Содержание
Содержание
Введение3
1. Потребительский рынок — решающее звено рыночной экономики5
1.1. Теоретические подходы к определению потребительского рынка5
1.2. Состав и характеристика важнейших элементов потребительского рынка9
1.3. Составляющие конъюнктуры рынка12
2. Государственное регулирование потребительского рынка15
2.1. Система государственного регулирования потребительского рынка15
2.2. Потребительский рынок в Германии26
2.3. Потребительский рынок в условиях кризиса31
Заключение43
Список литературы45
Выдержка из текста работы
Глава 3. Проблемы развития рынка потребительских товаров и услуг и пути их решения 22
Глава 4. Прогноз развития потребительского рынка товаров и услуг в России в 2012 году 29
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка потребительских товаров и услуг. Сбалансированный эффективный Рынок потребительских товаров и услуг определяет повышение уровня жизни населения. Рынок потребительских товаров и услуг позволяет создать экономику, ориентированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость, поиск. Процессы эффективного продвижения товаров и услуг к потребителю оказывают определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой — на уровень потребления населением.
Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России и субъектов Федерации в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере потребительского рынка.
Развитие процессов обращения потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая функцию посредника между производителями и потребителями. От того насколько четко организованно продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя, зависят в конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание трудиться.
Рынок потребительских товаров и услуг наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социальное значение при выполнении своих функций. Рынок потребительских товаров и услуг выступает как триединство спроса, предложения и цены.
В работе автором был исследован рынок потребительских товаров и услуг Российской Федерации.
Цель работы заключается в изучении рынка потребительских товаров и услуг, его функций и значений, преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.
Основные задачи работы:
дать понятие рынка потребительских товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров и услуг;
оценить перспективы развития рынка потребительских товаров и услуг;
определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров и услуг.
Для достижения поставленных целей и задач автором были использованы различные источники информации: учебная литература, средства массовой информации, научные труды ведущих экономистов.
В первой главе курсовой работы рассматривается понятие рынка потребительских товаров и услуг, структура рынка в целом.
Во второй главе раскрывается сущность, функции и значение рынка потребительских товаров и услуг. Более подробно рассмотрены элементы потребительского рынка и факторы, влияющие на его развитие.
В третьей и четвертой главе выявляются проблемы развития рынка потребительских товаров и услуг, и пути их решения; перспективы его развития в Российской Федерации.
Глава 1 Понятие рынка потребительских товаров и услуг
Рынок потребительских товаров занимает важную роль в развитии рыночной экономики страны, обеспечивает протекание воспроизводства. Правомерность рассмотрения рынка потребительских товаров, как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной степени совпадают с функциями рынка в целом. Основная особенность рынка потребительских товаров заключена в экономическом назначении потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка.
Рынок потребительских товаров и услуг является одним из составляющих общей системы рынков (рис. 1).
Рис. 1. Структура общей системы рынков [8. C. 136.]
Потребительский рынок — это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями — с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. Потребительский рынок, его функционирование, определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения конкретной территории.
В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры спроса платежеспособного населения в определенном регионе. Механизм регулирования потребительского рынка предполагает как рыночное регулирование, осуществляющееся на основе саморегуляции спроса и конкуренции, так и наличие факторов регулирующего назначения.
На сегодняшний день рынок потребительских услуг предлагает просто огромный выбор услуг различного профиля. Целью подобной деятельности является выявление и удовлетворение имеющихся у потребителя потребностей в услугах, на оказании которых специализируются различные фирмы и компании. Среди их множества потребителю поначалу бывает довольно сложно выбрать ту, которая сумеет максимально качественно оказать ту или иную услугу, однако путем приобретения собственного опыта, изучения справочных и информационных материалов, путем получения информации от третьих лиц, он выявляет те компании, которые выполняют свою работу наиболее качественно. Что касается потребительского рынка, то рынок потребительских товаров представляет собой огромное количество компаний, организаций и производств, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей граждан в потребительских товарах индивидуального назначения, таких как одежда, продовольствие, бытовая техника и т.д. Сегодняшняя административная реформа, касающаяся сферы потребительского рынка, направлена на повышение эффективности воздействия административных и правовых органов и на дальнейшее экономическое развитие субъектов потребительского рынка.
Анализ состояния потребительского рынка дает представление о том, как именно развивается российский потребительский рынок, как изменяется структура розничной торговли. Проводимые в рамках такого анализа маркетинговые исследования показывают изменения предпочтений покупателей, различие этих предпочтений в столичных городах и регионах, определяют уровень доходов населения, размеры и интенсивность товарооборота, а так же характеризуют розничные торговые предприятия. Собирая подобные данные на всей территории России, маркетологи в состоянии определить предпочтения, поведение и настроение потребителей.
Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для продажи.
Актуальность целенаправленного подхода к управлению потребительским сегментом можно определить следующими положениями:
— усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей;
— необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения;
— достижения динамичного равновесия между спросом населения и предложением товаров.
При этом важной целью управления потребительским сектором является обеспечение высокой экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов и рационального использования имеющихся ресурсов.
Следовательно, механизм регулирования потребительского рынка предполагает, с одной стороны, рыночное регулирование, которое осуществляется на основе автоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции. С другой стороны, предполагает факторы регулирующего назначения. При этом государственное вмешательство приобретает принципиально новый характер, на основе перехода на индикативные методы, дающие право выбора предлагаемых условий и программ и соблюдая интересы взаимодействующих сторон.
Рост реальных располагаемых денежных доходов, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствуют дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению развития розничного товарооборота и платных услуг населению.
Глава 2 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров и услуг
Последние двадцать лет стали для России периодом небывалых преобразований. На смену коммунистической диктатуре явилась многопартийная демократия. Централизованная плановая экономика преобразована в капиталистическую, в основу которой положены рыночные отношения и частная собственность. Именно сейчас, в фокусе потребительского рынка, наиболее четко видны как позитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики и все существующие противоречия. Особенно остро они проявились в условиях транзитивной экономики России 90-х годов. Реализуемые экономические реформы привели к спаду производства, высоким темпам инфляции, несоответствию предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса. Нельзя не отметить, что сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при внешней видимости насыщенности рынка потребительскими благами. На этом фоне рельефно проявилось разделение различных групп населения по уровню доходов, вызванное существенным обесценением основного ресурса производства — труда, и как следствие, резкое падение уровня потребления основной массы экономически активного населения страны.
Ограниченные ресурсы и неограниченные потребности являются важнейшими условиями возникновения рынка, которые привели к общественному разделению труда и специализации. Углубление общественного разделения труда позволяет расширить производственные возможности, с помощью чего увеличивается ассортимент, отвечающий потребностям общества. Осознание потребности может происходить быстро и прямолинейно (человек заглядывает в холодильник и обнаруживает, что продукт, который хочется, закончился), а может быть и неопределенн……..
Список литературы
1. Вечканов Г. С. Микроэкономика: учеб. пособие / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — СПб. [и др.]: Питер, 2009. — 256 с.
2. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник. — М.: Инфра-М., 2009.416с.
3. Горфинкеля В.Я. «Экономика предприятия: Учебник для вузов» -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 718 С.
4. Ильяшенко В.В. Инфляция: проблемы теории и практики. — Екатеринбург, 2009.
5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.- 512 с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: — М.: ДеКа, 1997. — 304с. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. — М.: Инфра-М., 2008. — 315с.
7. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. университета, 2010. 270 с.
8. Илохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: ИНФРА. М., 2010. 258 с.
9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь — М.: Инфра-М, 2009. — 480с.
10. Саакян А.К. Экономика и социология труда. — СПб.: Питер, 2009. — 128с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое издание», 2010.- 356 с.
12. Селезнева Н.Н. Методы анализа в финансовом менеджменте // Вестник
профессиональных бухгалтеров.- 2010.- N 4. — Консультант-«Плюс».- С. 2-4
13. Сергеев А.А. «Экономические основы бизнес-планирования», Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009 — 211 с.
14. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. — СПб., 2010. — 399с.
15. Фатхудинов Р.А. «Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетнг, менеджмент», — М.: Маркетинг, 2009. -892 С.
16. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов, 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Март, 2009. — 544с.
17. Шибалкин О. Анализ структуры инфляции издержек в российской экономике // Экономика и математические методы. 2009. Т. 31. Вып. 2.
18. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. / Науч. ред. Н.Н. Филиппов, В.В. Ильяшенко. Екатеринбург, 2010.
19. Ресурсы Интернет