко, Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзам. / Н.В.Макарейко. — М.: Юрайт-Издат, 2006. – 73 с.
1 Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П.Алехин .- М.: Зерцало, 1997.- 113 с.
[14] Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. — М.:Юристъ, 2007 – 74 с.
[15] Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин, М.П.Петров. — М.: Норма, 2005. – 118 с.
1 Макарейко, Н.В. Административное право: Пособ. для сдачи экзам. / Н.В.Макарейко — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 116 с.
1 Бахрах, Д.Н.Административное право России / Д.Н.Бахрах. — М.: НОРМА, 2000.- 305 с.
[16] Попова, Л.Л. Административное право / Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2004. – 397 с.
[17] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М: Элит, 2004. – 122с.
1 Конин, Н.М.Административное право / Н.М.Конин. — М.: Из-во Проспект, 2006. — 352 с.
[18] Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин, М.П.Петров. — М.: Норма, 2005. – 211 с.
[19] Назаренко, Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н.Ю.Назаренко. М: Из-во Экзамен, 2007. – 89 с.
1 Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П.Алехин — М.: Зерцало, 1997. – 350 с.