Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика формирования и функционирования системы государственных органов власти………………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки государственных органов……………………………………………………5
1.2. Разграничение полномочий государственных органов…………………………….8
2. Правовая характеристика принципов формирования и функционирования органов власти…………………………………………………………………………………………………………………13
2.1.Общее понятие основных принципов организации и деятельности государственных органов……………………………………………………………………………………………….13
2.2. Содержание основных принципов…………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………32
Список источников и литературы……………………………………………………………….. 35
Выдержка из текста работы
Общество выступает как многоуровневое и сложноорганизованное образование, управлять им — значит выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Сделать это можно только через единую систему, в рамках которой упорядочены все элементы, процессы и институты. Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр. Главным координатором этого процесса, как правило, выступает государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.
Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия, и есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется.
Специфика государственного управления заключается в том, что субъектом управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, который осуществляет свои функции исключительно на профессиональной основе. Однако информацию о последствиях реализации этого воздействия на объект он получает лишь через значительный промежуток времени из неопределенно локализованного источника. Этим объясняется то обстоятельство, что зачастую меры государственной реакции на внутригосударственные процессы бывают неадекватными. При этом в сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное и эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.
Объектами государственного управления являются социально-экономические процессы, общественные институты, различные социальные группы, действующие на территории государства. Объектом управленческого воздействия может являться не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая составляющая самого субъекта.
Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях административной реформы, когда еще не сформирован окончательно механизм реализации государством своих функций, не отработана как следует схема взаимодействия между обществом и властными институтами.
Цель моей курсовой работы — раскрыть в общих чертах содержание системы государственных органов, показать структуру, функции и их назначение.
Согласно статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции, не входят в систему органов государственной власти, поэтому система органов управления на муниципальном уровне не является предметом рассмотрения в моей курсовой работе.
1. Система органов государственного управления в России
Государственное управление — это целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех должностных лиц, то есть реализация государственной власти во всех ее формах и методах. Разные органы выполняют свои (частичные) задачи по управлению государственными делами неодинаково. Одни государственные органы имеют собственные властные, решающие, полномочия (например, парламент или президент). Их главные задачи — установление общих правил для управления и контроль, а непосредственной управленческой деятельностью они занимаются реже, поручая решать конкретные управленческие задачи подчиненным органам.
Другие органы и должностные лица непосредственно занимаются управленческой деятельностью (министерства, государственные служащие)……..
Заключение
Вся система органов государственного управления Российской Федерации, основанная на принципах разделения властей и комплементарности, как было показано выше, представляет собой сложную организационную структуру, разделенную на два уровня — федеральный и региональный, со строго определенными полномочиями для каждой ветви и каждого уровня власти.
В России система государственного управления постоянно совершенствуется. Намеченные руководством страны реформы управления быстро окрестили административными, вероятно, потому, что они затрагивают аппарат государства.
В целом же преобразования системы органов власти довольно масштабны. Стоит вспомнить, что в 2003 году серьезные шаги предприняты для совершенствования федеративных отношений и органов государственной власти субъектов РФ. К мерам 2000 года — созданию федеральных округов, Госсовета, изменению порядка формирования Совета Федерации — добавилась радикальная переделка Федерального закона 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части перераспределения компетенции между органами Федерации и субъектов, назначения руководителей регионов. Тем самым, определена четкая ответственность каждого уровня власти.
Реорганизация федеральных органов исполнительной власти выразилась в установлении трехзвенной системы управления: министерство, федеральная служба, федеральное агентство. Министерство — центр выработки стратегии, нормативно-правового регулирования; службы — одни выполняют контрольно-надзорные функции, другие — непосредственного управления в отрасли; агентства оказывают государственные услуги и управляют государственным имуществом. В Правительстве оставлен лишь один заместитель Председателя, а количество министерств резко сокращено.
Проводившиеся ранее реорганизации правительства, других органов зависели от смены руководителя, от прихода той или иной команды, а само содержание изменений оставалось как бы за бортом. Теперь же оно прояснилось: власть должна стать максимально приближенной к людям, очиститься от дублирующих, мелочных функций и заниматься стратегией развития государства.
Федеральное Собрание Российской Федерации действует исторически еще небольшой срок. Однако и первое десятилетие ее деятельности уже ясно свидетельствует: современный российский парламентаризм последовательно и плодотворно продолжает лучшие традиции российской представительной власти, заложенные в начале ХХ века.
Законодательная деятельность за истекший период была направлена на решение беспрецедентных по объему и сложности задач формирования правовой базы новых общественных отношений. Приоритеты этой деятельности во многом диктовалась динамичной текущей ситуацией, часто приобретающей кризисные черты. Тем не менее законотворчество велось достаточно целенаправленно, реакция на требования момента сочеталась с формированием базовых основ во многих отраслях законодательства. В результате этой работы вступили в силу около трех тысяч законов.
Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти самостоятельное положение судебной власти как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти.
Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия. Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть — мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан.
За последние годы возникла целая система законодательства об организации и деятельности органов судебной ветви государственной власти и судейского сообщества. Только за период времени, прошедший с 5-го Всероссийского съезда судей (ноябрь 2000 г.), принято около пятидесяти законов, новых или изменяющих и дополняющих ранее принятые, регулирующие эту сферу общественных отношений, развивающих конституционные основы судебной ветви государственной власти.
Таким образом, за последнее десятилетие законодательство Российской Федерации существенно обновилось и этот процесс продолжается.
Оценивая результаты этой работы в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил: «Мы, наконец, — юридически и фактически — восстановили единство страны. Укрепили государственную власть. Приблизили федеральную власть к регионам. Благодаря восстановлению единого правового пространства смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами. Здесь еще очень многое нужно сделать. Но мы, во всяком случае, вплотную занялись этой проблемой. Приступили к строительству дееспособной, финансово обеспеченной власти на местах».
Если говорить об эффективности реформы, можно отметить следующее
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление.- М.: Юрист. 2004.
6. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. Санкт-Петербург: ПИТЕР. 2003.
7. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.
8. Бачило И.Л. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. М., 1998.
9. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист,2004.
10. Собрание законодательства Российской Федерации № 20, 2000 г.
11. Сборник законодательства Российской Федерации № 11 от 15.03.2004 г.
12. Сборник законодательства Российской Федерации № 21 от 24.05.2004 г.
13. Журнал «Российская Федерация» №12, 2003 г.