Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания
1.1. Проблема сенсорного воспитания в психологии и педагогике……5
1.2. Методика Марии Монтессори по сенсорному воспитанию детей….10
1.3. Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста………14
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного воспитания детей раннего возраста
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов………….23
2.2. Содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста………………………………………………………………
35
Выводы по второй главе……………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….46
Литература…………………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………51
Выдержка из текста работы
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом. Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельность сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.
Целью данного исследования является рассмотрение особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха.
Объект исследования — сенсорное воспитания детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования — особенности сенсорного воспитание детей с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования – сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха будет эффективным, если учитывать особенности сенсорного развития таких детей и использовать в воспитании специально подобранные дидактические игры.
Задачи исследования:
— изучить особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха;
-подобрать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей с нарушениями слуха.
Методы курсовой работы:
— теоретические (изучение и анализ научной литературы)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 22 источников. Основное содержание изложено на 38 страницы.
Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха
1.1 Особенности сенсорного развития детей с нарушениями слуха
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображения – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Ребёнок с нарушениями слуха с первых дней жизни попадает в неблагоприятные условия развития. Задерживается, по сравнению с нормально слышащим ребёнком, развитие локомоторных и статических функций, что, в свою очередь оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, доступное органам чувств младенца. Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия (обязательного условия формирования способов восприятия) Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых объектов. Не идентично с нормально слышащими детьми происходит и развитие акта хватания. Анализ хватательных движений указывает на отсутствие четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане и недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии этих чувств. Развитие зрительного поиска, связанное с невидимым объектом, формирование зрительно-слуховой ориентации в пространстве, локализация звука в пространстве при помощи бинаурального слуха становится совсем не возможным.
На протяжении раннего возраста в сенсорном развитии глухих и слабослышащих детей, имеющих внутриутробное или чрезвычайно рано возникшее поражение слуха, происходят значительные изменения….
Заключение
Известно, что под влиянием воспитания природные задатки развиваются и совершенствуются, претерпевают существенные изменения. Это касается и детей с нарушениями слуха.
При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития ребенка-дошкольника проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет речь, процесс сенсорного развития, ускоряя его и качественно изменяя. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире. Это означает, что само содержание сенсорного воспитания значительно расширяется по сравнению с тем, которое предусматривалось в традиционных дидактических системах.
Для успешного решения задач сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха важно принимать во внимание особенности сенсорного развития таких детей и с учетом данных особенностей выстроить особую систему сенсорного воспитания, которая будет включать в себя дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха.
Список литературы
1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985. Богдан, Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. –М., 1963.
4. Власова Г.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка.-М., 2002.
5. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм [Текст] / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1985.
6. Г. Л. Выгодская, А. А. Катаева, Е. В. Козицкая, Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, «Речевое развитие детей с дефектами слуха». М., НИИ дошк. восп.,1985.
7. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
9. Головчиц, Л.A. Игра в жизни детей с нарушениями слуха/ Л.А. Головчиц [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
10. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М., 1977.
11. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
12. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. — М,. 2006.
13. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом. – М., 2001.
14. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
15. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя– М. Просвещение, 1993.
16. Носкова Л.П. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. — М., 1984.
17. Пилюгина Э.Г, Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. — М., 1983.
18. Соловьева И.М. Психология глухих детей. – М., 1971.
19. Соловьёв И.М., Шиф Ж.И., Т.В.,. ЯшковскАЯ Н.В. Психология глухих детей. — М., 2006.
20. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. — В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
21. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика : учеб.-метод. / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004.
22. Янн П., Королева И. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. – СПб.: Каро, 2011.