Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по экономической теории: Российская «теневая экономика»: причины возникновения и особенности функционирования

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Содержание:

Введение3

Глава 1. Предпосылки становление теневой экономики6

1.1. Определение теневой экономики6

1.2. История становление теневой экономики России8

Глава 2. Особенности функционирования теневой экономики12

2.1. Причины возникновения теневой экономики в современной России12

2.2. Современное состояние теневой экономики РФ14

Глава 3. Проблемы и методы борьбы с теневой экономикой16

3.1. Роль теневой экономики в современной России16

3.2. Методы борьбы с теневой экономикой государства19

Заключение24

Список литературы28

Выдержка из текста работы

В экономической науке есть немалонеисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабыэкономического явления и степень его изученности были бы настольконесопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферыжизнедеятельности общества.

“теневая”экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: этофеномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить,так как практически вся информация, которую удается получитьучёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

“теневая”экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния напротекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов:формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономическогороста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, чтопредставляет опасность для экономической безопасности и суверенитетагосударства в целом и совершенно .очевиднанеобходимость их анализа.

 Цель данной работы –выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневогосектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:

1.<span Times New Roman"">    

2.<span Times New Roman"">    

3.<span Times New Roman"">    

4.<span Times New Roman"">    

Существуетточка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” кглубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики, происходившим вгоды застоя.  Реформы лишь высвободилиприсущие “теневой” экономике автономные механизмы регулирования, связанные,прежде всего, с насилием.

Вкачестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственныерегламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы,выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частнуюпрактику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частнойпрактикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые иматериальные предпосылки функционирования теневых отношений.

Однаковласти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношенийогосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немалопримеров.

Официальнообъемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг.планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственныересурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые)создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру(коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

Неформальныеотношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались всистему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы.При необходимости они использовались властями в политических целях:

·<span Times New Roman"">       

·<span Times New Roman"">       

·<span Times New Roman"">       

·<span Times New Roman"">       

Владельцычастных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотядлительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктамрассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Такимобразом, самообеспечение считалось неформальным отношением.

Достаточносложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальныеотношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя изсоциально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей,условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения кколлективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизациинаселения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются)многообразные виды кооперации.

Во-первых,существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующиепринципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива,обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповыхинтересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера,действующего в интересах семьи.

Доходы,которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе административногораспределения ресурсов, были весьма значительны:

31,8 млрд. руб.в 1975 г.,52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходысоставили: 13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.

Становление современной “теневой”“экономики в России можно отнести на конец 60-х — начало 70-х годов. Именно вэто время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции какпервоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития — опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполненияпотребительского рынка, государственный волюнтаризм при установлении розничныхцен, которые, как правило, не отражали общественно-необходимые затраты труда напроизводство товаров, система натурального распределения материальных благ.

Становление “теневой”“ экономики происходило на фоне борьбы факторовкак сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающимфакторам можно отнести следующие;

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

К стимулирующим факторам относятся:

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

-<span Times New Roman"">        

К 80-м годам “теневая“ экономикабыстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных чиновников.Появились организованные преступные группы, тесно связанные с “теневиками“.

Чрезвычайно высокими темпами рослиобороты “черного“ рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услугнаселению, “почернела“ практически полностью — ремонт автомобилей, продажастроительных материалов, мебели, строительство домов, ремонт жилищ.

Одним из главных стимулов резкогорывка в развитии “теневой”“ экономики на фоне общей экономической стагнацииявился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом.Отрицательное влияние его на социально-экономическую обстановку в России труднопереоценить. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъятодин из самых массовых товаров народного потребления, приносившийфантастические доходы государству. В государственном бюджете образовалась дыра,которую заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и услугпри одновременном росте личных доходов резко возросло давление напотребительский рынок. Повсеместно расцвела спекуляция винно-водочнымиизделиями. Население активно и во все расширяющихся масштабах стало заниматьсясамостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона.

Одно из самых негативных последствийуказа состоит в том, что благодаря ему дельцы “теневого“ бизнеса аккумулировалив своих руках огромные средства. Их влияние на экономику резко возросло, властьгосударства заметно снизилась. Дельцы “теневого“ бизнеса смогли организовыватьискусственный дефицит определенных товаров. Так, летом 1990 года были закрытына ремонт от половины до двух третей всех табачных фабрик одновременно.Предложение упало, к нормальному спросу добавился ажиотажный. цена на табак успекулянтов стремительно взлетела, а их доходы оценивались в миллиардах рублей.

Принятые несколько ранеезаконодательные акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовойдеятельности тоже стимулировали рост “теневой”“ экономики, так как далиреальную возможность отмывать “грязные деньги“ без особого риска.

В конце 80-х годов начавшиесямежнациональные конфликты резко подняли спрос на оружие и боеприпасы — увеличились хищения их с военных объектов, предприятий-производителей.Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружия.

Неудачи реформы цен в апреле 1991года привели к полному развалу потребительского рынка, повсеместному ивсеобъемлющему дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. “Черный“ — рынокукрепил свое влияние в торговле традиционными для этого сектора экономикитоварами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, автомототехника, импортнаяодежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительстводомов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всемуспектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.

Ослабление на протяжении последних5-7 лет правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям,также сказалось на росте “теневой”“ экономики. В эти годы, даже судя позарегистрированным органами МВД преступлениям, преступность стала иметь болеекорыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать.Вместе с тем население практически перестало доверять правоохранительныморганам и все реже стало обращаться к ним за помощью.

В 1992 году, в связи с некоторойактивизацией экономической жизни в России, были относительно исправленыдиспропорции между экономическими возможностями страны, уровнем доходовнаселения, ценами на потребительские товары. Это, бесспорно. объективно сужаетбазу “теневой”“ экономики. Одновременно жесткое налоговое законодательство приотсутствии системы контроля за его исполнением, опять-таки объективно работаетна развитие теневых форм экономической деятельности, сокрытие доходов, подкупгосударственных чиновников. Усилившаяся социальная дифференциация, разделениена бедных и богатых, поляризация экономических интересов разных социальныхгрупп, резкий рост потребностей определенной части общества при крайне скромныхвозможностях других — все это стимулирует рост “теневой”“ экономики. Вступлениестран СНГ в мировое сообщество, учитывая общую социальную нестабильность ислабость государственных структур в республиках бывшего СССР, такжеспособствует тому, что “теневая“ экономика будет поддерживаться из-за рубежа.Процессы разгосударствления и приватизации, бесспорно, усугубят криминогеннуюобстановку в экономической сфере и будут стимулировать подкуп должностных лиц,сокрытие доходов.

Главными инаиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являютсяследующие три блока:

·<span Times New Roman"">       

·<span Times New Roman"">       

·<span Times New Roman"">       

ГоскомстатРоссии учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой” экономики,то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемуюэкономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть “теневой”экономики можно называть неформальнойэкономикой.

Неформальнаяэкономика

Параметрынеформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов(СНС) за 1995 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выгляделиследующим образом:

Досчеты вВВП, относящиеся к неформальной экономике

Структураотраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных иособо крупных размерах по отраслям за 1995-1997 годы (1997 год — I полугодие)представлена ниже: Используемая при оперативных (месячных) расчетахинформационная база не позволяет с достаточной степенью точности определитьпараметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, чтоудельный вес неформального сектора с 1995 года несколько возрос и достиг 23-25% ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлогогода. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли неформальногосектора не наблюдается. В развитых странах эта часть “теневой” экономики обычнооценивается в 10-15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этогопараметра.

Незаконнаяэкономика

Вместе стем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми инефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сутиэкономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производствомлюбых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства.Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного изучастников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи,мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчетеобъема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Нонет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой”экономики следует называть незаконнойэкономикой.

По мнениюнекоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика составляетпорядка 40-45 % к ВВП.

Применительнок неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем созданияэкономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официальнозарегистрированной экономической деятельностью.

Применительнок незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономическиеусловия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых,выявить ее правоохранительными органами и пресечь.

Главной причиной роста “теневой” экономики в России, помнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря,из всего набора “экономических свобод“ (свобода конкуренции, свободаценообразования и др.) одни были введены, другие — нет, одно делать было можно,а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма,например, продавать и покупать землю) — нельзя. В тех сферах, где свободуформально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства.Наоборот, преобразования были проведены так, что  у населения и деловых людей России появиласьбоязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей орга­низации вниманиегосударства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил изаконов не было. С начала преобразова­ний возник раскол между государством иобществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Людиперестали дове­рять власти, у них возникло стремление полностью исключитькакие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые людиРоссии стремились вступать с чиновниками прежде всего в не­формальныеотношения, как с частными лицами, а с государством -иметь дело не как сформальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как смножеством частных лиц, каждое из кото­рых обладает определенной властью иможет оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствоваларазвитию “теневой” экономики и явилась следствием определенных особенностейреали­зованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.

Первая особенность -возникновение делового тандема чинов­ника и предпринимателя. Преобразованиябыли проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников.Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновни­ков.Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активностилюдей и соответственно сокращение власт­ных полномочий государства в экономике.В то же время эти преоб­разования способствовали значительному усилениюнеопределеннос­ти функций, прав, возможностей и ответственности государственныхчиновников разного ранга. Они же как люди, обладавшие самыми значительными посравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью,сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономическойсвободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнятьдолжностные обязанности (или не выполнять их), насколько это от­вечало ихчастным экономическим интересам. В результате, когда пред­принимательобращается к государству за защитой своих интересов, он ее от органа власти неполучает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудниковкакой-нибудь государственной спецслуж­бы или правоохранительных органов инапрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы. В своейдеятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуюттак, как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается на­селениемкак двойное налогообложение, поскольку все покупают го­сударственные услуги вчастном порядке, в конкретном объеме, кото­рый требуется тому или иномупредпринимателю или другому част­ному лицу. В обществе формируетсясоответствующая социально-пси­хологическая атмосфера, когда уклонение от уплатыналогов — норма, следование которой не осуждается.

Важнаяособенность рыночных преобразований в России состо­ит в том, что чиновникииспользуют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные)как один из ресурсов для частно­го предпринимательства. Ясно, чтоосуществляемое ими предприни­мательство носит “теневой” характер так же, как ипредприниматель­ство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность -чрезмернобольшая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах.Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних эко­номическихи правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большаячасть военно-промышленного комплек­са). Осталась государственной существеннаячасть энергети­ки, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсекторутре­буются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основераспределения бюджетных дотаций вырастает особый сек­тор “теневой” экономики,когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирмразворовывают или “прокручи­вают“ государственные деньги. Далее эти деньги“отмываются“, вкла­дываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмеша­тельстве государствав экономическую деятельность. К ней относится создание государственных,полугосударственных или негосударствен­ных “уполномоченных“ компаний, черезкоторые частные фирмы обя­заны выполнять какие-либо насущные функции (например,создание муниципального банка, через который все организации региона обя­заныосуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной до­рогой и др.).Функционирование компаний подобного типа — источ­ник “теневой” активности, таккак предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность илижелая обойтись без “уполно­моченных“, вынуждены им платить.

Другойисточник теневых отношений — лицензирование разных видов хозяйственнойдеятельности. Оно ставит частные фирмы в зави­симость от органов власти иотдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечениятеневых доходов. Достаточно распространенная практика — выдача лицензий накакую-нибудь дея­тельность частным фирмам (например, аптекам) так, чтополучившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для“обхода“ этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовоеподавление конкуренции органами власти в пользу “дружественных“ им компаний.Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, метал­лами,нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов по­давляется с помощьюмилиции, налоговой полиции, проверок состоя­ния экологической и противопожарнойбезопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В такомслучае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш,отдавая самые выгодные секторы рынка “дружественным“ фирмам, которые, в своюочередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников частьполученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ве­детк искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямоили косвенно) приносит выгоды одним и приво­дит к потерям у других. Значит, оностимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с цельюкомпенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российскихусло­виях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики вовзаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ве­дет к росту “теневой”активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если ихдействия могут лишить фирму дохо­дов и т.п.). В результате чрезмерноевмешательство государства в эко­номику при его слабости и зависимости отразличных групп интере­сов порождает благоприятные условия для роста “теневой”экономики.

Третья особенность -сохранениепрежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых.Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранилопрямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм,порождающий теневую активность. Например, сохране­ние государственного контроляза золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) иограничение доступа туда частного капитала служат источником существованиячерного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, авозможно, и сотни килограммов в год.

Ещеодин источник монополизма — деятельность бывших мини­стерств, ведомств и ихподразделений. Хотя формально РАО “Газ­пром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. — негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние вгосаппарате, доступ к конфи­денциальной государственной информации. Однакосейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственныхведомств. Это — “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гиб­рид частнойкомпании и государственного ведомства. Такие компа­нии регулируют целые секторысовременной экономики России. Осо­бенно много их в самых прибыльных сферах — вдобыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономическойдеятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой поразмерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны ивключают набор организации, позво­ляющих им реализовывать все функции, которыетрадиционно вы­полняют государство и общество, — от газет и телекомпаний дочаст­ных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих осо­бенностейони практически закрыты от общественного и государ­ственного контроля, что даетширокие возможности для развития “теневой” деятельности. К числу самыхраспространенных ее видов отно­сятся уклонение от уплаты налогов, незаконноеукрывание части ва­лютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акция­ми,выпускаемыми такими компаниями.

Вто же время между “квазичастными“ монополиями и правя­щими группировкамисуществует определенный социальный дого­вор. Последние в периоды относите

Похожие работы

  • курсовая  Теневая Экономика причины последствия и перспективы снижения
  • реферат  Причины возникновения и общие признаки неотехнологических теорий
  • контрольная  Основные причины, характер и особенности первой революции в России
  • курсовая  Бюрократизация экономики: причины, следствие и методы борьбы
  • контрольная  Причины возникновения и классификация массовых беспорядков
  • реферат  Основные этапы и причины возникновения и развития социального конфоикта.

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка