Выдержка из текста работы
Актуальность работы. В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица — но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Многоукладная экономика любого государства предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, дальнейшее развитие лишь обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и рынок труда в целом, актуальны для экономики страны. Роль данного рынка чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране, продавая свой труд, получают доходы именно благодаря ему.
Цель данной работы — рассмотреть рынок труда и его роль в экономике.
Для достижения данной цели решим в курсовой работе следующие задачи:
— рассмотрим рынок труда и его функции;
— изучим рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
— рассмотрим систему государственного регулирования рынка труда;
— рассмотрим проблемы и роль рынка труда.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Рынок труда
1.1 Рынок труда и его функции
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда — это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
Сущность рынка труда проявляется в его функциях:
— Обеспечение пропорционального распределения рабочей силы в отраслевом и территориальном разрезах.
— Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд.
— Формирование эффективной рациональной занятости.
— Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения.
Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.
1.2 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
Ситуация совершенной конкуренции на рынке труда практически не встречается. В условиях совершенной конкуренции на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. При этом многочисленные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой.
В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Так как при повышении ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет вынужден сократить использование труда.
Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции будет плавно повышаться, что объясняется тем, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь рабочих. Дело в том, что заработная плата должна компенсировать возможность альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве.
Рис.1.1 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости находятся на пересечении кривых спроса LD и предложения на труд LS (Рис.1.1). Этой точке пересечения соответствует определенный уровень заработной платы (W/P)e и заданное этим уровнем предложение труда (L)e. В точке пересечения спрос на труд равен предложению труда, а это означает, что рынок находится в состоянии равновесия. То есть все работники, согласные на данную заработную плату, трудоустроены, а все предприниматели, которые согласны платить заработную плату (W/P)e, находят на рынке необходимое им количество рабочей силы. Поэтому точка пересечения отображает положение полной занятости.
1.3 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Монопсония. На конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает настолько малое число работников, что не способен повлиять на ставку заработной платы. В случае с монопсонией фирма обладает монополистическим правом нанимать работников. В подобной ситуации занятые на данной фирме составляют основную часть всех занятых в отрасли. В итоге, фирма может «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа нанятых работников. Кривая спроса DL будет совпадать с кривой предельного продукта в денежном выражении MRPL (Рис.1.2). Но, так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу товара, кривая предложения труда для него является кривой средних издержек (SL= MRPL). Привлечение каждого дополнительного работника означает повышение ставки заработной платы для всех работников, в том числе и для ранее нанятых. Поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой средних издержек. При выборе числа работников монопсонист будет руководствоваться равенством предельного продукта и предельных издержек (точка Е1). Проведя вертикаль до кривой SL и обозначив точку M, можно определить уровень заработной платы wm, а также количество используемого труда LM. А в условиях совершенной конкуренции равновесие определялось бы точкой пересечения кривых MRPL и ARCL, т.е. точкой Е..
Итак, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться на рынке труда в небольшом городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа и так далее.
Рис 1.2. Кривая спроса с кривой предельного продукта
Профсоюзы. Профсоюзы являются одним из основных внеконкурентных факторов на рынке труда. Профсоюз — это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению всех своих членов. Цель профсоюза — максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот.
Когда профсоюз возникает на конкурентном рынке. Он ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Свои цели профсоюз может преследовать разными путями.
Наиболее желательным, с точки зрения профсоюза, способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд. В результате чего одновременно увеличится ставка заработной платы, а также вырастет число рабочих мест. Относительная величина такого повышения зависит от эластичности предложения труда.
Увеличивать спрос на труд профсоюз может путем влияния на факторы, определяющие спрос. В частности, профсоюз может попытаться: 1) увеличить спрос на конечную продукцию; 2) повысить производительность труда; 3) изменить цены на ресурсы- заменители.
Профсоюзы могут способствовать росту спроса на производимую продукцию, и, соответственно, повышению производного спроса на свои собственные услуги труда, путем рекламы или политического лоббирования. Эти методы достаточно широко распространены. Не вызывает удивления тот факт, что профсоюзы строителей используют лоббистов для получения контрактов на строительство новых шоссе или реконструкцию городских застроек. Аналогичным образом профсоюзы учителей выступают за увеличение государственных расходов на образование и так далее.
Повышению спроса на труд также способствует рост эффективности и качества труда. Это обеспечивается, в частности, работой кружков контроля качества, на которых работники ищут способы повышения производительности труда, более выгодного использования машин оборудования, экономии сырья и улучшения качества продукции.
Профсоюзы могут расширить спрос на труд своих членов, воздействуя на уровень цен на ресурсы-заменители. Например, профсоюзы, члены которых получают значительно больше минимума заработной платы, часто выступают в поддержку повышения минимальной ставки оплаты труда. Что повлечет за собой рост цены на неквалифицированный труд
Другой способ, позволяющий профсоюзу добиться своих целей, — это ограничение предложения труда. Для ограничения предложения труда профсоюзы активно содействуют принятию таких законов, которые ограничивают иммиграцию, сокращают использование детского труда, способствуют сокращению рабочей недели, вводят лицензирование работников и так далее.
Добиться уменьшения предложения труда профсоюз может путем сокращения численности членов профсоюза. Профсоюзы зачастую вынуждают нанимателя принимать на работу только своих членов, получая при этом полный контроль над предложением труда в отрасли. Затем, путем проведения политики сокращения своих членов (непомерно высокие вступительные вносы, длительный срок обучения и даже запрет на принятие новых членов) профсоюз добивается искусственного сокращения предложения труда.
Другим широко используемым средством ограничения предложения является лицензирование работников. Профсоюз оказывает влияние на власти, побуждая их принять законы, в соответствии с которыми, работники определенных профессий могут наниматься на работу, только если их квалификация отвечает определенным требованиям. Эти требования могут включать уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу специальных экзаменов и т.д. Таким образом, предъявление слишком высоких требований, проведение непомерно строгих экзаменов могут существенно ограничить предложение труда в отрасли. Профсоюзы, которые действуют вышеописанными методами, часто называют «закрытыми».
Однако большинство профсоюзов не стремятся ограничить число своих членов. Наоборот, они пытаются объединить всех имеющихся или даже потенциальных работников. Ведь в этом случае фирма оказывается под сильным давлением профсоюза при заключении договора о ставке заработной платы. Такое сильное влияние профсоюза на фирму объясняется тем, что с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.
Из графика Рис. 1.3 следует, что кривая спроса DL, с которой сталкивается профсоюз, может быть представлена как кривая его среднего дохода ARu. Ниже расположена кривая предельного дохода МRи профсоюза. Кривая предложения SL есть не что иное, как кривая предельных издержек МСи. Равновесие отраслевого рынка труда, монополизированного профсоюзом, определяется точкой Е1, в которой пересекаются кривые МRи и МСu. Проведя вертикаль до кривой спроса, мы находим точку U, на уровне которой и установится заработная плата wu тогда как на конкурентном рынке равновесие определялось бы точкой Е, соответствующей уровню зарплаты we. Соответственно, равновесная ставка заработной платы wu на монополизированном рынке ресурса выше, чем we, а число занятых работников lu — меньше, чем Le.
Двусторонняя монополия. Особая ситуация на рынке труда складывается в том случае, если встречаются профсоюз-монополист и наниматель-монопсонист. Чтобы проанализировать эту ситуацию графически, необходимо совместить два графика — один, отражающий деятельность монопсонии, другой — профсоюза.
Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии — это кривая ее предельного дохода от продукта фактора, т. е. MRPM (Рис.1.4). Кривая SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза МСu и в то же время — кривая средних издержек на ресурс (труд) монопсонии ARCM. MRu — это кривая предельного дохода профсоюза-монополиста, а кривая MRCM отражает предельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже известным нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка Е2) и при монопольной власти профсоюза (точка E1;).
Они, соответственно, будут равны wm и Wu. На графике видно, что как монополия, так и монопсония имеют своим результатом уменьшение занятости в отрасли (LM и Lи соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях совершенной конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее ставка при монополии профсоюза (Wu) — выше, а при монопсонии (wm) — ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда был конкурентным (we). В зависимости от соотношения сил между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в промежутке между wm и Wu, т. е. ее уровень, а также уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой», возникшей в ответ на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработной платы к конкурентному уровню.
2. Основные принципы рынка труда и его проблемы
2.1 Система государственного регулирования рынка труда
Характерной чертой российского рынка труда стала высокая оборачиваемость рабочей силы, достигавшейся не только за счёт выбытия рабочей силы, но и за счёт приёмов на работу, при абсолютном доминировании практики добровольных увольнений.
Порядка 60-70% процентов выбывших оставляли работу добровольно. Даже с учётом широкого распространения неформальных практик увольнения, сложно усомниться в значимости этой цифры.
При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем — формирование рынка труда.
С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственно относящихся к рынку труда.
Исследования его функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить все возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.
Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера — наука, культура, образование).
В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда — это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд — с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и переспектив становления рынка труда в России.
В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:
— большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
— рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
— экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;
— высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;
— общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.
Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.
Из — за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.
Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях — естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 — 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело — массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране.
Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен.
В этих программах не учитывается, что безработица выходит — точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.
2.2 Проблемы рынка труда
Рынок труда можно характеризовать по трем основным типам:
1. чисто конкурентный рынок труда;
2. модель монопсоний;
3. модель двухсторонней монополии;
Чисто конкурентный рынок труда характеризуется большим числом предпринимателей (работодателей), выражающих спрос на труд, большим числом работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда направлено на реализацию собственных интересов и выгод. Ни отдельные работники, ни работодатели не могут влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесные ставки оплаты труда определяются общим взаимодействием всех участников рынка труда.
Рынок труда может быть монопсоническим. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос — единственной фирмой — работодателем. Монопсонии присуще следующие черты:
1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.
2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.
3.Фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
В некоторых случаях монопсоническая власть нанимателя, по существу, является полной в том смысле, что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. В других случаях может превалировать олигопсония: три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке.
Модель двухсторонней монополии предусматривает объединение монопсонической модели с моделью открытых профсоюзов.
На многих рынках трудах рабочие «продают» свой труд, услуги коллективно через профсоюз, основной задачей которого является повышение заработной платы. С точки зрения профсоюза наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате чего повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей — экономики и государства — является важнейшей социально — экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально — экономической системы любой страны.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение — наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны, между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом и предложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того, государство предусматривает меры финансово — кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способ-ности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.
Можно выделить следующие проблемы развития рынка труда в России:
1. Рост безработицы. В феврале 2014г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, заре-гистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2013г. — в 3,6 раза). Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2014г. составил 20%, в том числе среди городского населения — 18,2%, среди сельского населения — 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения — 2,7 раза, сельского населения — 2,2 раза. Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики — значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) -находились в вынужденных отпусках.
Глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. Оно назначается не каждому безработному лицу индивидуально, не в каждом регионе или городе по-своему. Это пособие регулируется только правилами федерального законодательства.
Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
Увеличение задолжности по заработной плате, которая обусловлена недостатком собственных средств у предприятий и организаций, в ноябре возросла на 94,2% и достигла 7,396 млрд. руб. На 1 ноября 2013 года долг предприятий по зарплате составлял 3,74 млрд. рублей. При этом в октябре задолженность по заработной плате выросла всего на треть, а в сентябре — на 2,1%. В общем объеме просроченной задолженности по зарплате 40% приходится на обрабатывающие производства, 15% — на транспорт, 14% — на строительство и 11% — на сельское хозяйство. Росстат опубликовал данные о задолженности по заработной плате предприятий на 1 февраля 2014 года. За месяц задолженность предприятий выросла на 49%, или на 2,29 млрд руб., и составила 6,96 млрд руб. Без зарплаты остались 500 тыс. человек. Половина из них сосредоточена в обрабатывающей промышленности, 13% — сельском хозяйстве, 10% — строительстве, 7% — в транспорте. На долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг, приходилось 5%. Как следует из данных Росстата, наибольший размер из общей суммы задолженности приходится на Красноярский край (660 млн. руб., или 10%), Хабаровский край (481 млн. руб., или 7,3%), Чечню (374 млн. руб., или 5,7%), Самарскую область (360,7 млн. руб., или 5,5%), Москву (337,5 млн. руб., или 5,1%). Больше всего от задолженности пострадали обрабатывающая промышленность, там объемы задолженности самые высокие — 3 млрд руб., транспорт — 1,24 млрд. руб., строительство — 854 млн. руб. По прогнозу, существенные — до 40% — темпы сохранятся до апреля, потом ожидается снижение и на конец года задолженность вырастет до 30 млрд. руб.
Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных. На начало апреля в РФ зарегистрировано 2,259 тысячи безработных. Между тем данные Росстата показывают ухудшение ситуации на рынке труда. Общее число безработных в России увеличилось за март на 700 тысяч человек. Таким образом, по итогам I квартала 2014 года в стране насчитывалось 7,107 миллиона безработных — 9,5% экономически активного населения. Это на 40% больше, чем в январе-марте 2013 года.
Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
2.3 Роль рынка труда и направления совершенствования рынка труда
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд — свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд — земля — капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд дол., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд дол.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно-технической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества.
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого Персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало — и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости — это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.
В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир — заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринима-тельской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.
Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. Речь идет об опережающей переподготовке работников, находящихся под риском увольнения, мероприятиях по их переезду в другую местность для трудоустройства и обучения, программах развития общественных и временных работ для безработных граждан. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице.
Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.
Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.
В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимуществен-ное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).
Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.
Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.
Поскольку структурная перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.
Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.
На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.
Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.
Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, отмечу, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Список использованной литературы
1. Анна Д. Тюрина Микроэкономика: конспект лекций — 2011 -567с.
2. Ванкевич, Е.В., Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в РФ/ Е.В. Ванкевич, Е.Н. Коробова // Бел.эк.журнал. — 2011. — № 1. — с. 3-5.
3. Гачинина, Л.И. Оценка относительной важности целей развития рынка труда крупного города / Л.И. Пачина // Экономика управления. — 2012, № 3. — с. 16-19
4. Дезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Г.Э. Слэзингер — М., 2010
5. Инновационные образовательные технологии, 2011, №1
6. Капелюшкин Р. Российская модель рынка труд, М., «Перспектива», 2012г.
7. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения, М., «Перспектива», 2010г.
8. Одегов Ю.Г. Рынок труда (Практическая макроэкономика труда), М., «Альфа-пресс», 2009г.
9. Павленков В.А. Рынок труда: занятость, безработица, М., «Издательство МГУ», 2011г.
10. Петюх В.М. Рынок труда, г. Киров, «АСА», 2010г.
11. Рофе А.И. Рынок труда, М., «МИК», 2009г.
12. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда, М., «Экзамен», 2012г.
13. Рынок труда строительной индустрии. Результаты анализа для Российско-Югославского совместного предприятия «ГИНТ-М», М. «Accelerating Your Business», 2011г.
14. Февралев А. Рынки М., «РБК», 2009, №3 стр.98-99.
15. Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда, М., «Вузовский учебник», 2011г.
16. Чапек В.Н. Рынок труда, М., «Феникс», 2012г.
17. Чепурин М.Н. Курс экономической теории, г. Киров, «АСА», 2009г.
18. Административно-управленческий портал http://www.aup.ru/
19. РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://www.rbc.ru/
20. E-xecutive — Сообщество менеджеров http://www.e-xecutive.ru/
21. www.gks.ru. Труд // Россия в цифрах, 2013
Размещено на