Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика следов ног. Правила их обнаружения
и изъятия…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие следов ног и их значение ……………………………………….….5
1.2. Фиксация следов ног………………………………………………………….8
2. Особенности криминалистического исследования следов ног……….…15
2.1.Экспертное исследование следов обуви в целях определения их пригодности для идентификации………………………………………………15
2.2. Определение примерного роста человека по единичному
следу ноги………………………………………………………………………….22
2.3. Определение средней длины шагов по дорожке следов ног……………27
Заключение…………………………………………..……………………………33
Список источников и литературы……………………………………………..37
Выдержка из текста работы
4.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ МИКРООБЪЕКТОВ ………………….………………………………….…20 4.1 Способы обнаружения и изъятия микрочастиц. Правила упаковки предметов с микрообъектами и самих микрообъектов……………………….20
4.2 Правила упаковки предметов с микрообъектами и самих микрообъектов……………………………………………………………………21
5.ОБНАРУЖЕНИЕ, ОСМОТР И ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ
ПАЛЬЦЕВ РУК…………………………………………………………..…..….25
5.1 Виды и основные свойства папиллярных узоров пальцев рук…….……25
5.2 Предварительное исследование следов рук. Приблизительное определение возраста……………………………………………………………27
5.3 Способы фиксации и изъятия следов рук………………………………..30
6.Изучение рукописей с целью их использования для розыска авторов и исполнителей………………………………….32
6.1. Понятие, содержание, назначение криминалистического исследования……………………………………………………………………..32
6.2 Документы как письменные и вещественные доказательства. Правила обращения с документами………………………………………………………33
6.3 Понятие, содержание, назначение криминалистического исследования письма и почерка…………………………………………………………………35
6.4 Письменная речь как объект криминалистического исследования. Признаки письменной речи……………………………………………………..36
6.5 Виды образцов почерка и подписи. Техника и тактика их получения…………………………………………………………………………37
7.Выявление поддельности оттисков печатей, штампов, технической подделки подписей………………………………….42
7.1. Исследование материалов документа…………………………………….42
7.2 Способы подделки оттисков печати и штампов. Признаки, указывающие на ту или иную подделку………………………………………………………..44
7.3 Вопросы, решаемые экспертизой печатных форм и их оттисков………46
7.4 Выявление технической подделки подписи……………………………..47
1 Следы ног человека и транспортных средств
1.1Осмотр и фиксация следов ног и транспортных средств
1. В следе босой ноги измеряются: общая длина подошвы; ширина плюсневой части; ширина пяточной части; ширина промежуточной части (свода); длина и ширина пальцев (рис. 1). Длину следа измеряют по осевой линии, проведенной от заднего края пятки и проходящей между первым и вторым пальцами до перпендикуляра к осевой линии проходящего касательно к переднему краю первого пальца. Ширину плюсневой и пяточной частей измеряют по линиям, перпендикулярным к серединной линии подошвы в наиболее широком месте, а промежуточной части — в наиболее узком месте. Длину и ширину пальцев измеряют по прямым линиям, соединяющим наиболее удаленные точки.
Рис. 1. Измерение следа босой ноги: АБ — длина следа; ВГ — ширина отпечатка плюсневой части; ДЕ — ширина отпечатка промежуточной части; ЖЗ — ширина отпечатка пяточной части; И — ширина отпечатка пальца ноги; К — длина отпечатка пальца ноги
Значительное число измерений производится при обнаружении дорожки следов, т.е. совокупности следов ног одного человека, образованных последовательно в процессе ходьбы или бега.
В следах, оставленных обувью, измеряются:
— общая длина следа обуви — по линии от середины заднего края каблука до середины переднего края носка;
— длина подметки — по оси следа;
— ширина подметки — в самом широком месте;
— ширина промежуточной части — в наиболее узком месте;
— длина промежуточной части;
— ширина каблука и длина каблука — по оси;
— глубина отпечатка каблука.
В объемном следе отдельные части измеряются не по горизонтали, а по кривой линии его поверхности, так как отпечатки пятки и носка в таком следе более углублены по сравнению со средней частью отпечатка подошвы.
Рис. 2. Измерение следа обуви: АБ — длина следа; АК — длина отпечатка подметки; ВГ — ширина отпечатка подметки; ДЕ — ширина отпечатка промежуточной части; КЛ — длина отпечатка промежуточной части; ЛБ — длина отпечатка каблука; ЖЗ — ширина отпечатка каблука.
В дорожке следов измеряются: длина шага, его ширина и угол разворота стопы (рис. 3).
Основой для расчета служит линия направления движения, представляющая собой прямую, проведенную посередине между следами правой и левой ноги.
Длина шага определяется расстоянием между двумя однозначными точками отпечатков, последовательно оставленных правой и левой ногой.
Ширина шага представляет собой поперечное расстояние между следами от середины задней части каблуков правой и левой ноги. У разных лиц она колеблется от 6 до 12 см.
Рис. 3. Дорожка следов: АБ — линия направления движения; БГДЕ1 — линия ходьбы; Б1Г — длина шага правой ноги; Г1Д — длина шага левой ноги; Г1Г — ширина шага; ОГД1 — угол разворота правой стопы; СБГ1 — угол разворота левой стопы
Угол разворота стопы измеряется с помощью транспортира в месте пересечения линии, соединяющей наиболее удаленные точки пятки и носка каждой стопы с линией направления движения. Образуемый угол может быть положительным, отрицательным и нулевым.
Измерение элементов дорожки правой и левой ноги надо производить в нескольких местах, так как они могут иметь некоторые различия.
Способы фиксации следов ног и транспортных средств. Каким образом можно закрепить следы на сыпучем грунте.
Фиксация следов ног (обуви)
Любые обнаруженные на месте происшествия следы ног (обуви) прежде всего фотографируются, затем измеряются и описываются в протоколе осмотра.
Видимые следы ног (обуви) необходимо фотографировать непосредственно после обнаружения, а невидимые — после проявления. Следы ног (обуви) фотографируются в максимально крупном масштабе по правилам масштабной фотографии. Фотокамера располагается так, чтобы плоскость кадра была строго параллельна плоскости расположения следа. При этом масштабная линейка кладется в плоскости следа.
Объемные следы ног лучше фотографировать при двустороннем освещении: основным светом и дополнительным теневым (рис. 4). Угол теневого освещения зависит от величины рельефа следа. Чем крупнее рельеф, тем больше должен быть угол теневого освещения и наоборот. Неглубокие следы обуви на пыльной дороге также фотографируют при двустороннем освещении: верхнем — рассеянном и боковом — направленном. При солнце в полуденные часы такое освещение можно создать с помощью белого экрана или зеркала. Поверхностные следы (следы отслоения или наслоения пыли и грязи) необходимо фотографировать при боковом и верхнем освещении.
Следы на снежном покрове при дневном освещении фотографируются с применением желтого или оранжевого светофильтров, которые ослабляют действие отраженных снегом ультрафиолетовых лучей и улучшают качество изображения.
Поверхностные следы ног, окрашенные в тот или иной цвет (например кровяные), желательно фотографировать на цветные фотоматериалы, а на черно-белые — с применением светофильтра, учитывая цвет поверхности, на которой они расположены.
Рис. 4. Расположение источников освещения при фотографировании объемных следов обуви
Дорожка следов ног, если она короткая, фотографируется целиком на один кадр сбоку. Более длинную дорожку следов лучше фотографировать сбоку линейным панорамным способом. При съемке нужно следить за тем, чтобы фотоаппарат перемещался строго параллельно линии направления движения, причем точки съемки должны находиться на равном расстоянии от дорожки следов. Эти точки намечаются заранее с таким расчетом, чтобы они перекрывались каждым последующим кадром. Если в намеченных точках съемки отсутствуют естественные ориентиры, их можно заменить колышками. Если в дорожке следов запечатлелись особенности походки, целесообразно производить съемку сверху с масштабной линейкой.
Изготовленные фотоснимки следов ног и обуви приобщаются к делу в качестве приложения к протоколу осмотра (ст. 180 УПК РФ).
Фиксация следов транспортных средств
Прежде всего все обнаруженные следы должны быть зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия, фиксация производится в следующей последовательности:
1. Указывается вид следов и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
2. Указать вид и особенности следов воспринимающей поверхности;
3. Количество следов находящихся на месте происшествия и их взаимное расположение. Здесь должны быть отображены измерения размеров колеи, ширина беговой дорожки, база автомашины;
4. Место расположения, длину и степень выраженности следов торможения если таковые обнаружены;
5. Размеры следов шин, длину, ширину беговой дорожки, рисунок протектора, размеры индивидуальных признаков рисунка протектора;
6. Признаки указывающие направление движение автомашины;
7. Необходимо указать способы дополнительной фиксации, производилось ли следокопирование, как упаковывались слепки, какая надпись сделана на упаковке и другие важные признаки имеющиеся на месте происшествия.
Дополнительными способами фиксации следов т\с является фотосъемка. При фотосъемке следов т\с сначала производится узловая фотосъемка, а затем производится детальная съемка. При детальной съемке необходимо использовать масштабную линейку, которая должна быть уложена в одной плоскости с плоскостью следа.
Также к дополнительным способам фиксации относятся изготовление слепков с объемных следов. Техника изготовления слепков такая же, как и у изготовление слепков следов ног. Объемные следы могут быть перекопированы с помощью листа толстой резины предварительно зачищенной крупной наждачной шкуркой.
Закрепление следов на сыпучем грунте
Следы на сыпучем грунте (пыль, алебастр,песок и т.д.) предварительно закрепляются. Для закрепления следа необходимо подготовить 6 — 10%-ный раствор перхлорвинила в ацетоне. Этот раствор с помощью пульверизатора разбрызгивается над следом, он прочно связывает частицы сыпучего грунта и позволяет залить раствор гипса в след.
Если следы обуви находятся в снегу, гипс необходимо развести в холодной воде. Вода должна иметь температуру 0°, для этого в воду добавляют снег, пока он не перестанет таять.
Признаки по которым определяется направление движения автотранспорта:
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д.
Определение типа и модели транспортных средств по следам шин
По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то — ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа — по наименьшему.
Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора.
Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра следует учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия.
Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин.
Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах.
Тип и модель шины определяется путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин.
В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо их конструктивных признаков относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора, наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора.
К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности в форме, величине и расположении проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.
Следы пневматических шин мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие и частные признаки колеса. К общим признакам относятся внешний диаметр колеса, наличие, вид и способы крепления обода-шины, ширина колеса и шины. Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины и другие дефекты на рабочей поверхности колеса.
Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов ног и автотранспортных средств.
Следы ног человека:
1. каким видом обуви оставлены данные следы;
2. какова модель и размер обуви;
3. определение роста владельца данной обуви;
4. установление механизма возникновения следов (в результате ходьбы, бега, ударах ногой и т. д.);
5. каковы анатомические особенности субъекта, влияющие на следы ног;
6. сравнение следов ног (обуви) со следами с других мест происшествий в целях установления, могли ли они принадлежать одному и тому же субъекту;
7. принадлежность следов обуви конкретному лицу, у которого она изъята;
8. имело ли место отображение внешних признаков чулок или носков, изъятых у конкретного лица, в следах ног;
9. степень соответствия элементов оставленной на месте преступления дорожки следов экспериментальной дорожке следов, оставленной данным субъектом.
Следы транспортных средств:
1. каким типом и маркой транспортного средства оставлены данные следы, какими его частями;
2. количество транспортных средств, оставивших следы;
3. направление движения транспортного средства;
4. установление механизма образования следов;
5. принадлежность следов данному транспортному средству;
6. принадлежность найденных деталей, фрагментов данному транспортному средству;
7. схема взаиморасположения транспортного средства относительно других объектов.
2 Осмотр и фиксация следов орудий взлома
и инструментов
2.1Классификация следов орудий взлома и инструментов
1) Следы давления являются результатом удара (давления) орудия на объект. Они представляют собой трехмерное (объемное) отображение рабочей поверхности орудия, обратное рельефу и зеркальное по расположению его особенностей. В зависимости от силы давления и пластичности материала эти следы могут характеризоваться различной глубиной и величиной отображаемых деталей.
2) Следы скольжения образуются при воздействии перемещающегося под углом к поверхности предмета орудия взлома, инструмента. При этом выступающие части рабочей кромки оставляют на поверхности объемные следы в виде параллельных бороздок — трасс.
3) Следы резания (разруба, сверления, распила) остаются в результате перемещения режущей кромки инструмента в среде объекта. Неровности лезвия режущего инструмента отображаются в виде трасс, сходных с трассами в следах скольжения.
Следы резания, скольжения на поверхности одних предметов отображаются в виде хорошо видимого рельефа, на других они слаборазличимы. Степень выраженности рельефа характеризуют глубина бороздок и расстояния между ними. Эти особенности неодинаковы даже для отдельных участков следа. Глубокие царапины могут чередоваться с более мелкими (или микротрассами). Видимый рельеф дают инструменты с достаточно широкой рабочей поверхностью (режущей кромкой) и хорошо выраженными дефектами. Более мелкий рельеф (микрорельеф) дают хорошо заточенные инструменты.
Следы орудий взлома и инструментов встречаются на предметах из различных материалов: древесины, металла, пластмассы, а иногда и на тканях тела человека при повреждении их колюще-режущими орудиями.
Эти материалы различны по своим яркостным и структурным свойствам.
Предметы из металла, пластмассы неодинаковы по пластичности, но имеют мелкозернистую структуру и обладают способностью хорошо воспроизводить микрорельеф. Поверхности таких объектов имеют направленный тип отражения, а следы на них как объект фотографирования — широкий интервал яркостей. На предметах из крупнозернистых или волокнистых материалов воспроизводятся только хорошо видимые детали.
Какие обстоятельства (данные) могут быть установлены при изучении следов орудий взлома на месте происшествия.
Предметы и следы, находящиеся перед местом кражи, более, чем другие подвергаются опасности уничтожения или повреждения. Поэтому после общего обзора непосредственного места кражи необходимо сразу же принять меры к обнаружению и охране следов, находящихся на периферии, произвести осмотр и зафиксировать их.
К числу таких следов в широком смысле слова относятся: следы ног преступников; следы использованных ими транспортных средств; прочие следы, оставленные преступниками (например, окурки, спички, бутылки); брошенные похищенные предметы и предметы упаковки; оставленная одежда преступников; орудия взлома. Обнаружение этих следов дает основание для выдвижения версий о личности преступников, помогает установить направление их движения.
При исследовании места взлома и проникновения в помещение или на огражденный участок местности, рекомендуется использовать помощь специалистов-криминалистов и решить следующие вопросы:
— чем и когда произведен взлом (орудие взлома);
— были ли преступники достаточно опытны;
— знали ли они особенности запирающих устройств;
— сколько было преступников;
— могли ли на их одежде, обуви, теле, а также на орудиях взломав остаться какие-либо частицы, образовавшиеся при взломе (например, древесные или металлические опилки, частицы штукатурки, наложения краски и т.д.).
При положительном решении данного вопроса подлежат изъятию образцы этих веществ. Это обстоятельство фиксируется в протоколе.
При осмотре помещения или участка местности, откуда были похищены те или иные предметы, важно установить следующее:
— что похищено (перечень предметов, их родовые и индивидуальные признаки). При этом необходимо решить вопрос о целесообразности изъятия аналогичных предметов в качестве образцов;
— сколько времени, судя по объему совершенных действий, находились преступники на месте кражи, знали ли они, где находятся наиболее ценные вещи;
— какие следы оставили преступники на месте кражи;
— какие вещества с места кражи могли остаться на одежде, обуви и теле преступников (изъять образцы этих веществ);
— какие изменения внесены преступниками в обстановку МП;
— имеется ли охранная сигнализация, исправна ли она, если была нейтрализована, то каким образом;
— нет ли на месте кражи части предметов, взятых преступниками (например, часть упаковки, рулон материи, от которого преступники отрезали или оторвали часть).
Каковы приемы фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов.
Основными способами фиксации следов, образованных орудиями взлома, являются:
— описание следов в протоколе осмотра,
— фотографирование,
— изготовление слепков с объемных следов.
— В протоколе осмотра объекта взлома и следов должны найти отражение следующие сведения:
— вид и характер объекта, на котором обнаружены следы взлома;
— место расположения эт……..