Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы стратегического управления в условиях рынка
1.1 Классификация стратегий
1.2 Понятие и сущность стратегического управления
1.3 Технологии и методы стратегического управления
1.4 Стратегическое и оперативное управление
Глава 2 Анализ системы стратегического управления на предприятии «ОАО Газпром»
2.1Характеристика предприятия
2.2Преимущества перед другими отраслями
2.3Перспективы развития конкуренции в газовой промышленности
2.4Динамика кадровой политики
2.5Технократическое наследие в управлении
2.6Структурная напряженность
2.7Аутсайдерская модель
Глава 3 Совершенствование системы стратегического управления ОАО «Газпром».
3.1Организационное развитие организации
3.2Микроэкономическая проблема ОАО «Газпром»
Заключение
Литература
Выдержка из текста работы
Стратегическое управление — это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.
Формирование стратегии – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Оказаться без стратегического управления — значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Объект исследования – стратегическое управление
Предмет исследования – система стратегического управления в телекомпании “8 канал”
Целью курсовой работы является оценка системы стратегического управления и обоснование преодолений по её совершенствованию
Для достижения этой цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
1) Изучение теоритических аспектов формирования стратегии на предприятии
2) Изучение организационно-экономической деятельности предприятия
3) Разработка эффективной стратегии для ЗАО “8 Канал”
• СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
• Стратегический менеджмент: сущность, цели и задачи.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. [2]
По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней, деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения «текущего состояния дел» на предприятии и выявления условий для его дальнейшего успешного развития в условиях рыночного хозяйствования. Таким образом, на этапе анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести процесс целеполагания и выбора альтернатив. [8]
Понимание процедуры стратегического анализа объясняется двумя основными причинами:
Во-первых, существовавшая в течение нескольких десятилетий практика планирования на предприятиях в условиях директивного управления ориентировала специалистов первичного хозяйственного звена на анализ его хозяйственной деятельности и поиск резервов повышения эффективности производства, а внешние условия функционирования экономики достаточно жестко задавалась вышестоящими органами. В условиях же рыночной экономики ситуация кардинально изменилась. Предприятию, функционирующему в условиях неопределенного рынка, необходима информация о состоянии дел и перспективах функционирования как на макроуровне, так и на региональном и отраслевом уровнях национальной экономики. Без этого предприятию невозможно эффективно использовать свой ресурсный потенциал.
Во-вторых, рыночная инфраструктура, находясь в стадии формирования, не может обеспечить предприятие необходимой и достоверной информацией. Поэтому специалисты в области планирования на предприятии вынуждены заниматься поиском информации самостоятельно, получая ее в «усеченном варианте» из различных источников и проводя ее верификацию. Следует отметить также, что экономическая нестабильность национальной экономики не способствует точности вырабатываемых прогнозных расчетов
Вместе с тем проблема стратегического анализа деятельности предприятия требует решения как в методологическом, так и в практическом плане. Поэтому, предлагая ряд методологических принципов организации стратегического анализа первичного субъекта рыночных отношений национальной экономики, мы исходим из следующих положений: [9]
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
Основными задачами любого контроля являются следующие: 1) определение того, что и по каким показателям проверять; 2) осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; 3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.
• Основные этапы развития стратегического менеджмента….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из приведённых выше данных, можно сделать вывод, что ЗАО “8 Канал ” является фирмой-лидером на белорусском телевизионном рынке, в связи с чем основным задачами стратегического управления компанией являются:
• Удержание доминирующей позиции.
• Расширение своего рынка.
• Снижение цен за счет издержек.
• Использование стратегий с небольшим риском.
• Использование стратегий для увеличения прибыльности.
• Наблюдение за компаниями-претендентами на лидерство.
• Применение активной маркетинговой компании.
Не смотря на все вышеперечисленные методы управления, “8 канал” также использует довольно интересный метод -подарочные сувениры, такие как кружки, спички, зажигалки, блокноты, ручки и т.д.
Изучив теоретический материал по стратегическому планированию можно сделать вывод, что выработка стратегии связана с несколькими этапами: выработка миссии и целей предприятия; изучение внешней среды; изучение внутренней среды; выработка стратегии. Все перечисленные этапы представлены в курсовой работе. Из их анализа выработаны перспективные направления деятельности ЗАО “8 Канал”, а также выработана стратегия развития предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов М.: Гном-пресс, 1997 – 256 с.
• Боумэн К. Основы стратегического менеджмента, М.:ЮНИТИ, 1997 – 175с.
• Виханский О.С. Стратегическое управление, М, Гардарики, 2000
• Виханский О.С. Стратегическое управление, М, Гардарики, 2000
• Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент СПб.:Питер, Москва, Харьков, Минск, 2003 гл.19
• Котлер Ф. Управление рекламой, стимулированием сбыта и связями с общественностью, СПб.:Питер, Москва, Харьков, Минск, 2003 – 585-622 с.
• Парамонова Т. Формирование общественного лица фирмы / Т. Парамонова, И. Красюк // Маркетинг, 2003. №2 – 60-63 с.
• Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 50 с.
• Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 49 с.