Содержание
Введение3
Глава 1. Природные ресурсы и научно-технический прогресс7
1.1. Природные ресурсы как экономический фактор7
1.2. Влияние природных ресурсов на экономику9
Глава 2 Плата за пользование природными ресурсами11
2.1. Рента как плата за природные ресурсы11
2.2. Плата за землю13
2.3. Плата за пользование недрами14
2.4. Плата за пользование водными ресурсами15
2.5. Плата за пользование лесными ресурсами15
2.6. Плата за потребление ресурсов животного мира16
Глава 3. Рынок нефти19
3.1. Характеристика рынка нефти Российской Федерации20
3.2. Нефтеперерабатывающая промышленность24
Заключение28
Список использованной литературы32
Выдержка из текста работы
«Наше общество целиком покоится на наших воде. земле, лесах и полезных ископаемых .От того. как мы используем ресурсы, зависят на¬ши здоровье безопасность, и благополучие».
Дж. Кеннеди
Природные ресурсы — база и основа человеческой цивилизации на всех фазах ее развития. Человек может черпать нуж¬ные ресурсы только из природной среды. Несомненно, развитие технологии, из¬менение экономической ситуации иногда радикально меняют направления, формы и масштабы использования природных ресурсов и формируют растущий фонд вторич¬ных (производных от них) ресурсов, созданных уже трудом человека. Но все же первоисточником современного материального и энергетического потенциала человеческого общества остаются природные — в значительной мере минеральные — ресурсы Земли.
Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размеще¬ния производительных сил на данной территории. При освоении крупных источни¬ков природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал ранее оказывал влияние на его рыночную специализацию и место в территориаль¬ном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования при¬родных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.
В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существова¬ние различных видов собственности, в том числе и частной, на природные ресурсы. распределение ресурсов между пользователями и потребителями и о многом зависит от спроса и предложения на ресурсных рынках.
Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, спо¬собный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства ресурсов, в том числе по запасам природного газа. каменного угля. железных руд. ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных, и лесных ресурсов.
Россия играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28 % природного газа. апатитов — 55 %, алмазов — 26 %, никеля — 22 %, каменных со¬лей — 16 %. железной руды — 14 %. цветных и редких металлов — 13 %, нефти — 12 %. каменного угля — 12 %. Дефицитными видами минерального сырья в нашей стране являются марганцевые руды. хромовые, титановые руды, а также цирконий, бокситы. некоторые виды нерудного минерального сырья. Их дефицит обусловлен отсутстви¬ем на территории России крупных месторождений.
Любой минеральный ресурс, пока он покоится в недрах Земли, представляет для человека лишь потенциальную ценность. «Велики или малы минеральные ре¬сурсы России?» Собственно физическое наличие любого элемента в недрах Земли и на самом деле практически безгранично, но реальный интерес представляет только та его часть, которая может быть технически и экономически эффективно использована.
Эта часть ресурсов — несравненно меньшая и имеет живейший интерес для геологиче¬ских. географических и экономических наук, а также для техники. Определение запа¬сов этой. меньшой, части — тоже непростая задача, поскольку извлекаемые и эффек¬тивные запасы меняются со временем. Поэтому хорошие и плохие условия жизни бу¬дут в России, зависит не столько от наличия природных ресурсов, сколько от уровня экономического развития Новой России.
Целью данной работы является — проанализировать рынок ресурсов и рынок нефти.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть природные ресурсы как экономические факторы;
проанализировать систему оплаты за пользование природными ресурсами;
изучить значение рынка нефти в экономике страны.
В работе были использованы методы :
исторический;
логический;
аналитический;
сравнительный.
Таким образом, природные ресурсы занимают важное место в экономике страны. Рынок природных ресурсов формируется с учетом современной ситуации на рынке вообще. Внутренний рынок природных ресурсов зависит от обеспеченности страны ресурсами и спросом на ресурсы.
Глава 1. Природные ресурсы и научно-технический прогресс
Предприниматели на основании имеющихся в их распоря-жении трудовых ресурсов и капитала используют природные ресурсы и научно-технический прогресс. В результате эконо-мический механизм начинает работать.
1.1. Природные ресурсы как экономический фактор
Природные ресурсы — это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат, т. е. все то, что окружает человека и формирует внешние условия его созидательной деятельности. Справедливо выска-зывание: если труд — это отец богатства, то природа — это его мать.
Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности хозяйственного механизма. В силу это¬го наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностью природные ресурсы являются одним из эконо-мических ресурсов.
Человек всегда использовал природные ресурсы для удов-летворения своих потребностей. Но вместе с ростом потреб¬ностей растет и объем элементов природы, втягиваемых в про¬цесс экономического кругооборота. Это связано и с ростом численности населения, и «с качественными изменениями в потребностях людей. То, что когда-то лежало нетронутым в кладовых природы, все более вовлекается в хозяйственный оборот.
Огромное влияние на проблему вовлечения природных ре-сурсов в процесс производства товаров и услуг оказывает на¬учно-технический прогресс. Это влияние обладает определен¬ной противоречивостью, происходит в двух противоположных направлениях.
Научно-технический прогресс способствует рационализации использования природных ресурсов: выявляются более дешевые и легко транспортируемые материалы (например, природный газ); внедряются способы более полного извлечения и перера¬ботки нефти, полнее используется попутное сырье; применя¬ются безотходные технологии. В сельском хозяйстве внедряются способы более интенсивного земледелия и животноводства, в промышленном производстве успешно осуществляется переход к энергосберегающим и материалосберегающим технология сокращающим удельный расход сырья и топлива. Изобретены многие синтетические материалы, успешно заменяющие натуральные ресурсы.
В то же время развитие науки и техники ведет к расширении старых и созданию новых видов производств, нуждающихся использовании природных ресурсов. Существенно изменили области применения и структура потребления различных БИД! сырья и продуктов их производства. Увеличилось число полезных ископаемых, вовлекаемых в промышленное производств
В конечном счете сберегающая тенденция пока не может преодолеть противоположную тенденцию. Результат — колоссальный рост потребностей в природных ресурсах, с особой силой проявившийся в XX в. Так, за первую полови! текущего века мировое потребление энергии увеличилось три раза. Для следующего утроения этого показателя потребовалось всего лишь 20 лет. Мировое потребление минерального сырья во второй половине XX в. увеличивается в два раза через каждые 15 лет.
1.2. Влияние природных ресурсов на экономику
Важная сторона проблемы использована природных ресурсов связана с их географическим размещением. Основная ее часть сосредоточена не в развитых странах, а в регионах с относительно слабым уровнем экономического развития. Такое положение делает неизбежным перемещение в огромных масштабах природных ресурсов из районе их добычи в районы их переработки и потребления. Развить страны оказываются в зависимости от поставок различных видов природного сырья и материалов из менее развитых странах. Перемещение природных ресурсов из стран добывающих в страны потребляющие составляет значительную часть мировой торговли.
В результате уровень потребления природных ресурсов в различных странах оказывается крайне неравномерным. Так, на душу населения США потребляют больше, чем Индия, угля 12 раз, алюминия в 33 раза, меди в 45 раз, природного газа в 183 раза.
Неравномерность обеспеченности различных стран природными ресурсами ставит перед ними ряд серьезных экономических проблем. Для стран, бедных природными ресурсам! усиливается необходимость поиска путей их наиболее рационального использования. Эти страны объективно подталкиваются к развитию обрабатывающих отраслей, наукоемких про¬изводств, выпуска технически сложных продуктов на основе передовых технологий. Скудность природы может обернуться общим экономическим богатством. Пример тому — Япония.
Страны, богатые природными ресурсами, имеют благопри-ятные возможности использования этих ресурсов. В то же время в ряде таких стран проявляется тенденция к торможению об-рабатывающих отраслей экономики, возникает соблазн экспор-тировать сырьевые ресурсы, а за рубежом закупать высокотех-ничную продукцию, т. е. закрепляется положение сырьевых и топливных придатков индустриально развитых стран (например, ряд стран Ближнего и Среднего Востока).
Учет этих тенденций поучителен для России. Россия — стра-на, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. По оценкам экспертов, стоимость дока¬занных российских сырьевых ресурсов составляет более 28 трлн долл. Существует проблема: как наиболее рационально ис¬пользовать эти ресурсы, обеспечив эффективную структуру экс¬порта, исключить перспективу превращения топливно-сырьевых отраслей в преобладающие отрасли хозяйства….
Заключение
Переход к рыночной экономике невозможен без научного обоснования региональных факторов. Игнорирование в прежних программах регионального подхода и попытки использовать усредненные методы регулирования экономического и социального развития привели к суверенизации регионов. Центральная власть непосредственно зависит от действий региональных властей. решения которых порой бывают непредсказуемы.
Несогласованные действия усиливают разнобой в проведении экономи¬ческих реформ и способствуют хозяйственному ослаблению регионов России. Выход из создавшегося положения — выработка региональной политики, отве¬чающей интересам всех регионов. В ее проведении должны сотрудничать феде¬ральные и региональные органы управления в соответствии со своей компе¬тенцией
Природные ресурсы — это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат. Наличие и разнообразие природных ресурсов во мно¬гом определяют возможности хозяйственного механизма.
В современных условиях, с одной стороны, идет процесс снижения материалоемкости, а с другой стороны, идет расши¬рение старых и создание все новых видов производств, нуж¬дающихся в природных ресурсах. В результате потребление при¬родных ресурсов продолжает расти.
Основная часть природных ресурсов сосредоточена не в развитых странах, а в регионах с относительно слабым уровнем экономического развития. Поэтому перемещение природных ресурсов из стран добывающих в страны потребляющие со¬ставляет значительную часть мировой торговли.
Формой реализации собственности на природные ресурсы является рента. Она представляет собой вид дохода, регулярно получаемого с земли и других природных богатств. Величина ренты зависит от ряда социальных и природных условий.
Изменения геополитического положения России, рыночная направленность экономики, формирование федеративных отношений между регионами выдви¬гают новые требования к региональной политике. Экономика страны должна быть самостоятельной.
Для решения стратегических задач территориального развития России очень важно укрепления государственного регулирования через механизм пла¬нирования. который должен быть восстановлен применительно к рыночным ус¬ловиям.
Осуществление экономических реформ подтверждает, что в переходный к рыночным отношениям период роль государственного регулирования должна повышаться. В противном случае это приводит к ускорению процессов обни¬щания населения слаборазвитых районов, хищническому использованию природ¬ных ресурсов. Для финансирования региональных программ должен быть соз¬дан федеральный фонд регионального развития. Он должен формироваться за счет платежей предприятий, которые будут взиматься в районах, обладающих хорошо развитой территориальной инфраструктурой, имеющих мощный научный потенциал. В условиях рынка предприятия получают дополнительный доход. Предпосылки для него были созданы за счет государственных средств. Поэтому государство имеет право на изъятие части дополнительных доходов и их пе-рераспределение в районы, где такие условия только начинают создаваться.
Расширение прав регионов влечет за собой большую ответственность фе¬деральной власти в вопросах территориального развития. Формирование нового федеративного государства в России будет успешным только при сочетании кон¬кретных подходов к решению проблем отдельных регионов и единства общих принципов функционирования рынка на всем пространстве, при согласовании ре¬гиональных и федеральных экономических интересов. В правительственной про¬грамме необходим дифференцированный подход в отношении регионов, имею¬щих ярко выраженные отличия от средних условий. Если этого не сделают феде¬ральные власти, то регионы всё больше будут уходить из- под контроля и это обойдётся намного дороже всей стране.
В федеральной концепции нужно предусмотреть правовые и экономические меры. направленные на усиление межрегионального разделения труда. Регионы должны быть обеспечены финансовыми, материальными и инфраструктурными ре¬сурсами.
На современном этапе процесс регионального развития в России требует сис¬темного подхода: оперативно реагировать на развитие кризисных явлений в экономи¬ке и изменение социально — политической ситуации в регионах; способствовать ре¬шению стратегических задач территориального развития страны: обеспечивать уг¬лубление реформ во всех районах с учетом их социально — экономической специфи¬ки.
Коренные изменения в социально — политической и экономической системах страны неразрывно связаны с совершенствованием ее административно — территори¬ального устройства. Следует перейти от национально — территориального построе¬нию. Это позволит определять основные направления развития экономики страны. характер и интенсивность рыночных мероприятий. Государство должно контролиро¬вать минимальный объем централизованных ресурсов, необходимых для реализации региональной политики. Это прежде всего касается централизованных капитальных вложений для поддержки слаборазвитых регионов. Следовательно, региональный принцип становится ключевым в экономической политике России.
Список литературы
1. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). — М. — АО “ДИС”, 1996 г.
2. Завьялов Ю.А. Макроэкономика. — М., 1998.
3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). — М: ВЛАДОС, 1996 г.
4. Красовская И. Платежи за природные ресурсы. // Экономист № 9 2000.
5. Курс экономической теории. /Под ред. проф. Чепурина. М.: МГИМО, 1998.
6. Лисов С.И. Государственное регулирование экономики. — М., 1999.
7. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1996 г.
8. Прохоров А.П. Экономическая теория. — М.: 1998.
9. Силаев А. Система платного природопользования. //Экономист № 3. 2000.
10. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. // Экономист № 12. 1998.