Содержание
Введение
1.РЫНОК ТРУДА: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
1.1. Сущность рынка труда
1.2. Инфраструктура рынка труда
1.3. Особенности рынка труда.
2. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА
2.1. Характеристика рынка труда и занятости в современной России
2.2. Сущность занятости
2.3. Виды и формы занятости.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА
Заключение
Список литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
Введение | 3 |
1. Рынок труда и его характеристика | 4 |
2. Понятие занятости населения | 7 |
3. Современное состояние рынка труда и проблемы занятости населения в России | 10 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 17 |
Содержание
Введение
Рынок труда и занятость населения представляют собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Основной целью социально-экономической политики государства в сфере занятости является обеспечение эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, характеризующиеся увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в нашу страну нелегальным путем.
Целью данной работы является рассмотрение рынка труда и занятости населения и анализ их современного состояния.
Для достижения цели работы необходимо выплнение следующих задач:
— дать понятие рынка труда и его характеристику,
— проанализировать современное состояние и проблемы рынка труда и занятости населения в России.
1. Рынок труда и его характеристика
Среди понятий рыночной экономики важное место занимает определение сущности и содержания рынка труда. Во многом определение данной категории сложилось под влиянием ученых прошлого, в частности А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Кейнса и др. Так, в рамках марксистского подхода используется термин "рынок рабочей силы", поскольку на нем покупается и продается рабочая сила — способность к труду. В рамках неоклассического направления, наиболее полно представленного в современной экономике, используется термин рынок труда, а под рабочей силой понимается определенная группа трудоспособного населения.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда — это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда [3, с. 201].
Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Рынок труда включает в себя рынок рабочей силы и рынок рабочих мест.
На рынках труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Основная задача работника на рынке труда – найти походящую работу, то есть соответствующую собственной оценке профессиональных и иных деловых качеств, желаемому уровню оплаты и условиям труда (включая рабочее время), престижности и т.д. Основная задача работодателя на рынке труда – найти подходящего работника, то есть максимально соответствующего функциональному содержанию рабочего места за приемлемую заработную плату и другие условия труда. В случае достижения договоренности работник и работодатель, заключив сделку в виде трудового договора, покидают рынок труда. Рынок труда обеспечивает работникам работу, а работодателям – работников, и согласовывает решения в области занятости.
К функциям рынка труда также можно отнести:
· обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;
· гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;
· установление эффективных (в экономическом и социальном отношении) ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;
· обеспечение занятости населения;
· обеспечение социальной защиты и поддержки населения;
· социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений [7, с. 147].
Рынок труда имеет ряд особенностей. Необходимо отметить, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров , с управлением занятостью на предприятиях на федеральном и региональном уровнях.
Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика. Носители рынка труда — люди, наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Помимо двух договаривающихся сторон (наемного работника и работодателя), на рынке труда очень важна роль государства и общественных организаций. Причем отношения между всеми субъектами рынка труда должны строиться на добровольной договорной основе, в рамках социального мира и согласия. Важную роль, большую по сравнению с другими рынками, играют на рынке труда не денежные факторы: условия труда, социальные гарантии, социальная защита и поддержка и др.
Ситуация на рынке труда объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию рынка труда и занятости населения, в том числе в региональном разрезе). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения.
Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.
Как представляется, рынок труда — это система правовых, социально-экономических и трудовых отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т.п. Организационной формой выражения интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы- с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются и покупаются на разных рынках и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар.
3. Современное состояние рынка труда и проблемы занятости населения в России
Рынок труда в России начинает постепенно восстанавливаться после кризиса 2008 г. Многие компании возвращают сокращенные в кризис штатные единицы, но и предъявляют теперь к соискателям более жесткие требования, чем в докризисный период. Однако ситуация по-прежнему очень неоднородна: наблюдается дефицит квалифицированных кадров в производственном секторе, растут дисбалансы между потребностями экономики и специальностями выпускников ВУЗов. В то же время, эксперты отмечают принципиальные изменения в отношении российских работников к фрилансу: растет популярность самостоятельной занятости в качестве независимых подрядчиков, внештатных сотрудников и консультантов.
По данным федеральной службы государственной статистики численность населения в период с 2000 по 2009 г. составляет (см. табл. 1):
Таблица 1 – Численность населения, млн. человек
Годы | Все население, млн. человек |
2000 | 146,9 |
2005 | 143,5 |
2006 | 142,8 |
2007 | 142,2 |
2008 | 142,0 |
2009 | 141,9 |
Данные о численности населения трудоспособного возраста представлены в таблице 2 [2]:
Таблица 2 – Численность населения трудоспособного возраста, млн. человек
2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Миллионов человек | ||||||||
Все население в возрасте: | ||||||||
трудоспособном | 87,2 | 89,2 | 89,9 | 90,2 | 90,4 | 90,2 | 89,7 | 89,3 |
Распределение численности безработных по возрастным группам и по полу представлено в табл. 3. Очень высокие значения уровня безработицы наблюдаются в возрастной группе 20-24 года, что связано с обучением и отсутствием достаточного опыта у молодых людей, чтобы достойно конкурировать на рынке труда с более опытными работниками старших возрастных категорий. Немного меньше, но так же большой уровень безработицы имеет место для возрастной группы 25-29 лет и 40-44 года, что вероятнее всего, связано с изменениями в карьере, переходом или поиском новой работы и т.п. Причем данные явления прослеживаются как для группы мужчин, так и для группы женщин. Средний возраст безработных примерно одинаковый как для женщин, так и для мужчин.
В среднем значения уровня безработицы достаточно высокие, особенно для активных возрастных групп трудоспособного возраста. Это негативная тенденция.
Таблица 3 — Распределение численности безработных по возрастным группам
в том числе в возрасте, лет | Средний возраст безработных, лет | ||||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-72 | ||
Всего | |||||||||||
2006 | 7,0 | 17,3 | 13,4 | 11,5 | 14,4 | 13,8 | 10,3 | 6,1 | 3,4 | 2,7 | 35,1 |
2007 | 8,6 | 17,7 | 12,4 | 12,0 | 13,0 | 13,8 | 10,7 | 6,7 | 2,6 | 2,6 | 34,8 |
2008 | 8,9 | 17,0 | 13,2 | 11,9 | 11,6 | 13,1 | 10,7 | 8,3 | 2,5 | 2,9 | 35,0 |
Мужчины | |||||||||||
2006 | 7,0 | 17,7 | 14,1 | 12,4 | 13,6 | 13,6 | 9,9 | 5,1 | 3,7 | 2,8 | 34,7 |
2007 | 8,5 | 17,6 | 13,2 | 12,0 | 12,5 | 13,7 | 10,9 | 6,2 | 3,0 | 2,3 | 34,7 |
2008 | 8,0 | 16,4 | 13,5 | 13,0 | 11,1 | 13,6 | 10,0 | 8,4 | 2,8 | 3,2 | 35,3 |
Женщины | |||||||||||
2006 | 6,9 | 16,8 | 12,6 | 10,4 | 15,4 | 14,0 | 10,8 | 7,4 | 3,1 | 2,6 | 35,6 |
2007 | 8,6 | 17,8 | 11,5 | 11,9 | 13,6 | 13,9 | 10,5 | 7,3 | 2,0 | 2,9 | 34,9 |
2008 | 9,9 | 17,8 | 13,0 | 10,7 | 12,1 | 12,4 | 11,4 | 8,1 | 2,2 | 2,4 | 34,6 |
В соответствии с данными Росстата уровень безработицы в России в марте 2011 г составил 7,1 %. Уровень занятости населения составил 62,8 %. [ 2 ].
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет /занятые и безработные/ в марте 2011 г составила 75 млн. человек, или около 53 % от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ /т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю/.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65 % безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте составила 33,5 %, среди безработных женщин — 36,7 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.
Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте составила 43 %, доля городских жителей — 64,6 %. Превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с ее уровнем среди городских жителей составляло 1,6 раза.
Средний возраст безработных в марте 2011 г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2 %, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,2 %, 20-24 лет — 20,9 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет /33 %/ и 20-24 лет /14,8 %/
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте составил 16,6 %, в том числе среди городского населения — 15,4 %, среди сельского населения — 19,5 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения — 3,2 раза, сельского населения — 2,4 раза.
Среди безработных 23,5 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7 % безработных /застойная безработица/. Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских.
В численности безработных 24,9 % составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011 г их численность составила 1,3 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9 % составляла молодежь до 20 лет, 49,4 % — от 20 до 24 лет, 18,8 % — 25-29 лет.
В марте среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 23,7 %.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечался в Центральном федеральном округе, а самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе.
Проанализируем численность занятых в экономике по отраслям по данным таблицы 4.
Таблица 4 — Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям, в процентах
2006 | 2007 | 2008 | |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 |
Промышленность | 22,6 | 22,7 | 22,2 |
Сельское хозяйство | 13,0 | 12,3 | 11,8 |
Лесное хозяйство | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Строительство | 7,8 | 7,8 | 7,6 |
Транспорт | 6,4 | 6,4 | 6,3 |
Связь | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Оптовая и розничная торговля, общественное питание | 14,6 | 15,4 | 16,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 5,2 | 5,0 | 4,9 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
Образование | 9,1 | 9,0 | 9,0 |
Культура и искусство | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Наука и научное обслуживание | 1,9 | 1,8 | 1,8 |
Финансы, кредит, страхование | 1,2 | 1,2 | 1,3 |
Управление | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
Другие отрасли | 3,1 | 3,3 | 3,4 |
Наибольшая доля приходится на работающих в промышленности, что не удивительно, так как промышленность – отрасль специализации российской экономики. Однако значение этого показателя за рассматриваемый период снижается.
Но имеет место увеличение доли занятых в торговле, т.е. прирост занятых в сфере обращения на фоне снижения занятых в сфере производства. Во многом это свидетельство негативных явлений в промышленности, что связано с сокращением объемов промышленного производства в нашей стране. Торговля и сфера обращения – вторая по значимости отрасль экономики, в которой сосредоточены значительные объемы занятых в экономике. Это можно объяснить динамичным развитием данной отрасли российской экономики, что и прослеживается за рассматриваемый период.
Также можно отметить сокращение доли занятых в сельском хозяйстве, отрасли, на которую приходится третий по размеру процент занятых в экономике. Это также свидетельство кризисных явлений в данной отрасли.
Государственная политика в области регулирования рынка труда направлена на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. В 2011 г. реализуются следующие программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда регионов России:
— опережающего обучения работников предприятий, осуществляющих программы развития, реструктуризации и модернизации производства;
— временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения;
— содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
— организации опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;
— профподготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
— профессиональной переподготовки врачей, в соответствии с программами модернизации здравоохранения регионов РФ [6].
Заключение
В результате выполнения работы получены следующие выводы:
1. рынок труда — это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.
2. В целом, анализируя реальную ситуацию трудовых ресурсов России на основе данных ФСГС «Росстата» можно сделать следующий вывод. При снижении численности населения имеет место снижение трудоспособного населения среднегодовой численности занятых в экономике страны.
3. При этом характерен достаточно высокий уровень безработицы в возрастной группе 15-19 лет /33 %/ и 20-24 лет /14,8 %/
4. Кризисные явления в реальном секторе экономики, находящие свое выражение в сокращении объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, сказываются и на снижении численности занятых в этих отраслях. А бурное развитие сферы обращения, наоборот, характеризуется приростом занятых в данную отрасль российской экономики.
5. З анятость создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1 (в ред N 227-ФЗ от 27.07.2010) // http://base.consultant.ru/
2. Госкомстат РФ // www.gks.ru
3. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.
4. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998.
5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. Сб. / Росстат России. – М.: Росстат России, 2008. – 529 с.
6. Труд и занятость в России – 2009 г. // Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru
7. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2008.
8. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Калининград: Изд-во КГУ, 1996.