Содержание
Введение3
1.Понятие системы конституционного права 4
2.Система конституционного права7
2.1.Общая часть системы конституционного права 8
2.2.Особенная часть системы конституционного права 9
2.3.Система Конституции Российской Федерации и система конституционного права 10
Заключение 13
Список литературы 15
Выдержка из текста работы
Калашников Альберт Николаевич
Проверила: Федорченко Т.Г.
г. Южно-Сахалинск
2008 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о системе конституционного права……………….6
- . Общие положения о системе конституционного права……………………6
- . Система науки конституционного права…………………………………..7
1.3. Характеристика системы конституционного права и Конституции……..8
Глава 2. Система конституционного права………………………………………10
2.1. Основы конституционного строя…………………………………………10
2.2. Конституционные основы прав и свобод человека и гражданина………12
2.3. Федеративное устройство…………………………………………………..16
2.4. Система государственной власти…………………………………………18
2.5. Система органов местного самоуправления………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей (подотраслей), институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, т.е. представляют собой упорядоченные системные образования.
В связи с этим сегодня актуальна следующая проблема: построение научно обоснованной, логически выдержанной и непротиворечивой системы конституционного права как ведущей отрасли национального права, а также детальное исследование юридической специфики структурных подразделений конституционно-правовой материи (институтов и подотраслей).
Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты общей концепции системы отрасли конституционного права Российской Федерации.
Предметом исследования является систематизация внутреннего членения нормативно-правового массива конституционного права, а также исследование юридической специфики его структурных подразделений (институтов и подотраслей).
Целью исследования является построение научно обоснованной, логически непротиворечивой и внутренне согласованной системы конституционного права Российской Федерации, а также комплексный анализ его структурных подразделений (институтов и подотраслей) на основе применения системного подхода как общенаучной методологии.
В соответствии с поставленной целью определен круг задач, теоретическое
решение, которых составляет сущность настоящего исследования. В их число входит следующее:
1) Общие положения о системе конституционного права.
2) Система науки конституционного права.
3) Характеристика системы конституционного права и Конституции.
4) Основы конституционного строя.
5) Конституционные основы прав и свобод человека и гражданина.
6) Федеративное устройство.
7) Система государственной власти.
8) Система органов местного самоуправления.
Следует сказать, что в правоведении вообще отсутствует специальное монографическое исследование, посвященное комплексному анализу рассматриваемых вопросов. Недостаточная разработка вопроса о системе ведущей отрасли права справедливо подчеркивалась еще в 1969 г. в монографии Б.В. Щетинина «Проблемы теории государственного права». И хотя за последние тридцать лет появились работы, в которых освещаются те или иные аспекты конституционного права как системного образования, фундаментальных научных исследований этой проблемы до сих пор нет. Вопросы системы и структуры конституционного права излагаются главным образом в учебной литературе (причем достаточно бегло и поверхностно), в немногочисленных научных статьях, либо параллельно с рассмотрением иных проблем конституционно-правовой науки. Такое положение не позволяет достаточно детально, а главное — в проблемном ключе осветить всю сложность и многогранность анализируемой проблематики.
Изучением отдельных аспектов системы конституционного права как отрасли права занимались С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, Н.А.Богданова, М.В. Баглай, Л.Д. Воеводин, А.Н. Кокотов, В.Ф. Коток, Е.И.Козлова, М.И.Кукушкин, О.Е. Кутафин, С.Д. Князев, В.А. Лебедев, А.И. Лепешкин, В.О.Лучин, Е.А. Лукьянова, Л.А. Морозова, Н.А. Михалева, С.М. Равин, И.М.Степанов,
Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.Е. Чиркин, П.Е. Щекочихин, А.А. Югов,
Б.В. Щетинин другие.
Конституционно-правовой институт как структурное подразделение (компонент) системы отрасли конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений (или их отдельные элементы) в пределах предмета отрасли, обладающий устойчивостью, нормативной обособленностью, относительной самостоятельностью и автономностью функционирования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Общие положения о системе конституционного права
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, то есть, группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, Постановлениях Конституционного суда, а институт исполнительной власти – из тех же источников плюс указы Президента и т.д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а, кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.1
1.2. Система науки конституционного права
Наука конституционного права России – это не просто совокупность, сумма знаний о предмете ее изучения, а определенная система этих знаний. Поэтому анализ системы науки конституционного права предполагает выделение составляющих ее компонентов или подсистем и раскрытие их внутренних и внешних связей и отношений, а также методологических блоков конституционно-правовых знаний.
Именно такой анализ осуществлен Н.А. Богдановой в ее монографии «Система науки конституционного права», положениями и выводами.
Н.А. Богданова в результате своего исследования приходит к выводу, что «проблема системы науки в современной отечественной конституционно-правовой литературе не получила должного раскрытия»2, и предлагает в зависимости от критерия классификации три варианта системы конституционного права.
Первый вариант, или первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно-тематическому признаку, которая наиболее близка к системе учебной дисциплины. Данная модель системы науки конституционного права включает в 6 разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:
1) Конституционное право как юридическая наука.
2) Конституционное право как отрасль права.
3) Конституционные основы устройства общества государства.
4) Конституционные основы правового положения личности.
5) Конституционные основы территориальной организации государственной власти.
6) Конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.
В основу второго варианта системы науки конституционного права Н.А. Богданова предлагает положить доктринальный конституционно-правовой статус, под которым понимается конструкция, соединяющая конституционно-правовых характеристик, теоретические представления и практику реализации конституционно-правовых представлений. Статусная конструкция системы науки конституционного права опирается на теоретическое обобщение правового положения основанных субъектов конституционно-правовых отношений – государство, общество и личность.3
1.3. Характеристика системы конституционного права и Конституции
Система отрасли конституционного права по объему правовых норм и по охвату регулируемых общественных отношений не совпадает с системой Конституций РФ.
Система отрасли конституционного права шире, объемнее системы Конституции РФ. И хотя их некоторые комплексные институты по наименованию и совпадают, например, если институт федеративного устройства в Конституции РФ включает лишь нормы этой конституции, то в системе отрасли конституционного права этот институт включает в себя еще целый ряд правовых норм конституции и уставов субъектов Федерации, а также законов РФ, например, Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.), договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также и других нормативных актов. 4
Одним из элементов системы конституционного права обычно принято
считать избирательное право, однако в системе действующей Конституции оно отсутствует.
По сравнению с системой конституции РФ системе отрасли конституционного права отражает более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.
Так если в Конституции РФ в качестве относительно самостоятельных конституционно-правовых норм институтов закреплены такие институты, как:
1) Президент РФ.
2) Федеральное собрание РФ.
3) Правительство РФ.
4) Судебная власть РФ.
5) Местное самоуправление.
то в системе конституционного права все эти институты входят в один комплексный конституционно-правовой институт – систему государственной власти и систему местного самоуправления.
С учетом изложенного, в систему конституционного права России принято включать следующие комплексные институты:
1) Основы конституционного строя.
2) Конституционные основы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
3) Федеративное устройство.
4) Система государственной власти и система местного самоуправления.
которые мы подробно рассмотрим во второй главе курсовой работы.
Глава 2. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1. Основы конституционного строя
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие «Основы конституционного строя». Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937г. понятие «общественное устройство» и в Конституции РСФСР 1978г. понятие «основа общественного строя и политики».
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.
Конституционный строй — это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.
Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: «Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.»5 Данное предписание адресовано, прежде всего, второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти — Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России «Основы конституционного строя», которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.
2.2. Конституционные основы прав и свобод человека и гражданина
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые другие права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, статья 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление — его не содержала ни одна из конституций советского периода. 6
Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23). Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегодняшнего дня это право произвольно нарушалось «компетентными органами», которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.
Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций.
Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 7
Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26).
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений.8
Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения госбезопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется статья 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.
2.3. Федеративное устройство
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.9
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
Различают две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарным государством является государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. На данном этапе исторического развития большинство государств мира обладают именно этой формой государственного устройства.
Унитарное государство является централизованным, в нем законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет не подлежит разделу с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно.
Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.
Разделение компетенций между федеральной властью и субъектами федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.10
Существует еще одна форма государственного устройства – конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки.
2.4. Система государственной власти
Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел11. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция 12.
Таким образом, орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
Функционирование, генезис механизма государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. До недавнего времени в правовом массиве они не выделялись. Прямое их закрепление в законе – это новшество двадцатого века.
Их классификация по степени охвата возможна на две категории – общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на действие некоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или групп органов. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции, ко второй — принципы, сформулированные в федеральном законодательстве.
Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма — основывается на том, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.13
В теории государство множество органов, составляющих механизм государства принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
2) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.
В этом списке дальнейшему подразделению подлежит множество распорядительно-исполнительных органов. Это органы социально-культурной сферы, органы экономики, правоохранительные органы.
В зависимости от способов формирования выделяют: первичные органы, производные органы.
Как органы могут быть названы первичными. Это те органы, которые образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные же органы образованы каким — либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения.
В зависимости от сферы деятельности теория государства выделяет: высшие органы, центральные и местные органы.
В соответствии с федеративным устройством государства существует подразделение на федеральные и органы субъектов федерации.
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
1) Представительные (законодательные) органы — осуществляют законодательную деятельность. В Российской Федерации это Федеральное Собрание, думы субъектов федерации.
2) Исполнительно-распорядительные — занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В России — Президент, Правительство, министерства, ведомства;
3) судебные органы — осуществляют правосудие.
4) органы надзора — органы местного самоуправления.
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий. Для них законодательно необязателен принцип разделения властей.
Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими — надзорными — полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти — суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это — орган надзора со специфическими полномочиями, круг которых определен в федеральном законе о прокуратуре, как это определено статьей 129 Конституции РФ 1993 года.
2.5. Система органов местного самоуправления
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.14
Органы местного самоуправления это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в системе
демократического управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Однако органы местного самоуправления это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления — это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.
Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления — это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.
Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.
Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.15 Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.
Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (статья 6) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем согласно данному Закону (статья 14), осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (статья 44).
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:
— представительные органы местного самоуправления;
— иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Согласно Закону (ст. 14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.16
Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»17 (ст. 15) порядок непосредственного избрания представительных органов местного самоуправления населением исключает возможность формирования районных органов местного самоуправления из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений, как это было предусмотрено Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы или, скажем, признания представительным органом местного самоуправления в сельском округе собрания старост, как это было установлено, например, в Положении о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы от 3 февраля 1994 г.
Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
- Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- Установление местных налогов и сборов;
- Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (ст. 45).
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Как уже отмечалось, в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) гарантирует депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства.
Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.
Депутаты представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Как уже ранее отмечалось, уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления. Статус депутата представительного органа местного самоуправления и ограничения, связанные с этим статусом, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.
Депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законами субъектов РФ.
Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на Основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного Самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в Законе Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» от 13 июня 1996 г.18 предусмотрены следующие варианты структуры и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления: а) если не предусмотрена должность главы муниципального образования, то Советом избирается председатель Совета и назначается глава администрации;
б) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого Советом из своего состава, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; в) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, и согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования входит в состав Совета с правом решающего голоса, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; г) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, а согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования не входит в Совет, то Советом избирается председатель Совета, а глава администрации не назначается.
Глава местного самоуправления имеет полномочия главы местной администрации в полном объеме). Если же Устав о местном самоуправлении не предусматривает должность главы местного самоуправления, то граждане избирают главу администрации сроком на 4 года, а представительный орган местного самоуправления избирает своего председателя.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.19
Надо сказать, что до недавнего времени главы местного самоуправления (местной администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации. Однако в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.20 главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено федеральным законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений данного Федерального закона, но не более шестнадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. (данный Закон вступил в силу 1 сентября 1995 г. — со дня своего официального опубликования).
В уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые.
Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Образование этих органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 17) не допускается.
Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Этим правом определяется также наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и
представительному органу местного самоуправления.
Наименование назначаемых должностных лиц местного самоуправления, порядок их назначения, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать что, являясь составной частью единой системы права Российской Федерации, конституционное право само представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции, входящих в его состав правовых норм.
Система конституционного права зависит, прежде всего, от его содержания. Будучи единой, по содержанию отраслью права, конституционное право характеризуется вместе с тем внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные, но связанные между собой части — правовые нормы и правовые институты, которые могут образовывать в свою очередь другие объединения, составляющие вторичные структуры.
Надо сказать, что сложность системы конституционного права является показателем высокой степени его совершенства, его регулирующих возможностей и социальной ценности.
Система конституционного права предопределяется объективными факторами, в качестве которых выступают реальные связи, существующие в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений. На систему конституционного права определяющее влияние оказывают также особенности экономического, социально-политического и духовного развития страны. Свойственный российскому обществу тип экономических отношений, политический режим, а также характер самого права, зависящий от степени реализации в стране принципов правового государства, проявляются и в системе конституционного права. Однако определяющее влияние все эти факторы оказывают не непосредственно, а через конституцию как основной источник конституционного права.
В юридической литературе высказаны различные взгляды на соотношение системы конституционного (государственного) права и системы конституции. Так, С.С. Кравчук полагал, что основой системы государственного права является система конституции, поскольку Конституция является основным источником государственного права, и государственно-правовые нормы, содержащиеся в ней, научно сгруппированы и даны в строгой последовательности.
Иной позиции придерживался А.И. Лепешкин, полагая, что было бы неправильно полностью отождествлять систему государственного права с конституции, поскольку они не совпадают и не могут падать ввиду различного назначения этих правовых институтов. Он обосновывал свою позицию еще и тем, что не все нормы конституции по своему содержанию могут быть нормами государственного права, а множество других норм, не закрепленных в конституции, по своему содержанию относятся к государственному праву.
Система конституционного права, как и система конституции, не остаются неизменными. Они развиваются, поскольку должны обеспечивать необходимый уровень правового воздействия на общественные отношения в соответствии с потребностями социальной реальности. При этом система конституционного права является более подвижной, более подверженной изменениям с учетом этих потребностей.
Наиболее существенные изменения система конституционного права претерпевает в условиях, когда вносятся существенные, подчас коренные изменения в систему конституции. Например, после принятия в 1993 г. Конституции РФ, которая определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела новые правовые институты, существенные изменения претерпела и система конституционного права России.
Первое место в системе конституционного права занимают нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, поскольку они содержат начала правового регулирования, которое осуществляется нормами других институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации).
Наряду с основами функционирования политической системы общества нормы конституционного права, содержащиеся в рассматриваемом институте, закрепляют основы экономической системы посредством установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. Официальный текст. М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997г.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г.
4. Закон «О местном самоуправлений в Московской области» от 13 июня 1996г.
5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М.: Юристь, 2000г.
6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права – М.: Юристь, 2001г.
7. Богданова Н.А. Система конституционного права. – М.: Юристь, 2001г.
8. Безуглов А.А. Конституционное права России. — М.: АЭФП, 2004г.
9. Беломестных Л.Л. Конституционное право России. — М.: Инфра М, 2004г.
10. Казанцева Ю.Д. Конституционное право РФ. — М.: Норма, 2004г.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное Право России. — М.: Юристъ, 2001г.
12. Кутафин О.Е. Конституционное Право РФ. — М.: Юристъ, 2005г.
13. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – С. 159..М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000г.
14. Червонюк В.И. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005г. 15.Батурин А.В. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005г.
16. Баглай М.В. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005г.
1 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М.: ИНФРА М, 2000. – С.36.
2 Богданова Н.А. Система науки конституционного права – М.: Юристь, 2001. — С. 9-10.
3 Богданова Н.А. Система конституционного права. – М.: Юристь, 2001. — С. 119.
5 Конституция РФ. Официальный текст. — М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997. — С.9.
6 Безуглов А.А. Конституционное права России. — М.: АЭФП, 2004. – С. 36.
7 Беломестных Л.Л. Конституционное право России. — М.: Инфра М, 2004. – С. 29.
8 Казанцева Ю.Д. Конституционное право РФ. — М.: Норма, 2004. – С. 23.
9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное Право России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 255.
10 Кутафин О.Е. Конституционное Право РФ. — М.: Юристъ, 2005. – С 219.
11 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – С. 159.
13 Червонюк В.И. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005. – С. 242.
14 Конституция РФ. Официальный текст. — М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997. — С. 43.
15 Конституция РФ. Официальный текст. — М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997. — С. 6.
16 Батурин А.В. Конституционное право России. – М.: Юристь, 2005. – С. 388.
17 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
18 Закон «О местном самоуправлений в Московской области от 13 июня 1996 г.
19 Баглай М.В. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005. – С. 455.
20 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.
21 Баглай М.В. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2005. – С. 451.