Выдержка из текста работы
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ …………………………………………………………………………………… 5
1.1. Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори……………………………………………………………………………………… 5
1.2. Развивающая среда в школе М. Монтессори ………………………… 12 1.3. Сенсорный дидактический материал М. Монтессори ……………. 14
Вывод к разделу 1 ………………………………………………………………….. 19
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ М. МОНТЕССОРИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
2.1. Формирование психолого-педагогической готовности ребёнка к школе ……………………………………………………………………………………………. 20
2.2. Вклад М. Монтессори в педагогическую науку ……………………. 24 Вывод к разделу 2 ………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 32
В настоящее время развитие образования порождает множество проблем и вопросов, касающихся модернизации содержания и методов организации учебного процесса. Для решения данных проблем необходимо переосмысление идей и опыта зарубежных педагогов, оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личностно-ориентированного образования, систему коррекционно-развивающего образования. Среди личностно-ориентированных педагогических и коррекционно-педагогических систем особое место занимает педагогическая система Марии Монтессори, так как ее педагогическая система охватывает все стороны развития личности, в том числе и воспитание характера. Основная задача Монтессори-педагогики заключается в поддержке самостоятельности ребенка, его социального поведения, умственного и физического развития.
Методика Монтессори существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе.
Педагогика, созданная Марией Монтессори, признается многими педагогами по всему миру гуманистически направленной, самой строгой и гармоничной, уникальной и очень продуктивной. Актуальность темы курсовой работы мы видим в том, что современная педагогика основана на личностном подходе воспитания ребёнка.
Объект курсовой работы – личностно ориентированная педагогическая система Марии Монтессори.
Предмет курсовой работы – педагогическая система Марии Монтессори в контексте современной системы образования.
Целью курсовой работы является попытка раскрыть основополагающие принципы педагогической системы Монтессори и оценить значение данной системы для современного образования.
Главные задачи исследования:
O назвать основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори;
O изучить развивающую среду в школе М. Монтессори;
O рассмотреть особенности сенсорного дидактического материала М. Монтессори;
O проанализировать значение школы М. Монтессори для современного начального образования, а именно: для формирования психолого-педагогической готовности ребёнка к школе, а также общий вклад М. Монтессори в педагогическую науку.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение для определения понятийного аппарата исследования, его теоретических принципов) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы).
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы (24 источника). Объём курсовой работы – 33 страницы компьютерного текста…………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андианова Н. О развитии методики М. Монтессори / Н. Андианова // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2. – С. 117-119.
2. Буторина Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 432 c.
3. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебник / А.Н. Джуринский. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 400 c.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ) / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2009. – 512 с.
5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для пед.уч.зав. / Под ред.З.И. Васильевой. – М., 2009. – 413 с.
6. Педагогика народов мира: История и современность / К.И. Салимова, Н.Додде и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.
7. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. – 1992. – 4 августа. – C. 4.
8. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М.: Московский Центр Монтессори, 1993. – 203c.
9. Монтессори М. Разум ребенка. – М., 1997. – 176 с.
10. Жидкова Е. Первые шаги в педагогике М.Монтессори / Е. Жидкова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – С.86-88.
11. Капранова В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. – 176 c.
12. Капранова В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2012. – 240 c.
13. Капустина Г. Система Монтессори / Г. Капустина// Народное образование. – 1995. – №1. – С.124-126.
14. Методика Марии Монтессори или помоги мне это сделать самому / сост. В.Г. Дмитриева. – М.; СПб.: АСТ: Сова, 2006. – 95 с.
15. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз», М. 2000.
16. Монтессори М. Дети – другие / Cо вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. – М., 2004.
17. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. – 336 с.
18. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. – М.: Тип. Госснаба, 1993. – 168 c.
19. Монтессори М. Разум ребенка. – М., 1997. – 176 с.
20. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Academia, 2001. – 240 с.
21. Самые лучшие методики воспитания детей / авт.-сост. Б. Бах. – М.: АСТ, 2009. – 319 с.
22. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / М.Г. Сорокова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
23. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори: статьи, дневники, рукописи / Ю.И. Фаусек. – М.: Генезис, 2007. – 367 с.
24. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя / Е. Хилтунен. – М.: Знание, 1999. – 160 с.