Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ШПИОНАЖА6
1.1. Объективные признаки шпионажа6
1.2. Субъективные признаки шпионажа13
2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ18
2.1. Проблемы квалификации шпионажа18
2.2. Уголовная ответственность за шпионаж20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ27
Выдержка из текста работы
Государственная измена и шпионаж относятся к числу государственных преступлений направленных против внешней безопасности государства. Предупреждение государственной измены и шпионажа и наказания за эти преступления являлись важным фактором в организации защиты государственной тайны в Республике Беларусь.
Актуальность темы исследования. В современном мире шпионажем могут заниматься не только государственные структуры разных стран, хотя и этот факт не потерял своей значимости. Сейчас получили широкое распространение в нашей стране различные формы частных фирм и огромные конгломераты. Естественно, у каждой фирмы, у каждого производителя есть свои тайны и производственные секреты, и, соответственно, есть желающие получить чужие секреты ради собственной моральной или материальной выгоды. Вследствие этого проблема шпионажа сейчас стоит не только на межгосударственном, например, военном уровне, но и внутри страны, в среде частных производителей.
Глава 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) содержит перечень преступлений против государства — совершенных умышленно общественно опасных деяний, предусмотренных ст.ст. 356-361 УК и причиняющих существенный вред безопасности Республике Беларусь и ее конституционному строю. К данной группе преступлений относятся:
измена государству;
заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти;
шпионаж;
террористический акт;
диверсия;
призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.
На примере преступления, предусмотренного статьей 356 «Измена государству» рассмотрим его состав, который включает:
объект в виде внешней безопасности Республики Беларусь как состояния защищенности от внешних угроз суверенитета, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности республики;
объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), совершенном в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь в форме выдачи государственной тайны другому государству, шпионажа, переходу на сторону врага во время войны, оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь и другое;
субъективная сторона преступления представляется в форме умышленной вины с прямым умыслом, т.к. лицо сознавало общественно опасный характер указанных деяний, совершенных им в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, и желало их совершать;
субъектом данного преступления может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Объект курсовой работы — уголовная ответственность за общественно-опасное деяние, подпадающее под ст. 358 УК «Шпионаж».
Предмет курсовой работы — общественно-опасное деяние, подпадающее под ст. 358 УК «Шпионаж».
Цель данной курсовой работы: изучение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь статьей 358, а также отличие деяний, указанных в статье 356 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
рассмотреть вопрос понятия, сущность, отличие деяний, указанных в статье 356 УК;
рассмотреть преступление шпионаж в системе преступлений против государства;
— проанализировать преступление шпионаж, его статистика и применение наказания за указанное преступление.
В ходе исследования был использован диалектический метод, как один из общенаучных методов познания. Кроме того, теоретические и практические аспекты темы изучались с помощью сравнительно-правового, историко-правового, формально-логического и других методов, практикуемых в отечественной уголовно-правовой и криминологической науке. Исследование базируется на изучении белорусского законодательства и научной литературы по избранной теме.
Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Понятие шпионажа как государственного преступления против внешней безопасности
безопасность государство шпионаж преступление
Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности. Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений — так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.
Преступления против государства — это умышленные общественно опасные деяния, посягающие на внешнюю или внутреннюю безопасность государства[8, с.17].
Родовым объектом преступлений против государства является система отношений, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю безопасность государства как политического института суверенной власти на определенной территории, формируемая на основе утвержденных конституционных норм и принципов.
Система внешней безопасности государства обеспечивается такими составляющими ее элементами, как суверенитет (независимость от других государств в устройстве и осуществлении власти), целостность и неприкосновенность территории, обороноспособность, экономическая независимость.
Систему внутренней безопасности государства составляют такие основополагающие и гарантирующие стабильность политической системы элементы, как незыблемость конституционных основ формирования политической системы власти, устойчивость социальной системы, свобода политической и общественной деятельности.
С объективной стороны преступления против государства выражаются в большинстве случаев в активной форме преступного поведения и признаются оконченными с момента совершения соответствующего деяния.
Субъективная сторона преступлений против государства предполагает вину исключительно в виде прямого умысла. Для некоторых составов преступлений против государства требуется установление специальной цели при совершении соответствующих преступных действий. Так, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с таковой его деятельностью образует состав террористического акта, а не убийства, если виновный действовал с целью дестабилизации общественного порядка и т.д. Для квалификации диверсии требуется, чтобы виновный совершал соответствующие действия с целью нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности государства.
Мотивы совершения преступлений против государства могут быть самыми различными (от открытой политической ненависти к существующей системе власти до обычной корысти) и на квалификацию указанных преступлений не влияют.
С учетом характера деяния все преступления против государства условно можно подразделить на две группы:
посягательства на внешнюю безопасность государства: измена государству (ст. 356); шпионаж (ст. 358); диверсия (ст. 360);
посягательства на внутреннюю безопасность государства: заговор с целью захвата власти (ст. 357); террористический акт (ст. 359); призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь или к совершению преступлений против государства (ст. 361).
В данной работе будет изучаться преступление, посягающие на внешнюю безопасность государства, а именно шпионаж.
Шпионская деятельность (шпионаж) — это практическое действие по получению секретной или конфиденциальной информации касательно организации или общественной группы без разрешения носителя информации. Шпионаж выделяется из всех форм разведывательной деятельности тем, что шпионаж также подразумевает внедрение в место хранения информации или доступ к людям, которые владеют этой информацией и могут обнародовать ее.
Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них не станет известным миру до тех пор, пока существует государство или, по крайней мере, не изменится общественный строй. Например, в архивах британской Secret Intelligence Service до сих пор находятся под замком бумаги, датированные XVI-XVII вв. Возможно, их обнародование заставило бы переписать некоторые главы британской истории [8, с.21]. Похожим образом обстоит дело с тайными архивами в других странах.
Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации. Географические карты и расписания движения поездов, дающие представление о пропускной способности транспортных сетей, публикация статистических данных, списков должностных лиц и тому подобных данных позволяют получать немало полезных сведений о любой стране. Эксперты в соответствующей области стали первыми, кто находит шпионам работу, указывая цель и тем самым заранее предугадывают возможные пути решения вероятных проблем. Собирая информацию, они сопровождают её необходимыми комментариями, позволяющими современно оценивать намерения явного или вероятного противника. Остальное дело политиков и военных. Современный шпионаж — ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стане противника. Образ удачливого шпиона-одиночки, идеализированного кинематографом, становится всё менее актуальным в наши дни. В сущности, состояние разведывательной системы государства отражает его «здоровье», то есть силу и международный авторитет.
Но, несмотря на всё вышесказанное, шпионаж в своей сущности, для законодателя остаётся преступлением уголовное наказание, за совершение которого предусматривает от десяти до двадцати лет лишения свободы.
Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.
Задачи службы внешней разведки (далее — СВР) не формируются сами по себе, а их ставит перед ней руководство страны исходя из национальных интересов. В настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы. Однако это сотрудничество не является всеобъемлющим и не исключает ведения разведки на территории тех или иных государств исходя из национальных интересов.
В настоящее время разведка ведётся в трёх основных направлениях: политическая, экономическая и научно-техническая разведка.
В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене; отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности страны; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные.
В области экономической разведки перед СВР стоят такие задачи как защита экономических интересов страны; получение секретных сведений о надёжности торгово-экономических партнёров, деятельности международных экономических и финансовых организаций затрагивающей интересы страны; обеспечение экономической безопасности страны.
По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий, в интересах укрепления обороноспособности страны.
Шпионаж может привести к срыву конкретных политических, военных и иных мероприятий, подорвать международный авторитет нашего государства, нанести вред конституционному строю республики. Шпионаж организуется в основном иностранными спецслужбами и носит скрытый характер.
Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны.
В соответствии с законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. в редакции закона от 4 января 2003 г. «О государственных секретах» [7] государственной тайной признаются особо охраняемые сведения, предусмотренные в специальных перечнях, переход которых в распоряжение иностранного государства объективно может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.
Для признания сведений государственной тайной необходимо, чтобы они отвечали следующим признакам.
Во-первых, государственной тайной могут быть признаны сведения военного, экономического, научно-технического, политического и иного характера, которые имеют важное значение для обеспечения безопасности, обороноспособности или иных интересов республики.
Во-вторых, к государственной тайне относятся сведения, приведенные в общегосударственном и ведомственных перечнях. Общегосударственный Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 г. № 129.
В-третьих, сведения, составляющие государственную тайну, обозначаются одним из следующих грифов: «Совершенно секретно» или «Особой важности».
В-четвертых, в отношении сведений, признаваемых государственной тайной, нормативными актами правительства и отдельных ведомств устанавливается особый режим обращения.
Адресатом выдачи государственной тайны являются иностранное государство, иностранная организация либо их представители. Иностранное государство выступает в лице органов, сотрудников либо официальных представителей. Официальными представителями иностранного государства признаются главы дипломатических представительств, дипломатический персонал (советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, торговые представители), а также руководители государства и члены правительственных делегаций.
Иностранные организации — это зарубежные объединения, партии, фирмы, концерны, ассоциации, а также международные, межнациональные, межправительственные, межгосударственные образования, в том числе и объединения иностранных государств, а равно филиалы таких иностранных организаций, действующие на территории Республики Беларусь [4, с.19]. При этом следует иметь в виду, что иностранная организация может использоваться соответствующей спецслужбой в качестве прикрытия, "крыши", под которой действуют иностранные разведчики. Кроме того, на практике достаточно часто фиксировались факты создания разведцентрами фиктивных организаций, финансируемых спецслужбами через подставных лиц.
Представитель иностранного государства или иностранной организации — понимается физическое лицо, которое официально или неофициально представляет какой-либо государственный орган или организацию, выполняет поручения органов иностранного государства либо негосударственной организации по ведению враждебной деятельности против Республики Беларусь.
Представители иностранных государств или зарубежных организаций могут открыто представлять их либо действовать конспиративно, на конфиденциальной основе. Представители иностранного государства или зарубежной организации могут являться гражданами данного государства либо какой-то третьей страны, лицами без гражданства, а иногда и гражданами Республики Беларусь.
Выдача государственной тайны может быть совершена устно, письменно, путем передачи документов, схем, чертежей, образцов изделий, аудио- или видеокассет и тому подобными способами.
Измена государству в данной форме признается оконченной с момента перехода сведений к иностранному государству, организации или их представителю. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, виновный не занимается их сбором, а передает те сведения, которыми он располагал до возникновения намерения сообщить их иностранному адресату.
Теперь рассмотрим понятие «иные сведения».
Под иными сведениями понимаются сведения (как закрытые, так и совершенно открытые), которые хотя и не составляют государственную тайну, но могут быть использованы в ущерб интересам Республики Беларусь [12, с.671].
Круг "иных сведений" не ограничен законом и не предусмотрен каким-либо перечнем. Зарубежные спецслужбы, например, интересуют планы и схемы дорог, сведения о социально-политической обстановке и моральном состоянии вооруженных сил, исчерпывающие данные о военачальниках, политиках и многое другое. С изменением общественно-политического строя в стране лица, уличенные в распродаже государственных секретов, обычно объясняют свои действия якобы имеющимися у них намерениями способствовать гласности, демократии и охране окружающей среды. На самом же деле ими, как правило, движет стремление к личной выгоде.
Мотивов шпионажа при всем их кажущемся разнообразии, на самом деле немного. Объяснить, почему люди становятся шпионами вполне возможно. Общепринятая теория, утверждает, что ими движут деньги, идеология, компромисс (или в другой трактовке — насилие) и эгоизм. Среди других мотивационных факторов также упоминают недовольство и злобу.
Для многих шпионов, какими бы романтиками их не выставляли художественные произведения, основным мотивационным фактором является финансовая выгода. Агенты таким образом ищут дополнительный заработок или принимают такое решение ввиду финансовых трудностей.
Иногда шпионами становятся по убеждению: политическим предпочтениям, национальной принадлежности, культурным убеждениям или вероисповеданию. Этот фактор играл большую роль во время Холодной войны. Бывает, что шпионами становятся из-за враждебных настроений против какой-либо державы.
Шпионами становятся и по личным и семейным связям. Иногда может пройти утечка секретной информации в семейный или дружеский круг. В некоторых случаях партнеры и друзья шпионов становятся очень активными агентами. Часто метод сближения используется для выведывания информации.
Нельзя приуменьшать и роль эгоизма в человеческой мотивации. Такие люди уверены в своей значимости, даже если являются мелкими сошками, они стремятся стать выше, чем коллеги, друзья и соседи. Кстати, жажда острых ощущений тоже принуждает людей менять свой жизненный уклад и становиться шпионами. Основной мотиватор здесь — восхищение деятельностью, ярким тому примером служил Кристофер Кук, который был просто в восторге от шпионажа.
Но не все мотивационные факторы зависят от человека. Запугивания угрозой смерти или насилия — вот еще некоторые факторы давления. Не меньшее действие оказывают угрозы, касающиеся друзей, близких и родных.
Еще один способ «договориться» это шантаж. Человеку могут угрожать раскрытием неприятной и компрометирующей информации: тайных преступлений, многоженства и т.д.
Таким образом, шпионаж — противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами недружественных государств.
2. Криминологическая характеристика шпионажа
Шпионаж, как правило, является, результатом действий какой-либо структуры (в том числе государственный или корпоративный). В словарях шпионаж определяется, как «сбор, передача или утечка информации, касающейся национальной безопасности». Термин шпионаж обычно ассоциируется с государственной разведкой касательно врагов, потенциальных или нет, обычно в военных целях. Кроме этого существует так называемый, корпоративный или промышленный шпионаж. Многие государства шпионят как за врагами, так и за союзниками, отказываясь давать этому какие-либо объяснения. Кроме государственных структур, в сфере шпионажа могут работать и частные компании.
Шпион это человек, нанятый такой структурой для добычи информации. Определение «офицер разведки» подразумевает военнослужащего, сотрудника внутренних органов или гражданского разведывательного управления, который специализируется на сборе, совмещении и анализе информации, а также разведывательной деятельности с целью выяснить данные для правительства или частной организации. Офицеры разведки путешествуют по разным странам, где вербуют и отслеживают агентов для перевербовки с целью работы на конкретное правительство. Агенты могут работать вслепую, когда их завербовали до получения доступа к секретам или сознательно, когда они уже получили доступ к конфиденциальной информации.
Разведывательный цикл состоит из последовательных шагов, начиная с выяснения того, что представляется нечетким. Офицеры разведки могут сами восполнять недостаток информации, либо послать запрос в официальные структуры. Некоторые виды данных могут быть доступны только узкому кругу людей, но все же существует целая серия способов достать необходимый материал. Следующая ступень цикла — выяснение сути вопроса или постановка задачи для разведки. За ней следует этап сбора информации (часто именно его и называют разведкой, не учитывая других жизненно важных элементов), ее анализа и практического применения. Информация извлекается не только из отчетов агентов, но и фотографического материала, радиопередач, газет, путем дипломатического обмена или перехвата.
Шпионаж — один из древнейших видов преступлений. Всякая зарубежная разведка имеет своей задачей не только собирать определенные сведения, но и вербовать граждан другой страны для оказания разведке такой помощи.
Согласно ст. 358 УК РБ передача, похищение, собирание или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам Республики Беларусь, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства (шпионаж),- наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет [11, с.673].
Лицо, совершившее шпионаж либо измену государству в форме шпионажа, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее государственным органам о совершенных им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности [11, с.673].
Итак, шпионаж как преступление представляет собой реальное посягательство на внешнюю безопасность, суверенитет, территориальную неприкосновенность, национальную безопасность и обороноспособность Республики Беларусь. Выражается он в противоправных деяниях, сопряженных с переходом сведений, составляющих государственные секреты, и иных сведений в распоряжение иностранного государства и причинении в связи с этим ущерба национальным интересам Беларуси.
Непосредственным объектом шпионажа (как и измены государству в форме шпионажа) является внешняя безопасность Республики Беларусь [12, с.675]. Его опасность заключается в том, что это преступление совершается для завладения другими государствами сведениями, которые отнесены в Республике Беларусь к государственной тайне.
Предмет шпионажа могут составлять и иные сведения, не относящиеся к государственной тайне, если таковые собираются специально по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб интересам Республики Беларусь.
Такого рода сведения могут носить самый различный характер, например, сведения об ответственных должностных лицах, их личностные характеристики, показатели экономического характера в различных отраслях производства, схемы крупных железнодорожных узлов, пробы почвы, воды в определенной местности и др. Такие сведения собираются, как правило, для разработки стратегических планов подрывной деятельности и т.д.
В зависимости от предмета преступления и получателя сведений (адресата) выделяются два вида шпионажа.
Шпионаж первого вида характеризуется тем, что:
предметом шпионажа выступают только те сведения, которые составляют государственную тайну;
преступление может выражаться либо в передаче таких сведений иностранному государству, либо в их собирании, похищении или хранении с целью передачи;
адресатом государственной тайны являются иностранное государство, иностранная организация или их представители.
Шпионаж второго вида характеризуется следующими признаками:
предметом шпионажа являются «иные сведения» (не государственная тайна);
преступление может выражаться только в передаче или собирании иных сведений;
собирание сведений осуществляется по заданию иностранной разведки;
сведения передаются или собираются для использования их в ущерб интересам Республики Беларусь.
Итак, в первом случаи, т.е. шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, выражается в передаче указанных сведений иностранным государству, организации либо их представителям, похищении, собирании или хранении этих сведений для последующей передачи одному из указанных адресатов.
Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных деяний, независимо от того, нанесен ли реальный ущерб внешней безопасности Беларуси.
Адресатом передачи сведений при шпионаже (шпионским адресатом) являются, как и при измене государству в форме выдачи государственной тайны, иностранные государство, организация и их представители (см. п. 4 комментарий к ст. 356 УК).
Теперь раскроем сущность совершения альтернативных действий данного преступления.
Передача сведений как действие, образующее объективную сторону шпионажа, представляет собой доведение любым способом с использованием любых средств и приемов до шпионского адресата сведений, составляющих государственную тайну. При этом не имеет значения, добыл передаваемые сведения виновный лично или получил их от другого лица [12, с.676].
Похищение сведений, составляющих государственную тайну, заключается в открытом или тайном безвозмездном их изъятии в виде макета, чертежа, технического проекта, письменного описания, расчетных заданных или материального объекта (его части или элемента), из владения государственных, общественных организаций и учреждений либо отдельных лиц вопреки их воле либо путем их обмана (кража, грабеж, разбой, мошенничество, путем злоупотребления служебными полномочиями и т.п.). При хищении обычно изымаются носители сведений, их материальные источники [12, с.676].
Собирание сведений предполагает любые формы получения (приобретения) сведений, составляющих государственную тайну (кроме их похищения), для последующей передачи указанным иностранным адресатам. Способы собирания могут быть самыми различными: наблюдение, фотографирование, выведывание сведений в беседе, при общении, путем подслушивания (включая применение технических средств и т.п.). Если предметом шпионажа выступают «иные сведения», то понятием собирания охватывается и похищение таковых сведений [12, с.676].
Хранение сведений представляет собой фактическое обладание сведениями независимо от того, где они находятся: непосредственно у виновного, в его жилище, служебном кабинете, тайнике или ином месте. Это длящееся преступление, которое завершается тогда, когда лицо перестает владеть сведениями [12, с.676].
Шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, может совершаться по собственной инициативе или по заданию иностранного государства. Шпионаж совершается с прямым умыслом. Т.к. лицо сознает, что передает шпионскому адресату сведения, которые признаются государственной тайной, что такая передача осуществляется в интересах иностранного государства во вред Республике Беларусь, и, тем не менее, желает передать эти сведения указанному адресату.
Оконченным преступлением такой вид шпионажа является с момента совершения одного из указанных действий, образующих на альтернативной основе объективную сторону данного преступления.
Вместе с тем необходимо учитывать, что шпионаж предполагает передачу иностранному адресату сведений, которые получены лицом посредством шпионской деятельности, то есть путем их собирания или похищения. Вербовка лица для занятия таким видом шпионажа образует приготовление к совершению преступления.
Цели и мотивы могут быть различными. Они не имеют значения для квалификации, но должны учитываться при индивидуализации ответственности виновного. Похищение, собирание и хранение указанных сведений также совершаются с прямым умыслом, но обязательно со специальной целью — последующей передачей их иностранным государству, организации или их представителям.
Во втором случае, т.е. шпионаж, предметом которого являются иные сведения, состоит в собирании или передаче по заданию иностранной разведки указанных сведений для использования в ущерб интересам Республики Беларусь. Данный вид шпионажа, предполагает предварительную вербовку агента. Поэтому факт вербовки образует приготовление к шпионажу в указанной форме, если виновный еще не приступил к собиранию сведений.
Собирание, похищение или передача «иных сведений» по просьбе завербованного иностранной разведкой лица образует шпионаж, если такому лицу было известно, что эти сведения собираются по заданию иностранной разведки. Собирание «иных сведений» по собственной инициативе для последующей их передачи иностранной разведке должно квалифицироваться как приготовление к шпионажу.
Задание иностранной разведки может выражаться в просьбе, поручении, в виде шпионских инструкций и т.п. Такое задание должно исходить от официального или неофициального представителя иностранной разведки и может передаваться лично им, через посредников, с использованием шпионских радиограмм, тайников и т.п.
Рассматриваемый вид шпионажа признается оконченным преступлением с момента передачи указанному иностранной разведкой адресату сведений, завладения ими, по заданию иностранной разведки независимо от того, сумел ли виновный в последующем передать их кому-либо.
3. Объективные и субъективные признаки шпионажа
Шпионаж (ст. 358) как самостоятельное преступление представляет собой передачу, похищение, собирание или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам Республики Беларусь, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Объективная сторона шпионажа выражается в совершении любого из указанных в статье действий.
Объективную сторону шпионажа образует совершение любого из указанных действий независимо от того, кто совершал предыдущие шпионские действия: собирал, похищал, хранил с целью передачи, разумеется, с учетом особенностей двух форм шпионажа.
Шпионаж считается оконченным с момента совершения любого из указанных деяний, независимо от того, выполнены они по инициативе виновного либо по заданию какого-либо шпионского адресата. Не требуется также, чтобы сведения были переданы шпионскому адресату, необходимо, чтобы они похищались, собирались или хранились для последующей такой передачи.
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает действовать в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Совершая действия, образующие объективную сторону шпионажа, лицо должно сознавать, что передаваемые или сохраняемые сведения, составляющие государственную тайну, носят шпионский характер, т.е. предварительно собирались или похищались для последующей передачи иностранному адресату.
Мотивы совершения этого преступления могут быть различными. Чаще всего таковыми выступают корыстные побуждения.
Шпионаж как форма измены государству по своим основным признакам совпадает со шпионажем как самостоятельным преступлением, предусмотренным статьей 358 УК.
Главное отличие между составами преступлений, предусмотренными ст.ст. 356 и 358 УК заключается в субъекте преступления.
Если шпионской деятельностью занимается гражданин Республики Беларусь — налицо измена государству в форме шпионажа, а если иностранец либо лицо без гражданства, — шпионаж как самостоятельное преступление.
·предмету
·характеру
В силу этого основные признаки данной формы измены государству раскрываются в ходе анализа состава преступления, предусмотренного статьей 358 УК. Гражданин Республики Беларусь, совершивший измену государству в форме шпионажа, освобождается от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в примечании к статье 358 УК.
Субъектом шпионажа могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет. В качестве соучастников данного преступления могут выступать и граждане Республики Беларусь при условии, что в их действиях отсутствуют признаки измены государству.
В примечании к ст. 358 устанавливается специальный вид освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших шпионаж или измену государству в форме шпионажа, при характеристике содеянного как оконченного преступления.
Учитывая, что шпионская деятельность, как правило, носит продолжаемый характер, не исчерпывается однократным совершением действий, образующих оконченное преступление (измену государству или шпионаж), законодатель в целях стимулирования прекращения такой деятельности установил, что если такое лицо: добровольно прекратило шпионскую деятельность; добровольно заявило государственным органам об уже совершенных им действиях; оказало содействие в предотвращении вредных последствий, — то оно освобождается от уголовной ответственности за шпионаж или измену государству в форме шпионажа.
Ответственность по статье 358 УК несет иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Если шпионской деятельностью занимается гражданин Республики Беларусь, налицо измена государству в форме шпионажа.
В примечании к статье 358 УК закреплена поощрительная норма, в соответствии с которой освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее шпионаж либо измену государству в форме шпионажа, при наличии одновременно трех условии.
Во-первых, необходимо, чтобы лицо добровольно, т.е. по своей воле, без какого-либо прямого воздействия со стороны правоохранительных органов прекратило свою преступную деятельность.
Во-вторых, нужно, чтобы лицо по собственной доброй воле заявило государственным органам о совершенных им действиях. К государственным органам, которым может быть сделано соответствующее заявление, относятся любые органы государственной власти и управления, правоохранительные органы.
В-третьих, требуется, чтобы лицо оказало реальное содействие в предотвращении вредных для Республики Беларусь последствий уже совершенных шпионских действий. Такое содействие может выразиться в участии лица в мероприятиях, направленных на минимизацию возможных последствий совершенных шпионских действий, разоблачение акций иностранных спецслужб против нашей страны.
В последние десятилетие агенты стали четко осознавать весь риск шпионажа. Шпион, нарушающий законы другой страны может быть депортирован, заключен или даже казнен. Шпион, нарушающий законы своей страны, также попадает в тюрьму за шпионаж.
Мирное положение позволило странам организовать открытые конференции, касающиеся разведывательной деятельности, на которых, в меру возможностей, проводится обмен опытом и технологическими приемами, а также обсуждение таких глобальных проблем, как терроризм и подрывная деятельность.
Нельзя сказать, что в последнее время акцент шпионажа сместился с государственных интересов на коммерческие и промышленные, просто масштабы последних существенно увеличились. За последние несколько десятилетий коммерция стала представлять собой один из самых острых вопросов государств, как в мировом, так и в локальном масштабе.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, тогда как нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности нашей страны. При таком сравнительно хорошем урегулировании шпионажа когда это касается интересов государства, остаётся открытым вопрос касающийся промышленного шпионажа.
На мой взгляд, следовало бы ввести в уголовный кодекс наравне с обычным шпионажем отдельную статью, касающуюся промышленного шпионажа, но с немного менее строгими санкциями. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РБ в отличие от УК БССР расширен список, составляющий объективную сторону преступления.
Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.
Заключение
Ответственность за преступление против государства предусмотрена в законах всех стран.
Понятие «измена государству» содержится в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Анализ ст. 356 УК показывает, что закон знает три вида государственной измены:
) шпионаж,
) выдачу государственной тайны,
) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.
Умысел виновного в государственной измене всегда направлен на нанесение ущерба внешней безопасности страны. Ну а мотивы у преступников бывают разные: корысть, месть, националистические побуждения и т.д.
Шпионаж как один из видов преступления относится к числу опасных преступлений. На основании проделанной работы можно сделать выводы. Субъектами шпионажа могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке.
Предмет посягательства шпионажа — информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования, бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.
В процессе выполнения курсовой работы, была раскрыто содержание темы: «Шпионаж: уголовно-правовая характеристика, проблемы отграничения от смежных составов», также были освещены вопросы понятия, сущности, отличия деяний, указанных в статье 356 УК, шпионаж в системе преступлений против государства, анализ, статистика и применения наказания за преступления, предусмотренные ст.ст. 356 и 358 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были изучены и использованы: Уголовный Кодекс Республики Беларусь, Комментарий к уголовному Кодексу Республики Беларусь, текущее законодательство Республики Беларусь, а также учебники и учебные пособия по уголовному праву.
Список используемых источников
1. Гайдельцов, В.С. Некоторые юридические аспекты защиты государственных секретов в оперативно-розыскной деятельности / В. С. Гайдельцов // Милиции Беларуси 90 лет: история и современность: материалы научно-практической конференции (Минск, 27 февраля 2007 г.) / [редколлегия: К. И. Барвинок (ответственный редактор), А. Ф. Вишневский, В. А. Кучинский] ― С. 50―54
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. — 39 с.
. Конопелько, С. П. Уголовное право. Особенная часть: учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» и слушателей ИПК УО «ПГУ» специальности 1-24 01 71 «Правоведение» / С. П. Конопелько; Министерство образования Респ. Беларусь, Полоцкий государственный университет. — Новополоцк: ПГУ, 2008. — 331 с.
. Литвинко, В. Правонарушения против государства / В.Литвинко // Юстиция Беларуси. — 2007. — № 7. — С.17-24
. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / [Н. Ф. Ахраменка и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. — 2-е изд., с изм. и доп. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. — 1063 с.
. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / НЦПИ Респ. Беларусь. — Режим доступа: #»justify»>. О государственных секретах и коммерческой тайне в Республике Беларусь : нормативные правовые акты: текст приведен по состоянию на 25 мая 2005 г.. — Минск: Дикта, 2005. — 47 с.
. Рябчук, В.Н. Государственная измена и шпионаж : уголовно-правовое и криминологическое исследование / В.Н.Рябчук. — Минск: Амалфея, 2008. — 1100 с.
. Уголовный кодекс Республики Беларусь: [9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: по сост. на 25 февраля 2010 г.]. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2010. — 225 с.
. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть : учебно-методическая разработка / [Н. А. Богданович и др.]; под общей редакцией Э. Ф. Мичулиса, В. И. Стельмаха; [Частное учреждение образования "Минский институт управления"]. — Минск : Издательство МИУ, 2009. — 229 с.
. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям "Правоведение", "Экономическое право" / [А. И. Лукашов и др.]; под общей редакцией А. И. Лукашова. — Минск : Издательство Гревцова, 2009. — 958 с.
. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода и др.; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова- Минск: Новое знание, 2002. — 912 с.
. Уголовные преступления: вопросы квалификации, регистрации и учета / [Н. Ф. Ахраменка и др.]; под общей редакцией А. И. Лукашова; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. — Минск : Академия МВД РБ, 2007. — 511 с.
. Уголовное право (Особенная часть): учеб.-метод. комплекс для студентов юридических специальностей / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет; [сост. И. В. Шуленкова]. — Барановичи: БарГУ, 2009. — 220 с.