Содержание
Введение3
Глава 1. Государственный строй и право Арабского Халифата5
1.1. Общественный строй Халифата5
1.2. Исламское государство6
Глава 2. Образование мусульманского права (шариат)8
2.1. Шариат, фикх и мусульманское право8
2.2. Источники мусульманского права13
2.3. Имущественные и семейные отношения14
2.4. Преступление и наказание. Судебный процесс17
Заключение19
Список литературы21
Выдержка из текста работы
История развития и возникновение правовой системы государства в первую очередь свидетельствует о том, что на динамику и содержание правовой системы воздействует вся полнота духовной культуры общества: философия, художественная культура, религия, мораль, наука. Решающее воздействие на формирование мусульманского права оказала религия.
С древним времен считалось, что все необходимы правила поведения и законы для мусульман были изложены Мухаммедом и его близкими сподвижниками. Вследствие этого, государство должно исполнять лишь волю Аллаха, а не издавать новых законов.
Мусульманское право (шариат) стало в средневековой цивилизации одним из наиболее крупных явлений на Востоке. Данная правовая система, которая приобрела со временем мировое значение, оформилась и возникла в рамках Арабского халифата. Тесно был связан ее процесс развития с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. до одной из наиболее крупных империй при династиях Аббасидов и Омейядов в VIII-Х вв.
Мусульманское право после падения Арабского халифата приобрело «вторую жизнь» и не потеряло свое, было значение, подобному в средневековой Европе — римскому праву, и стало в целом ряде средневековых стран Африки и Азии, которые в той или иной степени приняли ислам, правом одним из действующих.
Объектом является раскрытие теоритических основ источников мусульманского права.
Предметом данного исследования выступает раскрытие понятия мусульманского права, его источники и приспособление данного права в современном мире.
Целью курсовой работы является изучение возникновения и развития источников мусульманского права.
Для достижения поставленной цели, необходимо разрешение следующих задач:
1) Раскрыть основные черты мусульманской правовой системы;
2) Проанализировать источники мусульманского права (Коран, Сунна, Иджма, Кияс);
3) Рассмотреть приспособление к современному миру мусульманское право.
Глава 1. Основные черты мусульманской правовой системы
К мусульманской правовой системе относятся правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии). 33 страны (Афганистан, государства Арабского востока, Иран, Турция, Юго-Восточной и Южной Африки и Азии и т.д.) считаются наиболее мусульманскими. Мусульманами здесь является более 80% населения, а ислам провозглашен государственной религией в конституциях.
Так, под мусульманским правом понимается система норм, которые выражены в религиозной форму и основаны на мусульманской религии, иначе говоря, исламе. Ислам сходит из того, что от Аллаха произошло существующее право. Ведь именно Аллах открыл в определенный момент истории человеку данное право через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает не только те сферы социальной жизни которые подлежат правовому регулированию, а все в целом. Человеку дано право Аллаха раз и навсегда, но в толкованиях и различных разъяснениях нуждаются божественные открытия. Ислам является самой молодой религии из трех мировых, но, тем не менее, имеет очень широкое распространение. Теологию содержит в себе данная религия, устанавливающая в свою очередь догмы и уточняющая во что должен верить мусульманин: шариат, или шар, то есть предписания верующим: чего они не должны делать и что должны. В переводе на русский язык под шариатом понимается «путь следования» и составляет то, что и называется мусульманским правом. Данное правом указывает, как должен вести себя мусульманин, не различая, по отношению к себе подобным и по отношению к Богу — обязательств. Иначе говоря, в основе шариата лежат идеи обязанностей, которые возложены непосредственно на человека, а не на правах, которые он может иметь. Грех — это то, что является последствие невыполнения предписанных обязанностей, именно по данной причине много внимания не уделяет мусульманское право санкциям, которые и установлены самими нормами. Только между мусульманами оно регулирует отношения. Роль служителя религии выполняет государство в исламе. Как и иудаизм, по своей сущности ислам — это религия закона.
Четыре источника имеет мусульманское право, а точнее: священная книга Коран, Сунна, Иджма, Кияс.
К чертам мусульманского права в свою очередь относятся: отсутствие систематизации, архаичность ряда институтов и казуистичность. Это право общины верующих, право церкви. В мусульманское право не входят обычаи и как его источник никогда не рассматривались.
Широкой используются в правовой действительности соглашения, которые могут в нормы мусульманского права вносить наиболее существенные изменения, но тем самым не считаются обязательными. В Х в. н.э. прекратилось развитие данной системы права, когда отпала всякая возможность его толкования.
Основным содержанием мусульманского права являются наказания за невыполнение какого-либо из предписаний и правила поведения верующих, которые вытекают из ислама в частности.
Ислам с самого начала определял не только культовые и догматические особенности, религиозный ритуал, то и социальные институты, а точнее особенности права, политического устройства, морали, философии, этики и социальной психологии, формы собственности, хотя на первом месте все же стояла духовная сторона.
Мусульманское право (шариат) — свод правовых и религиозных норм, которые составлены на основе Сунны и Корана, содержащий нормы наследственного, брачно-семейного, государственного и уголовного права. иными словами, шариат представляет собой правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно с его религиозно-мистическими представлениями связанные. Правовые установления рассматривает ислам, как частицу единого божественного порядка и закона. Отсюда запрещениями и велениями, которые и составляют нормы шариата, также божественное значение предписывается.
В шариате нашла свое выражение тесная связь права с теологией ислама установлении пяти видов действий мусульманина, которым в равной степени придавался морально-религиозный и правовой смысл:
· рекомендуемые;
· подлежащие наказанию и запрещающие;
· дозволенные;
· обязательные;
· предусмотрительные, но за собой не влекущие применения наказания.
Основной тенденцией шариата является в свою очередь, оценк……..
Список использованной литературы
1) Васильев Л.С. История религий востока. — М., 1983.
2) Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. — М., 1980г.
3) Графский В. Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 752 с.
4) Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. — М., 1996 г
5) Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М.,1997.
6) Сюкияйнен Л.Р. «Шариат — открытая книга».-М.,2004.-167с.
7) Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 2005.-214 с.
8) Сюкияйнен А.Р. Мусульманское право. 1986 г.