Выдержка из текста работы
Введение 1. Понятие заработной платы. 2. Минимальный размер оплаты труда 3. Государственное регулирование оплаты труда Заключение Список литературы |
3 4 8 11 16 17 |
Введение
Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально–экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
В настоящее время минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально – экономические условия и сопоставимой с минимальным потребительским бюджетом. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.
Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране уровень заработной платы в топливо – энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях.
К числу важнейших в настоящее время относится также проблема устранения чрезмерной дифференциации в оплате труда руководителей предприятий и остальных работников, являющейся одной из причин сложившейся напряженности в социально – трудовой сфере.
1. Понятие заработной платы.
Заработная плата — это доля труда работников в общественном продукте, выраженная в денежной форме. Оплата труда представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на жилье, питание, топливо, оплачиваемые в порядке, установленном действующим законодательством.
Определение заработной платы, данное МОТ в Конвенции N 95 об охране заработной платы (ст.1), звучит следующим образом: «Заработная плата — это всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и устанавливаемый соглашением или национальным законодательством, которое в силу письменного или устного договора о найме работодатель уплачивает трудящемуся за труд».
Заработную плату можно рассматривать в экономическом и в правовом смысле. Экономический аспект оплаты труда представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. Но в условиях рыночной и нерыночной экономики способы определения данной цены отличаются. Если господствует один собственник (в условиях нерыночной экономики), — он является единственным субъектом формирования заработной платы. В данном случае размер заработной платы большей частью зависит от усмотрения собственника средств производства, хотя и связан с качеством и результатами.
При рыночной экономике формирование содержания категории «заработная плата» происходит непосредственно на рынке труда при встрече двух собственников — собственника рабочей силы (способности к труду) и собственника средств производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие между данными субъектами отношения — это отношения трудового найма, представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага. Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных благ. Таким образом, заработная плата — это денежная форма стоимости рабочей силы, т.е. цена рабочей силы.
Также заработная плата каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. В соответствии Трудовым кодексом РФ запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, расы, национальности. Однако, на практике это соблюдается не всегда (например, труд женщины иногда оплачивается ниже, чем труд мужчины, при прочих равных условиях).
Как правовая категория заработная плата раскрывает определенные права и обязанности субъектов трудового правоотношения по поводу оплаты труда — с этой стороны она является, в первую очередь, одним из условий найма, которые определяются соглашением между участниками трудового правоотношения и в силу этого обязательны для применения. Субъектами данных правоотношений являются: наниматель с одной стороны и наемный работник с другой стороны.
Заработная плата, которая является оплатой за наемный труд, выступает условием непосредственно договора трудового найма. Труд подлежит оплате именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда имеет значение для определения размера оплаты, но не права на оплату как такового. Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда работник не выполнил необходимую меру труда по причинам, не зависящим от него.
Также необходимо отметить тот факт, что стороны трудового договора заранее определяют величину заработной платы в денежном выражении. Здесь стороны действуют в собственных интересах, но имеются определенные ограничения в законодательстве, договоре и т.п.
Величина заработной платы работников определяется комплексом факторов. Во-первых, среди факторов можно выделить величину стоимости рабочей силы, которая должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Это положение, отражающее объективную закономерность, вместе с тем предполагает известную эластичность действия закона заработной платы. Ведь величина заработной платы не является постоянной, а изменяется в зависимости от качества рабочей силы, затрат труда, уровня жизни в стране и т.д.
Эластичность действия этого закона толкает предпринимателей к снижению заработной платы до низшей границы – «биологического прожиточного минимума», включающего средства, необходимые для простого поддержания жизнедеятельности низкоквалифицированных работников. Поэтому в последние десятилетия в США, странах Западной Европы и других развитых странах были приняты законы, гарантирующие минимальный уровень заработной платы, который должен обеспечить нормальные условия воспроизводства для работников. В России, переживающей экономический кризис, уровень минимальной заработной платы все еще значительно ниже величины прожиточного минимума, рассчитанного по скудной продовольственной «корзине». Требуется не только определить нормальную величину прожиточного минимума и довести минимальную заработную плату до ее уровня, но и резко повысить последнюю.
Во-вторых, уровень заработной платы работников во многом зависит от их квалификации. Поскольку более квалифицированный и сложный труд работников создает большую стоимость, то и уровень заработной платы таких работников должен быть выше. Особое значение это приобретает при современной НТР, требующей от работников высокой квалификации и творческой активности, владения компьютерной техникой, знания иностранных языков и др. Естественно, что это требует обучения и связанных с ним затрат, лучших условий жизни, удовлетворения социальных и культурных потребностей работников. К сожалению, в настоящее время в России уровень квалификации работников, особенно научных и инженерно-технических работников, врачей, учителей и др., слабо учитывается при определении уровня заработной платы.
В-третьих, на размер заработной платы оказывают влияние национальные различия между странами, связанные с исторически сложившимися различиями в уровне экономического, социального и культурного развития, качества жизни народа. Важную роль здесь играет степень использования достижений НТР и рост производительности труда, качество рабочей силы, благоприятные природно-климатические условия. В силу этого наиболее высокий уровень заработной платы исторически сложился в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и других, наиболее развитых странах Западной Европы, а также в Японии. В слаборазвитых странах в современной России заработная плата в несколько раз ниже, чем в индустриально развитых страхах.
В-четвертых, на уровень заработной платы оказывают влияние рыночные факторы (спрос и предложение рабочей силы, конкуренция, монополия и др.). Если на рынке труда спрос превышает предложение, то заработная плата повышается, а если предложение превышает спрос, тот наоборот.
Среди рыночных факторов, оказывающих воздействие на величину заработной платы, можно выделить конкуренцию между предпринимателями, а также между наемными работниками. Конкуренция на рынке труда ведет к выравниванию заработной платы работников определенной профессии с равным уровнем квалификации, приближению ее к равновесной цене.
Влияет на уровень оплаты труда монополия работодателей. Они стремятся за счет снижения заработной платы увеличить свои прибыли, используя в этих целях безработицу, конкуренцию между собой наемных работников. Чтобы противостоять монополистам на рынке труда, работники организуются в профсоюзы, пытаются заключить более выгодные для себя коллективные договоры с предпринимателями, участвуют в забастовках. Противоречия между трудом и капиталом достигают такого масштаба и напряжения, что государство вмешивается в трудовые отношения между бизнесменами и профсоюзами, пытаясь их смягчить и отрегулировать.
Сглаживанию отрицательных последствий влияния инфляции на уровень реальных доходов способствует формирование различных социальных фондов из средства государственного бюджета, средств предприятий и организаций, различных внебюджетных общественных фондов, отчислений из заработной платы и др. За счет средств социальных фондов осуществляются выплаты на развитие образования, здравоохранения, социальное обеспечение, страхование, вспомоществование инвалидам, безработным и др. Переход к рынку требует лучшей организации формирования, распределения и использования социальных средств, чтобы преодолеть обезличку и уравнительность, усилить их целевой и адресный характер, зависимость от трудового стажа и качества работы, ее общественных результатов.
Важно при оценке уровня жизни народа учитывать не только заработную плату, но также доходы от личного подсобного хозяйства и других видов трудовой деятельности, выплаты из социальных фондов, разного рода выплаты и льготы. В России доля оплаты труда в денежных доходах населения снизилась с 73,6% в 1992 г. до 64,2% в 1999 г. Такой низкий удельный вес заработной платы в денежных доходах населения, разрыв в заработной плате и доходах в различных отраслях и группах населения ведут к тому, что соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения за 1992-2002 гг. выросло с 8,0 до 14 раз (в 1995 – 13,5 раза). Важная роль в преодолении данных перекосов в уровне и структуре заработной платы, денежных доходов населения, отражающих высокий коэффициент Джини, принадлежит совершенствованию организации и форм заработной платы, материального стимулирования труда в условиях перехода к рынку.
2. Минимальный размер оплаты труда
Официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. Например, штраф за небольшое нарушение правил может составлять 1/10 минимальной заработной платы. К минимальной заработной плате привязывается и величина разных платежей и налогов с физических лиц, исчисляемая в долях минимального уровня оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда вводится:
- организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов;
- другими организациями — за счет собственных средств
Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями — за счет собственных средств.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Ежегодно размер минимальной заработной платы пересчитывается с учетом уровня инфляции и социально-экономического развития страны.
В таблице 1 представлена динамика изменения минимального размера оплаты труда с 2000 по 2009 год. На данный момент действует МРОТ установленный на 1 января 2009 года.
Таблица 1 МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда |
Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц) |
Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда |
с 1 января 2009г. |
4330 |
ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ |
с 1 сентября 2007г. |
2300 |
ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ |
с 1 мая 2006г. |
1100 |
ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
с 1 сентября 2005г. |
800 |
ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
с 1 января 2005г. |
720 |
ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
с 1 октября 2003г. |
600 |
ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ |
с 1 мая 2002г. |
450 |
ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 N 42-ФЗ |
с 1 июля 2001г. |
300 |
ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
с 1 января 2001г. |
200 |
ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
с 1 июля 2000г. |
132 |
ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
При решении вопросов о минимальной заработной плате необходимо определиться с ее экономическим содержанием, выявить соотношение между минимальной заработной платой и средней заработной платой, между минимальной заработной платой и потребительским бюджетом.
3. Государственное регулирование оплаты труда
Минимальная заработная плата является основным инструментом регулирования оплаты труда.
Минимальную заработную плату нельзя понимать как оплату, гарантированную при всех условиях. Ее более правильно характеризовать как нижнюю границу цены рабочей силы, обеспечивающей на рынке труда в нормальных условиях вознаграждение труда наименьшей сложности.
Обоснованное соотношение минимальной и средней заработной платы имеет значение для стимулирования работников к более квалифицированному и высокооплачиваемому труду.
За рубежом уровень минимальной заработной платы по отношению к средней, как правило, составляет 40%.
В Российской Федерации в 2003 году минимальная заработная плата составила всего 11,3% от средней заработной платы, а в 2009 году уже 21%. При этом за 1990-2003 год заработная плата возросла в 7,5 раза. Но и средняя заработная плата за этот период увеличилась в 17,5 раза. Тенденции такого соотношения увеличения минимальной и средней заработной платы сохранились, что не могло не сказаться на соотношении этих показателей.
Оптимизация соотношений между минимальной и средней заработной платой в нашей стране может быть достигнута повышением минимальной заработной платы. Кроме того, одним из путей такой оптимизации может быть изменение механизма регулирования верхнего предела заработной платы. Но повышение минимальной заработной платы может привести к ограничению роста занятости, особенно молодежи, так как за ту же оплату можно нанять взрослого и более опытного специалиста.
В наших условиях, при столь неблагоприятном соотношении между минимальной и средней заработной платой, усугублявшемся низким уровнем минимальной заработной платы по отношению к прожиточному минимуму, необходимо использовать все возможные пути оптимизации соотношений.
В нашей стране минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума. По данным Министерства труда РФ величина прожиточного минимума по состоянию на III квартал 2009 года составляет 5198 рублей на душу населения и 5620 рублей для трудоспособного населения. А в 2004 году прожиточный минимум на душу населения составил 2451 рубль, минимальная заработная плата 600 рублей, что более чем в 4 раза ниже прожиточного минимума низкого стандарта.
Для наглядности зависимости минимальной заработной платы и прожиточного минимума я приведу таблицу 2.
Таблица 2 Размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума в РФ
Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда |
Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц) |
Размер прожиточного минимума ( в руб на душу населения). |
с 1 января 2009г. |
4330 |
5083-5189 |
с 1 сентября 2007г. |
2300 |
3879-4693 |
с 1 мая 2006г. |
1100 |
3443-3809 |
с 1 сентября 2005г. |
800 |
3047-3374 |
с 1 января 2005г. |
720 |
2910-3053 |
с 1 октября 2003г. |
600 |
2143-2451 |
с 1 мая 2002г. |
450 |
1804-2121 |
с 1 июля 2001г. |
300 |
1524-1719 |
с 1 января 2001г. |
200 |
1396-1507 |
с 1 июля 2000г. |
132 |
1234-1285 |
Из таблицы видно, что разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом стал значительно сокращаться только с 2007 года, до этого же прожиточный минимум был в 3-4 раза выше минимальной заработной платы.
Установление минимальной заработной платы на все более низком уровне по отношению к стоимости минимальной потребительской корзины не обеспечивает условий для воспроизводства рабочей силы. Первоначальная заработная плата должна составлять, по крайней мере, 50% соответствующего потребительского бюджета( — это бюджет семьи, таблица ее доходов и расходов за определенный период времени, чаще всего за месяц и год).
В последнее время внимание к минимальному уровню заработной платы усиливается. Ориентиром при определении ее величины стал прожиточный минимум.
Различают 2 вида прожиточного минимума:
- физиологический
Физиологический потребительский бюджет (ФПБ) определяет набор потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических потребностей человека. На его основе рассчитывается физиологический минимум для определения денежных и натуральных доходов населения, которые обеспечивают соответствующий ФПБ объем потребления товаров и услуг группами населения, относимыми к самым бедным или нищим слоям.
Физиологический минимум поддерживает воспроизводство человека на грани выживания, и, следовательно, на его основе невозможно определение размеров минимальных тарифных ставок заработной платы. Потребительская корзина физиологического минимума по своему энергетическому балансу не предусматривает затрат энергии человеком на соответствующие виды работ, не содержит расходов на транспорт, дополнительную одежду, необходимую для осуществления производственной деятельности, приобретение соответствующих профессиональных навыков или их поддержание. Доход ниже уровня физиологического минимума ведет к деградации человека, его физическому истощению. Физиологический минимум — граница уровня, поэтому лица или семьи, имеющие доход на уровне или ниже ФПБ, имеют безусловное первоочередное право на социальную защиту и пользование специальными социальными программами и должны находиться под наблюдением (опекой) местных органов социального обеспечения или им подобных.
- социальный минимум, который помимо физиологического минимума включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы.
Структура бюджета прожиточного минимума включает помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.
Соответствия минимальной заработной платы прожиточному минимуму можно добиться путем подтягивания минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума либо за счет снижения нормативов потребления.
Исходя из сущности заработной платы и ее экономического содержания при установлении минимальной заработной платы необходимо учитывать следующее:
- минимальная заработная плата должна позволять работнику воспроизводить свои физические способности, затраты жизненной энергии на выполнение работы наименьшей сложности, выполняемой в нормальных для здоровья условиях;
- минимальная заработная плата должна удовлетворять не только физиологические, но и социальные потребности;
- минимальная заработная плата должна удовлетворять потребности не только самого труженика, но и его семьи, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы;
- при установлении минимальной заработной платы необходимо учитывать структуру заработной платы, удельный вес ее тарифной части.
Чтобы заработная плата отвечала вышеперечисленным требованиям, она должна быть не только не ниже прожиточного минимума взрослого трудоспособного члена семьи, но и покрывать расходы на детей, то есть при расчете минимальной заработной платы нужно корректировать минимум взрослого человека с учетом расходов на детей.
Конечно, решить вопрос о воспроизводстве рабочей силы (покрытие затрат на детей) можно поддержкой семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, из государственного бюджета. Но в нашей стране в условиях дефицитного бюджета следует стремиться к возможно меньшей нагрузке на него.
Если сохранится существующее положение, при котором минимальная заработная плата определяется вне связи с реальным прожиточным минимумом, то государство будет расходовать все большие средства на социальную помощь гражданам, занятым в общественном хозяйстве.
Введение обоснованного минимума позволит активно влиять на отбор среди предприятий в пользу наиболее рентабельных, эффективных, способных обеспечить нормальный уровень доходов и оплаты своим работникам за счет собственных средств, а не бюджета.
Государство при установлении размера минимальной заработной платы не должно забывать о стимулирующей роли заработной платы, и в первую очередь учитывать потребности граждан и удовлетворять их.
Государство само должно быть заинтересовано в уменьшении разрыва между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, тем самым снизится нагрузка на бюджет и решатся многие социальные проблемы.
Заключение
В данном реферате я описала минимальную заработную плату как основной механизм государственного регулирования оплаты труда.
К числу важнейших проблем в области организации заработной платы относятся:
- Выработка нового понимания сущности заработной платы.
- Четкое определение природы минимальной заработной платы, ее уровня, динамики и порядка регулирования, как основы построения всей системы дифференциации заработной платы по сложности и условиям труда.
- Поиск оптимального сочетания централизованного регулирования заработной платы с расширением прав предприятий в области оплаты труда.
- Разработка основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений вообще и отношений распределения по труду в частности.
Минимальная заработная плата в нашей стране по-прежнему остается ниже прожиточного минимума, что не позволяет осуществлять естественное воспроизводство рабочей силы и все больше средств тратить из бюджета на ликвидацию данного недостатка, тем самым порождая повышение налогов на доходы средне- и высокооплачиваемых категорий граждан, на прибыли предприятий. То есть образуется замкнутый круг и единственный выход из него это довести минимальную заработную плату до прожиточного минимума.
Список литературы
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
- Федеральный закон №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федеральных законов от 29.04.2002 N 42-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 01.10.2003 N 127-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 198-ФЗ)
- Баткаева И.А. Организация заработной платы: Учебное пособие/ ГУУ.– М.,2005. – 42с.