Содержание
Введение 3
1.Конкуренция как экономическое явление.
1.1 Подходы к определению конкуренции. 6
1.2 Роль конкуренции в рыночной экономике. 8
2. Экономическое содержание рынка несовершенной конкуренции.
2.1Экономическая классификация рынков и реализация монопольной власти.13
2.2 Формирование монополий и их виды.23
2.3 Виды монополистической деятельности.26
3.Рынки несовершенной конкуренции.
3.1Олигополия.30
3.2 Естественная монополия.39
Заключение. 44
Приложение 147
Список литературы.48
Выдержка из текста работы
Тема конкуренции была и будет актуальной и каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффектнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с этим, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в её изучении и интенсивности.
Понятие «конкуренция» происходит от латинского concrete — сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования — наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.
В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко. На самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух. Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции». В отрасли преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные производители обладают возможностью контроля над ценой своего выпуска.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживавшие — экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает их снижать цены, чтобы привлечь покупателей.
Основные задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать рынок и рынок в условиях несовершенной конкуренции;
2. Рассмотреть виды рынков несовершенной конкуренции;
3. Охарактеризовать несовершенную конкуренцию на страховом рынке.
Цель курсовой работы — дать анализ структуре рынка и раскрыть сущность несовершенной конкуренции, а также показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
II. Понятие и основные черты рынка и несовершенной конкуренции в экономике.
Рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма — цена, спрос, предложение.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашнее хозяйство — основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики
1.1 Основные характерные черты рынка:
— Наличие обособленных товаропроизводителей, самостоятельно определяющих методы и формы организации производства, объем, ассортимент и качество выпускаемой продукции; выбирающих поставщиков и потребителей; назначающих цены; распределяющих остаточную прибыль; несущих имущественную ответственность за результаты своей деятельности.
— Свободное ценообразование. Большая часть цен на рынке устанавливается стихийно на основе законов спроса и предложения. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере ( детское питание, диетические продукты, товары первой необходимости).
— Конкуренция — основной двигатель рыночных отношений, экономическое соревнование между различными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, побуждающий их ориентироваться на спрос.
Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
1.2 Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1. значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
2. неоднородность продукта;
3. наличие барьеров для входа в отрасль;
4. несовершенство информации;
5. участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
6. производители имеют возмо……..
Список используемой литературы:
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс/ Пер. с англ. В.А. Остапенко. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 983 с.
2. Камаев В.Д. Основы экономической теории. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВЛАДОС, 2002. — 640 с.
3. Булатова А.С. Экономическая теория. — М.: ЮРИСТ, 2002. — 896 с.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики/ Пер. с англ. Т.Г. Леонова. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 736 с.
5. Овчинников Г.Г. Микроэкономика. Макроэкономика. — СПб.: В.А. Михайлова, 1997. — 632 с.
6. Сидорович А.В. Курс экономической теории. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ДИС, 2001. — 832 с.
7. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 2003 г.
8. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002.
9. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. — Владивосток: ВГУЭС, 1999
10. Радаев В.В. «Анализ рынков в современной экономической социологии»/2008 г.
11. Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 Экономическая теория под ред. Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.
12. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
13. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.
14. Вестник Академии управления № 3 2007 год
15. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. — М.: Дело, 2002.
16. Титова Н. Е. История экономических учений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 341 с.
17. Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. — Киров: Издательство «АСА», 2012. — 307 с.