Содержание
Содержание
1.Введение.. 3
2.Н. А. Бердяев русский философ.. 6
3.Русская идея в философии Бердяева.
3.1.Национальные особенности русской души… 9
3.2.Русский коммунизм и революция… 13
3.3.Россия клубок противоречий.18
4.Заключение25
5.Литература.26
Выдержка из текста работы
Русскаяидея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия стоит перед очереднымисторическим выбором. Социально-политическое самоопределение страныдетерминирует размежевание не только политически активного населения, но,думается, подавляющего его большинства.
Спорыо национальной идее будут злободневными до тех пор, пока наше отечество необретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединитих. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно,имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могутбыть безразличными для мирового сообщества.
Русскаяидея в общем виде — это путь движения страны, способ ее существования внастоящем и будущем, это и “далекая” цель ее развития. По своему объему онаобщенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющихРоссию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.
Русскаяидея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) вызревает в недрахнарода, зависит от родовых черт национального характера — менталитета, каксейчас говорят – специфики его исторического развития и религиозной веры.
Русскаянациональная идея в точном смысле сложилась в период возникновения российскойнации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной,доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощномнациональном самосознании народов, составляющих нацию, т.е. о понимании иприятии принципов общественного бытия, государственного устройства, духовнойжизни, а также целей и путей исторического движения нации.
Крушениекоммунистической диктатуры в нашей стране определило взрыв интереса россиян квопросу о национальной идее. О ней много пишут и еще больше говорят. Изданысамые крупные труды, посвященные осмыслению этой проблемы. Но наиболее глубоковопрос о русской идее был разработан в произведениях классической русскойфилософии, начиная с Вл.Соловьева и кончая А.Лосевым, т.е. в работахмыслителей, живших в переломный для судеб России исторический момент.
Русскаяидея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народымира. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть “идеякоммюнитарности и братства людей и народов”. Каждая национальная идея имеетсвои преимущества (например, прагматизм “американской мечты”), основное жепреимущество русской идеи — универсальность, по причине чего она приобретаетэсхатологический характер, принимающий форму “стремления ко всеобщемуспасению”.
Н. А. Бердяев – русский философ.
НиколайАлександрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителейпервой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различнымфилософским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства,морали.
Онродился в 1874 году в Киеве. Экзамены за гимназию Бердяев сдал двадцати лет отроду. В молодости увлекался марксизмом, но прославился как религиозный философ,один из редакторов и авторов знаменитого сборника «Вехи» (1909).
Бердяевбыл, пожалуй, единственным популярным русским философом. Свои идеи он излагалэмоционально и чрезвычайно доходчиво. Некоторые его формулировки (например, овечно бабьем в русской душе) стали афоризмами. Коллеги философы глядели на негосвысока: им претила его публицистичность.
Глубоковерующий человек, Бердяев презирал официальную православную церковь за косностьи черносотенство. В 1915 году его даже привлекли к суду за нападки на СвященныйСинод.
Бердяева,оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920году в связи с делом так называемого “Тактического центра”, к которому он неимел никакого отношения. А в 1922 году Бердяева арестовали и после допроса наЛубянке у самого Дзержинского выслали за границу на «философскомпароходе».
Насмотревшисьна ужасы советского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал экзистенциализм и«антииерархический персонализм». Человек, считал он, не долженприносить себя в жертву или подчинять свою волю ни одной структуре илииерархии, будь то церковь, государство или семья.
Обладаяудивительной прозорливостью, вопреки господству технократического мышления,Бердяев писал, что “человек не знает, в состоянии ли будет дышать в новойэлектрической и радиоактивной атмосфере”. А это было за 12 лет до Хиросимы и за53 года до Чернобыля…
НаЗападе Николая Александровича считали наиболее характерным философом в русскойправославной традиции, философским выразителем православия. Бердяев отрицалтакую трактовку, считал ее недоразумением. И действительно, одна изхарактернейших черт философии этого удивительного человека, его, сильнеесказать, первоначальная философская интуиция выводит его далеко за русскиерамки. До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслитель неочень русский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушительно новуюноту. Это его персонализм. Сам Бердяев, проецируя себя на русскую традицию,видел своим предшественником Достоевского, у него он находил то, что сам назвалантропологическим откровением, откровением о человеке.
УмерНиколай Бердяев 24 марта 1948, на 75-м году жизни. Он однажды сказал о себе:“Я, наверное, и умру за письменным столом”. Так действительно и было: смертьзастала его за работой, то есть жил он до последней секунды самой напряженнойдуховной жизнью.
Поего словам, для него, как для философа, было слишком много событий: он сидел“четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на тригода сослан на север, имел процесс, грозившим мне вечным поселением в Сибири,был выслан из своей родины” и предполагал, что закончит свою жизнь в изгнании.
Таки случилось. В городе Кламоре недалеко от Парижа, в доме, где он жил, сейчасразмещается музей.
Русская идея в философии Н. А. Бердяева
Национальные особенности русской души.
Широк русский человек, широк как русская земля, какрусские поля.
Н. А. Бердяев
Человек входит в человечество через национальнуюиндивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, какрусский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить черезцелую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Национальный человек- больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человекавообще и есть черты индивидуально-национальные.
Нация есть динамическая субстанция, а не переходящаяисторическая функция, она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни.Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться,как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всехдругих преходящих исторических образований в жизни народов. Уход изнациональной жизни, странничество — чисто русское явление, запечатленноерусским национальным духом. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия неявляются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту илииную роль в ее определении. Национальность — сложное историческое образование,она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многихперераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, идуховно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. И врезультате всех исторических и психологических исследований остаетсянеразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключена вся тайна национальнойиндивидуальности. Национальность — таинственна, мистична, иррациональна, как ивсякое индивидуальное бытие.
Воснову формирования национальных особенностей русской души, русскогонационального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1)природная, языческая, дионисийская стихия; 2) аскетически ориентированноеправославие.
Природноеначало связано с необъятностью, недифференцированностью России. Русская душа подавлена необъятными русскимиполями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этойнеобъятности. Оформление свой души и оформление своего творчества затрудненобыло для русского человека. Государственное овладение необъятными русскимипространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизнигосударственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил.Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита быласамодеятельность классов и групп. Русский человек, человек земли, чувствуетсебя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишкомпривык возлагать эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентнуюдля него. И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно емусправиться. Славянский хаос бушует в нем. Огромность русских пространств неспособствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности,- он расплывался в пространстве. Русская лень, беспечность, недостатокинициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русскойземли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движенияв сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии иинтенсивной культуры. От русской души необъятные русские пространства требовалисмирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувствобезопасности.
Русский народ по своей душевной структуре народвосточный. Россия — христианский Восток, который в течение двух столетийподвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слоеассимилировалвсе западные идеи. Историческая судьба русского народа быланесчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, черезпрерывность и изменение типа цивилизации.
Противоречивость русской души определялась сложностьюрусской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного изападного элемента. Душа русского народа была формирована православной церковью,она получила чисто религиозную формацию. И эта религиозная формация сохраниласьи до нашего времени, до русских нигилистов и коммунистов. Но в душе русскогонарода остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русскойземли, с безграничностью русской равнины. У русских «природа»,стихийная сила сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленнойлатинской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство.В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное,природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, изВизантии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.
Русский коммунизм иреволюция.
Япережил русскую революцию как момент своей собственной судьбы, а не как что-тоизвне мне навязанное.
Н.А. Бердяев
Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного егохарактера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, сдругой стороны — явление русское и национальное. Особенно важно для западныхлюдей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированностьрусской историей.
Русская революция универсалистична по своим принципам,как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационала,но она же и глубоко национальна и национализуется все более и более по своимрезультатам. Трудность суждений о коммунизме определяется именно егодвойственным характером, русским и международным. Только в России моглапроизойти коммунистическая революция. Русский коммунизм должен представлятьсялюдям Запада коммунизмом азиатским. И вряд ли такого рода коммунистическаяреволюция возможна в странах Западной Европы, там, конечно, все будет по иному.Самый интернационализм русской коммунистической революции — чисто русский, национальный.Н. А. Бердяев писал, что даже активное участие евреев в русском коммунизмеочень характерно для России и для русского народа.
Революции в христианской истории всегда были судом надисторическим христианством, над христианами, над их изменой христианскимзаветам, над их искажением христианства. Именно для христиан революция имеетсмысл и им более всего нужно его постигнуть, она есть вызов и напоминаниехристианам о неосуществленной ими правде. Принятие истории есть принятие иреволюции, принятие ее смысла, как катастрофической прерывности в судьбахгреховного мира. Отвержение всякого смысла революции неизбежно должно повестиза собой и отвержение истории. Но революция ужасна и жутка, она уродлива инасильственна, как уродливо и насильственно рождениеребенка, уродливы инасильственны муки рождающей матери, уродлив и подвержен насилию рождающийсяребенок. Таково проклятие греховного мира. И на русской революции, быть можетбольше, чем на всякой другой, лежит отсвет Апокалипсиса. Смешны и жалки сужденияо ней с точки зрения нормативной, с точки зрения нормативной религии и морали,нормативного понимания права и хозяйства. Озлобленность деятелей революции неможет не отталкивать, но судить о ней нельзя исключительно с точки зренияиндивидуальной морали.
Бесспорно, в русской революции есть родовая черта всякойреволюции. Но есть также единичная, однажды совершившаяся, оригинальнаяреволюция, она порождена своеобразием русского исторического процесса иединственностью русской интеллигенции. Нигде больше такой революции не будет.Для народного сознания большевизм был русской народной революцией, разливомбуйной, народной стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он западный, нерусский и он наложил на революционную народную стихию гнет деспотической организации,выражаясь по ученому, он рационализировал иррациональное.
Народные массы были дисциплинированы и организованы встихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическуюсимволику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством.России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановленкоммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласилсяподчиниться. Церковь потеряла руководящую роль в народной жизни. Подчиненноеположение церкви в отношении к монархическому государству, утеря соборногодуха, низкий культурный уровень духовенства — все это имело роковое значение.Не было организующей, духовной силы. Христианство в России переживало глубокийкризис. В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианствомпонимание жизни каждого человека, как служения сверхличной цели, как служенияне себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицаниемсамостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, еедуховной свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван всоединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную икосмическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея, нашедшая себе самоерадикальное выражение у христианского мыслителя Н. Федорова, приняла почтиманиакальные формы и превращает человека в орудие и средство революции.
Движение к социализму — к социализму понимаемому вшироком, не доктринерском смысле — есть мировое явление. Этот мировой перелом кновому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходныестадии. Такой переходной стадией является то, что называют связанным,регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый процесс,сопровождающийся абсолютизацией государства. В советской России этой стадии,которая не есть еще социализм, очень благоприятствуют старые традицииабсолютного государства. В том, что происходит в советской России, есть многоэлементарного, элементарного цивилизирования рабоче-крестьянских масс,выходящих из состояния безграмотности. В этом нет ничего специфическикоммунистического. Но процесс цивилизирования совершается через замену для масссимволики религиозно-христианской, символикой марксистски-коммунистической.Ненормальным, болезненным является то, что приобщение масс к цивилизациипроисходит при совершенном разгроме старой русской интеллигенции. Революция, окоторой интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом. Этоопределилось древним расколом русской истории, вековым расколом интеллигенции инарода, а также бессовестной демагогией, через которую победили русскиекоммунисты. Но это привело к тому, что оказался страшный недостатокинтеллигентских сил. Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в светерусской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизмаи универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей ватмосфере войны и разложения уродливые формы.
Россия – клубок противоречий.
Ягорячо люблю Россию, хотя и странной любовью, и верую в великую, универсальнуюмиссию русского народа. Я не националист, но русский патриот.
Н.А. Бердяев
Российская империя заключает в себе очень сложныйнациональный состав, она объединяет множество народностей. Но она не может быть рассматриваема, какмеханическая смесь народностей — она русская по своей основе и задаче в мире. Воснову русской идеи легло создание русского человека, как всечеловека. И еслирусский империализм не будет выражением этого русского народного духа, то онначнет разлагаться и приведет к распадению России.
Главнаябеда России — в слабости русской воли, в недостатке общественногосамовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает характера,способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает«среда», и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на всевнешнее.
Наша православная идеология самодержавия такое жеявление беpгосударственного духа, отказ народа и общества создаватьгосударственную жизнь. Русская душа хочет священной общественности,богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая,отрекающаяся от земных дел и земных благ. Русский народ не хочет бытьмужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная ипокорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина.Россия -земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность вотношении к государственной власти так характерна для русского народа и длярусской истории. Это вполне подтверждается и русской революцией, в которой народостается духовно пассивным и покорным новой революционной тирании, но всостоянии злобной одержимости. Русский народ всегда любил жить в теплеколлектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Русскийнарод хочет быть землей, которая невестится, ждет мужа. Личность былапридавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильныетребования.
Эта тайна связана с особенным соотношением женственногои мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходитчерез все русское бытие. Россия — самая не шовинистическая страна в мире.Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость ичасто даже — увы! -чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем несвойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации.Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихиипоистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность.
Таков один тезис о России, который с правом можно было высказать.Но есть и антитезис, который не менее обоснован. Россия — самаянационалистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма,угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национальногобахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенскойцеркви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающаявсю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель. Обратнойстороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самыйсмиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный.«Русское» и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Церковныйнационализм — характерное русское явление. Им насквозь пропитано нашестарообрядчество. Но тот же национализм царит и в господствующей церкви. Тот женационализм проникает и в славянофильскую идеологию, которая всегда подменялавселенское русским.
Как понять эту загадочную противоречивость России, этуодинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь, как и везде, ввопросе о свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности,мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Корень этихглубоких противоречий — в несоединенности мужественного и женственного врусском духе и русском характере. Безграничная свобода оборачиваетсябезграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем, потому чтомужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в Россииизнутри. Отсюда вечная зависимость от иногороднего. В терминах философских этозначит, что Россия всегда чувствует мужественное начало себе трансцендентным, ане имманентным, привходящим извне.
Славянофилы хотели оставить русскому народу свободурелигиозной совести, свободу думы, свободу духа, а всю остальную жизнь отдатьво власть силы, неограниченно управляющей русским народом. Тут мы с новойстороны подходим к основным противоречиям России. Это все та же разобщенностьмужественного и женственного начала в недрах русской стихии и русского духа.Русский дух, устремленный к абсолютному во всем, не овладевает мужественнойсферой относительного и серединного, он отдается во власть внешних сил.
Недостаток мужественного характера и того закалаличности, который на Западе вырабатывался рыцарством, — самый опасныйнедостаток русских, и русского народа и русской интеллигенции. Сама любовьрусского человека к родной земле принимала форму, препятствующую развитиюмужественного личного духа. Во имя этой любви, во имя припадания к лону материотвергалось в России рыцарское начало. Русский дух был окутан плотным покровомнациональной матери, он тонул в теплой и влажной плоти. Русская душевность,столь хорошо всем известная, связана с этой теплотой и влажностью, в ней многоеще плоти и недостатка духа. Но плоть и кровь не наследуют вечности, и вечнойможет быть только Россия духа. Россия духа может быть раскрыта путеммужественной жертвы жизнью в животной теплоте коллективной родовой плоти.Возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными,активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека инарода, а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей ипорабощающей. Это — победа огня духа над влагой и теплом душевной плоти.
Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередкопереходят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет истины, он ищетправды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения.Русский народ, быть может, самый духовный народ в мире. Но духовность его плаваетв какой-то стихийной душевности, даже в телесности. В этой безбрежнойдуховности мужественное начало не овладевает женственным началом, не оформляетего. А это значит, что дух не овладел душевным. На этой почве рождаетсянедоверие, равнодушие и враждебное отношение к мысли, к идеям. На этой же почверождается и давно известная слабость русской воли, русского характера.
Николай Александрович писал: “Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую идля моей родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры ивозникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб”.В последние годы жизни Россия представлялась ему освободительницей мира отгитлеровского фашизма. Сходство двух тоталитарных режимов забывалось. Жилавера, ни на чем не основанная, в близость больших перемен во внутреннейполитике большевистской партии. Тогда-то Бердяев написал книгу, одну изпоследних своих книг, — “Русская идея”, где выразил неожиданную для негославянофильскую веру в особое религиозно-историческое призвание России.“Русский народ принадлежит к религиозному типу”… “Этические идеи русскогочеловека очень отличны от этических идей западных народов, и это болеехристианские идеи”. И русская идея более “общинна”, чем западная. Вот почемудля “нового Иерусалима” “путь уготовляется в России”. Социальная революция вРоссии есть этап на этом пути.
Многиедрузья и ученики Бердяева были глубоко и тяжело поражены этим последним уклономучителя. Особенно странно было, что Бердяев, который всю жизнь шел против течений,господствующих вокруг него, оказался вторящим толпе и властителям текущего дня.Впрочем, чем дальше развертывались события, тем более разочаровывался Бердяев всвоих ожиданиях от Советского Союза. Уже он поднимал голос в защиту свободыслова, попираемой в России. Друзья передают, что под конец от егопервоначального энтузиазма ничего не осталось…
Заключение.
Русскаяидея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовнымивоителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей.
Кореннойпересмотр национальной идеи, ее кардинальное переосмысление, вообще говоря,невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому,что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политическогостроя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, какпоказывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющембольшинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течениедлительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятсянеобходимые поправки и дополнения. Изменение же общественно-политическогопорядка революционным или насильственным путем ведет, по необходимости, и кнасилию над национальной идеей, ее грубейшему искажению и попранию.
Причем,прежде чем произойдет идейно-духовная контаминация, определенные политическиесилы стремятся осуществить насилие над многими представителями нации, т.е.пытаются в исторически короткий срок “переосоздать” человека, сформировать “новуюличность”, коей и навязать “новую”, искусственно сфабрикованную идеологию. Спомощью последней и насилуют вековую идею нации. Как показала новейшая историяРоссии, подобного рода рискованные упражнения с народом и его идеей добром некончаются: они отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогдавновь возникает вопрос о сущности национальной идеи и способах ее воплощения.
Вфилософском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущиевопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видногорусского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесятилет, вызывают такой живой и растущий интерес.
Список литературы
1.Н. А. Бердяев. Самопознание. М., 1991
2.Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Н.А. Бердяев. Душа России. Ленинград, 1990
Н.А. Бердяев. Русская идея: Основные проблемы русской
философскоймысли XIX века и начала ХХ века. О России и
русскойфилософской культуре. М., 1990.
А.И. Новиков. История русской философии. Санкт-Петербург, 1998.
В.Н. Дуденков. Русская идея и космизм.// Межвузовская научная программа.Размышления философские и научные.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/