Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ.5
1.1.ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ5
1.2.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ7
1.3.ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ9
1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ.14
2.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ14
2.1.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУГИХ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ16
2.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ17
ГЛАВА3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ22
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ.22
3.1.УКРЕПЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ22
3.2. УКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ30
Выдержка из текста работы
В данной работе разберем бюджетную систему местного самоуправления. Его доходы и расходы. В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Есть серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России.
Местный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
- федерального, включающего федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- субъектов РФ, состоящих из бюджетов 83 субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местного, который образуют бюджеты муниципальных районов; городских округов; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городских и сельских поселений.
Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ, рассмотрим более подробно, состав и источники финансирования его дефицита, роль органов местного самоуправления в формировании и использовании этих средств.
1. Бюджетная система РФ
1.1 Местные бюджеты
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
- разработка, утверждение и контроль проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- составление и исполнение бюджета и отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению;
- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в соответствии с Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов;
- определение источников доходов бюджетов внутригородских районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
- установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- иные бюджетные полномочия.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков) — местными бюджетами включают 29 тыс. бюджетов.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и местный бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Региональные и местные бюджеты, являются и составляют финансовую систему Российской Федерации.
1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении самоуправления
Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:
- наличие финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- региональные и местные бюджеты дают возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона;
- формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.;
- перераспределение финансовых бюджетные средств, органами власти регионов, на увеличение или уменьшение нормативных финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
- концентрация финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органами представительной и исполнительной власти регионов может централизованно направляться на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые
- оптимальное финансирование капитальных и текущих, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно. С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.
Отмечая роль местных бюджетов в развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами). Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
2. Состав местных бюджетов
2.1 Доходы местных бюджетов
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.
В доходную часть местных бюджетов входят собственные доходы и поступления от регулирующих доходов, средства по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований. При этом соб-ственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы.
К собственным доходам местных бюджетов также относятся:
— доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
— доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;
— платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
— доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
— штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
— государственная пошлина;
— не менее 50% налога на имущество предприятий;
— индивидуальный подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Органы местного самоуправления могут выпускать лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать различные организации, обеспечивающие реализацию финансирования. Также возможны наделения отдельными государственными полномочиями, в этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для их осуществления.
К доходам местных бюджетов относиться, также любые другие платежи, предусмотренные законодательством.
Права представительных органов местного самоуправления:
1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с законами;
2) в соответствии с законодательством принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.
Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
В структуре доходов и расходов имеет значение распределение их по уровням бюджетной системы. В структуре местных бюджетов налоговые поступления занимают свыше 2/3 доходов, но в последние годы идет тенденция снижения их удельного веса в общем объеме. Другой характерной особенностью является существенный рост поступлений трансфертов до 37% за этот же период, что свидетельствует об усилении зависимости местных бюджетов от финансовой поддержки вышестоящего уровня.
2.2 Расходы местных бюджетов
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию органов государственной власти и утверждается соответствующими нормативными актами. Если в зако-нодательных или других правовых актах установлены бюджетные обяза-тельства, реализуемые из бюджетов различных уровней, то имеет место разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств между бюджетами различных уровней.
Существуют различия расходов бюджетов различных уровней, они обусловленны разграничением полномочий и предметов ведения между различными органами власти и управления. Они определяются функциями и задачами, которые выполняют законодательные и исполнительные органы власти того или иного уровня. Общая тенденция в области расходов бюджетов направлена на их сокращение путем рационализации, отказа от финансирования неэффективных мероприятий, расширения принципа субсидиарности, адресности и прозрачности.
В соответствии с функциями местных исполнительных органов средства местных бюджетов расходуются на финансирование:
— дошкольного, среднего общего, а также среднего профессионального и дополнительного образований и специальных образовательных программ;
— мероприятий по приписке и призыву на военную службу;
— работ по чрезвычайным ситуациям;
— правоохранительной деятельности;
— программ в области здравоохранения;
— мероприятий по социальному обеспечению и адресной социальной помощи;
— программы занятости;
— жилищной программы;
— деятельности в сфере культуры, спорта и информации;
— промышленности, транспорта и строительства объектов;
— мероприятий по охране окружающей среды, проводимых местными исполнительными органами;
— проведения проектно-изыскательских работ;
— благоустройства населенных пунктов, эксплуатации и строительства дорог и улиц населенных пунктов;
— эксплуатации, строительства и реконструкции дорог местного значения;
— мероприятий по обеспечению населения питьевой водой и очистке сточных вод;
— программ развития и поддержки малого;
— официальных трансфертов, передаваемых в вышестоящий бюджет из нижестоящих бюджетов, и в нижестоящие бюджеты из вышестоящего бюд-жета;
— обслуживание долга местных исполнительных органов.
В практике формирования российских бюджетных отношений именно в отношении расходов местных бюджетов рассматривается такой режим как «минимальные размеры» расходов. Данный норматив устанавливается в отношении социальных расходов, расходов на содержание образовательных и медицинских учреждений.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете.
В качестве составной части местных бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
2.3 Дефициты бюджета и источники их компенсации
Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитным федеральным законом, субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами власти, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.
Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:
— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
— кредиты, полученные от кредитных организаций;
— поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:
— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
— кредиты, полученные от кредитных организаций;
— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;
— поступления от продажи муниципального имущества;
— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества — источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.
Заключение
Рассмотрев подробно устройство местных бюджетов, определилась структура формирования, распределения и компенсация различных его составляющих. Местные бюджеты, как и основной бюджет страны, не постоянен из года в год, и более того, не статичен даже в течение того срока на который он рассчитан и принят и требует постоянного контроля и проработки.
Законодательство, в частности Бюджетный кодекс и пр. нормативные документы, определяют полномочия и обязанности местных органов по формированию и распределению своего, местного бюджета и уже они определяют статьи доходов и расходов на предстоящий период.
Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов. Изыскание источников финансирования, покрывающих такой дефицит, тоже прерогатива местных органов, которые должны учитывать непредвиденные издержки.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов может возрастать при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов.
Библиографический список
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ Галочкина О.А (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
2. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. 4-е изд. — М.: 2010 — 448 с.
3. Нешитой А.С. Учебник. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 336
4. Электронный ресурс: http://studyspace.ru/ (Дата обращения 14.05.2016 г.)
5. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 14.05.2016 г.)
6. Система Гарант — электронный ресурс http://base.garant.ru/10900200/51/#block_100010 (Дата обращения 15.05.2016 г.)
Размещено на