Содержание
Введение3
1 Система государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации5
1.1 Нормативно-правовые основы государственного регулирования рынка труда5
1.2 Деятельность Федеральной службы занятости России18
2 Основные направления государственной политики в сфере труда в 2004-2005 г.г.24
Заключение30
Библиографический список32
Выдержка из текста работы
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 — 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.
Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения — когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.
В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.
Объект исследования: рынок труда.
Предмет исследования: рынок труда в России и за рубежом.
Цель исследования: рассмотреть особенности рынка труда в России и зарубежных странах.
Задачи исследования:
1 проанализировать содержание и сущность рынка труда.
2 рассмотреть особенностисовременного состояния рынка труда в России и за рубежом.
3 рассмотреть деятельность Федеральной службы занятости России
4 проанализировать итоги деятельности территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения в Уральском федеральном округе за 2003 год по сравнению с 2003 годом
5 провести оценку эффективности деятельности службы занятости населения
1 Система государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации
1.1. Сущность рынка труда
Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенным отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.
Важнейший компонент рынка труда — механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.
Механизм рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы — с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключайся в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил……………………….
Заключение
В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.
Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости, государство также предоставляет определенные гарантии безработным гражданам.
Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное — Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.
В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций: активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.
На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается): естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.
Падение уровня жизни в России приводит к снижению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .
2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.
3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).
Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Государственное регулирование рынка труда может быть эффективным при воздействии на основные показатели экономической деятельности страны, прежде всего реальной заработной платы, имеющей прямую взаимосвязь со спросом и предложением на рынке труда. Государственное воздействие на инфляцию может быть неэффективным, так как современные исследователи считают модель Филлипса слишком упрощенной.
На основе анализа ситуации в сфере государственного рынка труда в данной работе были предложены основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.
Библиографический список
1. Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2002.-80с.
2. Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2
3. Булатов А.С. Экономика 2-е изд., перераб. и доп., — М.-2000.
4. Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.
5. Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2002.№2.С.3-27.
6. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2000.
8. Концепция действий на рынке труда на 2003 — 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)
9. Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7.
10. Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1999.-120с
11. Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2002
12. Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с
13. Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2003.№5.С.39-84
14. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)
15. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.
16. Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование. М.,2002
17. Стратегии занятости /отв. ред. Г.С. Чижова. М.: Экономика, 2003
18. Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9
19. Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002