Содержание
Содержание:
Введение………………………………………………………..………….3
Глава 1. Психологические особенности самоотношения
1.1 Психологическая характеристика самоотношения …………………6
1.2 Структура самоотношения ……………………………………..……16
Глава 2. Особенности самоотношения в студенческом возрасте
2.1. Студеческий возраст…………………………………………………21
2.2. Характеристики самоотношения в студенческом возрасте….……28
Глава 3. Исследование особенностей самоотношения в студенческом возрасте
3.1. Организация и методы исследования………………………….……32
3.2. Результаты исследования……………………………………………34
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы…………………………..…………………………37
Выдержка из текста работы
Нам представляется эта тема интересной и важной, так как этот возраст все-таки мало изучен. Относительно места данного возраста в периодизациях нет однозначно принятого решения. Считается, что «основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте» — юношеский возраст воспринимается зачастую как его завершающий этап, то есть, для одних исследователей данный возраст оказывается не имеющим самостоятельного значения, другие исследователи подчеркивают, что этот возраст является очень важным этапом в жизни человека, служит, как бы, отправной точкой во взрослость. [1] В студенческом возрасте вновь, на новом уровне встает проблема профессионального самоопределения, она носит совершенно другой содержательный контекст, нежели в старшем школьном возрасте.
Возраст во многом задается образовательным институтом, определенной педагогической системой, местом, где предъявляются определенные требования, задаются рамки, обозначенные правилами, нормами, некоторыми стандартами.[2] Студенческий возраст является исключительно институционально заданным, и выросшим не столько из психологических периодизаций развития, сколько из «педагогической» периодизации — сложившейся системы образовательных воздействий.
Опираясь на возрастные периодизации Эриксона, Левинсона, Зеера, Слободчикова, можно сказать, что в студенческом возрасте происходит переход между юностью и ранней взрослостью.
Кризис юности (мы рассматриваем его в студенческом возрасте) содержит в себе внутренние противоречия. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести.
В литературе кризис юности описывается лишь в общих чертах. Мы анализируем кризис юности в рамках возрастного кризиса, структурно описанного К.Н. Поливановой.[21]
Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного способа подтверждения профессионального выбора.
Попадая в ВУЗ, юноша начинает осваивать, новый для него, способ учиться. Здесь значимым является посещение лекций и семинаров, выполнение всех учебных требований. Представление о будущей профессии существует, как правило, в мифологизированной форме. Неготовность к профессиональной деятельности не является предметом для беспокойства, поскольку впереди еще много времени.
Предкритическая фаза возникает тогда, когда юноше открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Он начинает предполагать что, выполняя только учебные требования, он не станет специалистом в своей профессии. Такое открытие возможно лишь на основе представлений об иной (новой) идеальной форме. До этого идеальная форма представляется в мифологизированном виде, то есть существует какое-то представление о своей будущей профессии и есть некоторая учебная деятельность, которая в представлении многих студентов пока никак не связана с будущей профессией.
Собственно критическая фаза наступает тогда, когда у юноши возникает потребность в профессиональных пробах, потребность в «прощупывании» будущей профессии, примеривании себя к ней. В этот период особенно необходим посредник — профессионал, который становится для юноши воплощением идеальной формы. На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме (идеализированные и наивные) в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, юноша сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Сначала это может быть просто копирование действий профессионала, буквально, подражание ему. Именно в этой фазе происходит субъективация идеальной формы через посредство пробы.
Далее наступает этап конфликта. Позитивный смысл конфликта состоит в том, что на этом этапе для юноши раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной (идеализированной) формы в реальную жизнь. Он еще не может пойти работать по специальности. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной (идеализированной) формы остаются внешние ограничители. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с неактуальностью прежних форм действования (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью, неумением, неспособностями самого юноши. В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы, связанные с недостаточностью собственных способностей, практических навыков.
Он понимает, что многого еще не знает и не умеет, осознает свою некомпетентность (не верит в свои силы, ему кажется, что он ничего не знает и не умеет). Но прежде чем собственно критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия собственных способностей. Рефлексия рассматривается как этап кризиса, она представляет собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным. В процессе рефлексии чувство некомпетентности переходит в понимание и осознавание нехватки определенных ресурсов. Юноша начинает дифференцировать все свои знания и умения, пытается понять, каких ресурсов у него еще нет и как заполнять эти разрывы, а какие уже есть и как можно ими пользоваться. Исходя из этого, молодой человек начинает самостоятельно простраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. Реализуется новая идеальная, а не идеализированная форма, не формальная, а полноценная. Мы считаем, что это, в большинстве случаев, проходит за пределами вуза, когда юноша уже в полной мере начинает реализовываться профессионально.
Целью нашей дипломной работы является исследование особенностей протекания кризиса юности в студенческом возрасте.