Содержание
Введение3
1. Экономика России первой половины 19 века.4
2. Политика России первой половины 19 века7
3. Культура России первой половины 19 века.11
Заключение15
Список использованной литературы16
Выдержка из текста работы
Данная работа посвящена рассмотрению темы библейских сюжетов в творчестве русских скульпторов первой половины XIX века на примере Исаакиевского собора и Казанского кафедрального собора.
Библия — самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений.
Свое представление о Библии есть и у скульпторов, и у художников, и у тех, кто интересуется изобразительным искусством: ведь она послужила источником сюжетов для неисчислимого множества произведений живописи, графики и скульптуры, созданных на протяжении огромного, почти двухтысячелетнего, исторического периода. За это время сложилась соответствующая традиция и галерея художественных образов. Сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания представлен в творениях мастеров, работавших в разных стилях и направлениях. Библейские истории получили визуальную форму в тысячах скульптур, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии сюжета, своеобразие которой определяется личностью и одаренностью художника находившегося под воздействием великого множества факторов общественной и культурной жизни своей страны и своей эпохи. Об этом и призван рассказать этот раздел сайта.
На протяжении всей истории христианства храмы и церкви украшали красивыми статуями и рельефами из бронзы, дерева и камня. Лучшие художники и известные скульпторы делали эти шедевры по заказу епископов и митрополитов.
Формулировка «Библейские сюжеты» включает в себя, на правах обобщающей, такие сюжеты, как христианские, евангельские, так как эти названия берут свое начало из книг Нового Завета.
Библейские сюжеты относятся к философско-символическим мотивам. Они могут быть также своеобразным, историко-культурным комментарием к текстам святого писания.
Библейские сюжеты входят в изобразительное искусство разными путями, получают разную художественную разработку. Но они всегда дают творчеству духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное.
У многих художников и скульпторов это принимало и принимает несколько форм, зачастую сочетающихся в одном произведении.
Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков. Картины рождаются или могут рождаться из молитвенных движений души. Точно так же покаяние, надежда на спасение, христианская любовь, мистическое созерцание, пророческое прозрение — всему этому искусство может дать богатое смыслом и эмоциональными красками выражение.
Во-вторых, форму наглядного воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божьем.
В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из Библии.
В-четвертых, форму отображения живой религиозной жизни народа, ее религиозно-мистического опыта, нравственных и эстетических идеалов, воспринятых народным сознанием из библейских источников (из православия).
Конечно, черты мировосприятия, умственного склада, литературного вкуса накладывают свою печать на разработку этих мотивов каждым художником. В ней может преобладать гармоническое, примиряющее звучание или, наоборот, драматически обостряться противостояние истины и лжи, праведности и греховности, веры и неверия.
Целью данной курсовой работы является исследование темы библейских сюжетов, их места и роли в произведениях русских скульпторов первой половины XIX века.
Цель определяет задачи работы:
1. Выявить основные библейские темы, образы, сюжеты, идеи и определить их место в скульптурном искусстве.
2. Подробно рассмотреть скульптурные композиции Исаакиевского собора и Казанского кафедрального собора.
3. Провести анализ произведений русских скульпторов первой половины XIX века.
В данной работе были применены формально-аналитический, культурологический и социологический направления искусствоведческих исследований. Так же были использованы следующие методы наблюдения: описательно биографический, структурный, формальный анализ и анализ отдельных произведений.
На основании выше изложенного целесообразно разделить работу на 2 главы, первая посвящена скульптуре Исаакиевского собора, а во второй рассматривается скульптура Казанского кафедрального собора.
………….
1. «Исторія и достоприм?чательности Исаакіевскаго собора». СПб, 1858. — книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
2. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. — СПб., 1865.
3. А. Л. Ротач Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. — СПб., 1868.
4. Казанский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
5. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. — Л.: Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
6. Лисаевич И. И., Бехтер-Остренко И. Ю. Скульптура Исаакиевскго собора // Скульптура Ленинграда. — Л.: Искусство, 1963.
7. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. — Л.: Лениздат, 1974.
8. И. Бартенев Конструкции русской архитектуры XVIII — XIX вв.: Учеб. пособие. — Л., 1982.
9. Н. Ю. Толмачева Исаакиевский собор. — СПб.: Паритет, 2003.
10. Н. Нагорский Исаакиевский собор. — СПб.: П-2, 2004
11. Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010.
12. Княжицкая Т. В. Алтарный образ Исаакиевского собора и его значение для истории русского искусства. / «Художественное стекло и витраж». Вып. 5. М., 2010.
13. Шкаровский М. (доктор ист. наук) Величие храма Исаакия // Петербургский дневник № 65 (550), 10.04.2013