Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие светского государства как основы конституционного строя5
Глава 2. Признаки светского государства14
Глава 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации19
Заключение27
Список использованных источников29
Выдержка из текста работы
Светский характер — это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Светское государство в типологии государств по принципу соотношения государственной власти и религиозной идеологии отличается от теократического государства, в котором религиозный лидер или группа религиозных лидеров находятся во главе государства, возглавляют органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации, религиозные организации обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.
Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов.
В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.
Недостаточно четкая определенность правового содержания принципа светского характера государства зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, дискриминации граждан по признаку их убеждений.
Объектом данной работы являются правовые отношения, складывающиеся в области взаимоотношений «государство-церковь».
Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Для достижения указанной цели необходимым является решение следующих задач:
— раскрытие понятия, признаков и сущности светского государства;
— анализ конституционно-правовых аспектов светского государства на примере Российской Федерации;
— исследование особенностей Российской Федерации как светского государства;
— отражение взаимоотношения церкви и государства в России;
— определение проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Глава 1. Светское государство как основа конституционного строя РФ
1.1 Понятие и сущность светского государства
Светское государство это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.
Применительно к государственно-правовой сфере, светский — характеристика государственных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.
Характеризуя категорию «светский», следует иметь в виду разграничение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.
Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем, которые волнуют как верующих, так и неверующих.
Раскрывая принцип отделения религиозных объединений от государства, следует выделить следующие его существенные признаки:
Независимость государства от религиозных объединений и независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций;
Недопустимость произвольного вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.
Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;
Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.
Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений (внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.
Запрет преследования религиозными объединениями политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан — членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке.
Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:
— запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;
— свобода мировоззренческого самоопределения (свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии, церкви, конфессии;
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
— равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.
Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства — это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.
Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня.
Итак, светское государство — это конституционная характеристика государства, отражающая н……..
Библиографический список:
1. Международный пакт Международный пакт о гражданских и политических правах / Права человека. Основные международные документы. — М.: Международные отношения, 1989. — 160с.
2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.- М.: Дашко и К, 2003. 40с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Норма, 2009. 784с.
4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010. 428с.
5. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). — М.: Деловой двор, 2009. 546с.
6. Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2010. 824с.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. 628с.
8. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: ООО «Новая правовая культура», 2009. 622с.
9. Никитин А.Ф. Юридический словарь. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 640с.
10. Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». — М.: Юнити-Дана, 2011. 322с.
11. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Серия 11 «Право», 1999, № 1. с.34-38
12. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат, 2011, № 9. с.8-10
13. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права, 2010, № 7. с.3-6
14. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция, 2009, № 2. с.8-10
15. Клименко Е.Н. Правовой статус религиозных объединений в России // Российская юстиция, 2010, № 4. с.8-10
16. Козлова М. Свобода совести и светскость государства: Проблемы и решения // Адвокат, 2010, № 12. с.59-66.
17. Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законотворчество // Российская юстиция, 2011, № 2. с.4-6
18. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права, 2009, № 12. с.11-13
19. Тихонова Е.В. Новые подходы к обеспечению свободы совести и свободы вероисповедания // Гражданин и право, 2011, № 1. с.12-14
20. Фомина С.В. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания // Гражданин и право, 2008, № 1. с.6-8