Содержание
Введение3
1. Сущность методов поддержки принятия решений4
2. Характеристика систем поддержки принятия решений10
3. Структура и этапы проектирования СППР13
Заключение15
Список использованной литературы16
Глоссарий17
Выдержка из текста работы
3. Адаптация существующей системы поддержки принятия решений к потребностям предприятия. 19
Заключение 32
Список литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Разработка эффективных решений — основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности организации и ее продукции / услуг на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной стратегии и политики управления персоналом, создания положительного имиджа организации и т.д.
Встречаются два подхода к определению понятия «решения». Решения в широком смысле слова отождествляются со всем процессом управления организацией.
Решения в узком смысле слова — это выбор альтернативы определенного варианта действий для достижения цели.
Понятие «управленческое решение» (УР) содержит в себе следующие основные аспекты:
— решение — это некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур;
— решение — это выбор из множества возможных альтернатив;
— решение — это результат применения властных полномочий и наличия организационной иерархии;
— решение — это процесс преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования организации в информацию о наиболее рациональном пути достижения организацией желательного состояния в будущем.
Целью данной работы является изучение применения систем поддержки управленческих решений, для достижения поставленной цели были ведены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность управленческих решений;
— провести анализ существующих систем поддержки принятия решений;
— провести анализ адаптации существующей системы поддержки, принятия управленческих решений к потребностям предприятия.
Объектом исследования является ВУЗ.
Предметом исследования — применение систем поддержки управленческих решений.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управленческих решений, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.
Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
Важнейшие требования к управленческим решениям:
— реализуемость;
— эффективность, иногда — оптимальность. Основные признаки управленческих решений;
— наличие альтернатив;
— существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
— волевой акт.
Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР при принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
Управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, как правило:
— их разработка и тем более реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
— они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последующего воздействия достаточно высок;
— каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
— ответственность за принимаемые решения очень высока.
В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:
— давление сроков;
— быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
— недостаток квалификации лица, принимающего решение (ЛПР), вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, возможным опережением карьерного роста ЛПР над ростом его квалификации;
— нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
— ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
— необходимость сочетания интересов различных групп (внутренних стейкхолдеров компании) в рамках одного решения и разногласия между ЛПР.
Внутренними стейкхолдерами организации являются:
1. Собственники капитала, заинтересованные, с одной стороны, в сохранении предприятия и приумножении вложенного капитала, с другой — в его расходовании, например, в виде распределения дивидендов. Это иллюстрирует возможность существования противоречия между текущими и перспективными целями. В полном соответствии с пирамидой Маслоу замыкают список целей возможность принятия решений и признание.
2. Рядовые работники в наибольшей мере заинтересованы в сохранении рабочего места и высокой заработной плате, т.е. факторах, определяющих уровень их жизни в будущем и в настоящее время. Затем следует фактор, определяющий качество жизни, — условия труда. Замыкают список целей социальные услуги, соучастие и самореализация.
3. Основными целями менеджеров в порядке убывания приоритетов являются: равновесие интересов, интересы собственников, собственные интересы, сохранение рабочего места, тантьемы, независимость, власть, признание. Главенствующее положение равновесия интересов всех сторон отражает стремление менеджеров к стабильности ситуации и возможностям ее улучшения в будущем.
Основной целью приведенного перечисления целей различных групп на предприятии является не столько их список и описание имеющихся приоритетов, сколько демонстрация неоднородности интересов внутри фирмы и их несовпадение с интересами компании в целом, засилье рутины и др.
Принятие решений является частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но в нем обязательно присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Он лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Существует множество различных моделей разработки и принятия управленческих решений: технологическая модель процесса разработки решений; типовая модель процесса разработки решений, ориентированная на использование научных методов, и др.
Наиболее традиционной является рациональная модель, представленная на рис. 1.1.
Рациональная модель основана на следующих предположениях: • проблема может быть точно и однозначно определена;
— может быть собрана вся необходимая информация, причем она является неискаженной;
— цели независимы и неконфликтны;
— может быть создано полное множество альтернатив;
— существует точная количественная связь между каждой альтернативой и целями;
— может быть выбран лучший из имеющихся вариантов в смысле всех поставленных целей.
Рис. 1.1. Рациональная модель разработки и принятия управленческих решений
Таким образом, разработка управленческого решения представляет собой процесс диагностики проблемы, формирования целей и поиска решения, обеспечивающего наилучший способ достижения целей.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Проводимый исследователями анализ работы предприятий в рыночных условиях и оценка существующих на практике систем управления показывают наличие неиспользованных возможностей повышения результативности как самой хозяйственной деятельности, так и систем управления ею. Гарантировать получение устойчивого результата можно только при непрерывном функционировании хозяйственной системы, обладающей высокой эффективностью всех ее элементов и резервами ее роста.
Процесс эффективного функционирования хозяйственной системы предполагает связь с постоянными поисками направлений совершенствования управления. Система управления не может быть окончательной и идеальной в достаточно длительном промежутке времени вследствие естественных изменений внутренних и внешних условий функционирования. Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что до 25% всех управленческих решений еще до их принятия можно было оценить как невыполнимые и тем самым избежать затрат управленческого труда на разработку и принятие решений. Такой высокий брак в управленческой деятельности свидетельствует о крайне неэффективной организации процесса проработки решений в практике хозяйствующих субъектов. Поэтому реализация на практике научно обоснованных подходов именно в подготовке управленческих решений и на современном этапе развития имеет особую актуальность.
Существуют различные подходы к содержанию понятия «управленческое решение». Отдельные авторы рассматривают его как результат реализации функций управления [7], другие — как выбор одной из ряда альтернатив [2], [3], третьи — как результат волеобра- зова……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. База данных ОФАП — информационный фонд алгоритмов и программ ГУАП [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.10.2013).
2. Гриф М. Г., Цой Е. Б. Автоматизация проектирования процессов функционирования человеко-машинных систем на основе метода последовательной оптимизации. НГТУ, 2010. 270 с.
3. Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л. : Наука, 2012. 264 с.
4. Дорошенко Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1. С. 38-41
5. Келлер Н. Л. Разработка подходов и моделей структурных преобразований в вузе // Сб. науч. тр. НГТУ. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. Вып. 1(47). C. 75-80.
6. Келлер Н. Л., Гриф М. Г. К выбору структуры базы знаний экспертной системы управления качеством в вузе на основе ISO 9000: Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы : материалы VI Меж- дунар. науч.-метод. конф. / под общ. ред. Н. В. Пустово- го. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. С. 231-234.
7. Клюев А. К., Князев Е. А. Структурные преобразования в высшей школе России: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 6-11.
8. Ковалева О. П. Стратегическое планирование вуза на основе формирования лояльности сотрудников // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 38-45.
9. Колесниченко Е. В., Абдыкеров С. Е. Применение технологий business intelligence при стратегическом анализе деятельности технического университета. // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. С. 79-83.
10. Концепция создания интегрированной информационной системы Минобразования России. Сайт Федерального государственного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» [Электронный ресурс]. URL: 11. Ларионов В. Н., Третьяков В. Е. Уральский государственный университет: на пути к тотальному информационно-технологическому управлению / / Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. C. 92-98.
12. Могилевкин Е. А., Горшкова О. В., Новгородов — А. С. Деловая оценка персонала в вузе: анализ, возможности, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 48-54.
13. Панов И. А., Резник С. Д. Совершенствование процесса управления персоналом через оптимизацию принятия управленческих решений в кадровом делопроизводстве вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 55-57.
14. Титова Н. Л. Стратегическое развитие вузов в условиях экономического роста страны // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 23-32.