Содержание
1.Эволюционная модель здоровья Мойры Аллен. Основные элементы теории. Основные отличия подходов к сестринской практике модели Аллен и традиционной модели. Применение модели М.Аллен в сестринском процессе.
2.Обучение в сестринском деле. Задачи, сферы, методы, приемы обучения. Мотивация к обучению. Условия эффективности обучения. Этапы учебного процесса.
Список литературы
Выдержка из текста работы
ТЕМА: «Функции, цели и задачи сестринского дела, соответствующие Вашим взглядам и определяющие деятельность среднего медицинского персонала Вашего ЛПУ»
Выполнила студентка 1 курса
ФВСО гр. 158
Поляховская А.А.
Проверила доцент, к.м.н.,
преподаватель
Мудрова Л.А.
Красноярск
2008
Содержание
1. Содержание
2. План
3. Введение
4. Сестринское дело
5. Определение сестринского дела
6. Функции сестринского дела
7. Цели сестринского дела
8. Задачи сестринского дела
9. Заключение
10.Мнение
11.Список литературы
План
1.Введение.
2.Сестринское дело.
Определение сестринского дела
Функции сестринского дела
Цели сестринского дела
Задачи сестринского дела
3.Заключение.
4.Мнение.
Введение
Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения и деятельности любой медицинской организации является повышение качества и доступности медицинской помощи. В профессиональном сообществе ширится осознание того, что проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и сестринского персонала. Врачебное и сестринское дело являются самостоятельными профессиями.
2. Сестринское дело
Во всем мире основоположницей сестринского дела является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910). В своих «Записках об уходе» (1859) она дала определение сестринскому делу и показала отличие сестринского дела от врачебного.
Определение сестринского дела
Сестринское дело- действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению.
Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровым – это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными – это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».
С тех пор определение сестринского дела, как и сама деятельность медицинской сестры, прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.
Существует множество определений сестринского дела, на каждое из которых влияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.
«Сестринское дело» сравнительно недавно вошло в наш профессиональный язык. Впервые официально понятие «Сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 году, когда в номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» специальности заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина- «Основы сестринского дела». Введение любого нового понятия в профессиональную терминологию предполагает его точное определение.
В настоящее время в комплексе государственных мер по преодолению кризисного состояния здравоохранения, приостановлению ухудшения показателей общественного здоровья, их стабилизации большое значение придается сестринскому делу, которое получило новое определение.
Сестринское дело – важнейшая составляющая часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (Г.М.Перфильева, 1996).
Функции сестринского дела
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс между врачами и сестринским персоналом требуют существенной корректировки кадровой политики на всех уровнях управления здравоохранением. Сегодня на одного врача приходится 1,7 сестринского персонала. Если система здравоохранения теряет медицинских сестер, то от этого в первую очередь страдают наши пациенты, которые не получают качественной сестринской помощи.
В проекте Государственной программы поставлены такие задачи:
1. Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.
2. Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.
3.Содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.
Необходимо выделить основные функции сестринского дела:
1.Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе.
2.Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:
· оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;
· подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;
· оценку результатов подобных просветительных программ;
· применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.
3.Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:
· сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;
· выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;
· делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности;
· сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;
· участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.
4.Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:
· внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;
· определение областей сестринских исследований;
· использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.
Цели сестринского дела
При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи – эффективность – равенство – безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
При этом основными целями сестринского дела являются:
1. Объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
2. Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;
3. Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;
4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.
Задачи сестринского дела
Сестринское дело решает следующие задачи:
1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
5. Осуществление консультативной сестринской помощи;
6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;
7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;
8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности – отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь – сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования, из зависимого подраздела медицины в отдельную, самостоятельную науку.
Заключение
Таким образом, сестринское дело – это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной или расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, но по возрасту или полу.
Мнение
Все вышеперечисленное, и функции, и цели, и задачи по определению должны соответствовать взглядам человека, выбравшего профессию медицинского работника. Концепция сестринского дела целиком и полностью соответствует моим взглядам.
Я работаю в Родильном доме №1. На базе нашего Родильного дома работает непосредственно родильное отделение, отделение новорожденных, патологии беременности, реанимационное отделение, гинекология, и женская консультация.
К сожалению не все, но некоторые функции, цели и задачи сестринского дела выполняются в нашем ЛПУ. Работа отделений направлена на профилактику, лечение, реабилитацию пациентов во время и после заболеваний. Обучение пациентов и их семей в процессе лечения и после выписки из стационара.
Сотрудники Родильного дома постоянно повышают свою квалификацию в Красноярском краевом центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием на базе ККБ №1.
Большинство медицинских сестер обучены работе с внедренными в медицину новыми технологиями. Такими как аппараты ИВЛ (взрослые и детские), искусственная почка, кувезы, прикроватные мониторы, инфузоматы – для дозированного введения лекарственных средств, помпа для энтерального питания, аппарат для подогрева инфузионных растворов, лапороскопические и гистероскопические операционные, аппараты для измерения тонов (стационарные и переносные). Для облегчения работы старшей медсестры и медсестры статиста используются ПК.
Для работы с подобной техникой требуются высококвалифицированные и подготовленные кадры.
Сестринский процесс в РФ не так распространен как зарубежом. Это объясняется не только недостатком кадров, но и финансированием здравоохранения в России.
Но основные этапы сестринского процесса в той или иной степени осуществляются. Большинство медицинских сестер, получая образование или повышая квалификацию, изучают сестринский процесс, получают необходимые знания в области философии, методологии сестринского дела, психологии человека, способны к педагогической и исследовательской деятельности. Но для внедрения сестринского процесса требуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера, и чтобы эти изменения произошли, важно признание необходимости таких перемен в законодательном порядке.
Сестринский процесс, положенный на практику выглядит иначе, чем в учебнике. При общении с пациентом медицинская сестра, как бы то ни было, оценивает ситуацию (I этап), выявляет проблемы пациента (II этап), планирует уход и реализует планы (III и IV этапы) и в конечном итоге, оценивает результат своей работы(V этап). Но в основном все это происходит на подсознательном уровне и у тех медицинских работников, кто правильно выбрал профессию. Ведь и само сестринское дело было основано именно на желании помочь страдающим и нуждающимся в помощи.
«Перед Богом и пред лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».
Список литературы
1. Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования. Самара : Г.П. «Перспектива»; 2002 – 160с.
2. Мухина С.А., Тарановская И.И. Теоретические основы сестринского дела : Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I. – М.: 1996. -184с.
3. П. Бейер, Ю. Майерс и др. Теория и практика сестринского дела в двух томах(Т.I):Учебное пособие. Пер. с англ. /Под ред. С.В. Лапик, В.А. Ступнина, В.А. Саркисовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 800с.
4. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 512с.