Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы формирования себестоимости продукции предприятия4
1.1. Сущность и виды себестоимости продукции4
1.2. Структура и методы формирования себестоимости продукции4
1.3. Планирование себестоимости реализуемой продукции4
Глава 2. Анализ себестоимости продукции и ее планирование на примере ЗАО «Омега-1»4
2.1. Основная организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Омега-1»4
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия ЗАО «Омега-1»4
2.3. Планирование себестоимости продукции на предприятии ЗАО «Омега-1»4
2.4. Пути снижения себестоимости продукции4
Заключение4
Список использованной литературы4
Приложения4
Выдержка из текста работы
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а так же других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Оценка себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Это позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
В условиях рыночной экономики роль и значение снижении себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет улучшить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства; улучшить материальное стимулирование работников; улучшить финансовое состояние предприятия.
Для успешного использования себестоимости как одного из важнейших экономических рычагов не только в системе управления сельскохозяйственным производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа важное значение имеет научно обоснованное калькулирование затрат на производство и реализацию отдельных видов и всей продукции.
В растениеводстве и животноводстве получают не один, а несколько видов продукции. Из них один вид продукции является основным (зерно, корнеплоды, товарная рыба), другие — сопряженными или побочными. Сопряженная продукция (молоко и приплод, льносемена льносоломка) наряду с основной имеет самостоятельное значение, а побочная является второстепенной, хотя и имеет потребительскую ценность (навоз, солома, ботва, перо).
Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и путей ее снижения на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—определить экономическую сущность и виды себестоимости продукции;
—рассмотреть основные показатели уровня себестоимости продукции на предприятии;
—дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО "СПК Тимково";
—изучить динамику себестоимости основных видов продукции предприятия;
—оценить себестоимость продукции по элементам затрат;
—рассчитать уровень затрат на рубль товарной продукции;
—предложить мероприятия по снижению себестоимости продукции в ООО "СПК Тимково".
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью "СПК Тимково".
Источниками информации являются нормативные документы, научная литература, периодические издания, а также годовая бухгалтерская отчетность.
1.Теоретические основы формирования себестоимости продукции
1.1 Экономическая сущность и виды себестоимости продукции
Одним из важнейших разделов экономики предприятий является изучение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции.
Себестоимость — это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.
Себестоимость:
.Общая себестоимость — сумма затрат на производство всего объема продукции
.Индивидуальная себестоимость — затраты на производство только одного изделия
.Средняя себестоимость — определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции
Виды себестоимости:
—Производственная себестоимость — затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)
—Полная себестоимость — сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы).
—Коммерческие расходы — затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.
В составе себестоимости продукции различают переменные и условно-постоянные расходы (затраты). Величина переменных затрат меняется с изменением объема выпускаемой продукции (работ, услуг). К переменным относятся материальные затраты на производство продукции, а также сдельная заработная плата рабочих. Сумма условно-постоянных затрат не меняется при изменении объема производства продукции (работ, услуг). К условно-постоянным расходам относятся амортизация, аренда помещений, повременная заработная плата административно-управленческого и обслуживающего персонала и другие затраты.
Под определением (калькулированием) себестоимости продукции понимается исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции.
Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Виды себестоимости:
.Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учёта);
.Себестоимость по элементам затрат.
Структура себестоимости по статьям калькуляции:
) Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)
) Топливо, энергия, идущая на производство
) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)
) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)
) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)
) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)
) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например, ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)
) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья
) Работы сторонних организаций (контрагентов)
) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления
Структура себестоимости по элементам затрат:Материальные затраты:
) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;
) Топливо, энергия;
) Общепроизводственные затраты.Оплата труда — заработная плата:
) основного производственного персонала;
) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);
) интеллектуального персонала;
) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);
При определении себестоимости единицы продукции также исчисляется себестоимость:
продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, используемых основным производством;
промежуточных продуктов (полуфабрикатов) основного производства;
продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;
всего товарного выпуска предприятия.
Данные о себестоимости продукции (работ, услуг) — основа для принятия решений по управлению предприятием.
Повышенные темпы роста себестоимости единицы продукции по сравнению с ростом отпускных цен на нее являются сигналом к пересмотру системы организации производства, модернизации технологий с целью снижения себестоимости.
Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.
.2 Основные показатели уровня себестоимости продукции на предприятии
Основными источниками информации для проведения экономической оценки себестоимости продукции являются статистическая отчетность — форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т "Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда"; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
Оценка себестоимости проводится в следующих направлениях:
—изучаются затраты на один рубль товарной продукции;
—анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
—оценка себестоимости конкретных видов продукции.
Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой товарной продукции — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах: