Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения4
1.1. Понятие, элементы и функции налогов4
1.2. Принципы и система налогообложения13
1.3. Классификация налогов.20
Глава 2. Система налогов Российской Федерации26
2.1. Изменение системы налогообложения в условиях финансового кризиса..26
2.2. Проблема создания модели эффективной налоговой системы в РФ28
Заключение31
Список используемых источников33
Выдержка из текста работы
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государство оказывает воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика — это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения организации на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на организациях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации.
Производственные предприятия — реальный сектор экономики, здесь создается основная часть ВВП. Благодаря перераспределительной функции налогов за счет производственной сферы финансируется деятельность государства в области медицины, науки, образования и т.д.
Актуальность темы: налогообложение предприятий — это система распределения доходов между юридическими лицами и государством. Налоги — обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ системы налогообложения в России.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать основные виды налогов, уплачиваемых организациями;
2. провести анализ современной системы налогообложения предприятий в России;
3. выявить перспективы реформирования налогообложения предприятий в Российской Федерации.
Объектом курсовой работы выступают налоги, одни из важнейших составляющих финансовой деятельности предприятия.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения организации.
При написании данной курсовой работы, были использованы следующие источники информации: учебники и методические пособия; всемирная сеть Интернет.
ГЛАВА 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Сущность и функции налогов
налог платеж отчисление
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом Российской Федерации.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, к которым относятся:
1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
3) источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога, определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
6) срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
7) правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. [6,с.147]
Следующий важный принцип — определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Другие принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость. В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.
Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде совокупности и образуют налоговые системы различных стран.
Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
По способу взимания налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.
По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины. Окончательный плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги.
Налоги подразделяются также на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары, продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. [3. с. 345]
Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов — это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [5. с.84].
Итак, основные функции налогов следующие:
1) фискальная функция.
2) распределительная функция.
3) регулирующая функция.
4) стимулирующая функция.
5) контролирующая функция.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
По налогам в законодательном порядке устанавливаются определенные льготы. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; прочие налоговые льготы.
Для предприятий организаций и физических лиц законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения.
Первый уровень — это федеральные налоги России, второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисление от федеральных налогов.
Налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. [2. с. 234]
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.
По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
1) налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
2) налоги с имущества (предприятий и граждан);
3) налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).
Перечень установленных налогов и сборов является исчерпывающим и подлежит расширению только на основании изменений, внесенных в Закон о налоговой системе РФ. Однако стоит помнить также и о том, что этот перечень достаточно условен, поскольку не все поименованные в нем налоги установлены на всей территории РФ, то есть такие налоги уплачиваются только на территории отдельных субъектов РФ. Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ подлежат уплате только те из них, элементы налогообложения которых установлены. Это положение подтверждается также и п. 1 ст. 17 НК РФ, в котором определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
1.2 Характеристика налоговых платежей и отчислений
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий и организаций.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.
Под федеральными налогами и сборами понимают те, которые установлены статьёй 13 Налогового Кодекса, и которые обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Если рассматривать систему федеральных налогов и сборов с точки зрения отнесения отдельных из них к группе налогов, которые уплачивают предприятия, то можно выделить следующие из них: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, водный налог, государственную пошлину.
Рассмотрим особенности федеральных налогов на примере налога НДС. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и занимает ведущее место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 Налогового кодекса признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: реализация товаров на территории РФ, передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж. [7, с.245]
Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% от соответствующей налоговой базы. Налоговая ставка 0% применяется к товарам и работам непосредственно связанных с режимом экспорта, транзитом товаров через территорию РФ, работ выполняемых в космическом пространстве и т. д. Ставка 10% применяется при реализации определенного вида продовольственных товаров, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров. По налоговой ставке 18% осуществляется налогообложение товаров, не указанных в вышеизложенных пунктах [7.гл.21,ст.164].
К региональным налогам и сборам относится налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, разрешенных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу. Законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. [4. с.171]
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
К местным налоговым платежам относятся следующие налоги: налог на имущество предприятий, земельный налог, целевые сборы, налог на рекламу, лицензионные сборы.
Одни налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ. [5. с. 84]
Другие налоги могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.
Земельный налог устанавливается гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог относится к местным налогам.
Налогоплательщиками налога признаются организации (предприятия) и физические лица, обладающие земельными участками на основании права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 31 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Источниками уплаты всех вышеперечисленных налогов и сборов являются финансовые источники, за счет которых обеспечиваются выплаты начисленных налоговых платежей. Основными источниками уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством являются:
1) доход предприятия, обеспечивающий выплату налоговых платежей, входящих в цену продукции (налога на добавленную стоимость; акцизного сбора; таможенного сбора и таможенных пошлин);
2) текущие затраты предприятия (издержки производства и обращения), на которые относятся отдельные налоговые платежи (взносы в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, фонд занятости населения; отчисления на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; ряд местных налогов и сборов);
3) прибыль предприятия (налог на прибыль, ряд других налоговых платежей).
1.3 Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик имеет право платить наименьшую сумму налога, исчисленную в соответствии с законом. Позиция налогоплательщика в рамках налоговых отношений такова: заплатить как можно меньше налогов с минимальным риском возникновения налоговых санкций и иных неблагоприятных последствий.
При этом возникают издержки, связанные с минимизацией налогообложения, такие, как оплата посреднических услуг. Отметим, что все способы минимизации налогов можно подразделить на незаконные (криминальное уклонение от уплаты налогов) и законные (оптимизация, планирование и т.д.). [8. с. 47]
Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно, с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства либо укрывается от уплаты налогов. В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, т.е. путем прямого нарушения налогового и других видов законодательства.
В отличие от уклонения от уплаты налогов налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действии налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождении и других законных приемов и способов. В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций.
Объективной основой налоговой оптимизации является установленная налоговым законодательством обязанность фирм самостоятельно определять суммы всех налогов. Так как для граждан и организаций уплата налогов является не целью, а определенным обременением, естественно, что каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций, допуская выбор метода исчисления налоговой базы и предлагая налогоплательщикам различные льготы. Для выработки эффективного механизма оптимизации налоговых платежей предприятие имеет достаточно большой спектр возможностей, допустимых в рамках действующего налогового законодательства, причем максимальный экономический эффект достигается при комбинировании этих возможностей.
В условиях рыночной экономики у предприятий неизбежно появляется определенная свобода в выборе вариантов осуществления хозяйственной деятельности. Чем либеральнее законодательство, тем больше возможностей предоставляется предприятию. Так, например, по действующему законодательству предприятиям дано право производить ежегодную переоценку основных средств, которая призвана привести в соответствие первоначальную стоимость основных средств и их рыночную оценку. При увеличении первоначальной стоимости основных средств происходит рост амортизационных отчислений, которые, являясь составляющей затрат предприятия, уменьшают размер налогооблагаемой Прибыли и, следовательно, сумму налога на прибыль. [9. с. 179]
Отметим, что стоимость основных средств включается в облагаемую базу по налогу на имущество предприятий, и ее рост неизбежно приведет к увеличению суммы этого налога. На практике многие предприятия решают сложные оптимизационные задачи для того, чтобы рассчитать конечный экономический эффект от такого рода операций, и только на основе расчета принимают окончательное решение об их проведении. К данному способу оптимизации налоговых платежей также следует отнести возможности использования различных учетных механизмов, наличие которых также является свидетельством либеральности действующего законодательства. Понимание логики бухгалтерского учета и формирование на ее основе учетной политики, учитывающей налоговые аспекты деятельности фирмы, позволяют достичь приемлемого компромисса между необходимостью соблюдения национального стандарта бухгалтерского учета и минимизацией налоговых платежей.
Однако при использовании данного способа оптимизации необходимо четко просчитывать влияние принимаемых решений на перспективное развитие предприятия. Это связано в первую очередь с тем, что законодательство, давая предприятию определенную свободу в отражении различных хозяйственных операций, требует взамен стабильности и преемственности в выборе экономических подходов. Этот принцип зафиксирован в национальных стандартах по бухгалтерскому учету. Например, в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» зафиксировано требование неизменности учетной политики в течение года, а также предусмотрен ограниченный перечень оснований для ее изменения за рамками этого периода. Это означает, что перед принятием решения о способах проведения или отражения различных операций предприятием должны учитываться не только текущие последствия этих решений, но и их влияние на деятельность предприятия в длительной перспективе.
Использование налоговых льгот является самым простым и удобным способом минимизации налоговых платежей, в случаях, когда деятельность предприятия соответствует определенным критериям. Это связано в первую очередь с тем, что другие способы зачастую требуют ибо сложных экономических расчетов, либо наличия высококвалифицированных юристов и налоговых консультантов. Однако российское налоговое законодательство настолько запутано, а механизм применения налоговых льгот так нечетко определен, что большинство предприятий решаются на применение многих льгот только после консультаций с юристами и консультантами.
Как показывает практика налогового консультирования, значительная часть вопросов, поступающих от клиентов и касающихся проблем налогообложения, так или иначе связана с условиями и порядком применения налоговых льгот. Эти данные могут служить косвенным показателем того, что в российской практике использование налоговых льгот — отнюдь не самый простой и экономичный способ налоговой оптимизации. Вместе с тем льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. По сути, они выступают как способы государственного стимулирования тех направлений деятельности и сфер экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. [1. с. 297]
При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших налоговых ставках (10-15%) законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени. Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы вплоть до полной отмены ряда налогов, и иногда допускается получение субсидий от других налогоплательщиков в рамках их платежей в бюджеты соответствующих уровней.
Специальные способы налоговой оптимизации — это особый класс «налоговых щитов», в основе которых лежат действия фирм, не регулируемые законодательством, но и не запрещаемые. С определенной долей условности эти способы можно разделить на две группы — базирующиеся на преимуществах вертикальной интеграции бизнеса и основанные на портфельных стратегиях.
Вертикально интегрированная фирма имеет возможность использовать следующие инструменты снижения налогового бремени:
1)выгоды от использования консолидированного баланса, когда все операции внутри группы фирм рассматриваются как внутризаводской оборот и таким образом выводятся из-под налогообложения. Это позволяет осуществлять безналоговую переброску финансовых ресурсов и передачу оборудования, убытки одной фирмы погашать за счет прибыли другой, в результате чего общий налог уменьшается;
2) при покупке контрольного пакета акций убыточной фирмы ее убытки снижают налогооблагаемую прибыль материнской фирмы;
3) выгоды, получаемые на основе использования различной структуры затрат и их удельного веса в выручке материнской и дочерней фирм;
4) трансфертные операции внутри страны между субъектами с различным налоговым режимом — между материнской фирмой и дочерним малым предприятием; между фирмой и физическим лицом, выполняющим для фирмы какие-то работы;
5) множество других способов экономии на налогах, базирующихся на несовершенстве отечественного законодательства, регулирующего финансовую деятельность фирмы. Однако большинство из этих способов можно успешно реализовать при наличии сильной юридической защиты фирмы.
Возможности снижения тяжести налогового бремени монофирмой и вертикально интегрированной фирмой разные. Вертикальная интеграция может служить средством ухода от налогов на продажу промежуточной продукции или обхода программы квотирования и контроля над ценами. Таким образом, фундаментальным методом оптимизации налогового бремени является реструктуризация фирмы на базе осмысленной вертикальной интеграции, т.е. реструктуризация с учетом налогообложения. Наиболее распространенным изданного класса «налоговых щитов» является налоговая оптимизация с помощью трансфертного ценообразования. В современной России трансфертное ценообразование в целях минимизации налогового бремени наиболее активно применяют нефтяные компании, организованные по холдинговому принципу. [1. с. 186]
В общем, российское налоговое законодательство достаточно либеральное для создания эффективного направления в системе управления предприятия. Достаточное количество способов оптимизации налоговых платежей может существенно снизить сумму налогов и сборов, уплачиваемых фирмой. Но каждое предприятие должно ещё и учесть затраты — консультации юриста и экономиста, которые будут необходимо при оптимизации налоговых платежей, а также предусмотреть риски, при использовании того или иного метода.
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МУП ЖКХ «ЮЖНОЕ»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “Южное” создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” на основании постановления главы Вяземского муниципального района № 59 от 08.02.2005г «О создании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Южное» и в соответствии с приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом
Полное наименование: муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Южное». Сокращенное наименование предприятия — МУП ЖКХ «Южное»
Учредителем предприятия является администрация Вяземского муниципального района, интересы которого представляет комитет по управлению муниципальным имуществом Вяземского района.
Предприятие находится в отраслевом подчинении — управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Вяземского муниципального района.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, имеет круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак и другие средства индивидуализации.
Предприятие имеет обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования Вяземского района, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные настоящим уставом, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основе анализа бухгалтерской и налоговой отчетности было выявлено, что предприятие является плательщиком следующих налогов — налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного и водного налогов. Также предприятие выступает налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет:
1) отчислений из средств, поступающих по платежам населения за жилищно-коммунальные услуги,
2) других групп потребителей,
3) средств местного бюджета, предусмотренных в бюджете муниципального района на очередной финансовый год;
4) собственных доходов предприятия.
Место нахождения предприятия: Россия, Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Пограничная 13.
Предприятие создано с целью обеспечения населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением теплоэнергии, питьевой водой и приемом сточных вод, содержания и ремонта жилищного фонда, осуществления надзора за состоянием коммуникаций, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (либо, переданных в безвозмездное пользование, аренду и т.д.) для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Основными видами деятельности предприятия являются:
— предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию паровых котлов;
— распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
— деятельность по обеспечению работоспособности котельных;
— деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;
— сбор и очистка воды;
— распределение воды;
— удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
— уборка территории и аналогичная деятельность;
— разборка и снос зданий, производство земляных работ;
— производство санитарно-технических работ;
— производство малярных и стекольных работ;
— техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Имущество предприятия находится в собственности Вяземского муниципального района, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности. Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, либо заключения договора, если иное не предусмотрено Федеральным законом, или не установлено решением учредителя о передачи имущества предприятию.
Имущество предприятия формируется за счет:
— имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
— имущества, приобретенного за счет финансовых средств предприятия и доходов предприятия от его деятельности;
— имущества полученного либо приобретенного за счет безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций и граждан,
— имущества муниципальной казны;
— ассигнований из средств местного бюджета.
Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, либо предусмотренных заключенным договором с комитетом по управлению муниципальным имуществом Вяземского района.
Предприятие самостоятельно распоряжается результатами выполненных работ и оказанных услуг и прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Имущество, приобретенное предприятием за счет своей прибыли является муниципальной собственностью и не может передаваться в собственность трудового коллектива предприятия.
Уставный фонд предприятия сформирован в размере 248,3 тысячи рублей. В уставный фонд не входят основные средства, переданные предприятию в аренду или безвозмездное пользование.
2.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчет налоговой нагрузки
Для анализа структуры и динамики налоговых платежей предприятия необходимо определить на каком режиме налогообложения находиться предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие. Данный анализ будет использован при дальнейшем расчете налоговой нагрузки предприятия.
Предприятие находиться на общем режиме налогообложения и в соответствии с этим исчисляет и уплачивает следующие налоги:
— налог на прибыль организаций;
— налог на добавленную стоимость;
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— водный налог;
— налог на доходы физических лиц.
Структуру и динамику налоговых платежей можно представить в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Структура и динамика налогов, уплачиваемых предприятием, руб.
Вид платежа |
Сумма платежа, руб. |
Отклонение, % |
||
2011 |
2012 |
|||
1.Налог на имущество организаций |
6012 |
4918 |
-18,2 |
|
2. Водный налог |
13978 |
13978 |
0 |
|
3. Транспортный налог |
16512 |
21024 |
27,32 |
|
4. Налог на доходы физических лиц |
1281547 |
1443648 |
21,18 |
|
5. Налог на добавленную стоимость |
329591 |
388799 |
17,96 |
|
6. Налог на прибыль организаций |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
1647640 |
1872367 |
13,63 |
На основании данных, приведенных в таблице 2.1. можно сделать вывод, что налоговые платежи в бюджет в 2012 году увеличились на 13,63 %. Это произошло за счет увеличения объемов предоставляемых услуг. В 2012 году предприятие расширило зону обслуживания.
Увеличение налога на доходы физических лиц (на 21,18%) связанно с увеличением фонда оплаты труда и увеличением количества работников.
Водный налог остался на прежнем уровне. Это объясняется тем, что предприятию выделены лимиты потребления воды и потребление ее осталось на прежнем уровне.
Налог на добавленную стоимость в 2012 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 17,96 % за счет увеличения объема предоставляемых услуг.
Увеличение транспортного налога в 2012 году на 27,32 % произошло вследствие передачи в собственность предприятия двух единиц автотехники.
В 2011 году предприятием был получен убыток, поэтому налог на прибыль не уплачивался. А в 2012 году предприятие перенесло убыток полученный в 2011 году, за счет чего налог на прибыль организаций не уплачивался. Данный факт является положительным для предприятия с точки зрения уменьшения налоговых платежей. Но вместе с тем необходимо учитывать, что это привлечет внимание налоговых органов и в ближайшее время они могут провести выездную налоговую проверку предприятия.
Показатель налоговой нагрузки предприятия имеет важное практическое значение и необходим при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения. Его снижение является критерием успешности данных мероприятий.
Для расчета налоговой нагрузки предприятия применяются различные методики. Различие данных методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). Мы остановимся на двух из них. Где в качестве показателей выбираются прибыль (расчетная) и добавленная стоимость. Так как они наиболее точно отражают налоговую нагрузку на предприятие.
Для анализа налоговой нагрузки нам необходимы следующие данные: суммы, уплачиваемых налогов и финансовые показатели предприятия. Данные о налогах были приведены выше в таблице 2.1. Финансовые показатели деятельности предприятия взяты из первичной бухгалтерской документации и представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Финансовые показатели деятельности предприятия, руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
|
1. Фонд оплаты труда |
3306892 |
3611367 |
|
2. Амортизация основных средств |
454634 |
436458 |
|
3. Чистая прибыль |
-1820150 |
-927954 |
На основании данных, приведенных в таблице 2.2. проведем расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость и прибыль (расчетную).
Добавленная стоимость показывает стоимость созданную на предприятии. Она рассчитывается по формуле 2.1:
ДС=АОС+ФОТ +НПДС+ЧП (2.1)
где ДС — добавленная стоимость;
АОС — амортизация основных средств;
ФОТ — фонд оплаты труда;
НПДС — налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;
ЧП — чистая прибыль.
Сделав расчеты по формуле (2.1) получаем:
ДС2011=454634+3306892+847916-1820150=2789292 руб.;
ДС2012=436458+3611367+1014206-927954=4134077 руб.
Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, созданную на предприятии рассчитывается по формуле (2.2):
ННдс=(НПДС)/ДС*100% (2.2)
где ННдс — налоговая нагрузка на добавленную стоимость;
НПДС — налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;
ДС — добавленная стоимость.
Произведем расчет налоговой нагрузки по формуле (2.2):
ННдс2011 = (847916)/ 2789292*100% = 45,44%;
ННдс2012 = (1014206)/ 4134077*100% = 37,06%.
Проанализировав данные о налоговой нагрузке на добавленную стоимость, можно сделать вывод о том что налоговая нагрузка за 2011 год выше нормы, а в 2012 году находится на ее границе. При этом оптимальное значение показателя 35-40%. В 2012 году произошло снижение налоговой нагрузки за счет значительного увеличения добавленной стоимости.
Таблица 2.3 — Ставки налогов, уплачиваемых предприятием за анализируемый период
Налог |
Ставка налога |
|
Налог на прибыль организаций |
0,24 |
|
Налог на добавленную стоимость |
0,18 |
|
Налог на доходы физических лиц |
0,13 |
|
Налог на имущество организаций |
0,022 |
Другим показателем, на основании которого рассчитывается налоговая нагрузка, является расчетная прибыль. Она определяется как сумма чистой прибыли предприятия и налогов, уплачиваемых предприятием. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль определяется по формуле (2.3):
ННрс = НП/(ЧП+НП)*100% (2.3)
где ННрс — налоговая нагрузка на расчетную прибыль;
НП — налоги, уплаченные предприятием;
ЧП — чистая прибыль.
Произведем по формуле (2.8) необходимые расчеты:
ННрс2011 = 1647640/(-1820150+1647640)*100% = 955%;
ННрс2012 = 1872367/(-927954+1872367)*100% = 198%.
Полученные данные свидетельствуют о чрезмерной налоговой нагрузке на расчетную прибыль предприятия. Необходимо принимать во внимание тот факт, что предприятие является низкорентабельным или убыточным. Но оно продолжает функционировать из-за своей социальной важности — удовлетворение потребностей населения в сфере жилищно-коммунальных услуг, т.е. обеспечение жизни населения.
Проанализировав полученные данные и сравнив их с данными приведенными Министерством финансов РФ о средней налоговой нагрузке по России (35,6%) можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на предприятие высокая. В связи с этим предприятию требуется провести мероприятия по налоговому планированию, которые будут направлены на снижение налоговой нагрузки, снижение налоговых платежей предприятия и следовательно улучшения финансового состояния предприятия, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.
2.3 Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное»
Отсутствие законодательной базы, отмена льгот по налогу на имущество свидетельствует о необходимости разработки законов которые бы реально позволили функционировать предприятиям жилищно-коммунальной сферы на льготных условиях, ведь они осуществляют социально значимые функции по обеспечению жизнедеятельности населения страны. Осознание данной необходимости только приходит в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства страны. А необходимость реформы стоит очень остро, предприятия находятся на грани банкротства.
В ходе анализа деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Южное» был выявлен ряд проблем, особенно в области налогообложения. Они связаны с тем, что предприятие, выполняя социально-значимые функции, действует на тех же условиях что и другие коммерческие организации. При этом отрасль является заранее убыточной. Государство ограничивает увеличение тарифов на услуги, тем самым уменьшая плановую себестоимость услуг, реальная себестоимость которых гораздо выше. А предприятие платит налоги на общих условиях, тем самым ухудшая свое и без того тяжелое финансовое состояние. Общий анализ приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения показал, что недостаточно уделено внимания его детальной проработке и закреплению положений позволяющих осуществить дальнейшее применение мероприятий по налоговому планированию, в частности метода признания доходов и расход для целей налогообложения, выбора начисления амортизации, создании резервов, работы с просроченной дебиторской задолженностью, положений договорной политики предприятия, работы с поставщиками и потребителями услуг предприятия.
Необходимо обратиться к таблице 2.1, чтобы определить какие налоги имеют наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей предприятия. Таковым является налог на добавленную стоимость (20% и 20,7% в 2011 и 2012 годах соответственно). Предприятие не располагает льготами по данному налогу, но есть возможность его снизить или точнее заменить налогом, исчисленным при использовании упрощенной системы налогообложения (УСН), предусмотренной главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ. При применении УСН в соответствии с п. 1 ст. 346.11 организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Однако за предприятием сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Для применения УСН организации необходимо соответствовать некоторым критериям. Для удобства анализа соответствия МУП ЖКХ «Южное» составим таблицу 2.4.
Таблица 2.4.- Соответствие МУП ЖКХ «Южное» критериям по применению упрощенной системы налогообложения.
Критерий по применению УСН |
Показатель МУП ЖКХ «Южное» |
Соответствие критерию, (+/-) |
|
Доходы (по ст.248 НК РФ) за 9 месяцев не более 16,98 млн руб. (15 млн. руб.) |
Доходы за 9 месяцев — 7120456 руб. |
+ |
|
Средняя численность работников не более 100 человек |
Средняя численность рабочих — 52 человека |
+ |
|
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. |
Остаточная стоимость — 1563241 руб. |
+ |
|
Отсутствие филиалов и (или) представительств |
Филиалов и представительств нет |
+ |
Из таблицы 2.4. следует, что МУП ЖКХ «Южное» соответствует основным критериям для применения УСН. Теперь необходимо рассчитать два варианта применения УСН, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы и расходы, уменьшенные на величину расходов. По ним применяются разные ставки — 6% и 15% соответственно. Рассчитать по каждому из них налоговую нагрузку и на основании этого сделать вывод о применении того или иного варианта.
Для расчетов выберем 2012 год. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2012 год составили 685965 рублей. Доходы организации составили 8052000 рублей, расходы — 8979954 рублей.
Рассчитаем вариант, в котором в качестве объекта налогообложения выбраны доходы. При этом ставка налога будет равна 6%. Сумма налога рассчитывается, как произведение доходов на ставку налога. Н2012 = 8052000*6% = 483120 руб. Составим таблицу налоговых платежей предприятия:
Таблица 2.5- Налоговые платежи предприятия при применении УСН, где в качестве объекта налогообложения выбраны доходы
Вид платежа |
Сумма платежа, руб. |
|
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
685965 |
|
2. Налог, уплачиваемый по УСН |
483120 |
|
3. Водный налог |
13978 |
|
4. Транспортный налог |
21024 |
|
5. Налог на доходы физических лиц |
620489 |
|
Итого |
1824576 |
Из таблицы 2.5 следует, что общая сумма налоговых платежей организации по сравнению с применением общего режима налогообложения за аналогичный период снизилась с 1872367 руб. до 1824576 руб. (на 2,6%).
Произведем расчет налоговой нагрузки, используя формулы (2.1) и (2.2):
ДСУСН1 = 436458+3611367+685965+1103609-927954 = 4909445руб.;
ННДСУСН1 = (685965 + 1103609) / 4909445 *100%= 36,45%.
Из расчетов видно, что произошло уменьшение добавленной стоимости по сравнению с общим режимом налогообложения за аналогичный период на 47791 руб., но вместе с тем налоговая нагрузка снизилась до 36,45% или 0,61%.
Произведем вариант расчета, при котором в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Налоговая база в данном случае рассчитывается, как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
Налоговая база = 8052000 — 8979954 = -927954 руб.
То есть организацией получен убыток. В данном случае применяется положение п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым предприятие обязано уплатить минимальный налог. Минимальный налог рассчитывается в размере 1% от налоговой базы, которой являются доходы.
НМИН = 8052000 * 1% = 80520 руб.
Налог, полученный при доходах, в качестве объект налогообложения был бы равен 483120 руб., а при использовании в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов получим налог равный 80520 руб. Что в шесть раз меньше (в первом случае ставка равна была 6%, во втором — 1%, от аналогичной налоговой базы).
Таблица 2.6 — Налоговые платежи предприятия при применении УСН, где в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов
Вид платежа |
Сумма платежа, руб. |
|
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
685965 |
|
2. Налог, уплачиваемый по УСН |
80520 |
|
3. Водный налог |
13978 |
|
4. Транспортный налог |
21024 |
|
5. Налог на доходы физических лиц |
620489 |
|
Итого |
1744056 |
Общая сумма налоговых платежей организации по сравнению с применением общего режима налогообложения за аналогичный период снизилась с 1872367 руб. до 1744056 руб. (на 6,9%) и по сравнению с предыдущим вариантом расчета, где в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы с 1824576 руб. до 1744056 руб. (на 4,5%). Следует значительное снижение суммы налоговых платежей. Что свидетельствует о наиболее эффективном применении варианта УСН с выбором в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
Рассчитаем налоговую нагрузку по формулам (2.1) и (2.2):
ДСУСН2 = 436458+3611367+685965+ 701009-927954 = 4506845 руб.;
ННДСУСН2 = (685965+ 701009) / 4506845 *100%= 30,77%.
Из расчетов следует, что добавленная стоимость снизилась на 450391 руб., а налоговая нагрузка снизилась до 30,77% или на 6,29%. Если сравнивать варианты расчета по УСН для МУП ЖКХ «Южное» наиболее привлекательным выступает вариант, при котором в качестве объекта налогообложения по УСН выступают доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В пользу использования упрощенной системы налогообложения свидетельствует и тот факт, что с 1 января 2007 года были отменены льготы по налогу на имущество организаций по объектам жилищно-коммунального хозяйства. А так как под эту льготу попадало практически все имущество МУП ЖКХ «Южное», следовательно, значительно возрастут платежи по данному налогу. И как следствие увеличиться налоговая нагрузка на предприятие, что негативно скажется на его финансовом состоянии. А применение УСН позволит свести платежи по налогу на имущество организаций к нулю, как было указанно выше, заменив его и некоторые другие налоги, имеющие значительный вес в структуре налоговых платежей предприятия и оказывающих существенную нагрузку на него, на один налог.
Анализ налоговой нагрузки показал, что при применении упрощенной системы налогообложения предприятие может реально снизить свою налоговую нагрузку. При этом затраты предприятия будут минимальными, упроститься система налогового учета предприятия.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена система налогообложения не как фактор внешней среды, а как фактор внутренней среды фирмы. Выполнение налоговой повинности оказывает существенное воздействие практически на все сферы деятельности предприятия, приводя к необходимости выделения отдельного направления в системе управления — налогового менеджмента.
Налоговый менеджмент должен минимизировать налоговые платежи и сборы предприятия. Для этого существует огромное количество способов, некоторые из них были рассмотрены мною в теоретической части курсовой работы. Методы решения подобных задач весьма разнообразны — от ухода бизнеса в теневой бизнес до законных способов решения этой проблемы. В категорию законных способов минимизации налоговых платежей входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций.
Объективной основой налоговой оптимизации является установленная налоговым законодательством обязанность фирм самостоятельно определять суммы всех налогов. Так как для граждан и организаций уплата налогов является не целью, а определенным обременением, естественно, что каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций, допуская выбор метода исчисления налоговой базы и предлагая налогоплательщикам различные льготы. Для выработки эффективного механизма оптимизации налоговых платежей предприятие имеет достаточно большой спектр возможностей, допустимых в рамках действующего налогового законодательства, причем максимальный экономический эффект достигается при комбинировании этих возможностей.
В данной курсовой работе в качестве объекта исследования было выбрано муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Южное». На основании анализа бухгалтерской и налоговой документации предприятия и проведенных расчетов по различным методикам определения налоговой нагрузки было выявлено, что налоговая нагрузка предприятия (45,5% и 37% в 2011 и 2012 годах соответственно) выше среднего и оптимального значения в 30 — 38%, а по такому показателю как налоговая нагрузка на прибыль были получены завышенные показатели (более 100%) из-за убыточности деятельности. Но так как предприятие является социально значимым, оно продолжает функционировать, и этим определяется необходимость проведения снижения налоговой нагрузки через применение законных методов оптимизации. Для анализа налоговой нагрузки были использованы такие показатели как общая сумма налоговых платежей (1647640 и 1872367 руб. в 2011 и 20012 годах соответственно), расчетная прибыль предприятия и добавленная стоимость созданная на предприятии. Наиболее реально отражающим уровень налоговой нагрузки является добавленная стоимость, так как она показывает, какой процент добавленной стоимости изымается государством посредством налогообложения. В ходе анализа системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное» можно выделить следующие проблемы:
— малое уделение внимания разработке приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основного элемента налогового планирования;
— отсутствие законодательства для создания льготного режима налогообложения предприятий жилищно-коммунальной сферы;
— применение общего режима налогообложения, предполагающего уплату всех налогов, как создающего высокий уровень налоговой нагрузки предприятия;
— отсутствие анализа налоговых платежей бухгалтерией предприятия и выявления причин увеличения налоговых обязательств, как инструмента для дальнейшего проведения мероприятий по налоговому планированию;
— отсутствие как такового налогового планирование на предприятии, что объясняется отсутствием соответствующего образования у работников бухгалтерии;
— нежелание изменения сложившейся ситуации со стороны бухгалтерии предприятия, что объясняется необходимостью изменения сложившейся системы учета на предприятии и недостаточным знанием законодательной базы в части налогообложения.
Выявленные проблемы требуют решений, направленных на совершенствование системы налогообложения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Южное» и снижения его налоговой нагрузки. На основании проведенного в данной работе анализа можно предложить следующие решения:
— разработка и совершенствование налогового законодательства в части льготного налогообложения предприятий жилищно-коммунальной сферы в рамках всей страны;
— повышение квалификации работников бухгалтерии предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с таковым образованием;
— проведение мероприятий по налоговому планированию;
— детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;
— анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;
— применение специального налогового режима — упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекательного с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета.
Проведенный анализ и предложения по проведению мероприятий по оптимизации налогообложения наглядно показывают перспективы снижения налоговых платежей предприятия, снижения его налоговой нагрузки. За счет чего произойдет высвобождение значительной части финансовых ресурсов предприятия и создаст условия для дальнейшего функционирования предприятия. Надеемся, что предложение пути решения будут приняты предприятием во внимание и будут использованы в дальнейшей его деятельности.
Список литературы
1. Экономика фирмы: Учебник / Под общ. ред. проф. Н.П. Иващенко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 528 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
2. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. Учебник — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 416 с. (СПО.)
3. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М.: Финансы и Статистика, 2009. — 464 с.: ил.
4. Лыкова Л.Н. Налоги налогообложение в России. — М.: Дело, 2009.
5. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. — М.: ЮРЛАЙТ 2009.
6. Практическая Налоговая энциклопедия (под редакции Брызгалина А.В.), 2011.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: Издательство « Омега-Л», 2013. — 751 с. : табл. — ( Кодексы Российской Федерации).
8. Брызгалин А.М. Налоговая оптимизация: принципы и методы. — М.: Бизнес книга. 2009.
9. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: Учебник. 2010. 325с.
10. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы России: www.nalog.ru
11. http://works.doklad.ru/view/jBqx_82JW4A.html
12. http://www.ereport.ru/articles/firms/nalogi.htm
13. http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/StMunFin/c28.html
Размещено на