Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика системного подхода…………………………………..4
1.1. Сущность системного подхода………………………………………….4
1.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению………8
1.3. Правила применения системного подхода в управлении…………….10
Глава 2. Системный анализ………………………………………………………..16
2.1. Понятие и сущность системного анализа……………………………..16
2.2. Системный анализ в управлении предприятием……………………..20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………26
Выдержка из текста работы
Системный анализ, или системный подход к изучению того или иного явления, также относится к общенаучным методам исследования. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия.
При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными. Само явление эмерджентности выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.
Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной системы – экономической, политической и т.д. – направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.
Структура экономических и политических процессов как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности их элементов, механизмы их взаимодействия. Целостность же системы заключается, с одной стороны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой – в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источника развития.
В тоже время любая система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами. Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.
Междисциплинарная системная методология — важнейший компонент современных системных исследований. Системный подход обеспечивает такую интеграцию знаний, посредством которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и в то же время интегрируются вокруг системных методов исследования.
Эволюция научных представлений и формирование направлений в области теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых: Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., и др.
Значительный вклад в разработку системного метода внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С, Стефанов Н., Хойер В., Эванс Д.Р., Эклунд К., Эрхард Л., Янг С. и другие.
Объектом исследования являются ООО «Лик».
Предметом исследования выступает механизм реализации системного подхода в управлении ООО «Лик».
Основной целью курсовой работы является выявление особенностей механизма применения системного подхода в управлении ООО «Лик».
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. Определить сущность системного подхода как основы системного анализа
2. Рассмотреть формы системного подхода.
3. Охарактеризовать основные принципы системного подхода.
5. Проанализировать системный подход в управлении ООО «Лик» и разработать предложения по совершенствованию системы управления в данной организации.
Структура курсовой работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность системного подхода как основы системного анализа
1.1. Содержание и характеристика системного подхода
Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.
Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:
1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);
2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов — настоящее время);
3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. — настоящее время).
Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.
Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.
Системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
«Система» — слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
От слова «система» можно образовать другие слова: «системный», «систематизировать», «систематический». В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.
Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:
— системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
— системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
— системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
— системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
— системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
— системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (с…
**************************************************************