Выдержка из текста работы
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.
Я считаю тему моей курсовой работы очень актуальной, так как в нашей стране народные танцы были и остаются очень популярными среди хореографических коллективов. Большинство хореографов часто в своей работе обращаются к народно-сценическому танцу, имея в своем репертуаре как русские народные танцы так и танцы народов мира.
Объектом исследования является народный танец — как основа народно сценического
Предметом исследования — ансамбли народно сценического танца в России.
Цель работы — изучить историю появления народного танца, проследить становление народно-сценического танца как отдельного вида хореографического искусства на примере ансамблей народного танца таких как Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственного академического ансамбля «Березка» имени Н.С.Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова.
Задачи:
1 Проанализировать литературу по теме исследования.
2 Проследить историческую основу народно-сценического танца.
3 Рассмотреть народно-сценический танец как особый жанр сценической хореографии на примере ансамбля народного танца имени И. Моисеева, ансамбля «Березка» имени Н.С Надеждиной и ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова.
Методологической основой работы стали труды по теории и истории хореографии таких авторов: Валукин Е.П., Иноземцева Г.В., Чижова А., Надеждина Н.С., Моисеев И.А., Чудновский М., Багуманов А. И., Фаизова Ф. А.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматривается история возникновения народно-сценического танца и дается его определение.
Во второй главе описывается история появления и сценическая деятельность трех известных коллективов. Это — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова.
В заключении предствавленны итоги исследования.
В приложении выведен весь репертуар описанных коллективов.
1. История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства
Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории.
Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем.
Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.
В свою очередь народный танец можно разделить на народный, фольклорный и народно-сценический.
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).
Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь.
Народно-сценичекий танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это был путь порицания и признания, спадов и подъемов.
Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.
Народно-сценический танец:
а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.
б) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.
Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.
Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».
Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.
Обратимся к процессу становления и качественной трансформации народного танца в нашей стране с древних времен по наше время.
Развитие народного танца тесно связано со всей историей народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениями. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника.
Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.
Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.
Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.
Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.
С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.
В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.
Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.
Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.
Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы — «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.
Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на театральной сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место.
Многие балетмейстеры включали в свои балеты темы народных танцев, место и роль характерного танца в балете то расширялось, то сужалась, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.
Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.
Огромный вклад в развитие характерного танца внес А. Горский
Разрушая традиционную симметричность построения танцев, он превращает кордебалет в живую массу, индивидуализирую каждого персонажа. Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций.
Так же важнейшим этапом развития характерного танца стало в начале XX века творчество Н. Фокина, создавшего целые характерные балеты и утвердившего в них принципы хореографического тематизма.
До М.М. Фокина (1880-1942) народный танец в балете был только вставным номером. М.М. Фокин создает характерный танец-сюиту «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, то есть объединяет группу танцев одной композиционной мыслью. Он ставит спектакли «Шехеразада», «Стенька Разин», «Исламей», которые целиком основаны на характерном жанре. Характерный танец М.М. Фокина отличался от танцев его предшественников.
У М.М. Фокина народно-сценический танец становится выразительным, расширяет свои сюжетные возможности. Подлинным шедевром явились «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Все это, безусловно, послужило серьезной предпосылкой для будущего рождения ансамблей народного танца.
В XX в. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей. появились люди — этнохореологи . Всем известны эти имена: К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф,Гаскаров, М.С.Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и другие.
Именно этими мастерами народной хореографии собирался, изучался и обрабатывался народный танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.
В результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, появляется термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, который возник в результате разделения сценического танца на две самостоятельные ветви, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.
В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. Игорем Александровичем Моисеевым. «Задачи ансамбля, — писал он, — создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».
Со временем стали возникать новые ансамбли народного танца в каждой республике у каждого народа нашей страны. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н.Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.
В настоящее время народно-сценический танец занимает свою, отдельную нишу в хореографическом искусстве. Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители как нашей страны, так и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей.
Можно отметить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.
Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.
Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.
Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.
Думается, что все три направления в деятельности: любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с фольклорным творчеством народа, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.
Народно-сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.
2. Ансамбли народного танца
2.1 Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
В этом году ансамбль отметил свое 75-летие, 75 лет успешного творчества коллектива организованного Игорем Александровичем Моисеевым в 1937 году.
И.А. Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве. Отец — Моисеев Александр Михайлович. Танцу учился в Москве — сначала в частной балетной студии В.И. Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А.А.Горского (1921-1924).
В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924-1931), затем стал его солистом (1931-1937). В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов: его первые партии в театре — роли Рауля в «Теолинде», Мато в «Саламбо», Иосифа в «Иосифе Прекрасном» и другие. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях «Кармен», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот», а в 1930 году он спас от провала балет «Футболист», и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты «Саламбо» (1932), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы.
В 20-40-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников. В эти годы растет интерес Игоря Моисеева к народному творчеству — пешком и верхом он объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным — в 1936 году он становится заведующим хореографической частью Театра народного творчества и вскоре осуществляет постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца.
Выдающийся художник, Игорь Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии — яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.
«Задача ансамбля,- писал И. Моисеев,- создать классические образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».
Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами Игорь Моисеев— творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство. И.А. Моисеев говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца».
Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.
Ансамбль народного танца — первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.
Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.
Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии.
За свою концертную деятельность, коллектив награжден орденом Дружбы народов. С первых зарубежных гастролей (финляндия 1945г) ансамбль является негласным «послом мира и добра». Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.
На разных континентах, зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.
За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую книгу рекордов Гиннеса.
И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.
На протяжении более 60 лет И.А. Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «В гостях и дома» (1983), программа «Дорога к танцу» (1965). Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина (1971), «На катке» на музыку Р.Штрауса (1980), «Ночь на Лысой Горе» на музыку М.Мусоргского (1983), «Вечер в таверне» (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев — это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Из последних работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку М. Теодоракиса (1991), сюиту еврейских танцев «Семейные радости» (1994). Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), США (1958). Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.
Сейчас коллективом руководит Елена Щербакова.
В 1969 году окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре. Перед выпускными экзаменами Игорь Александрович пригласил ее в свой ансамбль на должность артистки. Через несколько лет стала солисткой, протанцевала в ансамбле 23 года и выйдя на творческую пенсию начала преподавать в школе при ансамбле, а в 1994 году стала директором ансамбля.
Спустя 5 лет после смерти балетмейстера в 2007 году ансамбль имени Моисеева называет своей главной задачей сохранение его уникального наследия.
«Мы должны вернуть на сцену все постановки мастера, сегодня не идущие в репертуаре, мы стараемся сохранить моисеевскую школу танца, обучить методике и репертуару молодых артистов, воспитать внутри коллектива молодых педагогов-репетиторов, а также пополнить новыми интересными танцами, начатый Игорем Александровичем цикл «Танцы народов мира», — говорит директор ансамбля Елена Щербакова.
По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.
2.2 Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной
ансамбль народный танец хореографический
Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 году Надеждой Сергеевной Надеждиной, с июня 2000 года носящий имя его создателя — Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной.
Весной 1948 года москвичи увидели девичий хоровод «Березка» поставленный Н.С.Надеждиной на музыку народной песни «Во поле березонька стояла». В то время в Москве очень популярны были сборные концерты в театре Там выступали не только эстрадные корифеи во главе с Утесовым, но и оперные певцы, артисты балета, цирка. И вот в мае 1948 года среди этого звездопада вдруг появился хоровод прелестных девушек в красных сарафанах с березовыми веточками в руках — и поплыли, и заворожили. На следующий день только и разговоров было: видели “Березку”? Результат последовал незамедлительно: Надеждину пригласили к высокому начальству и предложили возглавить государственный ансамбль народного танца.
Шестнадцать никому не известных девушек из Калинина одним-единственным выступлением покорили московскую публику и вместе со своей руководительницей Надеждой Надеждиной в одночасье из самодеятельного коллектива превратились в профессиональный государственный.
Коллектив так и получил имя «Березка», можно сказать, что его нарекла публика, увидевшая их выступление в Эрмитаже.
К «Березке» сразу пришла популярность. Ее частые поездки по Советскому Союзу сопровождались триумфальным успехом. А гастроли за границей принесли мировое признание. Творениям Надежды Надеждиной восторженно аплодировали на всех континентах планеты. В годы холодной войны зарубежная печать писала о выступлениях ансамбля, как об «огненной сенсации» и свидетельствовала, что искусство «Березки», человечное и одухотворенное, «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми». Всемирный Совет сторонников мира еще в 1959 г. присудил «Березке» Золотую медаль мира.
Надежда Надеждина человек высочайшей культуры и эрудиции она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа и видела это глазами поэта. Она смогла создать настоящее русское чудо, в котором помимо виртуозного танцевального исполнения присутствует искренняя любовь к богатым национальным корням.
Большинство зрителей, кто уже побывал на концертах ансамбля Березка, отмечают особую атмосферу русского творчества, словно они смотрят не танцы, а саму историю исполнительского народного искусства России.
«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска — поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля»- говорила Н.С. Надеждина.
Все годы, что Надежда Сергеевна являлась художественным руководителем коллектива и от своих слов не отступалась никогда. Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет феномен «Березки», которая очень быстро стала одним из своеобразных и прекрасных символов России.
Первоначально коллектив являлся женским, но в 1959 году этот принцип был нарушен. Очень трудно было Н.Надеждиной пойти на этот шаг, так как было много противников.
И 10 лет ансамбль существовал, как чисто женский. Но постоянный хоровод утомляет зрителя, это становится мюзик-холлом и, кроме того, когда была только женская группа, делали такие в танцах быстрые движения, которые имитировали почти мужские движения — подсечки, еще что-то такое. Притом женский коллектив мог танцевать только предтечу любви, ожидание — это ни жанровых сцен, ни каких-то сюжетных номеров, очень ограничены рамки. И Надеждина приглашает некоторое количество мужчин. И в труднейший танец “Тройка” она поставила двух мужчин. Потом “Карусель”. Вошли мужчины и в готовые, и в новые постановки. Это юмор, задор, гротеск, это эпос, это сказы, это былины — все, что хотите. Надеждина создала совершенно новый жанр. И для этого нужны не только красавицы-барышни — эмоциональные, но и мужчины. В это же время появляются в группе и музыканты.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н.С.Надеждина с энтузиазмом руководила своим детищем более 30-ти лет до последних дней жизни. Н. С. Надеждиной были поставлены такие шедевры русской народной хореографии как: Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», « Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл хореографических композиций «Времена года» и другие. Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.
Надеждинские шедевры и сегодня занимают центральное место в репертуаре коллектива. В этом прежде всего заслуга нынешнего художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля, народной артистки СССР и Украины, профессора, академика М.М. Кольцовой. Мира Михайловна приняла творческую эстафету прямо из рук любимого Учителя: ведущая солистка ансамбля стала достойной наследницей и преемницей Н.С.Надеждиной. Она не только сохранила, но и приумножила творческое кредо основательницы ансамбля.
Мира Михайловна Кольцова окончила балетную школу Большого театра и ГИТИС. С 1957 года — солистка, с 1980-го — художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца “Березка” им. Н.С.Надеждиной. В 1960 году снялась в главной роли в фильме “Девичья весна”. Народная артистка СССР и Украины, профессор Московского университета искусств, кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени, лауреат премии “Рыцарь танца”.
М.Кольцова бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает его и преумножает . Ее постановки: хороводы «Радуга», «Кружевницы», плясовая «Раздольная», народная сцена «Петрушка», танцевально-игровое действо «Московский двор» — продолжение надеждинского стиля.
«Березка» давала концерты более чем в 80 странах мира: США, Япония, Франция, Южная Корея, Колумбия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Греция, Китай, Италия, Северная Корея, Турция, Швейцария, Бельгия, Хорватия, Сербия, Польша и др. Более 80 стран мира имели возможность насладится великолепным представлением — показательным выступлением ансамбля танца «Березка». Все без исключения зрители дают только наивысшие, наилучшие отзывы об ансамбле, желают хотя бы еще раз попасть на хореографический концерт.
2.3 Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова
Башкирский государственный ансамбль танца один из ведущих профессиональных хореографических коллективов России. Он был создан 11 марта 1939 года. Основателем, вдохновителем и художественным руководителем ансамбля на протяжении первых трех десятилетий был талантливый хореограф, ученик Игоря Моисеева Файзи Адгамович Гаскаров. Тонкий знаток башкирского народного танца, его страстный пропагандист, в ту пору один из ведущих артистов Башкирского театра оперы и балета. Тонкий и глубокий художник, Файзи Адгамович безошибочно угадал суть башкирского народного танца, сделал его близким и понятным людям разных национальностей. Он одно время работал ассистентом руководителя всемирно известного ансамбля народного танца СССР И. А. Моисеева. Именно тогда у него зародилась дерзкая мечта создать подобный коллектив у себя на родине в Башкортостане. Вернувшись домой стал скрупулёзно изучать танцевальный фольклор родного народа, не жалея ни сил, ни времени на бесчисленные поездки по районам республики. Он собирал, зарисовывал, запоминал сотни и тысячи образцов, бытующих в народе танцев, выявляя особенности женских и мужских движений, элементы сельских игр, ритуальных и обрядовых сцен.
Выступление в концертной программе в Уфе, в день празднования двадцатилетней годовщины со дня образования БАССР, по праву считается днем рождения гаскаровского ансамбля. Первые репетиции молодых исполнителей проходили на сценической площадке в саду имени Луначарского, позднее в здании Башкирской государственной филармонии, в состав которой вошел танцевальный ансамбль.
Первоначальная группа танцоров была полупрофессиональной, собранной Ф.А. Гаскаровым из участников художественной самодеятельности, большинство выходцев из сельской местности. Благодаря, во многом, очень строгому отбору, самобытному таланту исполнителей, уже летом 1940 года ансамбль отправился на гастроли по районам Башкирии и в города Челябинск, Магнитогорск. Ансамбль выступил успешно и уже в июле 1941 года должен был участвовать в концертной программе Декады башкирской литературы и искусства в Москве, но начавшаяся война на многие годы отсрочила эти планы. Военное лихолетье разбросало участников ансамбля, кого на фронт, кого с концертами народных танцев в госпиталях, перед трудящимися в Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Центральной России, Украины. В послевоенные годы, ансамбль народного танца в составе филармонии выезжал на гастроли в Татарию, Челябинскую, Тюменскую области, Среднюю Азию, с успехом гастролировал в Приморском крае.
Заслуженный успех «гаскаровцам» принесли соединение народного танца с пластикой балета, создание на основе фольклора собственных танцевальных композиций. Так, поставленные Файзи Гаскаровым лирические танцы «Загида», «Зарифа», «Гульназира», танец воина «Баик», танец-легенда «Семь девушек» до сих пор исполняются ансамблем и пользуются популярностью у зрителей. В последующие десятилетия появились новые танцевальные шедевры: «Северные Амуры» о башкирских конниках прославившихся в войне с Наполеоном, «Укротители», «На ферме», «Косари», «Дружба», «У ручья».
В репертуар включаются танцы народов нашей страны и народов мира, в нем «Кадриль», «Молдовеняска», «Гопак», «Арагонская хота», «Йохр», «Хоро», «Сиртаки». В 1955 году ансамбль начал выезжать за рубеж, а солисты ансамбля принимать участие в художественных конкурсах по народным танцам на Всемирных фестивалях молодежи и студентов.
Первая яркая победа на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Бухаресте, в 1953 году, когда солисты ансамбля Мухамет Идрисов, Мухамет Шамсутдинов и Анвар Фахрутдинов за танец «Три брата» были удостоены золотых медалей, открыли счёт будущим наградам ансамбля и отдельных его артистов на различных международных и всесоюзных конкурсах и фестивалях. Это Единственный коллектив, награждённый премией имени Салавата Юлаева — «за большой вклад в развитие и пропаганду башкирского профессионального хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство».
В 1994 году ансамбль завоевал бронзовый приз фестиваля «Звёзды мира» (Турция).
В декабре 2005 года Государственному академическому ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова вручена Премия «Известность», учреждённая российской газетой «Известия».
За годы работы, отдельные солисты ансамбля, творческий коллектив в целом, неоднократно становились лауреатами, получали престижные награды, премии. В этом несомненная заслуга создателя ансамбля, неизменного руководителя на протяжении десятков лет Ф.А. Гаскарова, а так же других творческих руководителей пришедших ему на смену. Их знания, умение, творческий талант оказались востребованы. Опираясь на лучших исполнителей, мастеров танца, отыскивали способную молодежь, сплачивая коллектив, нацеливая на плодотворную созидательную деятельность, они ставили новые танцы, старались бережно сохранить старые. Менялись поколения танцоров, но неизменным оставался «гаскаровский» стиль исполнения, мастерство.
В 1988 году ансамблю народного танца было присвоено имя «Файзи Адгамовича Гаскарова», в 1996 году звание «академический». Благодаря выступлениям «гаскаровцев», в разных странах мира узнают о башкирской культуре, о Башкортостане. Только за последние годы ансамбль народного танца гастролировал во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Германии. Турции, Великобритании, в странах Юго-Восточной Азии. Знаменитый коллектив неизменный участник знаменательных культурных событий федерального масштаба, региональных культурных программ, В 2007 году ансамбль переехал в собственное помещение, соответствующее всем требованиям профессионального хореографического искусства.
Сегодня прославленный коллектив является визитной карточкой и жемчужиной хореографического творчества Башкортостана. В творческом багаже ансамбля более 150 лучших образцов танцевального искусства, представляющих культуру Башкортостана, России и всего мира. В труппе артистов балета Ансамбля работает 70 человек. В составе оркестра — 16 человек. Творческими руководителями ансамбля являются Абсатарова Гузель Рашидовна и Абдульманов Рим Салимьянович.
Нынешний год для коллектива ансамбля пройдет под знаком знаменательной даты — 100-летия Файзи Гаскарова. Этому же событию было приурочено недавнее гастрольное турне коллектива на юг России. Первым городом, где выступили башкирские артисты стал Саратов. На концерт прославленного коллектива съехались башкиры со всей области. Мероприятие прошло при поддержке представителя РБ в Саратовской области Камиля Аблязова. В завершении заместитель Председателя Правительства Саратовской области — руководитель аппарата Губернатора Павел Лысов вручил коллективу благодарственное письмо «За высокое исполнительское мастерство». Далее танцоры побывали в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Майкопе, Армавире, Ставрополе, Ессентуках, Элисте.
Рассматривая эти три известных коллектива можно сделать вывод о то что народно-сценический танец очень разнообразен, каждый коллектив привнес в этот жанр хореографии что то свое, индивидуальное, присущее только этому коллективу, что делает каждый коллектив уникальным и легко узнаваемым во всем мире. Творчество этих коллективов развивает и укрепляет народно-сценическую хореографию как отдельный вид.
Заключение
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.
Использование народного танца как самостоятельного и единственно выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дает возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений, приемов их исполнения, особенностей музыкального сопровождения, костюма и пр.
На современном этапе школа народно-сценического танца является мощным фактором эволюции народного танца в его бытовом и сценическом существовании.
И конечно же огромный вклад в развитие и становление народно-сценического танца как отдельного вида хореографического искусства внесли описанные в этой работе коллективы. Рассматривая разные по своим направлениям коллективы народного танца мы видим что все они по своему уникальны.
Не оспорим мировой вклад ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева в развитие мировой хореографии и пропаганде народно-сценического танца. Этот ансамбль раскрывает перед нами историю и культуру народов мира в своих номерах, ярко раскрывая колорит и присущие той или иной народности особенности не только в хореографии но и в костюмах и музыке.
Ансамбль «Березка» ярко раскрывает нашу национальную культуру исполняя народные танцы нашей страны.
А ансамбль народного танца Башкирии знакомит нас с культурой этой республики, поднимая ее на новый, высокий уровень. И не смотря на то что в этом ансамбле есть номера и других народностей все же главной нитью здесь идут башкирские танцы.
В настоящее время в нашей стране существует множество ансамблей народно-сценического танца. Не найдется города в котором бы не существовал ансамбль русского танца, все детские танцевальные коллективы включают в свой репертуар народные танцы.
Все это заслуга известных ансамблей народно-сценического танца, в первых рядах которых стоят описанные в этой работе ансамбли. Ансамбли разные по своей структуре, но в то же время одинаковые по своим задачам: раскрывать и выражать народное хореографическое творчество.
И пусть один хореограф переносит номера других стран и народов, другой берет основу русского народного танца, историю хореографии российской, историю в целом России, и на этой основе создает новое произведение, третий берет свою национальную культуру, культуру башкирского народа, но вместе они открывают народно-сценический танец как отдельный вид хореографического искусства.
И можно с уверенностью сказать, что народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Список использованной литературы
Багуманов, А.И. Государственный академический ансамбль народного танца РБ имени Г. Ф. Гаскарова//Лауреаты премии имени Салавата Юлаева [Текст] / А.И Багуманов, Ф.А Фаизова. — Уфа: Китап, 1999. — 272 с.
Балет. Энциклопедия [Текст] : энциклопедия. 1981 год / под ред. Ю.Н.Григоровича. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] / Е.П. Валукин. — М.: ГИТИС, 1992. — 169 с
Зырянов, А.В. Композиция и постановка танца; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dance-composition.ru/publ/baletmejstery/igor_moiseev/9-1-0-174
Иноземцева, Г.В. Народный танец [Текст] / Г.В Иноземцева. — М.: Знания, 1971. — 127 с.
Коптелова, Е.Д. Игорь Моисеев — академик и философ танца [Текст] / Е.Д. Коптелова. — 1-е изд., — СПб.: Планета Музыки, 2011. — 480 с.
Меркель, М. Вечное движение [Текст] / М. Меркель. — М.: Искусство, 1972. — 168 с.
Моисеев, И.А. «Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь» [Текст] / послесл. И.Л. Андроников . — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие, 1998. — 225 с.
Надеждина, Н.С. Русские танцы [Текст] / Н.С. Надеждина. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 157 с.
Русский балет. Энциклопедия [Текст] : энциклопедия. 1997 год /редакторы Е.П. Белова, Г.Н.Добровольская, В.М.Красовская, Е.Я.Суриц, Н.Ю.Чернова. — БРЭ, «Согласие», 1997. — 632 с.
Чижова, А. Танцует «Березка» [Текст] / А. Чижова. — М.: Искусство, 1967. — 172 с.
Чудновский, М. Ансамбль И. Моисеева [Текст] / М. Чудновский. — М.: Знание, 1972. — 218 с.
Балет Игоря Моисеева; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moiseyev.ru
Мир танцев; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mirtancev.ru/narodnyj-tanec-znachenie-ansamblya.html
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С.Надеждиной; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.berezkadance.ru/about
Ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gaant.ru
OrpheusMusic; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/igor_moiseev/143-1-0-804
OrpheusMusic; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/igor_moiseev_zhizn_i_tvorchestvo_chast_2/143-1-0-805
Приложение № 1
Танцы, поставленные Игорем Моисеевым
Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
Белорусские танцы: «Лявониха», «Крыжачок», «Полька «Янка», «Бульба», «Полька «Мама», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
Украинские танцы: «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
Молдавские танцы: «Жок улмаре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чиокирлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдавеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спалат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Макану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»)
Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
Узбекские танцы: «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец «Сафаили» (национальный погремушечный инструмент)»
Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
Казахский танец «Кок-пар»
Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
Башкирский танец «Семь красавиц»
Бурятские танцы (Сюита «ЦАМ» из десяти танцев)
Танец казанских татар
Танец крымских татар «Черноморочка»
Калмыцкий танец «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)»
Осетинский танец «Симп»
Торгутский танец
Гуцульские танцы: «Аркан» (мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней»
Грузинские танцы: «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
Азербайджанские танцы: «Чабаны» (Танец карабахских пастухов), «Десмолы» (женский танец), «Газахи» (мужской танец)
Армяно-курдская сюита «Майнуки» из четырех танцев
Цыганский танец
Латвийские танцы (Сюита из трех танцев)
Литовские танцы (Сюита из пяти танцев)
Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
Венгерские танцы: «Чардаш», «Понтозоо» («Хлопушки»; танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
Болгарские танцы (Сюита из пяти танцев)
Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
Финский танец «Комическая полька»
Немецкий танец «Немецкий вальс»
Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), Большая пантомима»
Корейский танец
Якутский танец «Добрый охотник»
Нанайские танцы: «Нанайская народная игра «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей» (сценка)
Чувашский танец
Марийский танец
Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
Чешский танец «Чешская полька»
Словацкий танец
Греческие танцы: «Сертаки» (мужской танец, музыка М.Теодоракиса», «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
Испанские танцы: «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М.И.Глинки)
Ирландский танец «Молодость»
Югославские танцы: «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), Македонский женский танец, «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец)
Аргентинские танцы: «Маламба», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина)
Мексиканская сюита
Венесуэльский танец «Хоропа»
Танцы США: «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
ЦИКЛ «КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажеры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита «Семейные радости»»
ЦИКЛ «СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ»
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита «День на корабле»», «Футбол» (хореографическая сценка)
ДОРОГА К ТАНЦУ (Класс-концерт): «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
НА КАТКЕ (музыка Иоганна Штрауса): «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ (В двух картинах): «Ярмарка музыка народная», «Ночь на Лысой горе» (музыка М.П. Мусоргского)
ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ (музыка А.П.Бородина): «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА «СПАРТАК» (музыка А.И.Хачатуряна): «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)», «Битва фракийцев и самнитов»
ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР «Полька-лабиринт»
Приложение № 2
Репертуар ансамбля «Берёзка»
Девичий хоровод
«Березка», «Лебедушка», «Цепочка», «Сударушка», «Прялица», «Северный», Вальс «Березка», «Кружевницы», «Взмахну платком». «Ожерелье», «Ой, цветет калина», Хореографическая композиция, «Северяночка», «Радуга», «Балалайка», «Воспоминание», «Песнь труду», Хореографическая сцена «Петрушка», «Ямщики»
Русский танец
«Блоха», «Карусель», «Узоры», «Холостяки», «Балагуры», «Топотуха», «Праздничная плясовая», «Танец с платком», «Раздольная», Шуточный танец «Шуточная — Сердечная», «Комарик», «Проходка», «Русский сувенир», Кадриль «По плашке», «Хохломская скамейка»
Хореографические сюиты
«Сибирская сюита»
Посиделки
Охота на медведя
Плясовая «Защитникам отечества посвящается»
«Русский фарфор» (Триптих)
Одноактный спектакль-балет
«Времена года»
Зима
«Северное сияние»
«Масленица»
Весна
«Весенний хоровод»
«Кадриль»
Лето
«Русское поле»
«Тройка»
Осень
«На осенней ярмарке»
«Московский двор»
Пролог
«Красный хоровод»
* Утренняя прогулка
«У трактира. Кадриль»
«Первая встреча»
«Мужичок с лаптями»
* Полуденное веселье
«Песнь ямщика»
«Катанье молодых»
«Молва»
«Рассказ старого солдата»
«Мелодия двора»
«Девушка с корзиной»
* Вечернее гулянье
«Лирический хоровод»
«Городской романс»
«Кадриль»
Приложение № 3
Репертуар ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова
Танцы из «Золотого фонда» (постановки Файзи Гаскарова)
«Зарифа», горно-башкирский танец «Гульназира», шуточный танец «Проказницы», татарский танец «Косари», татарский танец «Весенний поток», башкирский лирический танец «Семь девушек», башкирский танец «Укротители», марийский танец «Вечером у калитки», «Северные амуры», «Охотник» («Перовский»), «Дружба», шуточный татарский танец «Жених», шуточный танец «Три брата», солдатская плясовая «Дорога отцов» (пост. совместно с К.Альмухаметовым), лирический танец «Загида».
Башкирские танцы
Шуточный танец «Звон браслетов», «Французский платок», «Цветущий курай», «С кубызом», «Азамат», «Бурзяночки», «Ирандек»,«Дала моно», хореографическая композиция «Саптар», «Песнь табунщика», «Коралай — лесная лань», «Башкирский краковяк», танец башкирских джигитов «Медный каблук», хореографическая композиция «Беркутистан», «Молодость Башкортостана».
Танцы народов России и ближнего зарубежья
«Русская сюита», русский танец «Тверские гуляния», «Уральские выкрутасы», «Русская плясовая», белорусский танец «Веселуха», украинский танец «Гопак», чувашский танец «Кария», татарский танец «Играй, гармонь», ингушский праздничный танец, удмуртский праздничный танец, еврейский танец «Шалом», алтайский танец «Курелей», корякский танец «Камчатские зарисовки», танец «Казахская сюита», хорезмский танец «Лязги», уйгурский танец «Ечилан кизилгул».
Танцы народов дальнего зарубежья
Корейский танец с веерами, испанский танец «Арагонская хота», индийский танец, калмыцкий танец «Чичердык», «Ритмы и мелодии Бангладеш», греческий танец «Сиртаки», испанский танец «Андалузские вечера», танец аргентинских пастухов «Гаучо», американский танец «Кантри» .
Размещено на