Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Семья – социологическое и юридическое понятия……….……………..6
Глава 2. Правовые основы семьи как самостоятельного объекта охраны…..….11
2.1.Конституционные основы семьи как объекта охраны………………………….11
2.2.Основы российского законодательства семьи как объекта охраны……………13
Глава 3. Проблемы семьи как самостоятельного объекта правовой охраны и пути их разрешения…………………….…………………………………………..18
Заключение…………………………………………..………………….…………..24
Список использованных источников…………………………..…….……………26
Выдержка из текста работы
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране взят курс на всемерную поддержку семьи, который складывается в отношении, их защите и охрана нуждающихся в помощи членов этой семьи.
Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве, Кодекс законов о браке, семье и опеке, Кодекс о браке и семье — таковы названия ранее действовавших кодексов, призванных регулировать брачно-семейные ношения. С 1 марта 1996 года начал действовать просто Семейный кодекс Российской Федерации.
Эти перемены всякий раз связывались с внесением содержания кодекса и иной расстановкой акцентов,
Его новое наименование — четкое и краткое, полно глубокого смысла. Теперь семья находится в центре внимания. Таков один из способов реализации конституционного положения о ее защите.
Для того чтобы помочь семье, важно иметь поддержку со стороны государства.
Таким образом, объектом курсовой работы будет комплекс отношений, направленных на охрану семьи как самостоятельного объекта.
Предметом курсовой работы является семья как самостоятельный объект правовой охраны
Целью данной курсовой работы будет анализ современного законодательства на предмет его соответствия основам охраны семьи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
) Охарактеризовать конституционные основы правовой охраны семьи как самостоятельного объекта охраны;
) Определить правовые основы другого законодательства охраны семьи;
) Выявить и рассмотреть проблемы охраны семьи;
) Найти пути решения проблем правовой охраны семьи.
Структура курсовой работы — данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Обозначения и сокращения
РФ — Российская Федерация;
СК — Семейный кодекс;
ГК — Гражданский кодекс;
ТК — Трудовой кодекс;
ЖК — Жилищный кодекс;
УК — Уголовный кодекс.
1. Семья — социологическое и юридическое понятия
.1 Социологическое определение семьи
Роль семьи в жизни общества очень важна и многогранна. Немного есть общественных явлений, которые фокусировали бы в себе практически все основные аспекты человеческой жизнедеятельности и выходили на все уровни практики: от общественно-исторического до индивидуального; от экономического до духовного.
Семья — одно из них. Этим объясняется неуклонный интерес к семье специалистов различных областей знаний: социологов, юристов, психологов. [16]
Предметом изучения социологии являются закономерности развития и функционирования семьи в обществе. Поэтому социологическое определение семьи формулируется через ее признаки и функции. К основным функциям семьи, как уже было отмечено, относятся репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, рекреативная и коммуникативная.
Семью можно определить, как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья — это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье). [17]
Для общего определения семьи в социологии не следует стремиться к его полной конкретизации и пытаться дать исчерпывающий перечень ее функций и признаков, следует ограничиться лишь общими, стабильными чертами. С учетом сказанного предлагаем следующее определение семьи как социального института.
Семья — это малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными или иными, приравненными к ним, связями, а также взаимными правами и обязанностями.
.2 Юридическое определение семьи
Действующее законодательство не содержит правового определения семьи. В юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.
Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.
Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья — это явление не правовое, а социологическое. [14]
Вряд ли можно однозначно согласиться с подобными выводами и предложениями. Прежде всего, сложность и многогранность явления не влечет вывода о том, что в его определении должны быть указаны все признаки присущие ему, достаточно просто ограничиться основными и относительно постоянными. Ссылка на социальный характер семьи верна, но это не отрицает возможности ее правового определения. Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки.
По меньшей мере, два из них отражены в действующем семейном законодательстве:
) наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);
) как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей.
Вызывает сомнение и утверждение о том, что семья субъектом права не является. Анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие "семья" встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.). [2]
Имеется достаточно оснований, чтобы рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта права. А это приводит к выводу о необходимости правового определения семьи и его отражения в законе.
Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее юридическое определение семьи.
Семья — это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
В семейном законодательстве наряду с термином "семья" употребляется термин "член семьи". Оба этих термина используются уже в первой статье Семейного кодекса Российской Федерации, определяющей цели и принципы регулирования семейных отношений. Однако правового определения понятия члена семьи, так же, как и семьи, не существует. [13]
Анализ действующего законодательства позволяет сделать акцент на том, что термин "член семьи" применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей, бывшие члены семьи, связанные личными неимущественными и (или) имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью. Так, единокровные братья и сестры чаще всего не проживают и не воспитываются в одной семье, но связывающее их кровное родство является одним из оснований возникновения алиментных обязательств, которые регулируются гл. 15 СК РФ "Алиментные обязательства других членов семьи".
В соответствии с действующим семейным законодательством личные неимущественные и (или) имущественные права и обязанности могут существовать между следующими членами семьи: супругами, бывшими супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, воспитанниками и фактическими воспитателями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), опекунами (попечителями) и подопечными, приемными родителями и приемными детьми.
2. Правовые основы семьи как самостоятельного объекта охраны
.1 Конституционные основы семьи как объекта охраны
В юридическом смысле семью можно определить, как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей (в семью) на воспитание и способствующими укреплению и развитию семейных отношений. [10]
Многолетняя идеология негативного отношения к семье сказалось на целых поколениях. Однако свести на нет ее роль не удавалось, хотя даже статистически измеримые симптомы ее кризиса (рост разводов, увеличение масштабов социального сиротства, размах детской преступности и др.) становились все более угрожающими.
Не случайно в Конституции СССР 1977 г., а чуть позже и в Конституции РСФСР появляется специальная статья, провозглашающая тезис: "Семья находится под защитой государства". Перечисленные там способы ее защиты не соответствовали конституционной идее. [11]
Возведение защиты семьи в ранг конституционных положений есть государственное, признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии, формировании отдельной личности, понимая, что семья — это основа материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Таким запоздалым и очевидным символом стала именно семья, которая обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и реализуются общественные ценности, нормы поведения.
Эти проблемы за прошедшее время не получили признания на государственном уровне, а на общественном эта тема вообще замалчивалась. Что же касается науки, то робкие намеки на бесценные качества семьи находили себе место лишь в работах философского плана. А семейное право, как наука не выходила за рамки социального заказа относительно так называемого усовершенствования законодательства о браке и семье.
И все-таки интересы семьи как таковой, пусть даже в незначительной мере, присутствовали в различного рода законодательных актах. Особенно это стало заметно в Кодексе о браке и семье 1969 г., когда, например, речь шла о задачах брачно-семейного законодательства (ч. ст. 1), о досрочной регистрации брака (ч. 2 ст. 14), судебном установлении отцовств (ч. 2 ст. 48), условиях прекращения брака в судебном порядке (ч. 3 ст. 33).
Охране семьи служили и те правовые нормы, которые выполняли роль инструмента помощи в случае возникновения кризисной ситуации, а также после прекращения семейных правоотношений в результате расторжения брака и т.п.
Однако не вызывало сомнений то обстоятельство, что этого было мало, что конституционное положение о защите (охране) семьи нуждается в дальнейшем развитии, увеличении своих масштабов, конкретизации в разных отраслях законодательства, особенно брачно-семейного. Тем более, что кризис семьи в последние годы принял небывалый размах, когда не реагировать на него правовые нормы уже не могли.
К тому же настало время, когда нельзя не считаться с существующими международно-правовыми актами, где зафиксирована позиция по отношению к семье. Имеется в виду прежде всего ч. 3 ст. 16 Всеобщей Декларации прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней прямо сказано: семья "имеет право на защиту со стороны общества и государства".
После признания семьи объектом защиты (охраны) на конституционном уровне медленным темпом пошел процесс обновления действующего законодательства. Развитию, углублению этого процесса служит ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации 1993 г., в тексте которой по-прежнему на первом месте положение: "Материнство и детство, семья находится под защитой государства". Но пока еще это положение носит лишь декларативный характер.
.2 Основы российского законодательства семьи как объекта охраны
Чтобы представить, в какой степени конституционный принцип защиты (охраны) семьи государством отражается в действующем законодательстве, необходимо его проанализировать с точки зрения содержания в нем правил, касающихся вопросов семьи и ее охраны.
Так, например, Гражданский кодекс РФ определяет свое отношение к семье преимущественно косвенным образом при установлении правил относительно опеки (попечительства) — ст. 31-40 — предусматривая неприкосновенность семейной тайны (ст. 150). Статья 250 допускает преимущественное право покупки доли в общей собственности. Ст. 256 посвящена общей собственности упругое, ст. ст. 257-259 касаются собственности фермерского (крестьянского) хозяйства. [3]
Согласно п. 2 ст. 288 гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Термин "права членов семьи" фигурирует и в тексте ст. 292, где говорится о правах членов семьи собственников жилого помещения. Столь скупое упоминание о семье в общей области Гражданского кодекса объясняется спецификой регулируемых отношений, что вовсе не означает, что в этом плане ГК себя исчерпал. [3]
Жилищный кодекс РФ широко использует термин "семья" в разном контексте: при определении признаков нуждаемости в улучшении жилищных условий — ст. 51; при перечислении прав и обязанностей по договору социального найма — ст. 69 и др. Само собой разумеется, что в кодексе постоянно фигурирует термин "член семьи". [5]
Тем не менее очевидно, что и в данной, весьма специфической отрасли законодательства семья занимает свое место. Ее интересы как коллектива принимаются во внимание и при определении правовых основ регулирования жилищных отношений.
Семейный кодекс РФ относит к основным началам семейного законодательства защиту семьи, материнства, отцовства и детства, укрепление семьи, ответственность перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1). [2]
Теперь в Семейном кодексе особо говорится об осуществлении семейных прав, которые охраняются законом, за исключением случаев, если они реализуются в противоречии с их назначением (ст. 7). Свое самостоятельное место здесь занимает и защита семейных прав (ст. 8). Расторжение брака судом по-прежнему зависит от сохранения семьи (п. 1 ст. 22). Супругам предлагается вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы решать совместно (п. 2 ст. 31). Допускается отступление от начал равенства долей супругов в их общем имуществе, если имело место расходование этого имущества в ущерб интересам семьи (п. 2 ст. 39). Предусматривается обращение взыскания на имущество супруга, если другой супруг расходовал общее имущество не на нужды семьи (п. 2 ст. 45). [2]
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54), а п. 1 ст. 123 СК закрепляет в качестве приоритета устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Глава 21 Семейного кодекса специально посвящена приемной семье. Кроме того, Семейный кодекс знакомит с правилами по ее охране, которые косвенным образом служат этой цели на стадии образования семьи, при защите имущественных прав ее членов и др. Словом, почти все положения нового Семейного кодекса лучше служат семье, помогают ее охранять и защищать. [2]
Уголовный кодекс РФ выделяет специальную главу, именуемую "Преступления против семьи и несовершеннолетних". Это весьма симптоматично для нашего времени, когда семья занимает все более прочное и самостоятельное место в числе объектов, охраняемых правом. Но делает это УК косвенным образом, запрещая вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, антиобщественных действий, устанавливая запрет на подмену ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления. [6]
Статья 156 УК относит к преступлениям неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, 157 — злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание не только детей, но и нетрудоспособных родителей. [6]
Законодательство по социальному обеспечению в Российской федерации сориентировано на помощь отдельному гражданину, а не семье. Наглядным примером тому служит Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". С другой стороны, в Российской Федерации существует законодательная поддержка отдельных категорий семей, в частности, молодых. [9]
Принимаются в России и отдельные законы о материальном обеспечении и обслуживании семей погибших граждан и т.д. Словом, это понятие все-таки фигурирует как объект охраны и со стороны законодательства по социальному обеспечению.
Президент в Послании 2007 г. обратил особое внимание на следующий момент: важнейший путь решения демографической проблемы — восстановление наших старинных ценностей, а именно бережного отношения к семье, к родному очагу.
Пока многодетная семья не станет в России по-настоящему уважаемой в обществе, никакие предпринимаемые экономические меры не дадут нужного результата. Без изменения отношения общества к семье и ее ценностям невозможно решить проблему низкой рождаемости. [7]
Яркое свидетельство особой заинтересованности нашего государства в охране, поддержке семьи — проводимый в настоящее время комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости в стране, на повышение статуса матери.
Так, в нашей стране действует Федеральный закон от 26 декабря 1996 г. №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которому семьям, у которых в период с 2007 по 2016 гг. родился второй ребенок или они усыновили второго ребенка, выплачивается так называемый "материнский капитал", размер которого каждый год индексируется и с 1 января 2012 г. составит 387000 рублей. [8]
Что касается других законодательных актов РФ, непосредственно касающихся жизнеобеспечения семьи, среды ее обитания, нравственного климата, в котором она функционирует, то здесь, как правило, нет упоминания о семье либо оно имеет косвенный характер. В число этих законов входят: Налоговый кодекс РФ, "О занятости населения"; "О средствах массовой информации"; "О судебной системе Российской Федерации" и др.
Таким образом, семья заявляет о себе как о самостоятельном объекте охраны со стороны государства во всех направлениях: будь то экономическая, социальная поддержка или правовые гарантии ее нормального существования.
3. Проблемы семьи как самостоятельного объекта правовой охраны и пути их разрешения
.1 Способы правовой охраны семьи
Конституция РФ не только провозглашает защиту семьи государством, но и дает в п. 2 ст. 7 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100042> примерный перечень видов такой защиты. [1] Сюда входит обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Своеобразие понятия "правовая охрана семьи" заключается в том, что:
) Во-первых, она осуществляется с помощью правовой нормы, зафиксированной в виде закона;
) Во-вторых, что не менее важно, такая охрана осуществляется благодаря защите прав членов семьи (супругов, родителей, детей).
Причем в одних случаях, закрепленная в законе, она носит как бы профилактический характер, ориентируя на желательное с точки зрения государства поведение, недопущение нежелательных действий и поступков, в других — служит инструментом защиты нарушенных прав. Причем каждый из действующих в Российской Федерации кодексов принимает участие в защите этих прав сообразно тому кругу правоотношений, которые он регулирует.
Как известно, ГК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134> РФ регулирует взаимоотношения участников гражданского оборота — как физических, так и юридических лиц, к которым семья не относится. Тем не менее, некоторые его статьи по-своему, пусть даже косвенным образом, служат правовой охране семьи. Так, ст. 37 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134;dst=100207> ГК РФ, защищающая имущественные права несовершеннолетних подопечных, в частности порядок распоряжения их имуществом, способствует укреплению экономических основ опекунской семьи. Регулируя отношения, связанные с общей собственностью, гражданское законодательство (ст. ст. 244 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134;dst=101289>-247 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134;dst=101304> ГК РФ) создает платформу, позволяющую супругам избегать конфликтов, чреватых гибелью семьи по экономическим причинам. [3]
Например, п. 4 ст. 244 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134;dst=101294> допускает раздел имущества супругов на основании договора. А согласно п. 2 ст. 258 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134;dst=101356>, посвященной разделу имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, при выходе из его состава одного из членов это хозяйство разделу не подлежит. Соответственно, сохраняется и крестьянская семья.
Часть третья ГК РФ, регулирующая вопросы наследственного права, предусматривает очередность наследования по закону, причисляя к наследникам первой очереди детей, супруга, родителей наследодателя (ст. 1142) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60727;fld=134;dst=100176>, и тем самым, несомненно, служит сохранению семейных связей, а, следовательно, и правовой охране семьи. То же можно сказать и о предусмотренном ст. 1149 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60727;fld=134;dst=100205> праве на обязательную долю в наследстве, о преимущественном праве на неделимую вещь при разделе наследства (ст. 1168) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60727;fld=134;dst=100301>. Статья 1117 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60727;fld=134;dst=100031> специально выделяет так называемых недостойных наследников, которых чаще всего можно отнести и к недостойным членам семьи, нарушающим предусмотренные семейным законодательством нормы. Исключая их из числа лиц, чьи права подлежат защите, нормы наследственного права служат правовой охране семьи. [3]
Вместе с тем анализ норм гражданского права с точки зрения правовой охраны семьи позволяет сделать вывод о весьма скромном участии в этом процессе конкретных статей ГК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61289;fld=134> РФ. Однако усилить профилактический акцент данной отрасли законодательства, подчеркнуть в его общих положениях идею приоритета охраны семьи будет небесполезно.
В случае для укрепления охраны семьи необходимо предусмотреть в ГК РФ:
) возможность ограничения прав и свобод в интересах семьи;
) гарантии укрепления семьи при распоряжении правом собственности;
) конфискацию имущества у собственника с учетом интересов семьи;
) обращение взыскания на земельный участок при условии соблюдения интересов семьи;
) зависимость условий заключения различного рода гражданско-правовых сделок от интересов семьи;
) приоритет интересов семьи при разделе общей собственности, определении имущественных долей, принадлежащих каждому собственнику;
) защиту чести и достоинства семьи;
) дарение семье;
) ограничение свободы завещаний, если они не на пользу семье.
Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого на жилище: "Никто не может быть произвольно лишен права на жилище" (п. 1 ст. 40) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100156>. [1] И хотя адресована данная статья гражданину, она имеет прямое отношение к правовой охране семьи, чьи условия существования напрямую зависят от реализации данного конституционного права. Тем не менее это не помешало ЖК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=57517;fld=134> РФ исключить из сферы своего внимания такое понятие, как интересы семьи. Что же касается защиты жилищных прав, то и она замыкается на интересах каждого отдельного члена семьи, ее трудно даже опосредствованно связать с правовой охраной семьи как таковой, несмотря на то, что жилище служит своеобразным фундаментом семьи. При разрешении споров, связанных с жилищными правоотношениями, важно учитывать интересы семейного коллектива.
Семейное право служит охране семьи государством. Но поскольку охрана заключается в создании условий для нормального функционирования семьи, то следует повторить, что эта задача выполняется семейным правом специфически: путем защиты прав членов семьи, т.е. прав, предусмотренных семейным законодательством. Причем согласно п. 4 ст. 1 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60687;fld=134;dst=100015> СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Подобного рода формулировка, предлагаемая общей частью СК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60687;fld=134;dst=100015> РФ, еще раз подчеркивает, что семейное законодательство служит защите прав участников семейных правоотношений, а не правовой охране семьи как таковой. Другими словами, она осуществляется главным образом косвенно.
Таков далеко не полный перечень правовых средств укрепления семьи косвенным образом, с помощью семейного законодательства. Однако создать условия, благоприятные для семьи, способствующие ее правовой охране, только семейное законодательство не в состоянии. В то же время некоторые общие положения, нацеливающие на семейно-правовую охрану семьи, имеет смысл включить в текст СК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60687;fld=134> РФ.
Имеет смысл предусмотреть в СК РФ:
) более широкий круг отношений, регулируемых семейным законодательством, включив в орбиту его внимания интересы семьи;
) ограничение в осуществлении семейных прав, если того требуют интересы семьи;
) учет интересов семьи при разрешении споров о разделе общего имущества супругов;
) право несовершеннолетнего члена семьи на свою долю в общем имуществе.
Объявление семьи объектом защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100148> Конституции РФ) вызвало появление специальной гл. 20 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61898;fld=134;dst=100843> в УК РФ "Преступления против семьи и несовершеннолетних". К уголовно наказуемым преступлениям относятся вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в антиобщественные действия, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления (удочерения), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. ст. 150 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61898;fld=134;dst=100844> — 157 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61898;fld=134;dst=100886> УК РФ). [6]
Конечно, каждое из названных преступлений так или иначе сказывается на семье, подрывает ее устои, разрушает семью и способно привести ее к гибели. Однако и УК <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61898;fld=134> РФ не выделяет семью как самостоятельный объект правовой охраны. Это лишний раз свидетельствует о том, что и такая отрасль законодательства, как уголовное право, охраняет семью косвенным образом. Вероятно, иначе и быть не может, так как уголовное законодательство обращено к отдельному гражданину, чьи деяния содержат все признаки состава того или иного преступления. О вине семьи как таковой в его совершении можно говорить лишь с позиций нравственности.
Свою лепту в правовую охрану семьи вносит и административное законодательство. Так, в развитие п. 4 ст. 122 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60687;fld=134;dst=100556> СК РФ ст. 5.36 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61945;fld=134;dst=100295> КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Иначе говоря, не допускаются нарушения, которые мешают обрести ребенку семью. Тем самым закон способствует правовой охране семьи, которая может заменить несовершеннолетнему семью кровную. Несомненно, служат правовой охране семьи и другие административно-правовые акты. В частности, те из них, где регламентируются правила регистрации членов семьи, родителей, которым как членам семьи надлежит проживать совместно со своими детьми. Что же касается злоупотребления свободой массовой информации (ст. 13.15 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61945;fld=134;dst=101157> КоАП РФ), то здесь нет никакого, даже косвенного, упоминания о недопустимости информации, подрывающей основы семьи, ее авторитет, что позволяет прийти к неутешительному выводу о наличии пробела в данной отрасли законодательства.
С принятием нового трудового законодательства появилось больше оснований утверждать, что при регулировании трудовых правоотношений имеются в виду и правила, с помощью которых осуществляется правовая охрана семьи. Речь идет, прежде всего, о гл. 41 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61477;fld=134;dst=101599> ТК РФ "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями". [4] Сюда входят правила, защищающие материнство и детство, призванные создавать более благоприятные условия для работающей будущей матери и после рождения у нее ребенка, например, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, гарантии женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков и др. Подобного рода правила, несомненно, призваны облегчить условия жизнедеятельности семьи и, следовательно, служат ее правовой охране. Причем все перечисленные льготы распространяются и на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Таков еще один вариант правовой охраны семьи, не связанный с охраной материнства.
Налицо далеко не исчерпывающий перечень разных по степени своего влияния на семью, главным образом косвенных, способов правовой охраны семьи. Их исследование позволяет заметить, что в основном они реализуются благодаря конкретной помощи тому или иному члену семьи, что в общей сложности облегчает условия жизни семейного коллектива, семьи, которая в том нуждается. Для эффективности такой помощи важна ее адресность, позволяющая на деле помочь конкретной семье. Важно также обеспечить реализацию всех существующих способов защиты семьи — от общих декларативных положений, демонстрирующих отношения государства к семье, до сугубо конкретных средств защиты каждого нуждающегося в государственной поддержке члена семьи, что послужит более активной правовой охране семьи как таковой с позиции каждой отрасли права.
Вместе с тем отсутствие четкости в обозначении правовых позиций при употреблении таких понятий, как правовая охрана семьи, защита семьи государством, затрудняет правоприменительную деятельность. Поэтому представляет интерес изучение смысла состоявшихся перемен, выяснение того, как они сказались (или могут сказаться) на правовой охране семьи государством. [6]
3.2 Проблемы семьи как самостоятельного объекта правовой охраны и пути решения актуальных проблем
Чтобы прояснить проблемы, связанные с правовой охраной семьи, следует обратить внимание на разнообразие ее типов, без выявления и учета специфики которых действенная правовая охрана семьи просто невозможна, ибо осуществляется она с учетом характерных для семьи особенностей, присущих данному типу семьи, которые, в свою очередь, находят отражение в правовых актах, выполняющих охранительную миссию. И хотя в определении семьи на более приземленном уровне господствуют некие стереотипы, обращается внимание на имеющееся в наше время представление о моделях семьи, которые уже находят свое отражение в массовом сознании, отражаются на массовом поведении. [7] Отсюда и необходимость в разных правовых рычагах воздействия на семью, ее охрану.
Говоря о разнообразии типов семьи, надо сказать, что различают семьи полные и неполные; благополучные и неблагополучные; зарегистрированные в установленном законом порядке и основанные на "гражданском", так называемом консенсуальном, браке; бездетные и многодетные; молодые и "со стажем"; опекунские; приемные; воспитывающие ребенка-инвалида; имеющие нетрадиционную ориентацию.
Понятие о благополучии (неблагополучии) семьи относится к весьма относительным, его критерии в основном зиждутся на субъективных основаниях. Несомненно, неблагополучна семья, где родители (и дети) страдают алкоголизмом, наркоманией, нигде не работают, семью материально не обеспечивают, совершают уголовно наказуемые деяния, жестоко обращаются с детьми и т.п. По сути дела, имеется в виду явное и скрытое неблагополучие, требующее вмешательства правоохранительных органов. Другими словами, для правовой охраны семьи имеет значение не морально-этическое неблагополучие, а то, что поддается правовой оценке.
Стремление помочь семье, не оставлять ее один на один с собственными проблемами самого серьезного свойства, разрушающими ее здоровье и прочность, желание создать правовую основу целенаправленной государственной политики по охране семьи вызвало к жизни в начале 90-х годов проект Закона "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства".
Появление этого проекта было логически оправданно, поскольку стала очевидной необходимость в последующих шагах по пути дальнейшего развития конституционных предпосылок охраны семьи. Однако данный проект не был завершен по ряду причин.
В их числе связанные с отсутствием ясности по поводу определения четких границ охраняемого объекта. Чтобы избежать ошибки подобного рода, следует дать определение некоторым принципиально важным понятиям. [15]
Семья есть общность лиц, связанных между собой правами и обязанностями. Таков стержень дефиниции "семья" с точки зрения права. У специалистов в области иных отраслей знаний существует иное понимание семьи (форма организации воспроизводства населения в обществе, социально-психологическая ценность и т.д.). [15]
Это обстоятельство лишь свидетельство сложности, многогранности рассматриваемого понятия, но никак не противоречивости характеризующих ее признаков.
Мало того, как известно, каждая отрасль права исходит из своего определения семьи, так как учитывает характер регулируемых общественных отношений, специфику прав и обязанностей, предусмотренных именно этой конкретной разновидностью правовых норм, которые преследуют свои цели.
Так, с точки зрения семейного права, один из существенных признаков семьи заключается в совместном проживании ее членов. Словом, нет ничего парадоксального в существовании отличающихся друг от друга внешних признаков семьи, которая в любом случае есть общность, коллектив, имеющий свои интересы, главенствующие над интересами ее членов.
Именно в таком качестве она представляет собой объект охраны, как таковой. Но характер этой охраны всякий раз предопределяется особенностями тех или иных правовых норм, каждая из которых достигает общей цели, сообразуясь со своими возможностями и спецификой.
Однако при этом семья с любой точки зрения не может быть субъектом права, носителем лишь ей принадлежащих прав и обязанностей, поскольку не обладает признаками ни физического, ни юридического лица. Идея о семье как самостоятельном объекте охраны, составляющая ядро концепции Закона об её охране, основывается и на выделении в качестве иных объектов охраны материнства и детства.[14]
Материнство — состояние женщины, имеющей ребенка. Оно возникает в момент рождения ребенка, а прекращается с его гибелью или смертью самой матери.
При чем объектом охраны является прежде всего мать, имеющая малолетнего ребенка, особенно младенца. По мере прекращения физиологической связи матери и ребенка материнство перестает быть объектом правовой охраны, которая постепенно переходит в сферу морали. Исходя из этого, охрана материнства весьма специфична, осуществляется с помощью различных норм права (трудового, социального обеспечения, административного).
Детство представляет собой особый период в жизни человека. Для его нормального физического и психологического развития особое значение имеет охрана раннего детства, когда только начинает закладываться фундамент здоровья, будущего обладателя прав и обязанностей.
Именно на этом периоде сосредоточена его государственная охрана, которая осуществляется главным образом с помощью службы здравоохранения, различного рода социальной поддержки семьи, где растет маленький ребенок.
Что же касается охраны отцовства, то подобного рода понятие лишено правового смысла, поскольку мужчина — всего лишь равноправный с матерью участник всех отношений, связанных с обеспечением и реализации родительских прав и обязанностей. Объединение разных по своей сути объектов охраны, во-первых, отвлекает от главной задачи (охраны семьи), во-вторых размывает границы между её неодинаковыми объектами.
Существует несколько направлений этой проблемы. Одно из них — более заключается в экономической и социальной поддержки семейного коллектива.
Подобного рода поддержка должна несомненно принадлежать одно из ведущих мест в государственной социальной политики, её финансирование не может осуществляется по остаточному принципу. Поэтому имеет смысл введения в государственный бюджет специальной статьи расходов, предназначенной для охраны семьи.
Для решений проблем по правовой охране семьи необходимо принять следующие меры, а именно:
) Расширить, укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи;
) Устранить существующие и предотвратить существующие коллизии при разрешении проблем семьи с помощью правовых норм; избежать возможных пробелов в правовом обеспечении интересов семьи;
) Повысить престиж семьи; помочь обрести семью, если её нет; помочь укреплению так называемой "большой семьи", сохранению полезных человеку, ребенку семейных связей, в том числе обеспечиваемых с помощью правовых норм;
) Охватить все сферы жизни семьи, каждая из которых составляет одно целое;
объединить воедино все способы охраны и защиты семьи (финансирование, налогообложение, различного рода привилегии и т.д.) под одним знаменателем;
устранить препятствия на пути укрепления семьи.
Эффективность охраны семьи также предполагает адресную поддержку в зависимости от типа семьи, которая может быть: молодой, малообеспеченной, неблагополучной, которая включает в свой состав нетрудоспособных, престарелых, тяжелобольных лиц, семей беженцев.
Для каждого типа семьи характерны свои проблемы и трудности. И для разрешения требуется оказание разных видов помощи (экономическая, социальная и правовая). Но все они должна иметь общую правовую основу, которая позволит включить во внимание государству любую семью, если она нуждается в защите (охране). Особое место для оказания помощи семье должно занимать, во-первых, служба помощи семье, во-вторых, профилактическая работа с неблагополучными семьями.
Служба помощи семье может быть разнообразной и должна включать в себя:
) Просветительскую работу (по вопросам медицинского, педагогического, психологического свойств);
) Консультации по различным проблемам нуждающихся в этом супругов, родителей, других членов семьи, а также одиноких лиц.
Что касается места службы семьи в системе государственных органов, учреждений, общественных организаций, то её следует определить на региональном уровне с учетом местных особенностей, возможностей и традиций.
Заключение
Семья базируется на единстве материальных и идеологических отношений, имеющем естественную основу. Семейная общность стабильна благодаря своим внутренним "силам сцепления" — духовной близости, нравственным семейным ценностям, взаимной материальной поддержке ее членов, поэтому внутренняя организация семьи исследуется сквозь призму понятий, характеризующих малую группу, объединенную семейным интересом.
В данной работе были достигнуты поставленные цели, а именно:
) Были анализированы конституционные основы правовой охраны семьи как самостоятельного объекта охраны и определены правовые основы другого законодательства охраны семьи;
) Выявлены проблемы, способы и решения актуальных проблем правовой охраны семьи.
И в заключении своей курсовой работы можно сказать, что если государство создаст необходимые предпосылки для благополучного функционирования семьи, то с учетом этого личность с помощью семейно-брачных отношений сможет привести свои интересы в единство с интересами общества, а соответственно государство, в итоге, приобретет уверенность в стабильности и процветании нации, и развитии российского общества.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12. 1993 г. с изменениями и дополнениями от 21.03.2014 г.);
. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 г. с изменениями и дополнениями от 05.05.2014 г.);
. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30.11.1994 г. с изменениями и дополнениями от 05.05.2014 г.);
. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 г. с изменениями и дополнениями от 02.04.2014 г.)
. Жилищный кодекс Российской Федерации (от 29 декабря 2004 г. с изменения и дополнениями от 04.06.2014 г.);
. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 г. с изменениями и дополнениями от 19.11.2013 г.);
. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. — 2007. — 30 апреля;
. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
. Тищенко Л.А. История развития института семьи // Государство и право. 2006. №11. С. 40.
. Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 2004. №12. С. 99.;
. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. 280 с;
. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского государства // Социс. 2003. №7. С. 92.;
. Нечаева A.M. Семейное право. — М.: Юрайт-издат, 2007. — 280 с.
. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. — М.: Норма, 2006.;
. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М.: Политиздат, 1990. — 222 с;
. Матвеев Г.К. Советское семейное право. — М.: Юрид. лит, 1978. — 208.