Содержание
Список литературы:
1.Волконский В., Кузовкин А. Цены на энергоресурсы в России и зарубежных странах // Экономист. 2004. № 11.
2.Львов Д.С. Экономика развития. М., 2002.
3.РФ сегодня. 2002. № 8.
4.Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость. Как победить бедность в богатой стране. М., 2003.
5.Ермишин П.Г. Основы экономической теории: курс лекций. С-Пб, 2004. 450 с.
6.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. Москва, Экономистъ, 2005. 387 с.
7.Маршалл А. Принципы экономической науки. Москва, Универс, 2003. 510 с.
8.Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Книга 1. Глава 10. Земельная рента. Москва, 1982
9.Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику. С-Пб, Экономическая школа, 2005. 390 с.
Выдержка из текста работы
Тема данной курсовой работы является актуальной, т.к. понимание рыночного равновесия дает нам возможность правильно оценить ситуацию на конкурентном рынке. Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Для чего нам это надо? Правильно определив ситуацию на рынке, можно понять есть ли смысл открывать своё дело, и если есть, то в какой отрасли лучше?
Целью курсовой работы является изучение понятия рыночного равновесия.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие рыночного равновесия
2. Рассмотреть существование рыночного равновесия
3. Рассмотреть единственность рыночного равновесия
4. Рассмотреть устойчивость рыночного равновесия
Вся работа разбита на 3 главы.
В первой главе даётся определение рыночного равновесия, приводятся возможные причины изменения равновесия, а так же говорится о таких характеристиках как, равновесная цена и равновесный объем.
Вторая глава посвящена изучению существования, устойчивости (разбираются модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу) и единственности рыночного равновесия.
В третьей главе говорится о рыночном равновесии в мгновенном, коротком и длительном периодах.
Был изучен ряд точной научной литературы: первоисточники, монографии, учебники и учебные пособия. Все использованные источники перечислены в библиографическом списке.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Рыночное равновесие – ситуация, при которой планы покупателей данного блага совпадают с планами его производителей.
В данном случае и у потребителей и у производителей отсутствуют стимулы изменения своего поведения, так как считается, что каждый из них достиг цели.
Внешние причины приводящие к изменению равновесного состояния:
• изменение вкусов потребителей;
• появление новых изобретений;
• изменение в ресурсах;
• изменения в политической и правовой системах.
Внутренние причины к изменению равновесного состояния:
• изменение цен и количества товаров;
• изменение процесса производства.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом.
Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: P* = PD = PS
Равновесная цена выполняет следующие функции:
· информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
· нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
· стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась прибыль.
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров
Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене. Соответствует условию: Q* = QD = QS
Рис. 1.1. Рыночное Равновесие
Механизм установления равновесия
Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.
Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.
Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.
Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.
Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.
Предположим, что равновесие, установившееся на нашем рынке, было нарушено – под воздействием каких-либо факторов (например, рост доходов) произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из D1 в D2 (рис. 4.3 а), а предложение осталось неизменным…
Заключение
В результате выполнения курсовой работы определено, что рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Так же определено, когда равновесие существует, сказано, что рыночное равновесие существует не всегда. Определено, когда равновесие является единственным, приведены примеры неединственности равновесия. Дано понятие устойчивости равновесия, названы виды равновесия относительно устойчивости, разобраны модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.
Изучив рыночное равновесие в мгновенном, краткосрочном и длительном периоде пришли к выводу: в нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном — оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения — основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.
Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Первоисточники
Альфред Маршалл Основы экономической науки – М.: Издательство «Эксмо», 2008. – 832 стр.
2. Учебники
• Гальперин В.М., Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика. Санкт-Петербург: СПБГИЭУ, -1999.- 348 стр.
• Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика 4-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Издательство «Юрайт»- 2006.- 374 стр.
• Вэриан Р. Микроэкономика Промежуточный уровень современный подход. Москва : Издательство « Юнити»-1997.- 738 стр.
• Коуэлл. Ф. Микроэкономика Принципы и анализ, Москва: Издательство «Дело» -2011- 699 стр.
• Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. 16-е издание, Москва: Издательство «Инфа-М» – 2006.- 939 стр.
3.Сборники, научные журналы
Вестник молодых ученых: Экономические науки/ М-во общ. и проф. образования РФ и др. — СПб., 1997 –
3. Интернет-ресурсы
• Информационный портал. Википедия.
• Сайт Академик
dic.nsf/econ_
• Экономическая школа Учебники
index.php?ch=1&le=1&r=2&z=1
• Market Journal
mikroekonomika/12.html