Содержание
Содержание
Введение
1. Теоретический аспект изучения системы государственного управления…5
1.1 Актуальность изучения системы государственного управления……………..5
1.2 Цели и задачи изучения системы государственного управления………….7
1.3 Объект и предмет изучения системы государственного управления……..9
2.Практические основы системы государственного управления………..13
2.1 Система государственного управления…………………………………..13
2.2. Система органов государственного управления………………………….20
2.3. Формы государственного управления……………………………………..23
2. 4 Методы государственного управления……………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………32
Выдержка из текста работы
Учебно-методические материалы предназначены для студентов и слушателей Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
Учебно- методические материалы могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим занятиям, для самостоятельного выполнения контрольных работ, межсессионных занятий, подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Система государственного и муниципального управления».
ISBN
© ВФ РАГС, 2009
© Издательство «Собор»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФДРА УПРАВЛЕНИЯ
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Ш Курс — на базе высшего образования- IV курс
Ш На базе среднего профессионального- II курс
Ш Вечерняя форма обучения- III курс
Ш Лекции — высшее образование- 18 часов
среднее профессиональное- 24
вечерняя форма образования-24
Ш Практические занятия- 8 час.
Ш Контрольные формы:
Тестовые задания
Курсовая работа
Экзамен
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Система государственного и муниципального управления» относится к циклу специальных дисциплин и занимает важное место среди других управленческих наук. Изучение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки:
Ш История государственного управления
Ш Экономическая теория
Ш Конституционное право
Ш Теория управления
Ш Теория организации
Ш Политология
Структура УМК
Ш Программа и учебно- методическая документация по дисциплине
Ш Курс лекций и планы семинарских занятий, круглых столов
Ш Прикладные компьютерные разработки по дисциплине и ее разделам
Программа и учебно-методическая документация по дисциплине
Ш Программа по дисциплине:
-введение (цель, задачи, актуальность, основные понятия курса, взаимосвязь с другими дисциплинами)
-тематический план и сетка часов по дисциплине
— перечень литературы
— содержание курса по темам
Ш Планы семинарских занятий
Ш Темы курсовых работ
Ш Темы контрольных работ
Ш Вопросы к экзамену
Ш Тестовые задания по курсу и разделам курсов для самопроверки Курс лекций
Ш Прикладные компьютерные программы — 5
1. Цель, задачи, актуальность изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления», ее место в учебном процессе
Актуальность изучения курса. Россия переживает сложный период модернизации правовых, экономических, социальных основ демократического общества.
Сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможна подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России.
С твердой государственной властью россияне связывают надежды на расцвет страны. От государственной власти ждут защиту жизни и безопасности личности, охрану здоровья, свободы, достоинства.
Прекращение в декабре 1991 г. существования СССР как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности выдвинули проблему обеспечения России самостоятельного государственного существования и становления новой российской государственности. Крушение административно-командной системы, всеобъемлющий кризис власти и общества, последовавший за этим, выдвинули задачу строительства нового государства.
Процесс реформирования российского государства, начатый в 90-е годы XX столетия, позволил за относительно короткий период времени произвести перестройку административно-командной системы, изменить структуру и функции управления, заложить основы правового государства с рыночной экономикой. Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода, когда для предотвращения возможной реставрации тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности были положены принципы децентрализации власти, приоритетного развития местного самоуправления, становления гражданского общества.
Неизбежным следствием отказа от планово- распределительной экономики и перехода к рыночной системе хозяйствования в России стала реформа властных институтов государства. Первым шагом на сложном и противоречивом пути трансформации государственного устройства страны, следует считать принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), которая определила основы конституционного строя России. За последние годы был принят ряд законодательных актов, прямо или косвенно затрагивающих вопросы реформирования системы государственного управления и местного самоуправления. С формальной точки зрения можно говорить, что создана определенная законодательная основа функционирования властных институтов гражданского общества.
Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения.
Важным элементом происходящей модернизации общественной системы управления стала административная и муниципальная реформы.
Административная реформа.
Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам:
— перестройка системы политических институтов и государственных учреждений;
-реорганизация государственной службы, состава аппарата управления или бюрократии;
-изменение характера отношений административной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности.
Очевидно, что объем самого понятия административной реформы может быть различен в зависимости от характера отношений общества и государства, роли последнего в регулировании социальных процессов , наконец, от места административной власти в политической системе (оно принципиально различно в традиционной монархии, при режиме однопартийной диктатуры или в системе, претендующей на реализацию принципа разделения властей). Далее, необходимо учитывать особенности исторического этапа развития общества.
Это делает трудным непосредственное заимствование исторического опыта проведения административных реформ, однако позволяет использовать его на технологическом уровне.
Особенно важна реализация муниципальной реформы. Именно на местный уровень должен быть перенесен центр тяжести в решении проблем обеспечения жизнедеятельности населения. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим устойчивость и демократический характер развития общества и государства. Реализация конституционного права населения на достойную жизнь, безопасную и здоровую окружающую среду выдвигает на первый план задачи совершенствования системы управления муниципальными образованиями, их экономическими структурами, создания оптимальных моделей территориальной организации, рационального распределения полномочий между всеми уровнями власти. Это является одной из важнейших составляющих концепции национальной безопасности России в современных условиях.
Россия, обладая огромным национальным богатством: развитым человеческим капиталом, природно- ресурсным, научно- техническим и материально- производственным потенциалом, по уровню жизни значительно отстает от современных индустриальных держав мира. При всех положительных итогах реформирования, отмечается серьезный спад уровня жизни значительной части российских граждан, социальное расслоение среди российского населения.
Все эти проблемы стали фактом повседневной жизни на местном уровне: в конкретном регионе, городе, селе, районе, микрорайоне. Дальнейшее реформирование государственного и муниципального управления направлено на решение данных проблем.
Целью курса «Система государственного и муниципального управления» является исследование сущности и методов государственного и муниципального управления, рассмотрение структуры органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, изучение государственной и муниципальной политики и инструментов претворения ее в жизнь.
Изучение данной дисциплины ставит задачи формирования у будущих специалистов, ценностных ориентиров, соответствующих современной цивилизации, освоение ими теории и практического опыта государственного управления и местного самоуправления.
В результате изучения дисциплины студенты и слушатели должны познакомиться с механизмами функционирования государственной и местной власти, научиться разбираться в структуре органов управления на всех уровнях, познакомиться с принципами и содержанием деятельности основных политических и социально-экономических институтов.
В рамках курса рассматривается исторический аспект реформирования административно- территориального устройства и местного самоуправления в России. Изучаются правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления, вопросы формирования органов местного самоуправления и их взаимодействия с предприятиями и учреждениями. Анализируется структура органов местного самоуправления и система организации муниципальной службы.