Содержание
Содержание:
Введение.2
Глава I. Применение ситуаций успеха как средства развития личности ребен-ка:
1.1 Создание ситуации успеха как элемент развития лично-сти…3
1.2 Теоретические основы создания ситуаций успеха..7
Глава II. Ситуация успеха и ее классификация:
2.1 Неожиданная радость.9
2.2 Общая радость…12
2.3 Радость познания…14
Глава III. Практические приемы.
3.1 Прием Ожидание лучших результатов18
3.2 Эмоциональное поглаживание.19
Заключение…21
Список используемой литературы.22
Введение.
Для того, чтобы научился быть уверенным и адекватным в своих дейст-виях и поступках, ему будучи еще ребенком необходимо пройти этапы раз-вития. Одним из элементов развития, где ребенок может научиться ставить пред собой цель и стремиться выполнить ее, являются такое образовательное учреждение как школа. Хотя порой некоторые дети не стремятся увеличить свой багаж знаний и являются пассивными на уроках. Все зависит от того что какие методы его сопровождают во время учебы. Ведь сам ребенок желает получить от школы признания и уважения его как личности как в глазах учи-телей, так и одноклассников. Одним из самых главных в этом представляется «победки» на пути развивающегося ребенка, так как получаемый успех будет способствовать интерес ученика в учении. Таким образом методы применяе-мые при развитии ребенка должны способствовать возникновению интереса у ребенка к изучению окружающего мира. К сожалению, всего лишь одно не-аккуратное слово, один неосторожный шаг человека помогающего ему раз-виваться влекут потерю доверия у ребенка.
Основной целью данной курсовой работы определяется исследование педагогических навыков в создании у ребенка интереса к развитию, следова-тельно это поспособствует чувству уверенности в себе, как в школе, так и в социуме. Роль объекта играет само создание ситуации успеха в процессе раз-вития ребенка.
Предмет исследования: формирование ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, воздействующего на становление познавательного интереса ребенка.
Глава I. Применение ситуаций успеха
как средства развития личности ребенка:
1.1 Создание ситуации успеха как элемент развития личности.
Основным из всех принципов в воспитательно-образовательном процессе в данный момент является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что же включает в себя понятие «гуманизация воспитательно-образовательной системы»?
При всех различиях в подходах и трактовках многие исследователи еди-ны во мнении, что гуманизация воспитательно-образовательного процесса предполагает создание условий, которые должны быть направлены на более широкое как раскрытие, так и развитие способностей ребенка школьного возраста, его позитивную самореализацию. Данная направленность обяза-тельно должна быть основана на уважении, вере в ребенка и выражена с це-лью школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средст-вах, и что не менее важно, в характере взаимодействия всех членов школь-ного коллектива .
Всю свою гуманистическую направленность образование реализовывает при помощи двух социальных функций: во-первых, оно подготавливает рас-тущего человека для выполнения самых разнообразных социальных ролей и второе, параллельно с первым оно формирует способность ребенка менять как самого себя, так и свое бытие.
Все влияния внешнего мира или способствуют, или подавляют и разру-шают гуманистический потенциал образования. Так, общество со своей аб-солютизацией контроля над всеми сферами человеческой активности и навя-зыванием человеку определенного образа, как мысли, так и поведения, по-степенно превращает сферу образования в главный фактор пассивной адап-тации человеческой личности к ныне действующим общественным нормам. В советской школе все образование на словах было связано с формированием всесторонне и гармонически развитой личности. На деле же образование в советские времена было абсолтно идеологизированным и технократиче-ским.
Нынешнее демократическое общество, позволяет образованию реализо-вывать свой гуманистический потенциал, оно помогает создавать соответст-вующие условия для его развития и обогащения, выводя в первую строку, развивающую и «человекообразующую» функцию, не «отменяя», а дополняя и качественно преобразовывая адаптивную функцию. Данное направление воспитания и образования, выражено в демократичности всей образователь-но-воспитательной системы в отношениях с другими общественными инсти-тутами, а так же в тесном сотрудничестве между другими участниками все-го учебно-воспитательного процесса, терпимости к отличным точкам зре-ния, а так же признания в качестве прогрессивных и главенствующих целей личностного развития ребенка, создании ситуации успеха для растущего ре-бенка.
Так, в зависимости от всеобщей реальности происходит развитие одной из двух наиболее общих тенденций в сфере воспитания и образования: либо авторитарно-демократическая, либо гуманистическая. Первая из них полно-стью сориентирована на формирование «адаптивной» личности ребенка. Для данной направленности наиболее характерен упор на преподаваемые «исти-ны», на оценивание и контроль. Основным источником знания становиться в основном педагог, а показателем успешности ребенка его исполнитель-ность и дисциплина. Главным ориентиром для педагога является тот объем обязательных знаний, который должен быть усвоен каждым обучающимся. Вторая тенденция делает свой упор на целостное развитие личности ребенка, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегу-ляции, а так же его более плотном приобщении к универсальным ценностям культуры. Главным инструментом в данной ситуации, является партнерство, наиболее плотная связь с жизнью и социальной средой.
Наиболее плодотворной организация всего учебного процесса, который основан на гуманистический позициях, будет лишь при тесном сотрудниче-стве между учащимися и обучающими. И это при условии, что обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Рассмотрим более подробно данные условия.
В процессе обучения положение воспитателя и ребенка абсолютно не ра-нозначно. Существует связь педагога с ребенком обусловленная целой сис-темой формальных и неформальных отношений и связей, за характер кото-рых педагог несет полную ответственность, как перед обществом, так и пе-ред семьей ребенка, перед самим ребенком, а так же и перед своей совестью. Требуется более плотное общение с ребенком, причем на темы интересные для него, с учетом его пожеланий, потребностей, чтобы наиболее эффективно помочь ему пройти успешно достаточно сложный для ребенка путь личност-ного самоопределения. Взрослый человек, будь то воспитатель, учитель или родители, должен стремиться быть откровенным и открытым с детьми, ста-раясь вселить силы в ребенка, другими словами взрослый и ребенок должны быть в равноправном положении, где откровенность взрослого направляется к воспитаннику, как к человеку. Педагог должен видеть в ребенке индивиду-альную личность, должен признать ее уникальность, неповторимость, неза-менимость, с уважением относиться к мыслям и чувствам детей, а так же признавать их право на свободу выбора. Данными действиями педагог при-знает равенство между собой и ребенком, право на взаимное сотрудничест-во, в каких бы официальных или неофициальных отношениях они не состоя-ли .
Другими словами, равенство это всегда сотрудничество, но далеко не всякое сотрудничество это равенство. Ведь сотрудничество подразумевает, прежде всего, взаимное уважение личностей, желание и готовность помочь в самореализации их возможностей, это оптимальная вера в будущее. Сотруд-ничество невозможно рассматривать лишь как совместную деятельность ли-бо хорошо отлаженное взаимодействие. Смысл сотрудничества состоит главным образом в том чувстве удовлетворения и радости, которую оно при-носит. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятель-ность ребенка. Ожидание радости источник его движения вперед. Без ожи-дания невозможно создание творческой личности. Радость сама по себе не может возникнуть, ее горючим является успех. Непременный и обязатель-ный успех, окрыляющий человека.
Из всего вышесказанного вытекает, что, сотрудничество, как таковое, главнейшее и необходимое условие для личностного самоопределения ре-бенка. В данной ситуации оно наиболее способствет открытию перед деть-ми перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реа-лизации одной из важнейших целей учебно-воспитательного процесса — это способствовать осознанию своих возможностей и приобретению веры в себя.
Тесное и взаимное сотрудничество между учителем и учащимися, кото-рое основано в основном на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
Много разговоров ходило и сейчас говорят о Школе радости В.А. Сухо-млинского. Любопытно, везде ли учащиеся начальных классов с радостью идут в школу сегодня. Проводились экспериментальные исследования по вопросу выявления уровня сформированности положительной мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов. Результаты оказались не-утешительными — из ста учащихся всего 38 с радостью идут в школу. В чем же причина такого нежелания посещать школу? Одной из них является от-сутствие ощущения успеха в учебной деятельности.
Выдержка из текста работы
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Спорт изучается разными отраслями научного знания, каждая из которых создает свое представление о нем, как предмете исследования. Однако педагогический ракурс этой проблемы, остается недостаточно исследованным. Интерес к ее решению определяется многими обстоятельствами, в том числе и тем, что спорт оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал спорта как социального института, найти его внутренние резервы и новые возможности управления им. В 1960-1990 гг. в социологии спорта сформировалась отечественная теория, которая в настоящее время является методологической основой изучения личности в спорте. В её контексте осуществляется исследование социальных взаимодействий в различных аспектах: воспитательном, оздоровительном, профилактическом, зрелищном, миротворческом, культурном, развлекательном, физического совершенствования личности, преобразования человеческого организма в целях его приспособления к выполнению задач, диктуемых потребностями общественного развития. Так, ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях показывает, что современные рекордные достижения являются конечным результатом совокупной управленческой деятельности, интеллектуальной и телесной энергии широкого круга специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе. Феномен спорта как социального явления чаще всего определяется через ценностные ориентации. Понимание проблематики управления им предполагает использование теории социального развития, социального статуса, социальных отношений, группового поведения, системного и целостного подхода к раскрытию этого управляемого явления.
Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни — "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижения успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств — честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.
Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: "Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?". По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.
Проблема: Каким образом занятия боксом, так и спортом в целом, влияют на повышение уровня саморегуляции и на развитие морально-волевых качеств личности?
Объект исследования — целенаправленный процесс формирования личности младшего школьника средствами физического воспитания и спорта.
Предмет исследования — средства физического воспитания и спорта, используемые в качестве механизма положительной коррекции и развития личности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования — разработка и апробация программы положительной коррекции и развития личности детей, направленной на воспитание морально-волевых качеств и саморегуляции средствами физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
. Изучить психологические особенности младшего школьного возраста
. Выделить личностные качества младшего школьного возраста при занятии спортом
спорт личность ребенок бокс
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на развитие саморегуляции и воспитание морально-волевых качеств личности на занятиях боксом
. Выделить пути формирования личности при занятиях спортом
Гипотеза исследования состоит в том, что применение созданного варианта программы по физическому воспитанию и спорту будет способствовать коррекции и развитию нравственно-волевых качеств личности и саморегуляции младшего школьника.
Методологической основой исследования является учение о личности П.Ф. Лесгафта, В.П. Кащенко, работы Л.И. Божовича, В.И. Блонского и других. Оно базируется на психолого-педагогических закономерностях развития личности, на идее преимущественного развития волевых и нравственных качеств её.
Методы исследования
изучение литературы по исследованию развития личности ребёнка средствами спорта,
тестирование,
наблюдение,
эксперимент,
анализ полученных результатов,
Практическая значимость исследования:
состоит в том, что на основе теоретических положений и экспериментальной проверки разработана программа физического воспитания с преимущественной положительной коррекцией саморегуляции и развитием морально-волевых качеств личности. Эта программа может быть применена в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах, школах-интернатах, детских домах и в системе дополнительного образования.
1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребёнка средствами спорта
1.1 Психологические особенности развития личности в психологической и педагогической литературе
В психологической науке категория "личность" относится к числу базовых понятий. Но понятие "личность" не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия "личность" включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью. Возрастная и педагогическая психология.
Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми.
Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью — значит стремиться к социально значимой деятельности.
Личность характеризуется также устойчивостью, т.е. постоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.
Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением. [18, 22]
"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", — так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик — это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. [12,15]
Главный закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности. [14,15]
Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:
во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,
во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.
Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.
Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.
Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. [21,28]
Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. Иначе говоря, человек — не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития. [34]
Вывод: Рассмотрев две точки зрения, на значение личность и её развитие, остановимся на следующих понятиях:
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
Темперамент определяется генетически — это то, чем один младенец отличается от другого. Один более возбудимый, активный, другой более спокойный, уравновешенный. Темперамент, это врожденные, биологически обусловленные качества.
Социальные установки — это "верхушка айсберга " под названием Личность. Проще говоря, это отношение к миру, к окружающим людям, к себе.
Индивид — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.
Таким образом, опираясь на вышеперечисленные положения, рассмотрим как же спорт и физическая культура способствуют развитию личности ребёнка, а также, какие средства наиболее приемлемы в настоящий момент времени.
1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка
Спорт — очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения — одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. [2,6]
Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство — одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.
Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт — это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Первичная социализация спортсмена — это сфера межличностных отношений (например, спортсмен — тренер). Вторичная социализация — сфера социальных отношений (например, спортсмен — федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер — администратор, воспитатель, учитель), а вторичной — одну, две. [19, 20]
Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:
массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");
спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта. [3,29]
Целеустремлённость — проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.
Настойчивость и упорство — проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.
Решительность и смелость — проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в
практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и самостоятельность — проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.
Выдержка и самообладание — проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов. [19,21]
Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.
Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит — доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.
1.3 Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка
Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психологической.
Личность в боксе — относительно устойчивая совокупность социально-значимых, морально-психологических черт, характеризующих человека как члена общества, которые проявляются и формируются в процессе его деятельности в повседневной жизни, отношения к тренеру и сотоварищам.
Данные об индивидуальных особенностях личности представителей указанных групп, которые определяются путем наблюдений, тестирования и сравнения с модельными психологическими характеристиками, служат основанием для заключения о степени их подготовленности и профессиональной пригодности. Это важно при отборе в состав команды и прогнозировании спортивного результата. [8,9]
Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую оно является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, во время боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т.п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. [11,12]
При психологической подготовке на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудированным в области психологии, педагогики, физиологи и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.
Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях.
Проблема саморегуляции в спорте — одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности. Саморегуляцию мы рассматриваем в двух аспектах:
) как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями;
) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей.
Саморегуляция в спорте представляется сегодня как устоявшееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель — формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Это достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам. [1,30]
Инициативность — наиболее ценное качество боксера. Взять инициативу боя в руки — значит наполовину выиграть его. Навязывая противнику свою тактику, боксер подчиняет своим замыслам ход боя, и, наоборот, идя на поводу у противника, он только приспосабливается к нему, теряет инициативу.
Инициативность свойственна волевым людям, это качество присуще лучшим мастерам бокса. Они не ждут, когда начнет действовать противник, а с самого начала боя стремятся захватить инициативу и диктовать противнику свою тактику. В ходе тренировки тренер должен уделять большое внимание воспитанию инициативности у боксера.
Уверенность боксера выражается в непринужденном, свободном поведении на ринге, в неторопливых, но своевременных и точных действиях, совпадающих с его тактическими замыслами.
Уверенность в себе, в своих силах — результат кропотливой и настойчивой работы боксера над собой, результат его боевого опыта.
Смелость боксера основана на его уверенности в своих силах, в надежности усвоенной техники. Принимая смелые решения, боксер претворяет их в действия, основываясь не на безотчетной лихости, а на строгом расчете, на глубоком знании техники и тактики бокса, на мужестве и силе воли.
Борьба за моральное превосходство выражается особенно ярко в бою на ринге. Неумение подавить страх волевым усилием, неумение заставить себя бороться за победу всегда вызывает у боксера чувство бессилия.
Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач.
Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена. Они включают в себя формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления придти на помощь окружающим. [12,16]
Моральное воспитание. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики. [1,23,31]
Основной метод воспитания у спортсмена моральных и волевых качеств — метод убеждения, разъяснения. В чем человек убежден, тому он следует без принуждения, с глубокой верой в правильность, необходимость этого.
Убеждение — основной метод в воспитании гуманистической морали. Метод убеждения играет большую роль в формировании характера человека. Но нельзя полагаться только на преподавателя. Большое значение имеет сознательное отношение к этому методу, убеждение самого себя.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на человека (воспитанника). Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную личность или группу людей. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда ребёнку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. [25]
Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс актуального состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера. Эти отношения создаются как под влиянием внешних воздействий (со стороны тренера, родителей др.), так и в процессе самовоспитания.
В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если они постоянно закрепляются. Все изложенное выше раскрывает основную задачу психологической подготовки. Формирование и совершенствование свойств личности, определяющих успех не только спортивной тренировки или соревнования, но и поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью яркого проявления тех или иных морально — волевых качеств и черт характера.
1.4 Психологические особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 7-8 до 10-12 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. [22,34]
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. "Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.".
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. "Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками".
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. "Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни". "Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил". [16, 19]
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [28,33]
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
2. Организация и содержание экспериментальной работы
Цель: Развитие морально-волевых качеств личности, и повышение уровня саморегуляции, средствами физической культуры и спорта.
Этапы эксперимента:
констатирующий
формирующий
контрольный
Список экспериментальной группы:
. Рафик Г.
. Илья С.
. Илья П.
. Врежик С.
. Ильдар А.
. Александр В.
. Руслан П.
. Андрей К.
. Эмиль Р.
. Антон Г.
В экспериментальной группе занимаются 10 мальчиков. Все ребята сообразительные, хорошо усваивают тренировочный материал. Все очень дружные, ребята помогают друг другу при возникновении каких либо затруднений. Они так же очень отзывчивые. Внимательно слушают и старательно выполняют все задания и упражнения.
Использованы методики "Исследования морально-волевой организации личности" и "Стиль саморегуляции поведения".
2.1 Изучение стилей саморегуляции поведения и морально-волевых качеств личности ребёнка
Констатирующий эксперимент
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.
Стилевыми особенностями саморегуляции мы называем такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности.
Осознанная саморегуляция произвольной активности человека — целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.
Стиль саморегуляции деятельности представляет собой способ деятельности, который в зависимости от индивидуальных особенностей личности характеризуется автономностью или зависимостью при постановке целей, их реализации и оценке полученных результатов.
Стиль саморегуляции деятельности зависит от уровня сформированности звеньев саморегуляции и морально-волевых качеств ребёнка, а так же от частоты проявления психических состояний.
К оптимальному стилю саморегуляции следует отнести автономный стиль, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции и морально-волевых качеств ребёнка, а также низкой частотой проявления таких психических состояний, как агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность.
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах. [26,27]
К стилевым особенностям саморегуляции мы относим, во-первых, индивидуально-типические особенности регуляторных процессов планирования задач, моделирования ситуаций, программирования действий, оценивания результатов, во-вторых, стилевые особенности, которые характеризуют функционирование системы саморегулирования и являются одновременно личностными свойствами, например самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность.
Разновидность стиля саморегуляции характеризуется высокой развитостью программирования и недостаточной — планирования и моделирования. [7]
Автономный стиль саморегуляции имеет две разновидности. "Сильной" стороной стиля первой разновидности является высокая развитость планирования, которое компенсирует функциональную недостаточность процессов моделирования и оценки результатов у ребёнка, названных "автономными в планировании задач". Трудности, связанные с ориентацией в учебной ситуации и учетом требований обстановки, компенсируются ими тем, что ситуации заранее планируются и продумываются. Второй разновидностью является "Автономные в контролировании". Была обнаружена между особенностями процессов планирования и оценки результатов. Это конечно свидетельствует о том, что цели испытуемых в ходе процесса под влиянием функций оценки результатов подвергаются постоянному контролю и коррекции, чем и обеспечивается адекватность целей и их достижение.
Устойчивый стиль саморегуляции обеспечивается высокой развитостью процессов планирования и оценки результатов. "Слабая" сторона регуляции у устойчивых испытуемых — звено моделирования — компенсируется за счет особенностей процессов оценки результатов. Программа действий в процессе осуществления постоянно контролируются и корректируются до тех пор, пока выполнение действий не приведет к ожидаемым результатам и достижению цели. [16,17]
Таким образом, следует особо подчеркнуть, что ни один из выделенных стилей не являлся более предпочтительным с точки зрения большого успеха. Но для достижения целей и задач более оптимальными будут смешанные стили саморегуляции, преобладание того или иного стиля позволит корректировать и следить за уровнем саморегуляции. Определяя уровень, можно будет увидеть, что ребёнку не хватает для полного достижения целей и задач.
Борьба за моральное превосходство выражается особенно ярко в бою на ринге. Неумение подавить страх волевым усилием, неумение заставить себя бороться за победу всегда вызывает у боксера чувство бессилия.
Способность боксера быстро принимать в бою необходимые решения и неуклонно осуществлять их в действиях имеет важнейшее значение в борьбе за победу. Боксер должен уметь остро воспринимать и критически оценивать складывающиеся в бою положения, обдуманно, смело и быстро принимать решения, логически вытекающие из хода боя и направленности его тактики, а в нужных случаях смело идти на риск.
Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс актуального состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование развитие соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера. Эти отношения создаются как под влиянием внешних воздействий (со стороны тренера, родителей др.), так и в процессе самовоспитания.
Методика "Стиль саморегуляции поведения"
создана в 1988 году в психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции заведующей В.И. Моросановой.
Описание методики: Цель методики — это диагностика развития саморегуляции, включающего в себя показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.
Данная методика состоит из 46 утверждений, "Общий уровень саморегуляции" (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения методики входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Стиль саморегуляции поведения".
Кол-во уч-сяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень10 чел-к6 чел-ка4 чел-к——-
Вывод: По результатам проведения констатирующего эксперимента — по методике "Стиль саморегуляции поведения", можно наблюдать, что саморегуляция поведения группы в большей степени находится
на низком уровне, но также есть ребята со среднем уровнем саморегуляции. Тем самым мы видим, что необходимо повышать уровень саморегуляции занимающейся группы, от этого будут зависеть дальнейшие результаты ребят в спорте, так как состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую оно является решающим в схватке.
Анализ индивидуальных результатов экспериментальной группы по методике "Стиль саморегуляции поведения"
И.Ф. Пл. М. Пр. Ор. Г. ОУ. 1. Рафик Г. 22213222. Илья С. 31313203. Илья П. 22223244. Врежик С. 21222205. Ильдар А. 22222216. Александр В. 21222217. Руслан П. 23232248. Андрей К. 32333249. Эмиль Р. 213332310. Антон Г. 2222121
Вывод: По индивидуальным результатам данной группы можно сказать, что в основном у испытуемых низкий уровень и показатель по шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично.
По шкале моделировании можно увидеть, что у ребят слабая сформированность процессов моделирования. И это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели.
Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно.
При низких показателях по шкале оценивание результатов испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.
Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни.
У испытуемых с низкими показателями по шкале общей уровень саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей.
Таким образом, соответственно, для повышения уровня саморегуляции мы разработали программу "Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на коррекцию и повышение уровня саморегуляции поведения.
Методика "Исследования морально-волевой организации личности" была разработана в 1988 году в психологическом институте РАО в лаборатории заведующей В.И. Моросановой.
Описание методики: Цель методики — это диагностика исследования и распознания личности и ее индивидуальные морально-волевые качества, включающие в себя настойчивость, самостоятельность, решительность.
Методика "Исследования морально-волевой организации личности" (иМВол) создана для научных исследований в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной личности. Утверждения построены на типичных жизненных ситуациях.
Методика состоит из 56 утверждений, и работает как единая шкала Ц — Ценностно-смысловая организация личности; О — Организация деятельности; Р — Решительность; Н — Настойчивость; С — Самообладание; См — Самостоятельность; Л — Показатель лжи; В — Общий показатель, характеризующий морально-волевую организацию личности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Исследования морально-волевой организации личности".
Кол-во уч-сяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень10 чел-к6 чел-ка3 чел-к1 чел-к
Вывод: По данной методике "Исследования морально-волевой организации личности" в констатирующем эксперименте мы видим, что в данной группе есть мальчик с высоким уровнем морально-волевых качеств личности, но в основном преобладает низкий уровень развитости, также наблюдаются ребята со среднем уровнем развитости. Таким образом, мы видим, что в данной группе необходимо развивать морально-волевые качества личности, так как морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена. Они включают в себя формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности.
Анализ индивидуальных результатов экспериментальной группы по методике "Исследования морально-волевой организации личности"
И.Ф. ЦОРНССмЛВ1. Рафик Г. 6777766462. Илья С. 14151413131613983. Илья П. 6777888514. Врежик С. 6766677465. Ильдар А. 6657767446. Александр В. 7876778507. Руслан П. 5675776458. Андрей К. 7657657459. Эмиль Р. 87666764610. Антон Г. 578689750
Вывод: По данной методике индивидуальных результатов, мы можем сказать, что Илья С. достигает высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения.
Несколько ребят показали, что волевые качества личности развиты в достаточной мере, а так же есть ребята, у которых волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии.
Следовательно, таким образом, мы считаем необходимым: развивать, корректировать, подкреплять и повышать уровень морально-волевых качеств личности всей испытуемой группе без исключения. Так как всегда есть опасность ослабления волевых качеств. Для развития, подкрепления и повышения уровня морально-волевых качеств личности мы также предлагаем разработанную нами программу "Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на повышение уровня и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка занимающегося боксом, для достижения своих целей, как в спорте, так и в жизни вообще.
Таким образом, проведя данные методики: "Стиль саморегуляции поведения" и "Исследования морально-волевой организации личности", для повышения уровней саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка мы предлагаем разработанную нами программу:
"Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на повышение уровня саморегуляции эмоционального состояния и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка.
2.2 Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка" Формирующий эксперимент
На основании данных констатирующего эксперимента нами была разработана программа "Я ВСЁ СМОГУ", состоящая из 12 занятий, направленная на повышение уровня саморегуляции и морально-волевых качеств боксера.
С помощью этой программы изменяется, корректируется и повышается уровень саморегуляции, развиваются и подкрепляются морально-волевые качества личности для достижения поставленных целей ребёнком.
Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание и развитие моральных сторон личности спортсмена. Саморегуляция предполагает определенное развитие способности ребёнка к морально-волевым усилиям. Проявления конкретной индивидуальности и личности ребёнка.
Цель программы: Повышение уровня саморегуляции и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка занимающегося боксом.
В эксперименте приняли участие ребята, занимающиеся боксом в группе НП-1 года обучения, количество их составило 10 человек в возрасте от 8-9 до 10-13 лет.
Задачи программы:
повысить уровень саморегуляции ребёнка, занимающегося боксом.
Тематический план
№Наименование разделов и темКол-во часов1Расслабление грудной клетки12Развитие инициативности 23Расслабление плечевого сустава14Развитие уверенности25Расслабление бедер и живота16Развитие специальной выносливости27Расслабление лицевой области18Развитие стойкости и смелости29Расслабление кисти рук110Развитие морального превосходства над соперником211Расслабление нижней части ног112Развитие трудолюбия 2
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы
Контрольный эксперимент
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Стиль саморегуляции поведения"
Кол-во уч-сяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень10 чел-к4 чел-ка5 чел-к1 чел-к
Вывод: По результатам контрольного эксперимента, после использования предложенной нами программы, мы наблюдаем в группе небольшие изменения. У нас появился мальчик, который достиг высокого уровня саморегуляции. Также мы видим, что средний уровень саморегуляции преобладает над низким. Тем самым мы можем быть уверены, что разработанная нами программа "Я ВСЁ СМОГУ" корректирует и изменяет уровень саморегуляции, а точнее повышает его.
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Исследования морально-волевой организации личности".
Кол-во уч-сяНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень10 чел-к4 чел-ка4 чел-к2 чел-к
Вывод: В контрольном эксперименте по данной методики мы можем наблюдать следующее, высокого уровня развитости морально-волевых качеств личности достиг еще один мальчик, также сравнялись между собой низкий и средний уровень развитости. Таким образом, программа "Я ВСЁ СМОГУ" направленная на развитие морально-волевых качеств личности ребёнка занимающегося боксом, повышает и изменяет уровень развитости морально-волевых качеств личности ребёнка. Следовательно, таким образом, задачи нашей программы выполнены. Мы убедились, что данная программа развивает морально-волевые качества личности ребёнка и повышает уровень саморегуляции поведения. А значит, поставленная проблема в выпускной квалификационной работе решена. Конечно, успех как в боксе, так и в спорте в целом зависит от рационального использования заданий на повышение уровня саморегуляции, и упражнений на развитие морально-волевых качеств. Тем самым результаты данной группы будут улучшены при систематическом использовании разработанной нами программой "Я ВСЁ СМОГУ", которая развивает и корректирует в человеке самые главные качества личности.
Анализ индивидуальных результатов данных экспериментальной группы по методике "Стиль саморегуляции поведения"
И.Ф. Пл. М. Пр. Ор. Г. ОУ. 1. Рафик Г. 33324252. Илья С. 42224223. Илья П. 33333254. Врежик С. 32323245. Ильдар А. 33333236. Александр В. 32323237. Руслан П. 33343268. Андрей К. 43344339. Эмиль Р. 323442710. Антон Г. 3333223
Вывод: В контрольном эксперименте по индивидуальным результатам данной группы можно сказать, что реализация нашей программы успешна. Мы наблюдаем изменения у всех испытуемых данной группы по всем шкалам саморегулирования. Ребята стали более самостоятельно выдвигать цели деятельности, также они способны выделять значимые условия достижения целей и продумывать способы своих действий и поведения. Испытуемый Андрей К. с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельный, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у него в значительной степени осознанно.
Остальные ребята свидетельствует об автономности в организации активности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение. Адекватно реагируют на быстрое изменение событий.
Анализ индивидуальных результатов данных экспериментальной группы по методике "Исследования морально-волевой организации личности"
И.Ф. ЦОРНССмЛВ1. Рафик Г. 6777766462. Илья С. 14151413131613983. Илья П. 11151316141513974. Врежик С. 67868710535. Ильдар А. 6657767446. Александр В. 89771078567. Руслан П. 5675776458. Андрей К. 8877667519. Эмиль Р. 87666764610. Антон Г. 778789854
Вывод: В данном контрольном эксперименте по результатам методики "Исследования морально-волевой организации личности", можно наблюдать, что реализация данной программы "Я ВСЁ СМОГУ" повысила уровень развитости морально-волевых качеств личности всей группы. Мы видим следующее, что данные волевые качества развиты в достаточной мере. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития какого либо фактора постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.
У испытуемых Илья С. и Илья П. показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения.
У остальных занимающихся ребят морально-волевые качества личности развиты в достаточной мере.
Вывод: Следовательно, таким образом, не нужно останавливаться на достигнутых результатах. Нужно обязательно продолжать систематически использовать данную программу. Так как морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание и развитие моральных сторон личности спортсмена. А также саморегуляция предполагает определенное развитие способности ребёнка к морально-волевым усилиям. Проявления конкретной индивидуальности и личности ребёнка при взаимодействии с окружающим миром крайне разнообразны.
Заключение
Человек — существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального "Я".
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его той любой другой личности, выделить ее среди прочих.
По индивидуальным результатам методики "Стиль саморегуляции поведения" данной группы можно сказать, что в основном у испытуемых низкий уровень и показатель по шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. По шкале моделировании можно увидеть, что у ребят слабая сформированность процессов моделирования. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. При низких показателях по шкале оценивание результатов испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно. У испытуемых с низкими показателями по шкале общей уровень саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей.
По данной методике "Исследования морально-волевой организации личности" индивидуальных результатов, мы можем сказать, что Илья С. достигает высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения.
Несколько ребят показали, что волевые качества личности развиты в достаточной мере, а так же есть ребята, у которых волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии.
Следовательно, таким образом, мы считаем необходимым: развивать, корректировать, подкреплять и повышать уровень морально-волевых качеств личности всей экспериментальной группе без исключения. Так как всегда есть опасность ослабления волевых качеств. Для развития, подкрепления и повышения уровня морально-волевых качеств личности мы также предлагаем разработанную нами программу "Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на повышение уровня и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка занимающегося боксом, для достижения своих целей, как в спорте, так и в жизни вообще.
В контрольном эксперименте по методике "Стиль саморегуляции поведения" индивидуальные результаты данной группы показали, что реализация нашей программы успешна. Мы наблюдаем изменения у всех испытуемых данной группы по всем шкалам саморегулирования. Ребята стали более самостоятельно выдвигать цели деятельности, также они способны выделять значимые условия достижения целей и продумывать способы своих действий и поведения. Испытуемый Андрей К. с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельный, гибко и адекватно реагирует на изменение условий, выдвижение и достижение цели у него в значительной степени осознанно.
Остальные ребята свидетельствуют об автономности в организации активности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение. Адекватно реагируют на быстрое изменение событий.
В контрольном эксперименте по результатам методики "Исследования морально-волевой организации личности", можно наблюдать, что реализация данной программы "Я ВСЁ СМОГУ" повысила уровень развитости морально-волевых качеств личности всей группы. Мы видим следующее, что данные волевые качества развиты в достаточной мере. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития какого либо фактора постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.
У испытуемых Илья С. и Илья П. показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. У остальных занимающихся ребят морально-волевые качества личности развиты в достаточной мере.
Следовательно, таким образом, не нужно останавливаться на достигнутых результатах. Нужно обязательно продолжать систематически использовать данную программу. Так как морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание и развитие моральных сторон личности спортсмена. А также саморегуляция предполагает определенное развитие способности ребёнка к морально-волевым усилиям.
Таким образом, подводя итог проделанной квалификационной работы, по вышеизложенным задачам исследования, можно вполне утвердиться в том, что цель исследования достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. Применение созданной программы по физическому воспитанию и спорту способствует коррекции и развитию нравственно-волевых качеств личности и саморегуляции младшего школьника.
Список использованной литературы
1. Абзалов Р.А., Яруллин Р.Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1993.
. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: 1988.
. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., "Просвещение", 1986.
. Башкатов А. Физкульт-привет. Лягте на пол, три-четыре. // Киевский телеграф. 1986.
. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки при занятиях боксом 13-15 лет: Канд. дис. — СПб., 1991.
. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). — Кишинев: Штиинца, 1986.
. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. — М.: Мысль. 1991.
. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Советский спорт, 2005.
. Здутов В.Н. Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников боксу "Панкратион" // Спорт в школе. — №48 (400). — 16-30 ноября 2006.
. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. — №9 (412). — 1-15 мая 2007.
. Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, — 1992.
. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. // Теория и практика физической культуры, 2001.
. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи, диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002.
. Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления // Социология физической культуры и спорта, 2005.
. Писаренко В.Л. Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество // Спорт в школе. — №10 (361). — 16-31 мая 2006.
. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М., 1980.
. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.М., 1959. Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. — Л., 1978.
. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена // В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. — Л., 1988.
. Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.3, Ч.2. СПб., 1997.
. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: ИЦ "Академия" — 2001.
. Степанский В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопр. психологии. 1984.
. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального состояния. М., 1981. "Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.
. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Теория и практика физической культуры, 2003.
. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания // Вопросы психологии. М., 1994.
. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
. Шукис С., Кардялис К., Янкаускене Р. Юношеский спорт — фактор социализации // Социологические исследования — 2005.