Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1.Понятие дошкольного воспитания и обучения. История развития ситуативного подхода4
2. Характеристика ситуативного подхода в управлении дошкольным образовательным учреждением8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ15
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ16
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ18
Выдержка из текста работы
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно. Ранее руководители муниципальных предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности работы, об увеличение прибыли, так как предприятие не является собственностью начальника или директора.
В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего МДОУ как социальной единицы.
Большинство руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем. Вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.
Цель работы: рассмотреть, проанализировать и найти способ совершенствования модели управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть статус и направление деятельности МДОУ;
2. Выявить современные подходы, методы и модели управления МДОУ;
3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ;
4. Разработать рекомендации по выбору модели управления МДОУ.
Объектом исследования выступает предприятие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 383 «Серебряное копытце».
Предметом исследования является совершенствование модели управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
В работе 2 главы. В первой главе даны теоретические и методологические аспекты организации управления МДОУ, раскрыты современные подходы, методы и модели управления МДОУ и проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ.
Во второй главе дается общая характеристика МДОУ № 383 «Серебряное копытце», анализ персонала, организация оплаты и дисциплина труда, анализ структуры и функций управления, а также даны рекомендации по выбору модели управления МДОУ.
В курсовой работе использованы учебные пособия, статьи, посвященные производственной структуре предприятий, документация объекта исследования.
Применение предложенных рекомендаций в данной курсовой работе повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.
1. Теоретические и методологические аспекты организации управления МДОУ
1.1. Статус и направление деятельности МДОУ
Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008 г. N 666) и «Уставом МДОУ», а также программно-методическими, инструктивными и нормативными документами Министерства образования РФ.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
-взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
-дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий [1, c. 9]..
В каждом дошкольном учреждении должна быть создана деловая атмосфера, направленная на творческое решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы.
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами [1, c. 10].
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
-детский сад;
-детский сад для детей раннего возраста;
-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
-детский сад присмотра и оздоровления;
-детский сад компенсирующего вида (реализует программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
-детский сад комбинированного вида (реализует программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует программу дошкольного образования в группах направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей – это как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
-центр развития ребенка — детский сад (коммерческая структура) [3, c. 29].
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Порядок открытия различных типов дошкольных учреждений, требования к их организации и руководству определены инструктивными документами министерств образования и здравоохранения РФ: «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении — яслях-саде», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» и другими документами [1, c. 14]. Так указаны задачи и структура каждого из типов дошкольных учреждений, наполняемость групп, особенности их комплектования, длительность пребывания детей в них. «Уставом детского сада» предусматривается организация дошкольных учреждений в специально выстроенных для этой цели зданиях. Строительство осуществляется по типовым проектам, разработанным для определенного контингента детей и количества возрастных групп с учетом особенностей их режима, климатических зон, на основе санитарных, строительных норм и правил [17, c. 24].
Итак, дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
1.2. Современные подходы, методы и модели управления МДОУ
В качестве одного из современных подходов управления МДОУ рассмотрим управление по результатам. Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива [6, c. 23].
Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделить три уровня управления по результатам:
Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.
Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов [4, c. 123].
Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.
Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:
1. здоровье и здоровый образ жизни;
2. воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
3. образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
4. адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности [7, c. 154].
Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам — находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.) [24, c.96].
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.
Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую [9, c. 165].
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов. Управление по результатам является направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
1.3. Отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ
Главная задача МДОУ – организация воспитательной работы с детьми. В своей работе детские сады уже вышли за рамки системы об…
**************************************************************