Содержание
Оглавление
Введение2
Глава 1 Теоретическое обоснование использования сказки в обучении математике детей дошкольного возраста5
1.1 Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста5
1.2 Использование сказки в процессе формирования математических представлений у дошкольников8
Глава 2 Практическое формирование математических представлений дошкольников12
2.1 Особенности математических представлений у дошкольников 4 года жизни12
2.2 Содержание и методика использования сказок как средства математического развития детей дошкольного возраста16
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы19
Заключение24
Литература25
Приложение 1 Фрагмент занятия по развитию элементарных математических представлений в младшей группе27
Приложение 2 График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп.29
Приложение 3 Результаты исследований математических представлений у детей 4 года жизни по всем параметрам до эксперимента30
Приложение 4 Результаты исследований математических представлений у детей 4 года жизни по всем параметрам после эксперимента31
Выдержка из текста работы
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению организации работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста по игровой деятельности 3
2.1 Состояние организации работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 3
2.2 Реализация педагогических условий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности 11
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 26
Вывод по II главе 30
Приложение 33
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению организации работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста по игровой деятельности
2.1 Состояние организации работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Опытно-поисковая работа проводилась с целью проверки эффективности педагогических условий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
База исследования: МДОУ детский сад №35 г. Копейска Челябинской области. В исследовании приняли участие 16 педагогов 8 групп детского сада.
Задачи и этапы опытно-поисковой работы включали:
1) констатирующий этап: изучение уровня компетентности педагогов по методике формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности; изучение уровня организации развивающей игровой среды группы;
2) формирующий этап: реализация педагогических условий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности;
3) контрольный этап: повторная диагностика уровня компетентности воспитателей и развивающей игровой среды групп, сравнение и обобщение данных.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня компетентности педагогов по методике формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности; изучение уровня организации развивающей игровой среды группы.
1) Диагностика уровня компетентности педагогов
На первом этапе исследования мы изучали психолого-педагогическую литературу по проблеме подготовки воспитателя по методике математического развития дошкольников, что дало возможность выделить основные показатели:
— наличие установки на целенаправленное руководство математическим развитием дошкольников, основанное на гуманном отношении к ребенку;
— знание психолого-педагогических основ и путей формирования элементарных математических представлений и понятий у дошкольников;
— владение умениями, необходимыми для математического развития дошкольников, творческий подход к работе по математическому развитию дошкольников в различных педагогических ситуациях.
На основе данных критериев было выделено три уровня компетентности воспитателей по математическому развитию дошкольников: высокий, средний, низкий (таблица 1).
Таблица 1 — Уровни компетентности воспитателей по математическому развитию дошкольников
Уровни Критерии
мотивационный содержательный деятельностный
Высокий Четко осознанная и ярко выраженная установка на целенаправленное руководство математическим развитием дошкольников и ориентировка на демократический стиль общения с детьми. Глубокие и осознанные знания психолого-педагогических основ и путей оптимального формирования математических представлений у дошкольников. Эффективное применение полученных знаний и умений, необходимых для качественного осуществления математического развития дошкольников, способность использовать ранее выработанные умения и навыки в новых нестандартных ситуациях, способность к конструированию авторских методик и технологий.
Средний Общая положительная установка на целенаправленное руководство математическим развитием дошкольников и ориентировка на автократический стиль взаимодействия с детьми. Хорошие знания в области психолого-педагогических основ и путей формирования математических представлений у дошкольников. В основном хорошие умения, иногда переходящие в навыки, необходимые для успешного осуществления математического развития дошкольников, успешное решение типовых педагогических задач, но затруднения в анализе нестандартных педагогических ситуаций и в выборе способов их разрешения.
Низкий Отсутствие выраженной установки на необходимость математического развития дошкольников, ярко выраженная ориентация на либеральный стиль взаимодействия с ними. Явно недостаточный уровень знаний в области психолого-педагогических основ формирования математических представлений и понятий у дошкольников. Преобладание в деятельности в основном элементов рецептурной педагогики. Работа ведется по образцу, шаблону, без учета конкретной ситуации и индивидуальных особенностей детей.
Мотивационный компонент определяется путем анкетирования; содержательный — тестированием и наблюдениями за работой воспитателя в течение дня; деятельностный — путем наблюдения, самооценки.
Анкета включала несколько вопросов:
1. Что вы понимаете под математическим развитием ребенка?
2. Какие методы используете в работе с детьми по математическому развитию?
3. Какие формы организации работы по математическому развитию планируете?
4. Какие математические игры используете в работе с детьми?
5. Создаете ли условия для самостоятельной математической деятельности детей?
6. Какую методическую помощь хотели бы получить в области математического развития детей?
Тестовые задания по оценке знаний и умений воспитателей представлены в Приложении.
По результатам анкетирования, тестирования, наблюдения за работой воспитателей, открытых просмотров занятий, бесед с педагогами были определены уровни компетентности воспитателей (таблица 2).
Таблица 2 — Оценка уровня компетентности воспитателей по методике формирования математических представлений у детей
Уровень Количество человек %
Высокий 5 31,3
Средний 9 56,3
Низкий 2 12,5
Рисунок 1 — Уровни компетентности воспитателей по методике формирования математических представлений у детей, в %
Проведенная диагностика показала, что у каждого третьего педагога выявлен высокий уровень компетентности по формированию математических представлений у детей (31,3%). Средний уровень имеет каждый второй воспитатель (56,3%), низкий уровень выявлен у двух педагогов (12,5%).
Были отмечены следующие недостатки в деятельности воспитателей:
1) преобладание авторитарно-дидактических методов общения с детьми;
2) слабый учет индивидуальных особенностей детей в процессе осуществления математического развития;
3) неинтересная, чаще всего информационная подача материала на занятиях;
4) неумение осуществлять математическое развитие дошкольников вне занятий, в повседневной детской деятельности.
Анкетирование показало, что у воспитателей вызывают серьезные затруднения действия, связанные с математическим развитием детей вне занятий, а также проведение математических игр и упражнений (особенно, обучающих логико-математических игр, которые направлены на формирование знаний повышенной сложности). Мы попытались выявить причины недостаточной подготовленности воспитателей по математическому развитию детей дошкольного возраста. Это недостаток знаний, соответствующих умений, отсутствие специальной подготовки.
Результаты проведенной диагностики показали необходимость проведения работы по повышению компетентности воспитателей по проблеме формирования математических представлений у детей.
2) Диагностика развивающей игровой среды
Оценка развивающей игровой среды была проведена в 8 группах: средних, старших и подготовительных.
Для изучения уровня организации развивающей игровой среды в группах была составлена карта оценки. Особое внимание уделялось изучению организации математического уголка в группе, разнообразие игр для детей, доступность.
При оценке рассматриваются следующие показатели.
1. Количественный состав предметов и материалов
Была проведена опись предметов и материалов, имеющихся в наличии в группах.
В результате составляется одно из возмож…….