Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………….5
1.1. Цель и основные принципы системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных кадров…………………………5
1.2. Основные направления и задачи системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих………………………8
1.3. Первоочередные мероприятия по созданию системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих…10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………13
2.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки кадров …………………………………………………….13
2.2. Анализ и оценка существующей системы профессиональной подготовки государственных служащих……………………………15
2.3. Анализ и оценка существующей системы профессиональной подготовки муниципальных служащих……………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….30
Выдержка из текста работы
Актуальность. Новый этап реформы ЖКХ предполагает достаточно быстрый ввод элементов рыночных механизмов в данной сфере, переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к адресной поддержке населения, включающей все виды помощи из бюджета (субсидии, льготы, дотации), развитие конкурсных механизмов управления жилищным фондом, развитие малого предпринимательства и самоуправления граждан в жилищной сфере. Одной из важных причин низких темпов проведения реформы ЖКХ в городе и негативного отношения к ней значительного числа москвичей является отсутствие необходимого числа квалифицированных кадров, готовых к активному, компетентному и эффективному участию в проведении преобразований ЖКХ.
Вместе с тем, мероприятия по реформированию отрасли проводятся недостаточными темпами, не комплексно, что в большой степени связано с кадровым обеспечением реформы. Исторически сложилось так, что финансирование и укомплектование кадрами в отрасли осуществлялись по остаточному принципу, и специалисты, руководящие различными направлениями, в ряде случаев не имеют специального образования, соответствующего профилю работы, не владеют знаниями в системе современного менеджмента, передовых технологий ремонтно-эксплуатационных работ и управления жилищных фондом, не обладают необходимыми правовыми знаниями и не владеют методами грамотной работы с населением.
Существующая система подготовки кадров для жилищно-коммунального комплекса города, при которой организацией специалистов в этой области занимаются различные управленческие структуры городской администрации, работа которых не скоординирована, не нацелена на выполнение основных задач реформы, носит узковедомственный узкоспециальный характер. Учебная работа ведется бессистемно по несогласованным программам, с использованием различного понятийного аппарата и не ориентирует слушателей на достижение главной цели реформы ЖКХ — улучшение условий проживания москвичей, создание достойной среды обитания, создания условий для развития рыночных отношений, внедрение передовых технологий организации труда работников предприятий ЖКХ, а также новых форм организации производства в этой сфере. Учебные программы оторваны от действительности, имеют порой академичный характер, не учитывают происходящие изменения и не всегда ориентированы на подготовку специалистов требуемого профиля, а усвоение этих программ не дает возможности в процессе обучения получать необходимые практические навыки для быстрого включения в продуктивную деятельность.
Программы Правительства Москвы, нацеленные на развитие самоуправления граждан в жилищной сфере и малого предпринимательства в сфере ЖКХ, диктуют необходимость разработки новых направлений в системе обучения и подготовки кадров, которые должны охватывать не только общепринятые формы обучения на базе вузов, но и другие формы, позволяющие провести масштабную просветительскую работу среди населения, структур малого и среднего бизнеса, охватить специалистов в органах исполнительной власти и местного самоуправления, проводящих мероприятия по реформе на разных уровнях (городском, окружном, районном).
Целью дипломной работы является определение системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и квалификационной аттестации муниципаль на федеральном и региональном уровнях.
В дипломной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия муниципального служащего и
специфику работы муниципального служащего
2. Определение основных принципов осуществления муниципальной службы в органах самоуправления,
3. Определение профессиональных и квалификационных требований по основным функционально-должностным категориям муниципальных служащих
4. Проводится мониторинг кадровых процессов в отрасли ЖКХ
5. Разрабатывается структурная схема подготовки кадров ЖКХ
Объектом исследования является система подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в Главном управлении ЖКХ и благоустройства г.Москвы.
Предметом исследования пути и методы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации служащих в Главном управлении ЖКХ и благоустройства г.Москвы.
В первой главе дипломной работе раскрываются теоретические аспекты муниципальной службы, раскрывается понятие муниципального служащего, его прав и обязанностей, определяется специфика муниципальной службы. Особое внимание уделяется характеристике профессионально-квалификационного уровня муниципального служащего, требования к уровню образования, уровню знаний, стажу и опыту работы по специальности.
Во второй части дипломной работы дается оценка современного состояния в отрасли и характеристика деятельности ГУ ЖКХ и благоустройства г. Москвы, анализируются существующая система подготовки и переподготовки муниципальных служащих, дается оценка роли образования в системе подготовки и повышения квалификации, проводится мониторинг кадровых процессов в управлении, выявляются проблемы кадровой политики в ГУ ЖКХ г. Москвы.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию подготовки персонала ГУ ЖКХ и благоустройства г. Москвы, организационно-методических основ системы образования, а также рассчитывается экономическая эффективность разработанных мероприятий.
1. Сущность и содержание понятия муниципального служащего.Теоретико-методологические основы подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в условиях рынка
1.1. Сущность и основные понятия муниципальной службы и муниципальных служащих
Муниципальная служба как понятие используется для определениях характера и рода деятельности людей, отражая факт управления муниципальными правами.
Муниципальная служба органически связана с органами местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ. В деятельности муниципальных служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления; поскольку в должности содержится часть полномочий соответствующего органа местного самоуправления, она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава местного самоуправления – муниципальных служащих. Должность предполагает решение целого комплекса вопросов: установление вакансий, правила и способы их замещения, порядок аттестации, перевода с одной должности на другую и т.д. Следовательно, муниципальная служба, если ее рассматривать с точки зрения места, которое она занимает в системе местного самоуправления, берет начало там, где вводится должность.
Итак, можно обозначить следующие содержательные моменты муниципальной службы:
• Муниципальная служба призвана содействовать реализации полномочий органов местного самоуправления;
• Эта организационная форма деятельности направлена на формирование штатов органов местного самоуправления и правовое регулирование работы муниципальных служащих;
• Содержанием деятельности муниципальных служащих является практическая реализация задач и полномочий местного самоуправления.
Федеральный закон 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1) так определяет муниципальную службу: это профессиональная деятельность на постоянной основе и в органах местного самоуправления по исполнению их службы осуществляется названным Федеральным законом, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и о муниципальной службе и уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.
Так как муниципальная служба — профессиональная деятельность, у муниципальной службы есть присущие ей задачи:
• Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
• Обеспечение исполнения Конституции РФ, федерального, субъектов федерации и местного законодательства и иных нормативных актов.
• Обеспечение жизнедеятельности муниципального образования и удовлетворение потребностей населения.
• Обеспечение самостоятельности решения населением вопросов местного значения.
• Защита прав и интересов муниципального образования в целом.
• Обеспечение принципа профессионализма и преемственности в организации местного самоуправления.
Муниципальная служба организуется на основе принципов, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих:
• Принцип верховенства Конституции РФ и законов над иными правовыми актами. Это очень важный принцип, т.к. нет единообразного правоприменения в этой области.
• Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, и их непосредственного действия.
• Принцип законности.
• Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
• Принцип гласности и учета общественного мнения при осуществлении муниципальной службы.
• Принцип профессионализма, компетентности муниципальных служащих.
• Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе.
• Принцип ответственности муниципальных служащих за исполнение своих полномочий.
• Принцип связи с учетом исторических и местных традиций, в тоже время единство основных требований, предъявляемых к муниципальным служащим.
• Принцип правовой и муниципальной защищенности муниципальных служащих…….
Литература
Официальные источники:
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ
3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 года
4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 года № 8-ФЗ
5. О муниципальной службе в районах города Москвы. Закон города Москвы от 21 октября 1998 года № 24
6. Закон г. Москвы «О правительстве Москвы» (в ред. Законов г. Москвы от 21.11.2001 N 63, от 22.05.2002 N 27, от 06.11.2002 N 55)
7. Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г «Устав города Москвы».. ( с изменениями от 24 июня 1998г., 12 июля 1999 г, 12 июля 2000 г.)
8. Постановление Правительства Москвы Об итогах работы топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств города Москвы в зимний период 2003-2004 гг. и задачах по подготовке к зиме 2004-2005 гг № 286-ПП от 27 апреля 2004 года
9. Постановление Правительства Москвы № 754 от 17.09.2002 года «О Регламенте Правительства Москвы»
10. Распоряжение мэра г. Москвы N 95-РМ от 14.04.04 « О распределении обязанностей» между членами Правительства Москвы
11. Распоряжение Мэра от 21 августа 2002 г. N 474-РМ «О системе подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров
12. Постановление Правительства Москвы от 19 марта 2002 г. N 185-ПП «О проекте закона города Москвы «Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве»
Литература
1. Аналитическая записка по реформе ЖКХ Совета по местному самоуправлению «Симптом» N 6 (124) 2002
2. Белкина Т.Д. Жилищная реформа в России: результаты и перспективы. — М.: Редакция журнала «Вопросы экономики», 1999. 304 с.
3. Богомолов А.М., Голощапов Н.А., Помазкова С.И. Договоры жилищно-коммунального хозяйства. — М.: Экзамен, 1999. — 256 с.
4. Борисова Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социально-правовое значение
5. Бреев Б.Д.Пилипенко Н.Н. Экономика труда
6. Васильев А.А.Муниципальное управление. Конспект лекций. Нижний Новгород.2000, с. 160
7. Высшее профессиональное образование: нормативно-методические материалы
8. Высшее профессиональное образование: опыт и проблемы
9. Жилищная политика при осуществлении программ реконструкции жилищного фонда. «Симптом» N 11 2001
10. Жилищное хозяйство России. 2002. – М.: Госкомстат России. – 2002. – С. 67.
11. Зотов В.Б. Система муниципального управления. Издательство: Питер. 2005, 344
12. Иванова В.Н., Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. Технологии муниципального управления. М.: Озон, 2004, с. 412
13. Кабаков В.С., Богачев В.Ф., Осипов А.П. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обучение
14. Кадровая политика в сфере государственного и муниципального управления
15. Комаров В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов
16. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 28.04.1997 № 425. Реализуется в редакции от 27.05.1997.
17. Лотова М.П. Психолого-акмеологические основыпрофессиональной карьеры государственных служащих
18. Макашева З.М., Зотов В.Б. Муниципальное управление. ЮНИТИ, с. 272
19. Общероссийский классификатор профессий, рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. М.: Минтруда РФ, 1995
20. Планирование развития города: пути совершенствования. «Симптом» N 6 (124) 2002
21. Порядок и условия прохождения муниципальной службы: Учебно-методическое пособие. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», с. 150
22. Районная Управа Очаково-Мотвеевское: создание товариществ собственников жилья и кондоминиумов. Проблемы, решения, перспективы. «Симптом» N 9 (127) 2002
23. Румянцева Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России // Проблемы теории и практики управления, №4, 2003
24. Симионов Ю.Ф. Экономика жилищно-коммуниального хозйства. Изд. МарТ , 2004, с. 204
25. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/под ред. Д.В. Валового. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000
26. Тамболин В.В. Право муниципального управления. М. «Элиг» , 1997, с. 151
27. Тарасов В.К. Персонал-технологии: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989
28. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. М.: Минтруда РФ, 1996
29. Трухнович Л.В., Щур Д.Л. Кадры жилищно-коммунального хозяйства. Сборник должностных и производственных (по профессии) инструкций. Изд.: Финпресс, 2004, с. 192.
30. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: Проблемы развития теории и практики. М.: Моск. Психолого-социальный институт, Флинта, 1998
31. Школа муниципального служащего: Сборник учебных материалов
32. Шумахер Г. Издержки на персонал. Кадры, персонал, 1994. № 6
33. Щекин Г.В. Социальная теория и кадровая политика