Содержание
Современная практика подготовки прыгунов испытывает острую необхо-димость разработки средств и методов всех этапов подготовки по отношению к главным стартам годичного макроцикла.
Систематизация тренировочных средств скоростно-силовой подготовки, поиск путей обеспечения оптимальной преемственности их применения на раз-ных этапах годичного макроцикла, оптимальное сочетание общеподготови-тельных и специальноподготовительных упражнений скоростно-силовой под-готовки в периоды между сериями стартов являются весьма актуальными.
Скоростно-силовые способности, проявляемые при выполнении трой¬ного прыжка, являются своего рода соединением силовых и скоростных спо¬собностей. В их основе лежат функциональ¬ные свойства мышц и других систем, позволяю-щих совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстро¬та движений.
В скоростно-силовой подготовке прыгунов широко применяются ме¬тоды ди-намических усилий, вызывающие максимально быстрое проявление силы, и ме-тоды максимальных усилий при выполнении упражнений с отягощениями.
Важным показателем скоростно-силовой подготовки прыгунов явля¬ется мощность усилия, которая оценивается как отношение количества энергии, произ-водимой во время работы, ко времени ее выполнения.
В практике подготовки прыгунов тройным встречается широкий диа¬пазон уп-ражнений, которые можно отнести к скоростно-силовым. К скоростно-силовым уп-ражнениям относят упражнения с внешней нагрузкой, равной 40-70% от мак-симальной изометрической силы, при выполнении которых прояв¬ляются от-носительно большие сила и скорость мышечных сокращений.
Выдержка из текста работы
Актуальность. На современном этапе подготовки высококвалифицированных легкоатлетов все большее значение для победы в соревнованиях приобретает тактическая подготовка. Под спортивной тактикой понимается использование специальных приемов спортивной борьбы во время состязаний с целью добиться наилучших соревновательных результатов. Тактическая подготовка спортсмена составная часть спортивной тренировки. Наиболее целесообразное осуществление тактических замыслов возможно лишь при хорошем владении техникой, высоким развитием качеств, сильной воле, большой настойчивости и упорстве в достижении цели. Поскольку в каждом соревновании перед стартом стоит задача либо показать определенный результат, либо занять определенное место, рассматриваются следующие разновидности тактики — активная, пассивная и смешанная. Эти разновидности тактики соответствуют поставленным задачам, например «тактика рекордов» — бег на результат или «тактика чемпионов» — задача занять определенное место. Разделение это достаточно условно, так как две основные задачи порой оказываются тесно связанными. Бег на результат может принести и высокое место в состязаниях, а борьба за победу может закончиться рекордным результатом [2,18,31].
Бег на выносливость приобрел широкой популярностью в большинстве стран мира. Им посвящено и наибольшее, по сравнению с другими видами легкой атлетики, количество исследований, проведенных как у нас в стране, так и за рубежом. Тем не менее, современные достижения наших бегунов на средние дистанции (мужчин и юниоров) существенно уступают результатам ведущих зарубежных спортсменов. При этом улучшение рекордов нашими спортсменами в беге на 800 и 1500 м происходит медленно.
В нашей работе предпринята попытка к осуществлению такого обобщения знаний по тем аспектам подготовки бегунов, которые представляют наиболее важными с точки зрения практики. Это краткое хронологическое исследование истории, развитии и эволюции методики тренировки технико-тактической подготовки, физическая характеристика факторов определяющие подготовленности. Выше перечисленным вопросам у специалистов существуют разные подходы, как например, по технико-тактической подготовке бегунов. Как мы знаем от успешности планирования спортивного результата, зависит успех выступлений. Многие тренера на сегодняшний день работают по старой методике, больше надеясь на свой практический опыт. Но современный спорт требует научного обоснования не только в методике тренировки, но и во всех аспектах как восстановление, питание, психофизиологической и тактической подготовке. На наш взгляд очень мало теоретических работ, которые обобщали различные мнения.
Большое значение для интенсификации роста спортивных результатов имеет учет физиологических особенностей построения тренировочного процесса, конкретного влияния физической нагрузки на те или иные органы и системы внедрения этих знаний в практику. Поэтому необходим учет и применение физиологических разработок в планировании круглогодичной спортивной тренировки.
Объект исследования — процесс спортивной подготовки бегунов на средние и длинные дистанции.
Предмет исследования — способы реализации форм тактической подготовки бегунов на средние дистанции.
Целью исследования: определение эффективности применения различных видов и форм тактической подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Задачи исследования:
1.Анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Изучить варианты раскладки бега сильнейших бегунов РТ.
3.Выявить виды и эффективность различных форм тактического ведения бега у бегунов на средние и дистанции Республики Татарстан.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что выявление особенностей и эффективных видов, форм тактической подготовки бегунов на средние позволит, повысит эффективность ее применения в соревновательной деятельности спортсменов.
Практическая значимость исследования. Данное исследование посвящено обобщению новых научных данных, а также систематизации ранее накопленного теоретического и методического материала с целью его эффективного внедрения в современную подготовку молодых бегунов на средние и длинные дистанции.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Краткая характеристика спортивной подготовки в беге на средние и длинные дистанции
Первым Олимпийским чемпионом в беге на 800 и 1500 м стал Эдфин Флек (Австралия), и его результаты были равны соответственно 2.11.0. и 4.33.2. Первый мировой рекорд в беге на 800 м — 1.51.9 — был установлен в 1912 г., а на дистанции 1500 — 3.54.7. — Я. Цендеру (Швеция) в 1917 г. Обладателем мирового рекорда на 800 м (1.41.11) является финн, кенийского происхождения Киптануи. Мировой рекорд на 1500 км принадлежит Марокканцу Х.Эль Герружу — 3.26.0.
В начале века и в 70-е г.г. нашего столетия одно из ведущих мест в мире занимала финская школа бега. Ее наиболее яркие представители были Олимпийские чемпионы Х. Колехмайнен, В. Ритола, Л. Вирен, П. Васала, П. Нурми.
Успехи американских бегунов были всегда связаны с высокими скоростными качествами. Они проводили тренировки преимущественно на стадионе. Это дало американским бегунам добиться высоких результатов на Олимпийских играх (М. Уайтфильд, Т. Куртней, Д. Уотлл).
Бегуны Англии шли к своим достижениям преимущественно через кроссовую подготовку и фартлек (К. Чатауэй, Г. Пири, Д. Ибботсон, К. Брешер, Б. Фостер, С. Коэ, С. Оветт).
Большой вклад в развитие методики подготовки бегунов внесли Австралийский бегуны Д. Ленди, Х. Эллиот, Р. Даубелл, Д. Поллок и др.
Мировое признание получила система новозеландского тренера А. Лидьярда, позволившая добиться олимпийских побед П. Снеллу, М. Халбергу.
В каждой стране создавалась своя система тренировки, которая зависела от национальных традиций, климатических и географических условий, социальной среды. В нашей стране сформировалась своя система тренировки бегунов, которая дала миру выдающихся спортсменов, таких, как В. Куц, П. Болотников, Л. Лысенко, Л. Брагина, Н. Олизаренко, Т. Казанкина и С. Мастеркова [14,18].
С каждым годом росла конкуренция между бегунами. Появились новые методы, увеличивались объем и интенсивность нагрузок. Определялись два основных метода в тренировке бегунов: метод непрерывного длительного бега и метод прерывного, интервального бега. Особое внимание стало уделяться технике и тактике бега. Существенный вклад в совершенствование методов тренировки в беге внесли спортсмены и тренеры многих стран. Финны предложили метод длительного, а также переменного тренировочного бега. Англичане уделяли большое внимание кроссовому бегу. Немцы ввели понятие интервальной тренировки. Большую прогрессивную роль в истории средних дистанций сыграли, созданные в ряде стран, школы бега [22,35].
Теоретическая основа американской системы тренировки бегунов была изложена в книге М. Мерфи, 1913 г. Отдельные положения, высказанные автором, не потеряли практической ценности и в настоящее время. Главным в системе подготовки считалось то, что для развития специальной выносливости необходимо развивать общую выносливость.
Каждая школа бега, хотя и способствовали росту результатов в беге, имела не только свои положительные стороны, но и недостатки. Тренера и спортсмены в основном при выборе средств и методов действовали часто исходя из интуиции, национальных традиций и взглядов. С ростом рекордных достижений в эволюции методики тренировки определялись два направления. Первое, связанное с совершенствованием средств тренировки, предусматривало увеличение их объема, второе — совершенствование используемых методов тренировки, направленных на воспитание основных физических качеств бегуна.
Отечественная школа бега ведет свое начало с первого легкоатлетического клуба, созданного в России в беге на 800 м — 2.00.3 и 1500 м — 4.12.9, 1917 г., были результаты показанные И. Винкельсоном.
Идею круглосуточной тренировки в повышении объема бега выдвинули Д. Семенов, Б. Взоров. Пионерами круглогодичной тренировки, использования больших объемов бега и разносторонней подготовки у нас в стране можно считать выдающихся бегунов довоенного времени братьев Знаменских, Н. Денисова и др.
Уже в то время были созданы теории и методики тренировки в беге.
Участие советских спортсменов на международных соревнованиях способствовало развитию отечественной школы бега.
Перестроив систему тренировки и положив в ее основу длительный равномерный бег, позволяющий значительно увеличивать и хорошо дифференцировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, И.. Пожидаев, Ф. Суслов, М. Токарь, Т. Фенкаль, П. Шорен и другие тренеры сумели подготовить в разных городах страны спортсменов высокого класса (О. Райко, Е. Аржанов, М. Желобовский, Д. Дмитриев, И. Киров, В. Матвеев и др.), успешно выступивших в международных соревнованиях [15,17].
В настоящее время в методике подготовки бегунов секретов нет. В основе системы подготовки лежат большие объемы тренировочных средств, вариативности использования методов, рациональное сочетание нагрузок с восстановлением и отдыхом.
Бег на средние дистанции включает в себя бег на 800 и 1500 м. Однако, спортсмены нередко соревнуются и на дистанции 1000 м, на которой тоже фиксируются рекорды Классическими, включенными в программу Олимпийских игр, считаются дистанции 800 и 1500 м.
Бег на средние дистанции характеризуются большой экономичностью и равномерностью движений, и требует от бегуна высокого уровня общей выносливости, а также умения поддерживать нужную скорость на всей дистанции (специальная выносливость). Большинство исследователей изучали в основном отдельные вопросы подготовки бегунов на средние дистанции, например влияние на организм занимающихся работы субмаксимальной мощности, в лабораторных и в естественных условиях.
Так же очень много исследовательских работ, характеризующих сдвиги в различных функциональных системах организма, возникающие под влиянием бега на средние дистанции [32,37].
Бег на средние дистанции сопровождается большим кислородным запросом, что обуславливает необходимость максимального напряжения и координированности в деятельности системы кровообращения. Возможности сердечно-сосудистой системы полностью используется лишь на второй половине дистанции. Так, в момент окончания бега может наблюдаться увеличение ЧСС до 200 в одну минуту и более. Причем у хорошо тренированных спортсменов при предельном напряжении ЧСС возрастает в большей мере, чем у менее тренированных.
Повышение кислородного запроса во время бега на средние дистанции приводит к мобилизации функциональных возможностей организма, относящихся к транспорту кислорода» и оказывает стимулирующее влияние на кроветворную функцию.
При беге на средние дистанции достоверные изменения обнаружены и в морфологическом составе крови. В частности, возрастают число эритроцитов и процент содержания гемоглобина за счет увеличения массы циркулирующей крови, поступающей из депо в сосудистое русло, а также из-за активизации функций органов кроветворения. При этом следует учитывать, что кровь, находящиеся в депо, содержит больше эритроцитов и гемоглобина, чем кровь, циркулирующая в сосудах. Одним из важнейших факторов, обуславливающих спортивный результат в беге на средние дистанции, является энергетический потенциал организма бегуна. Этим объясняется, то большое внимание, которое уделяется специалистам различным аспектам проблемы повышения энергетических возможностей и их реализации в процессе соревновательной деятельности [37,39].
Таким образом, бег на средние дистанции относится к зоне субмаксимальной мощности работы. Одним из показателей, характеризующих эту зону, является кислородный долг, который нарастает к концу дистанции в соревновательном беге и составляет 20-25 л.
В беге на средние дистанции бегун стремится к быстрому достижению соревновательной скорости, поддержание ее в процессе бега по дистанции и созданию предпосылок для увеличения скорости (или сохранению ее) на финишном отрезке [4,16,37].
1.2 Современные аспекты развития бега на выносливость
В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области спорта. В сложившейся ситуации естественно возникает необходимость в тщательном изучении всех составляющих системы многолетней подготовки спортсменов.
Постоянный рост достижений в беге на выносливость требует поиска новых более эффективных форм и средств и методов подготовки спортсменов. Для того чтобы увеличить эффективность многолетней подготовки спортсменов, необходим анализ результатов выступлений, а также выявить причины неудачного выступления российских спортсменов на международных соревнованиях в циклических видах [22,26].
Российские спортсмены весьма успешно выступали на играх XXVII летней Олимпиаде в Сиднее, уступив по количеству медалей только нашим основным соперникам — команде США. Напрашивается вопрос, каков же вклад в общекомандную копилку медалей представителей циклических видов спорта на выносливость? Женщины впервые за последние три десятка лет не выиграли, в Сиднее ни одной золотой медали, хотя еще в Атланте на их счету было четыре золотые награды. Одним словом, российские спортсмены в циклических видах на выносливость в Сиднее завоевали гораздо меньше медалей [14,18].
В настоящее время многие бегуны мира тренируются на основе комплексной системы тренировки или на основе однонаправленной вариативной системы тренировки. Комплексная и однонаправленная вариативная система тренировки имеют точки соприкосновения, но различия между ними достаточно велики [11,25].
Комплексная тренировка.
Одним из первых, кто разработал комплексную систему тренировки для бегунов на средние дистанции, был знаменитый тренер А. Лидьярд. (Он так описывает свою систему тренировки. Вся тренировочная работа бегунов на протяжении года делится на 6 периодов: период кроссов; период «марафонской тренировки»; период тренировки в «беге по холмам»; период тренировки на шоссе; период тренировки на дорожке; переходный период.
Комплексная тренировка — это сочетание различных методов. Интервальная тренировка превратилась в комплексную тренировку (сочетание коротких, быстрых повторных пробежек и бега на длинные дистанции). Интервальная тренировка оказалась очень монотонной и вовсе не вытеснила другие традиционные методы. Она стала только одним из применяющихся методов [37].
Суть комплексной тренировки — создать оптимальной сочетание тренировочных методов и средств в специальной форме. Отправными пунктами в комплексной тренировке являются: а) Первая ступень тренировки: более совершенное развитие сосудистой системы и капиллярной системы и экономичная работа организма. Медленный бег на длинных дистанциях в ровном темпе, таком, чтобы не нарушалось равновесие в обмене веществ; б) Вторая ступень: увеличение размеров сердца. Интервальная тренировка на длинных отрезках с короткими интервалами отдыха без полного восстановления; в) Третья ступень: развитие быстроты и выносливости. Скоростные пробежки, интервальные скоростные пробежки, интервальный спринт, бег по холмам.
А. Лидьярд рекомендовал применять один метод тренировки, который по своему воздействию на спортсмена будет оказывать преимущественное влияние на развитие какого-то одного физического качества (имеется в виду общая или специальная выносливость, скорость, сила и т.д.).
Для комплексной системы тренировки бегунов характерным является сочетание различных методов тренировки в отдельных периодах, месячных и недельных циклах, а также применение одного метода в структуре отдельного тренировочного занятия, т.е. для комплексной тренировки характерным является малая вариативность тренировочной нагрузки в отдельном занятии [34,38].
Однонаправленная вариативная система тренировки.
Для однонаправленной вариативной системы тренировки характерным является сочетание различных методов тренировки в отдельных периодах, в месячных и недельных циклах, а также применение разных методов в структуре отдельного тренировочного занятия.
Однонаправленная вариативная система тренировки имеет ряд преимуществ перед комплексной: создает большое разнообразие в тренировке и усиливает ее эмоциональных характер; способствует более полному развитию потенциальных возможностей спортсменов; гарантирует развитие всех необходимых качеств; способствует более длительному сохранению спортивной формы.
Для однонаправленной вариативной системы тренировки является сочетание нескольких различных методов, применяемых в данном тренировочном занятии [4,17,20].
Как утверждает профессор А.Н. Воробьев «Возникает диалектическое противоречие: с одной стороны адаптация организма к раздражителю — необходимое условие для развития, для выполнения большой по интенсивности, и, как правило, по объему нагрузки; с одной стороны, с приспособлением происходит ослабление ответной реакции организма, и возникает необходимость в вариативности тренировочной нагрузки, ее повышении. Отсюда вывод: для получения нужной ответной реакции на воздействие тренировки нельзя создавать стандартные условия, к которым организм быстро адаптируется. Прежде всего, это относится к тренировочной нагрузке, — она не должна быть одинаковой по объему, интенсивности, количеству и последовательности выполнения упражнений…». Исходя из вышеизложенного схема построения нагрузки в структуре одного тренировочного занятия в однонаправленной вариативной системе тренировки более эффективна по сравнению с комплексной [27].
Однонаправленная вариативная система тренировки базируется на принципах, которые противоречат традиционным в теории спортивной тренировки.
1. Принцип независимости лучших спортивных результатов от интенсивности и объема тренировки. Сколько бы ни увеличивался объем только восстановительного бега, никакого влияния на лучшие спортивные результаты это не окажет. Следовательно, лучшие спортивные результаты не могут непосредственно зависеть от восстановительной части тренировочного процесса, не могут они зависеть и от интенсивности и объема всей тренировки в целом.
2. Принцип выделения интенсивной части тренировки заключается в том, что для каждого бегуна необходимо в зависимости от уровня его подготовленности определить среднюю интенсивность тренировки.
3. Принцип зависимости лучших спортивных результатов от интенсивности и объема интенсивной части тренировки. При повышении и интенсивности и объема интенсивной части тренировки спортивные результаты улучшаются.
4. Принцип однонаправленности изменения интенсивности и объема тренировочной работы. Лучшие результаты однонаправлено зависят и от интенсивности, и от объема интенсивной части тренировки, то и совместимое изменение интенсивности и объема в процессе тренировки должно быть однонаправленным. Однонаправленное изменение интенсивности и объема интенсивной части тренировки приведет к одновременному достижению ими максимальных значений.
5. Принцип малой эффективности тренировочной работы средней интенсивности вытекает из принципа 2.
6. Принцип скачкообразной вариативности интенсивности тренировочной работы является реализацией предыдущего.
7. Принцип разнообразия и вариативности тренировочной работы. Тренировочный процесс должен быть разнообразным, что характеризуется коэффициентами вариации основных компонентов: интенсивности, объема и длины отрезка [36].
1.3 Классификация факторов, оказывающих влияние на спортивный результат в беге на средние и длинные дистанции
Тренировка бегунов на средние дистанции представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на развитие функциональных возможностей организма и овладения техникой бега, необходимых для достижения запланированного спортивного результата. В наиболее общем смысле последний обуславливается совокупностью факторов, определяющих:
1) возможности функциональных систем, обеспечивающих эффективное выполнения конкретного двигательного задания;
2) эффективную и своевременную мобилизацию возможностей различных функциональных систем во время соревнований;
3) скоординированное приложение силы мышц для достижения. Эффективности и экономичности движений.
В процессе тренировки бегуны на средние дистанции достигают высокого уровня развития первой и, отчасти, второй группы факторов за счет общей и специальной физической подготовки. Это способствует также совершенствованию факторов третьей группы, т.е. техники движений.
Следует также отметить, что для достижения, того или иного спортивного результата важен не только определенный уровень развития перечисленных выше факторов подготовленности, но и обеспечение их интегрального проявления в конкретном виде мышечной деятельности, в частности в беге на средние дистанции.
Различают следующие виды подготовленности бегунов на средние дистанции: физическую, техническую, тактическую, психическую и интегральную. Вместе с тем такое разделение подготовленности носит в определенной мере схематический характер [14,19].
1.4 Особенности физической подготовки бегунов на выносливость
Физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка — это повышение уровня физического развития и широкой двигательной подготовленности, что является основой
успеха в различных видах спортивной деятельности.
Общая подготовка находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние и длинные дистанции, но, так или иначе, обуславливают спортивный результат. Эта сторона, физической подготовленности обеспечивается за счет использования широкого круга подготовительных упражнений, тренировочный эффект которых может оказывать влияние на результативность соревновательного упражнения.
Специальная физическая подготовка — заключается в таком воспитании двигательных способностей, которые обеспечивают спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований.
Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обуславливают результат в беге на средние и длинные дистанции. Говоря об общей и специальной подготовленности бегунов, следует учитывать, что соотношение работы, направленной на повышение этих качеств, меняется в процессе многолетней тренировки [23,28].
Физические качества, определяющие спортивный результат в беге на средние и длинные дистанции
В тренировке бегунов на средние дистанции особое место отводится силовой подготовке, потому что, во-первых, силовая подготовленность является важным компонентом специальной выносливости, во-вторых, в процессе совершенствования спортивного мастерства средневиков роль ее существенно возрастает.
Сила как физическое качество спортсмена выражается в его способности преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредствам мышечных напряжений. Говоря о силе, следует выделять четыре качественно специфичных вида ее проявления: абсолютную, взрывную, быструю силу, а также силовую выносливость [16,17].
Для бегунов на средние дистанции, в особенности на 800 м, весьма существенное значение имеет уровень развития быстрой силы, которая во многом обуславливает их скоростные возможности. Быстрая сила выступает в качестве предпосылки для повышения силовой выносливости, являющейся важнейшей для бегунов частые силовой подготовленности [19].
Силовая выносливость — специфическая форма проявления человеком силовых способностей в условиях двигательной деятельности, в которой требуются относительно длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности. Это качество, характеризуя подготовленность опорно-двигательного аппарата, является одним из основных признаков, обуславливающих уровень развития специальной выносливости бегунов. А так как от последней главным образом зависят спортивные достижения в беге на средние дистанции, то интегральным показателем силовой выносливости может служить результат, достигнутый на основной дистанции в условиях соревнования или прикидки [15,16].
Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Быстрота самым тесным образом связана с силой и имеет весьма существенное значение для бегунов на средние дистанции, а особенно для специализирующихся на дистанции 800 м.
Выносливость — это качество, которое, главным образом, обуславливает спортивный результат в беге на длинные дистанции. Общим признаком выносливости является способность продолжать какую-то работу, соблюдая ее определенные параметры. Поскольку физиологические механизмы проявления выносливости для различного рода работы неодинаковы, возникает необходимость конкретизации понятия выносливости применительно к спортивной деятельности [18,19].
В спортивной практике необходимо учитывать, что механизмы, определяющие уровень работоспособности в длительном малоинтенсивном и соревновательном беге на средние дистанции во многом отличаются друг от друга.
С педагогической точки зрения, специальная выносливость представляет собой много компонентное понятие, так как у бегунов на средние дистанции она взаимосвязана с рядом факторов, к которым относятся общая и силовая выносливость, скоростные возможности, техника бега и др.
Рассматривая специальную выносливость в физиологическом аспекте, необходимо отметить ее тесную связь с функциональной подготовленностью бегуна [14].
В достижении высоких спортивных результатов, в беге на средние дистанции большое значение имеет гибкость. Поэтому развитие данного качества может быть одним из путей увеличения специальной силы и мощности у спортсмена, что особенно важно для спортсменов, специализирующихся в беге на 800 м. Кроме того, увеличение амплитуды движений при беге повышает их эффективность.
О целесообразности совершенствования гибкости у бегунов на средние дистанции свидетельствует и то, что недостаточное ее развитие является причиной ряда нежелательных явлений:
затрудняется овладение техникой бега и совершенствование ее;
увеличивается возможность возникновения травм;
задерживается уровень других качеств;
в беге ограничивается амплитуда движений.
Несмотря на очевидную значимость гибкости, ее развитию в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции уделяется недостаточно внимания [19].
Важным фактором, определяющим достижение в беге на средние дистанции, являются скоростные способности спортсмена. Hе случайно модельные характеристики для бегунов высокого класса на 800 м предусматривают наличие результатов в беге на 100 м — от 10,3 до 10,6, а на 1500 м — от 10,4 до 11,0 с. [10,18].
Развитию или поддержанию скоростных возможностей необходимо уделять серьезное внимание на всех этапах многолетней подготовки. При этом следует помнить, что скоростные возможности развить труднее, чем другие физические возможности.
При развитии скоростных возможностей обычно применяют повторный метод тренировки и метод вариативного упражнения, т.е. с варьированием скорости и ускорений по заданной программе. При этом тренировочный эффект выполняемых в занятии скоростных нагрузок во многом зависит от режима чередования работы с отдыхом. Интервалы отдыха между упражнениями должны быть такой продолжительности, чтобы обеспечить относительно полное восстановление работоспособности. Бегуны на средние дистанции с целью совершенствования скоростных возможностей могут использовать следующую продолжительность интервалов отдыха: а) 2-3 мин. между отрезками длиной 60-100 м; б) 3-4 мин. между отрезками 150-200 м и 7-8 мин между сериями [16,27].
Эффективным средством повышения скоростных возможностей бегунов является пробегание отрезков 150-300 м.
Силовая подготовка обеспечивает повышение функции нервно-мышечного аппарата, улучшает способность преобразование энергии и способствует укреплению координационных связей, необходимых для осуществления интенсивной иннервации мышц [30,33].
В целом по данным литературных источников силовую подготовку бегунов на средние и длинные дистанции в круглогодичной тренировке можно разделить на три этапа:
1. Этап общей силовой подготовки.
2. Этап разносторонней целенаправленной силовой подготовки.
3. Этап специальной силовой подготовки.
В силовой подготовке важен не только правильный подбор необходимых средств, но и рациональное распределение их объема на протяжении года.
В настоящее время известны варианты планирования объемов силовой работы в круглогодичной тренировке бегунов на средние и длинные дистанции. Один из них предполагает концентрированное выполнение большого объема специальной работы силовой направленности в течение относительного короткого промежутка времени — на предсоревновательном этапе подготовительного периода. Такое планирование обеспечивает высокий уровень развития силовых возможностей, но не решает задачи длительного его удержания в соревновательном периоде.
Как известно, общая выносливость является основной для совершенствования специальной выносливости, Однако именно уровень развития последней в основной обуславливает результат. Поэтому тренировка в этом виде легкой атлетике должен иметь преимущественную направленность на совершенствование специальной выносливости.
С педагогической точки зрения методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции должна обеспечивать:
1) неуклонное повышение уровня важнейших компонентов специальной выносливости (скоростных и силовых возможностей, энергетического потенциала);
2) развитие способности удерживать необходимую скорость в фазе компенсированного утомления;
3) совершенствование способности к переключению скорости в процессе соревновательной деятельности;
4) повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала.
Основные средства и методы подготовки бегунов на средние и длинные дистанции
В тренировке бегунов на средние дистанции используется довольно широкий круг специализированных средств и методов. Среди самых разнообразных видов тренировки следует, прежде всего, остановиться и разобрать подробнее методы непрерывного воздействия (продолжительный бег) и интервальной тренировки (прерывистые методы). Большинство бегунов мирового класса используют в своей подготовке оба этих вида тренировочных нагрузок как основные. Но развивать и совершенствовать любую из энергетических систем или комбинацию можно, применяя, скажем только интервальную тренировку, но она при этом должна быть правильно организована [25,29].
1. Медленный длительный непрерывный бег — это бег на сравнительно длинных дистанциях в невысоком (комфортном) темпе; но скорость бега все же выше, чем при джоггинге. Во время этого бега энергетический запас организма полностью удовлетворяется за счет текущего поступления О2, частота сердечных сокращений (ЧСС) 130-150 уд/мин. Этот бег осуществляется при потреблении О2, соответствующем 50-70% от максимального значения. Дыхательная система функционирует в самых благоприятных условиях, без какого-либо напряжения.
2. Длительный непрерывный бег в среднем темпе. Это своего рода комбинация между медленным непрерывным бегом и быстрым непрерывным бегом. ЧСС 140-160 уд/мин, потребление О2 — 55-70% от максимального уровня. И хотя дыхание спортсменов в этом беге более часто и глубоко, чем при медленном непрерывно беге, все же оно должно быть «без одышки» и такое чтобы «на бегу можно было разговаривать».
3. Непрерывный бег с переменой темпа. Этот бег проводится таким образом, что первая миля пробегается довольно быстро (например, за 6 мин), следующая за ней сравнительно медленно (за 7 мин), затем опять «быстрая миля» и т.д. Это довольно жесткая тренировка и выполнять ее следует лишь тогда, когда спортсмен будет хорошо тренирован на выносливость. Ориентиром для применения этой тренировки может быть время пробегания одной мили приблизительно за 6 мин 30 с; именно эта скорость бега разумна для бега на более длинных (или более быстрых) дистанциях. При этом требуется особая осторожность при выборе длины тренировочных отрезков — так же, как и скорость бега, они должны соответствовать уровню вашей подготовке. Этот вид бега можно рассматривать как подготовительный для использования в последующей тренировке быстрого непрерывного бега.
4. Быстрый непрерывный бег, пожалуй, самое тяжелое средство спортивной тренировки. Его рекомендуется применять только тогда, когда вы очень хорошо подготовлены; и даже в этом случае он должен включать тренировочную программу лишь в небольших количествах из-за глубокого утомления, которое развивается при этом беге.
ЧСС достигает 180 уд/мин (в пределах 160-180 уд/мин), уровень потребления О2 — 70-90% от максимума; при этом беге в значительной степени в работу вовлекаются белые быстро сокращающиеся мышечные волокна.
5. Интервальный бег, направленный на развитие «аэробной выносливости», проводиться главным образом на относительно коротких отрезках, например, 400 м, пробегаемых со скоростью не выше 70-80% от максимальной скорости бега на этом отрезке с непродолжительными интервалами отдыха, например, 1 мин между отдельными пробежками. Естественно, с улучшением состояния тренированности продолжительность пауз отдыха сокращается. Следует учитывать весьма существенный момент — скорость пробегания тренировочных отрезков при использовании этого тренировочного средства не должна повышаться, так как это повлечет за собой мобилизацию аэробных энергетических процессов, которых совершенно не требуются при совершенствовании аэробной производительности спортсменов.
6. Интервальный бег, развивающий одновременно аэробную и анаэробную системы энергообеспечения, направлен на комплексное развитие скоростных возможностей спортсменов и их выносливости. Этот вид беговой тренировки проводится на отрезках преодолеваемых на скорости 85-95% — от максимальной; интервалы отдыха между отдельными повторениями достаточно продолжительные, проводятся они либо в ходьбе, либо в медленном беге (джоггинг). Также как и в аэробном интервальном беге, в этом виде тренировки необходимо постепенно увеличивать количество тренировочных отрезков; ориентиром здесь может быть постоянное время пробегания каждого отрезка без заметного снижения скорости.
7. Повторный бег отличается от интервальной тренировки тем, что, применяя отрезки бега такой же длины интервалы отдыха между отдельными повторениями тренировочных дистанций выполняются до полного восстановления, и эти паузы отдыха заполняются обычной ходьбой. Продолжительность их регулируется таким образом, чтобы к началу следующей пробежки ЧСС достигала 120 уд/мин.
Повторный бег может проводиться и на отрезках длиной 1 или 2 мили, преодолеваемые обычно в довольно быстром темпе; обычно в этом беге воспроизводится скорость предстоящих соревнований. Поскольку в повторном беге и длина тренировочных отрезков, и скорость их преодоления близки к соревновательным, то количество повторений обычно небольшое.
Тренировку в повторном беге можно рассматривать и как подготовительный этап к выполнению быстрого непрерывного бега.
8. Фартлек или «игра скоростей», — неформальный тип беговой тренировки, включающей периоды быстрого и медленного бега, джоггинг, различные ускорения и т.п. Эта тренировка состоит из «необоснованных научно» фрагментов интервального и непрерывного бега, где спортсмен по своему самочувствию, физическому состоянию комбинирует различные варианты беговой работы. В общую тренировку по типу «фартлек» включаются фрагменты скоростного бега, характерного для соревновательной дистанции, не исключается и работе и в затруднительных условиях, как например, бег в гору, по песку, по снегу, и т.д. Кроме того, получая определенную физическую нагрузку, спортсмен находится в приятном окружении [14,15,19].
1.5 Особенности тактической и психической подготовки бегунов на выносливость
Техническая подготовка — это процесс обучения и овладения спортивной техникой и доведение ее до совершенствования в условиях
тренировки и соревнований.
Одним из важнейших критериев технической подготовленности является надежность техники. «Надежность» действий бегуна в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий, вопреки возникающим комплексам. Попытки спортсменов сохранять основные силовые, временные и пространственные характеристики техники на протяжении всей дистанции неизбежно приводят к существенному снижению скорости бега во второй ее половине при развитии утомления. Необходимо учитывать, что надежность спортивной техники в беге на средние дистанции в значительной мере зависит от устойчивости навыков и специальной выносливости. Поэтому повышение уровня технической подготовленности бегунов должно решаться в единстве с задачами развития специальной выносливости [10,12,22].
Рациональная техника бега на средние дистанции в первую очередь характеризуется широкой амплитудой движений, умением расслабляться и незначительными вертикальными колебаниями тела. Кроме того, спортсмены высокого класса бегут более экономично, с меньшими энерготратами и внешней механической работой. Следует отметить и тот факт, что квалифицированные бегуны имеют большую относительную длину шага и частоту шагов, обусловленные меньшим углом вылета общего центра массы тела и временем полета [10,15,28].
Говоря о технической подготовленности бегунов на средние дистанции, особо следует подчеркнуть, что совершенствование техники бега имеет большое значение не только для снижения энергостоимости работы, но и для отдаления проявления тормозящего эффекта утомления. Кроме того, в практике необходимо учитывать большое влияние наследственных факторов на быстроту обучения технике бега [14,21].
1.6 Основы тактической и психической подготовки бегунов на выносливость
Тактическая подготовка — это овладение тактикой, т.е. приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия правильных решений в ходе состязания (В.А. Сиренко,1985).
В процессе освоения спортивной тактики решается ряд частых задач, к которым относятся:
1) постоянное углубленное изучение закономерностей тактики, ее эффективных форм и тенденций развитие в беге на средние дистанции и в смежных видах спорта;
2) систематический отбор сведений о возможных спортивных соперниках и условиях предстоящих соревнований, а также разработка тактических планов;
3) совершенствование тактических умений и навыков в единстве с реализацией задач физической, технической и психической подготовки к важнейшим соревнованиям;
4) воспитание тактического мышления.
Основной путь совершенствования тактического мастерства бегунов — это путь систематического участия в соревнованиях различного ранга, а также тщательного анализа с целью конкретизации задач дальнейшей тактической подготовки. В различных соревнованиях спортсмен может преследовать различные цели, а именно: победить с максимально высоким для себя результатом; выиграть соревнования при любом результате; занять определенное место в забеге или показать результат, позволяющий выступать в следующем этапном состязании.
В тактической подготовке бегунов важным является формирование умения увязывать технику бега с функциональным состоянием организма на каждом конкретном участке соревновательной дистанции. Так, например поддержание высокой скорости бега в начале и середине дистанции, а также возможные ускорения в это время осуществляются обычно путем увеличения мощности отталкивания при относительно стабильной частоте шагов. Заключительным этапом в тактической подготовке к тому или иному соревнованию является составление плана предстоящего бега. Бегуны на средние дистанции, в зависимости от возникающих соревновательных ситуаций, могут применять различные варианты тактики бега. Специалисты выделяют два варианта; один — бег на результат и бег на выигрыш, другие — тактику лидирования и тактику преследования [11,19].
Психическая подготовка — это формирование и совершенствование морально-волевых качеств, необходимых для избранного вида спорта.
Психическую подготовку нужно рассматривать как составную часть воспитания спортсмена с сильной волей, готового преодолевать трудности, связанные с занятием спортом и выступлениями в соревнованиях.
У бегунов на 800 м волевые качества совершенствуются в большей степени в процессе преодоления трудностей, вызываемых интенсивными, многократно повторяющимися усилиями, т.е. прерывным бегом в преимущественно анаэробном режиме. Находимо учитывать, что необходимые бегунам на средние дистанции, волевые качества должны развиваться с помощью адекватных тренировочных средств и методов.
Обычные жизненные ситуации не предъявляют таких высоких требований к психическим качествам, как условия напряженных тренировочных занятий и, особенно соревнований.
Говоря о психической подготовленности бегунов на средние дистанции, необходимо ознакомиться с таким психическим феноменом, как состояние тревожности. Как состояние, она выражается в появлении беспокойства, опасения, напряженности, без видимой на то причины.
Тревожность в специальной литературе рассматривается как отражение процесса приспособления организма к напряженной ситуации. Важным положением является то, что уровень тревожности под влиянием различных факторов может изменяться как в сторону повышения, так и снижения [35,39].
Самое непосредственное отношение к психической подготовленности бегунов имеет интеллектуальная подготовленность. Интеллектуальная подготовленность бегунов определяется в первую очередь следующими основными факторами:
уровнем знаний, содействующих формированию правильного взгляда на мир в целом и позволяющих осмыслить общую суть спортивной деятельности;
2) уровнем знаний о закономерностях современной спортивной тренировки, в том числе в беге на средние дистанции, а также ее биологических, медицинских и психологических аспектов;
способностью к разработке тактических планов и уровнем тактического мышления, проявляемого в процессе соревновательной деятельности.
Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсменов
На основе анализа литературных источников мы выявили, что имеется индивидуальная, групповая и командная тактика. Тактика также может быть активной, пассивной и комбинированной (смешанной).
Пассивная тактика — это заранее спланированное предоставление инициативы сопернику с тем, чтобы в нужный момент предъявить решительные действия.
Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с регулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег.
Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы [11,32].
Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят, перед ним. От решения какой-либо одной задачи в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:
1. Тактика рекордов.
2. Тактика выигрыша.
3. Тактика выигрыша с высоким результатом.
4. Тактика выхода в очередной тур.
Принято различать общую и специальную подготовку.
Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование тактики в избранном виде спорта.
В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:
1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном виде и смежных видах спорта).
2. Сбор информации о сопернике, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.
3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.
4. Формирование тактического мышление и непосредственно связанных с ним способностей — наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.
5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.
Специфическими средствами тактической подготовки является физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.
В тактических действиях выделяют три главные фазы:
1) восприятие и анализ соревновательной ситуации;
2) мысленное решение тактической задачи;
3) двигательное решение тактической задачи.
Можно моделировать определенные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в других — к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую. [34].
На основе анализа литературных источников нами определены следующие задачи тактической подготовки, преимущественно использующиеся в легкой атлетике:
1. Поддержание определенного темпа движений.
2. Воспитание способности мобилизовать все силы.
3. Способность бороться до конца.
4. Формирование устойчивой техники, воспитание смелости и решительности.
5. Воспитание способности к самостоятельному тактическому мышлению.
6. Групповая поддержка.
7. Переключение скоростей.
Различные варианты тактики, применяемые в беге на выносливость
Было бы идеально, если бы бегуны на средние дистанции были готовы физически таким образом, чтобы побеждать в соревнованиях с любой тактикой бега. Естественно, что такое возможно только в том случае, когда спортсмен «генетически» наделен такими качествами и при этом отлично тренирован. Бегунам также необходимо знать сильные и слабые стороны своих противников (их физиологические возможности и тактические способности). Независимо от того, какую тактику изберет спортсмен, будь то лидирование в беге, или различные ускорения на дистанции, или спринтерский финиш, он, прежде всего, должен знать уровень своей подготовленности. Бесполезно бежать очень быстро первые 400 м на дистанции 1500 м, если спортсмен не в состоянии закончить ее с нормальной скоростью, а будет еле «ползти» на финише.
Бегун должен уметь рассчитывать свои силы в беге по дистанции, знать свой темп бега определять, стоит ли ему бежать непосредственно в лидирующей группе (и таким образом растрачивать свои силы) или бежать несколько спокойнее (а, следовательно, более равномерно и дольше), чтобы избежать нежелательных столкновений на дистанции.
Проще говоря, спортсменам желательно знать о возможных вариантах тактики бега основных конкурентов для того, чтобы быть готовыми соответствующим образом ответить им на беговой дорожке и адаптировать свои тактические возможности в соревновательном беге [40].
Вот несколько распространенных примеров различных вариантов построения тактики соревновательного бега, наблюдающихся в последние годы.
Лидирование. Чтобы успешно выступать в этой роли, спортсмен должен быть уверен, что никто из его соперников в данных соревнованиях не в состоянии выдержать предложенный им темп бега. Так, например, Мэри Джер однажды в беге на 800 м и в 1983 г преодолела первые 400 м за 57,8 с второй круг она пробежала за 60,0 с. Но этот забег был выигран ею уже на первых 300 м, так как никто из соперниц не смог выдержать предложенный темп. Себастьян Коэ также успешно использовал этот метод в своих рекордных забегах. На Олимпийских играх отличные примеры тактики «лидирующих бегунов» продемонстрировали однажды Владимир Куц и Рон Кларк. Но все же Кларк в последнем беге на 10000 м и на Олимпийских играх в 1968 г. в Мехико проиграл золотую медаль не столько из-за ошибок в своей тактике лидера, сколько из-за высоты над уровнем моря, на который проводились соревнования. Лидирующие бегуны в состоянии практически всегда ускориться на дистанции и опережать своих соперников по забегу, а поэтому они должны быть уверены в своих силах. [15,35,40].
Спринтерский финиш. При этом варианте бега на дистанции спортсмены должны уметь спринтовать на второй половине дистанции и эффективно финишировать. Замечено, что такие бегуны не всегда обладают высокими спринтерскими способностями, но они выделены великолепной скоростной выносливостью, т.е. в состоянии эффективно работать как в аэробных, так и в анаэробных условиях одновременно, причем на достаточно высокой скорости.
Тактика «рваного бега». Это тактика была успешно реализована Б. Фомтером (Великобритания) в его победных забегах на 5000 и 10000 м. Для успешной реализации этого варианта спортсмен должен обладать достаточно высоким уровнем аэробной и анаэробной производительности (сочетания скорости бега и выносливости), также умением поддерживать и изменять скорость бега по дистанции без особых затруднений.
Диапазон тактики. На XVIII-XXI Олимпийских играх победители финальных забегов на 800 м у мужчин совершенно четко демонстрировали различные тактические варианты бега. В 1972 г. Уоттл сравнительно равномерно преодолел соревновательную дистанцию. Хуанторена в 1976 г. быстро пробежал первый круг, а Оветт на Олимпийских играх в Москве (1980 г.) был быстрее на второй половине дистанции. В 1984 г. И. Круж вновь вернулся к равномерному бегу по дистанции. В последние годы на Олимпийских играх в забегах на 800 м и у женщин победительницы практически всегда преодолевали первый круг быстрее, чем второй. До 1980 года разница во времени бега на первой и второй половинах дистанции составляла 1,9 — 4,7 с. Олизаренко сократила этот диапазон до невероятных 1,1 с, преодолев первый круг за 56,2 с. На последних шести Олимпийских играх результаты победителей финальных забегов на 1500 м варьировались от 3.32,53 до 3.39,2. Но вот что примечательно: более медленные забеги, как правило, выигрывались быстрым финишем, и наоборот. Интересно, что средняя скорость бега на последних 300 м за почти 20-летний период составляла в пересчете на 400-метровую дистанцию 52,5 с. Это показывает, что спортсмены, преодолевающие финишные 300 м с такой скоростью, должны преодолевать гладкие 400 м за 48,0 и быстрее. На Олимпийских играх до 1984 г. в беге на 5000 м у мужчин победители показывали результаты в среднем 13.24,00 — это то время, за которое большинство учащихся в финальных забегах могли преодолеть эту дистанцию. В 1984 г. С. Ауита (Марокко) преодолел дистанцию всего на 6 с медленнее мирового рекорда, но диапазон результатов победителя и пятого бегуна составил менее 10 с. [18,25,34].
ЛИТЕРАТУРА
Анисимова Е.А. Приемы педагогического стимулирования двигательной активности бегунов на средние дистанции / Е.А., Анисимова, А.В. Катенков // Теория и практика физической культуры. 2012. № 4. С. 66-69.
Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. — М. : Теория и практика физической культуры, 2000. 274 с.
Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 9-10.
Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега / В.В. Тюпа, Е.Е. Аракелян, Ю.Н.Примаков. — М.: Олимпия, 2009. — 64 с.
БЕГАЙ! ПРЫГАЙ! МЕТАЙ! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / под ред. В.В. Балахничева, В.Б.Зеличенка. — М.: Человек, 2013. — 216 с.
Врублевский, Е. П. Методологические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов / Е. П. Врублевский, Д. Е. Врублевский // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 1. — С. 46.
Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах лекгой атлетики / Е. П. Врублевский. — М.: Советский спорт, 2009. — 232 с.
Виноградов, Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие / Г.П. Виноградов; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. — 105 с.
Жилкин А.И. Легкая атлетика : учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 — Физ. культура: доп. Умо по спец. пед. образования / А.И. Жилкин, B.C. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. 3-е изд., стер. -М.: «Академия», 2006. — 464 с.
Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов. В.Д. Полищук — Киев, Олимпийская литература, 2009 г. — 144 с
Колесов, А.И. Проблемы подготовки спортсменов высшей квалификации в видах спорта с циклической структурой движений / А.И.Колесов, Н.А. Ленц, Е.А. Разумовский. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 80 с.
Кузьмин, A.M. Индивидуальная тактическая подготовка бегунов на 800 метров в группах спортивного совершенствования / A.M. Кузьмин, О.С. Гаврикова // Теория и практика физической культуры. 2008. № 4. С. 44-46.
Легкая атлетика : Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / под. общ. ред. В.В. Ивочкина, Ю.Г. Травина, Г.Н. Королева, Г.Н. Семаева. — М.: Советский спорт, 2009. 108 с.
Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / М. Е. Кобринский, Т. П. Юшкевич, А. Н. Конников. — Минск: Тесей, 2005.
Легкая атлетика: учебник / Под общ. ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г. Никитушкина. — М. : Физическая культура, 2010. — 448 с.
Легкая атлетика: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ / В.П Губа, В.Г. Никитушкин, В.И.Гапеев. — М. : Олимпия Пресс, 2006.- 224 с.
Легкая атлетика. Учебное пособие / А. И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М. : Академия, 2008.- 464 с.
Легка атлетика: Навчальний посібник / Д.С. Присяжнюк, В.В.Деревянко. — Киев.: Ранок, 2010. — 128 с.
Литвиненко, Л. В. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика): учебное пособ. / Л. В. Литвиненко. — Малахавка: МГАФК, 2006.
Методика преподавания видов легкой атлетики в высших учебных заведениях физкультурного профиля: учебное пособ. / И. Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева, А. А. Черняев. — Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2007.
Мальцев, А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И. Мальцев. — М. : Феникс, 2006.- 283 с.
Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. М.: Известия, 2001. — 333 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник / Л. П. Матвеев. СПб. : Лань, 2003. — 160 с.
Милюшова, Н. А. Индивидуализация процесса тактической подготовки квалифицированных конькобежцев спринтеров : автореф. дис. . канд. пед. наук / П. А. Милюшова. — Челябинск : УРАЛГАФК, 2001. — 19 с.
Никитушкин, В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва : монография / В. Г. Никитушкин, В. П. Квашук, В. Г. Бауэр. М. : Советский спорт, 2005. — 232 с.
Основы подготовки бегунов на длинные дистанции: методическое пособие / А.С.Чинкин, М.Н.Чинкин, Ф.Р.Зотова. — М.: Физическая культура, 2008. — 128 с.
Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов К. : Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
Рыбковский А.Г. Техническая подготовка спортсмена и ее реализация в тактике бега на выносливость / А.Г. Рыбковский //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 5. С. 144-146.
Раменская Т.И. Резервы повышения технико-тактического мастерства лыжников-гонщиков / Т.И. Раменская, К.М. Гераскин // Теория и практика физической культуры. 2009. № 11. С. 66-71.
Самоленко Т.В. Индивидуальный опыт построения тренировочного процесса на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям в беге на средние дистанции / Т.В. Самоленко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. № 7. С. 71-76.
. Селуяиов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н. Селуянов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 104 с.
Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н.Селуянов. — М. : ТВТ Дивизион, 2007.- 112 с.
Сираковская Я.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе подготовки с учетом их психофизиологических особенностей / Я.В. Сираковская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 4. С. 39.
Слимейкер Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Р. Слимейкер, Р. Браунинг. Мурманск: Изд-во «Тулома», 2007.-328 с.
Тер-Ованесян, И. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. Тер-Ованесян. -М.: Тера-Спорт, 2000. 128 с.
Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г.С. Туманян. М.: Советский спорт, 2006. — 494 с.
Уилмор, Дж. X. Физиология спорта / Дж. X. Уилмор, Д.Л. Костил // Олимпийская литература, 2001. — 502 с.
Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов. Монография / А.Л.Оганджанов. — М. : Физическая культура, 2005.- 200 с.
Черкашин, В. П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоросно-силовых видах легкой атлетики : монография / В. П. Черкашин. Волгоград : ВГАФК, 2000. — 240 с.
555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. Изд. 2-е.- М.: Человек, 2011, 224 с., ил. (Библиотека легкоатлета)
Історія розвитку та методика викладання видів легкої атлетики. Навчальний посібник / О. В. Криличенко, О. І.Форостян. — Киев.: Олимпийская литература, 2012. — 218 с.
Размещено на