Содержание
Содержание
Введение3
1.Рынок технологий Российской Федерации4
1.1. Состояние и тенденции развития сектора исследований и разработок России4
1.2. Внутренние институциональные условия воспроизводства научно-технологического потенциала России9
2.Позиции России на мировых рынках технологий16
2.1. Позиции России на мировом рынке технологий16
2.2. Позиция России на рынках высокотехнологической продукции22
3.Перспективы развития рынка технологий России29
3.1. Анализ инновационной активности и использования передовых технологий29
3.2. Прогноз технологического развития России32
Заключение36
Список использованной литературы38
Выдержка из текста работы
Общественное разделение труда в области исследований и разработки новой техники, технологии и материалов в начале 19 века привело к активизации международного технологического обмена. Со второй половины 19 в. Начался процесс его международного регулирования – принятие в 1883 году Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В современный период международный обмен технологиями – стремительно прогрессирующий объективный процесс, в значительной мере скрытый, лежащий в основе набирающей силы глобализации, влияющий на конкурентоспособность и затрагивающий многие аспекты социально-экономического развития стран. Последние в условиях рыночных отношений активно используют его для воспроизводства и совершенствования техники, технологии и материалов на уровне последних достижений мировой науки и техники, содержащих изобретения и ноу-хау, для ускорения научно-технического прогресса (НТП) и социально-экономического развития.
Международный технологический обмен позволяет, сохраняя лидирующие позиции стран и фирм на данном направлении НТП, повышать конкурентоспособность и эффективность проводимых научно-исследуемых и опытно-конструктивных работ (НИОКР) и их промышленного освоения и получать сверхприбыль не только от производства и реализации конкурентоспособной продукции на их базе, но и путем продажи лицензий на результаты НИОКР и их освоение (1, с.4-5).
Целями данной курсовой работы являются:
- рассмотрение основных понятий международного технологического обмена;
- выявление основных проблем России на мировом рынке технологий;
- анализ путей решения проблем данных проблем.
Глава 1. Основные понятия международного технологического обмена
1.1. Современные условия и формы обмена технологиями
Технология – это такой объект купли-продажи, который является результатом интеллектуальной деятельности и существует в двух формах: овеществленной (технологические линии, инструменты, приборы и т.д.) и неовеществленной (модели).
Особенности рынка технологий:
- Технология становится товаром лишь после определенной доработки.
- Технология может стать товаром на любой стадии прохождения от идеи до рынка, однако должна удовлетворять определенным требованиям.
- Технология только тогда считается товаром, когда покупатель рассматривает ее как новую, способную повысить его конкурентоспособность.
- При заключении договора на покупку технологии часто затруднительно определить объект продажи в чистом виде. Например, поставка оборудования часто сопровождается передачей лицензий, обучением персонала и т.д.
Технологии имеют свой жизненный цикл. На стадии роста жизненного цикла отдается предпочтение продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы. На стадии зрелости осуществляется технологический обмен, который сопровождается прямыми инвестициями. На стадии упадка идет полная уступка прав собственности на технологию.
Международный технологический обмен может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе.
Обмен на некоммерческой основе:
- информационный обмен базами данных;
- введение научно-методических и научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов;
- обучение, стажировка и практика студентов, аспирантов, специалистов за рубежом.
В основном на некоммерческой основе происходит обмен неплатежеспособной продукции, в частности: фундаментальные исследования, деловые игры, изобретения и т.д. К формам обмена технологий на некоммерческой основе условно можно отнести промышленный шпионаж.
Обмен на коммерческой основе:
- продажа технологий в материальной форме (продажа оборудования, инструмента, лизинг);
- совместное проведение НИОКР;
- прямые инвестиции, сопровождающиеся модернизацией основных фондов;
- продажа патентов, лицензий;
- инжиниринг – деятельность по предоставлению консультационных услуг научно-технического характера (2, с. 42-43).
Передача технологии осуществляется двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым фирмам. Новые технологии предоставляются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).
Крупнейшим в мире экспортером технологии является США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50-80-х гг. была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия также импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Научно-технические связи тесно переплетены с торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более – наукоемкой продукции в целом.
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролирует мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия – по 11, Япония – по 7.
Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии – 30%, Германии – 16%, России – менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере) (5, с. 246-247).
1.2. Научные ресурсы: основные показатели
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:
- Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
- Расходы на НИОКР на душу населения;
- Доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
- Численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);
- Количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
- Индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
- Доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала – не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.);
- Доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаще всего относят пять важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии).
Результативность сферы НИОКР.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателем результативности НОИКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований (5, с.240-243).
1.3. Цена технологии и факторы, на нее влияющие
В отличие от других товаров цена технологии определятся не только расходами по ее созданию, а зависит от величины прогнозируемой прибыли, которую можно будет получить вследствие ее реализации. Нижняя граница цены технологии равна затратам на ее создание. Верхняя граница определяется долей от доходов покупателя лицензии, которая устанавливается в размерах от 10 до 30% прогнозируемой прибыли.
К основным фактором, влияющим на величину цены технологии, относятся:
- Расходы на НИОКР. Они определяют нижнюю границу цены при продаже лицензии.
- Величина издержек, связанных с передачей технологии (издержки по организации переговоров, обучение персонала, послепродажное обслуживание и т.д.).
- Ожидаемый уровень прибыли у покупателя. Он зависит от уровня новизны технологии, а также от того, для каких целей предназначена данная технология, и на какие рынки она ориентирована.
- Оценка возможностей продавца по самостоятельному использованию патента. Если продавец обладает способностью самостоятельного производства патентозащищенной продукции, то цена лицензии значительно возрастает.
- Вид лицензии. Исключительная лицензия стоит дороже, чем простая.
- Реальная или потенциальная конкуренция со стороны покупателей лицензии. Чем больше лиц, заинтересованных в данной технологии, тем более ее цена.
- Формы платежа за лицензию (паушальный платеж, роялти либо комбинированная форма) (2, с. 45).
ГЛАВА 2. Россия на мировом рынке технологий
2.1.
В ходе эволюции институциональных систем формируются определенные механизмы, способные активизировать инновационную активность и обеспечить эффективность продвижения научно-технологических достижений на мировой рынок. В данном процессе особую роль играют следующие факторы: специфика страны (природные ресурсы, климат, географическое положение), особенности исторического развития государственных институтов, предприятий, положение науки и образования и т.д.
Особую роль в инновационной сфере играют следующие факторы:
- предпринимательский сектор и крупные корпорации, характеризующиеся концентрацией ресурсов и гибкостью в перераспределении средств из неперспективных в наиболее приоритетные направления инновационной сферы;
- государство, играющее особую роль в формировании и развитии национальных инновационных систем. Разработанная государственная политика в области развития образования, науки и технологий способствует созданию благоприятных институциональных условий для инновационного роста, интеграции в глобальную инновационную сферу.
Однако без анализа межстрановых и внутристрановых форм передачи технологий невозможно осмыслить и разработать российскую модель передачи технологий. Та или иная особенность моделей трансферта технологий заключается в концентрации их отдельных видов в определенных странах. Более того, монополия детерминирует дальнейшее развитие производства специфических, но экономически более выгодных товаров, в одной стране, чем в других странах.
Очевидно стремление государств удержать передовые технологии в национальных рамках путем наложения явных и скрытых запретов или ограничений на ее вывоз. Так, многие страны ограничивают импорт технологий с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест.
В настоящее время преобладающим способом контроля над передачей технологий через национальные границы служат лицензионные договоры и договоры о привилегиях, основу которых составляет, во-первых, приобретение защищаемого законом права собственности на информацию о продукте интеллектуального труда, а во-вторых – передача этого права за определенную плату по лицензии другому лицу.
В последнее время получила распространение новая практика, а именно – заключение соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями, получившего название «помощь в продаже» (sales-aid). Их основу составляет, с одной стороны, использование торговых сетей поставщика, а с другой – расширение границ сбыта той или иной продукции. Особенностью данного соглашения является тот факт, что производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга.
Различные формы трансферта технологий не являются для нашей страны чем-то новым, так как СССР так же обладал уникальным опытом в области лицензирования продуктов интеллектуального труда. Так, с начала 60-х годов XX века лицензирование обрело планомерный характер и позволило выйти нашей стране на международный рынок лицензий. Данный процесс создал предпосылки для формирования специализированного внешнеторгового экспортно-импортного объединения «Лицензинторг», благодаря которому произошло внедрение около 80 000 оригинальных технических решений (изобретений), составивших около 1/5 всех технических новшеств, ежегодно регистрируемых в мире.
После непродолжительного перерыва с середины 90-х годов в России постепенно стала развиваться и лизинговая инфраструктура путем создания в различных регионах лизинговых компаний. Поэтому, можно утверждать, что рынок лизинговых услуг в России молод и не освоен, что дает основание считать его перспективным направлением для привлечения необходимых инвестиций в наиболее нуждающиеся звенья российской экономики (3, с.14-16).
К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990 г. составляли 3,5% ВВП. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР был ориентирован на все возможные виды исследований по всем направлениям знаний, но прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла 75% общего объема затрат на научно-технические работы (5, с. 245).
Статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности в 90-е годы в России характеризовалось в основном негативными тенденциями – сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной инфраструктуры. Высокие темпы экономического роста в 1999-2003 гг. достигнуты в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других ресурсов с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов. Такой вид экономического роста не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Инвестиционная и инновационная активность в хозяйстве в целом и в технологически передовых отраслях и направлениях остается на низком уровне. Эти процессы создают объективную основу консервации технологической отсталости многих отраслей и регионов страны.
Кризис научно-технической сферы России связан со значительным изменением всех важнейших институциональных условий в условиях перехода от централизованной к рыночной экономике: резкое сокращение всех видов бюджетного финансирования, прежде всего оборонного заказа, составлявшего основу инновационной системы советского образца; неспособность предпринимательского сектора, проходящего сложную стадию формирования в условиях противоречивости и незавершенности процессов приватизации, приступить к серьезным инновационным проектам. Вместе с тем ряд современных тенденций в развитии инновационных процессов в предпринимательском секторе, в том числе в нефтегазовой отрасли, позитивные тенденции глобализации в ряде отраслей хайтека и изменения ряда принципов инновационной политики государства дают основание говорить о расширении использования новых знаний и технологий в нашей экономике.
Формирование инновационной системы нового типа в России только начинается. Постепенно складываются новые инновационные структуры – от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, приступившие к реализации крупных инвестиционных программ.
Полюсами отраслевого инновационного развития можно считать два комплекса экономики России: оборонно-промышленный и топливно-энергетический. В первом была сосредоточена основная часть наукоемких предприятий, большинство из которых находится в глубоком кризисе, научно-технический потенциал используется лишь в небольшой части, размер государственного заказа не позволяет проводить исследования и разработки по крупным проектам. В топливно-энергетическом комплексе, который не относится к наукоемкой сфере, но является экономически наиболее благополучным сегментом экономики, инновационная модель формируется практически заново, в основном усилиями частных компаний, испытывающих острейшие потребности в повышении технического уровня производства. Ряд компаний нефтегазовой и металлургической промышленности начал выполнять новые для них функции структурообразующих элементов отраслевых инновационных систем или технических кластеров нового типа.
В результате компании, занятые в производстве нефтепродуктов и ядерной энергетике, стали наиболее инновационно активными в 2002 году (см. Приложение №1). На втором месте находится химическая промышленность, тесно связанная с нефтегазодобычей, а производство электрооборудования, электроники и оптики занимает только третье место. В среднем инновациями занимаются менее 10% промышленных предприятий, тогда как в развитых странах – 25-30%.
Ключевым фактором эффективного функционирования инновационной системы России в рыночных условиях должно стать появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска под давлением конкурентной среды. Опыт промышленно развитых стран со всей убедительностью показывает, что именно крупным корпорациям доступна организация инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, именно они выступают системным интегратором материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, становятся ведущими потребителями изобретений и нововведений мелкого бизнеса. В России число 10 наиболее крупных вертикально интегрированных бизнес-групп страны входит только одна компания, ведущая бизнес в сфере высоких технологий, а преобладают «нефтяники» и «металлурги».
Крупные компании нефтегазовой промышленности сейчас формируют собственные научно-исследовательские центры прикладных исследований, интегрируя в них как бывшие институты отраслевой науки, так и научные и аналитические центры нового типа, сформированные в рыночных условиях. Так, в процессе приватизации и акционирования научно-технических организаций нефтяного комплекса, входивших в советское время в состав производственных объединений, было сформировано 26 организаций, получивших статус внутрифирменной науки. Кроме того, на рынке научно-технических услуг для нефтяных компаний появились новые участники – фирмы, занимающиеся оказанием технологических и информационных услуг, маркетинговыми исследованиями, разработкой и внедрением информационных технологий в области организации и управления производственными процессами.
Бывшие головные научные организации, являющиеся основой отраслевой науки, получили статус самостоятельных акционерных обществ в ведении Минтопэнерго России. Основным источником финансирования институтов этой группы в дореформенный период были средства государственного бюджета и отраслевых внебюджетных фондов ИР. В ходе реформ доля этих источников сократилась с 51,8% в 1993 г. до 21,1% к 1998г.
Крупные нефтяные компании России – ОАО НК «Лукойл», ОАО «НК ЮКОС» и ОАО «Сургутнефтегаз» — сформировали собственные научные комплексы. В компании «Лукойл» приоритетным направлением стала разработка сырьевой базы. В перспективе компания ставит цель стать лидером отрасли в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии. Научно-технический комплекс компании осуществляет исследования и разработки, направленные на создание собственных (фирменных) инноваций, а также оказывает научно-технические услуги, связанные с поддержанием и сопровождением технологий. Организации научно-проектного комплекса компании выполняют работы по проектированию обустройства месторождений, строительству и реконструкции объектов добычи и переработки углеводородного сырья.
Для большинства российских отраслей хай-тека главной проблемой стало решение проблемы «конкуренция-сотрудничество» с мировыми производителями. Новый инновационный бизнес России ориентируется на проверенные мировой практикой модели использования научного знания в экономической деятельности. В условиях глобализации российские компании не могут абстрагироваться от мировых тенденций инновационного развития, их встроенность в систему мировых экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность. Смыслом их стратегии становится ориентация на создание и распространение технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.
В России воздействие мирового рынка на хай-тек стало наиболее сильным в отраслях связи, аэрокосмической промышленности и в информациооных технологиях. Яркий пример – отрасль связи, темпы роста которой характеризуются двузначными цифрами в последние 10 лет. В результате число абонентов сотовой связи в Москве, а затем и в России в целом, уже сравнялось с числом абонентов традиционной, проводной телефонной связи (а ведь на развитие последней потребовался почти век). Конкуренция отечественных компаний, предоставляющих новейшие услуги связи населению, а также высокий неудовлетворенный спрос на эти услуги сформировали экономическую ситуацию, благоприятную и для потока инноваций, и для потребителей этих услуг как в центре, так и в регионах. Компании отрасли привлекли значительные объемы иностранного капитала. Большинство крупных зарубежных компаний, нашедших партнеров на нашем рынке, предоставляли долгосрочные товарные кредиты на приобретение своего оборудования, осуществляли сборку, наладку и обучение российских специалистов его эксплуатации, поддерживали проведение научных исследований и разработок по адаптации к нашим условиям поставляемых продуктов, привлекая к сотрудничеству российские научные и производственные организации.
Принципиально новую модель технического развития на основе глобальной интеграции продемонстрировала отрасль космических технологий. Три крупные НПО: «Энергия», «Энергомаш» и ГКНПЦ им. Хруничева – сумели стать участниками стратегических научно-технических и производственно-сбытовых альянсов, партнерами ведущих аэрокосмических компаний мира. В 90-е годы российские космические компании приобрели новый потенциал, знания и навыки международного коммерческого сотрудничества, научились преодолевать трудности финансового, правового и организационного характера, вышли на мировой рынок космических товаров и услуг. Установление длительных партнерских отношений на коммерческой основе, заключение контрактов для выполнения проектов разной степени сложности стало альтернативой привлечению прямых или портфельных инвестиций.
Изменение принципов государственного регулирования сферы исследований, разработок и инноваций в 90-е годы по общему замыслу соответствовало и потребностям формирующейся рыночной экономики и мировому опыту. Об этом свидетельствует введение принципов конкурсного финансирования исследований, появление новых форм экономической и организационной поддержки инновационного бизнеса, постепенное формирование системы налогового стимулирования науки и инноваций, законодательное обеспечение прав интеллектуальной собственности. Однако большинство позитивных тенденций в России действует в ограниченных рамках, система государственного управления консервативна и инерционна, новые цели государственной научной политики не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно нередко запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. Не решена одна из важнейших задач – повышение социального статуса научного труда и инновационной деятельности, полноценная государственная поддержка приоритетных направлений.
В результате экономических реформ в России произошел переход от полностью государственной науки к новой модели научной деятельности, в которой взаимодействуют частные, государственные и общественные (бесприбыльные) организации. Перспективы перехода страны с сырьевого на инновационный тип роста будут зависеть от эффективности взаимодействия этих организаций в рамках НИС.
К началу XXI века стало очевидно, что динамичное развитие инновационной сферы образует базу устойчивого экономического роста, по существу, проводя границу между богатыми и бедными странами. Формирование национальных инновационных систем как основного механизма саморазвития стало главным фактором долгосрочного роста стран – лидеров мировой экономики. Лидерами современного инновационного бизнеса являются крупные наукоемкие корпорации, располагающие собственной научной базой и реализующие инновационные проекты в глобальном масштабе. Малый инновационный бизнес, успешно осваивающий ряд новейших направлений научно-технического прогресса, является наиболее динамичной частью современного инновационного бизнеса. В России формируется НИС нового типа, отвечающего требованиям жесткой глобальной конкуренции на всех направлениях научно-технического развития (6, с. 184-189).
Незавершенность формирования экономико-правовой основы, проблемы финансирования и реализации научно-технических достижений, не соответствие продукции отечественной технологии международным стандартам, информационная изолированность и многие другие проблемы создают препятствия для эффективного включения России в международный технологический обмен и дают основание многим западным экономистам проводить аналогию между технологическим рынком России и рынком развивающихся стран. Согласно рейтингу Мирового экономического форума 2003 г. Россия заняла 70 место в списке наиболее конкурентоспособных стран мира (3, с. 17).
ГЛАВА 3. Пути решения основных проблем.
В настоящее время технологический рынок России по преимуществу носит энерго-сырьевой характер. Отчасти это объясняется снижением доли расходов на НИОКР, которые в настоящее время соответствуют уровню 1946-1950 гг., при которых абсолютная величина общих расходов на НИОКР близка к уровню начала 60-х годов. Кроме того наблюдается низкая востребованность российских научно-технических достижений, поскольку менее 5% зарегистрированных изобретений и полезных моделей стали объектами коммерческих сделок в 1992-2001 гг.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.
При этом, однако, необходимо помнить, что успешное развитие инновационной сферы, а также вхождение России на мировой рынок технологий невозможно без международного взаимодействия, сотрудничества России с другими странами. Интенсификация инновационной деятельности в России также невозможна без обеспечения ее соответствующими инвестициями. Поэтому особое внимание необходимо уделять привлечению прямых иностранных инвестиций, зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном фондовом рынке, разработке схем их выхода на мировой рынок, использованию мировой практики предпринимательства и партнерства государства и частного сектора.
Для обеспечения технологической безопасности страны основное внимание должно уделяться вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неравномерного использования за рубежом, в том числе в судебном порядке, правовой и финансовой регламентации НИОКР, выполняемых по заказам иностранных организаций и фирм, в том числе в области технологий и техники военного назначения.
России необходимо выработать долгосрочную стратегию развития науки и инноваций, способную вывести национальную экономику на путь устойчивого прогресса, опирающегося на достижения НТП, на процессы международной научно-технологической корпорации и интеграции (3, с.17-18).
Отсутствие при переходе к рыночным отношениям научно-обоснованной государственной концепции и политики участия России в международном технологическом обмене, отсутствие научных принципов и методов их осуществления, значительное сокращение финансирования НИОКР, развал промышленного и сельскохозяйственного производства, сдерживают НТП и социально-экономическое развитие России. Отъезд за границу научных работников и специалистов, некомпетентность многих организаций и предприятий, осуществляющих экспорт-импорт технологий, и неконтролируемый вывоз отечественных научно-технических достижений за границу подрывают государственную и экономическую безопасность и наносят колоссальный экономический ущерб России.
Россия к середине 90-х годов практически прекратила участие в международном технологическом обмене по лицензионным договорам. Хотя в 2001 г. участие России в международном обмене технологиями, содержащими изобретения и ноу-хау по лицензионным договорам, начало оживляться, оно продолжает быть ничтожным по сравнению с развитыми и даже с некоторыми развивающимися странами. Так, поступления от продажи лицензий Россией составили лишь 0,16% от поступлений США, 8,72% от Южной Кореи, 13,54% от Италии, 72,29% от Индии.
Доля России в мировых поступлениях за проданные лицензии составила всего 0,08% (см. Приложение №2 и №3), то есть меньше всех указанных стран мира (1, с. 6-7).
Россия не в меньшей, а даже в большей степени, чем другие страны, нуждается в иностранных инвестициях, которые должны обеспечивать воспроизводство и развитие НИОКР, промышленного и сельскохозяйственного производства на уровне последних достижений мировой науки и техники. Значительная доля иностранных инвестиций должна направляться на закупку зарубежной технологии и (или) получение прав на ее использование, на тех направлениях НТП, на которых наметилось или сложилось отставание от зарубежных достижений. Должен строго соблюдаться принцип – нет инвестиций без передачи новейшей технологии или последней без сопутствующих инвестиций.
Расширять участие РФ в международном технологическом обмене возможно только взаимообменом технологиями, превосходящими последние достижения мировой науки и техники, содержащими изобретения и ноу-хау (1, с. 29-30).
Значение государственной концепции участия России в международном технологическом обмене.
Фактически сложившееся положение с участием Российской Федерации в международном технологическом обмене: снижение его уровня до ничтожного процента по отношению не только к промышленно развитым, но и развивающимся странам; неконтролируемая передача в больших масштабах отечественной технологии за границу по отношению к регистрируемой; стихийный характер участия России в международном обмене технологией на уровне изобретений и ноу-хау создали угрозу экономической безопасности России.
В этих условиях разработка государственной концепции участия России в международном технологическом обмене приобретает исключительное значение для развития и совершенствования НИОКР, промышленного и сельскохозяйственного производства и на их базе обеспечения ускорения научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны.
При разработке государственной концепции интеграции России в международный технологический обмен и на ее базе государственной политики в области внешней торговли технологией необходимо учитывать научно-обоснованный принципы их проведения, например:
- Выбор технологии для совершенствования НИОКР и воспроизводства техники, технологии и материалов должен определяться не национальной принадлежностью технологии, а ее уровнем по отношению к последним достижениям мировой науки и техники, содержащим изобретения и ноу-хау. Продаваема отечественная и закупаемая зарубежная технология должна обеспечивать и экономическую безопасность РФ под строгим и надежным государственным контролем.
- Отечественная технология, превосходящая последние достижения мировой науки и техники, содержащая изобретения и ноу-хау, должна продаваться за границу иностранным ТНК (фирмам), когда в процессе ее создания своевременно обеспечена ее защита патентной монополией на изобретения и (или) монополией секретности на ноу-хау. При этом необходимо учитывать следующие достижения:
- Потребность в объектах техники и материалов, созданных на базе отечественной технологии, не может быть удовлетворена в странах мира путем их экспорта;
- Разработанная в России технология продается в обмен на зарубежную технологию, отвечающую мировым достижениям, по которой наметилось или сложилось отставание и в которой нуждаются отечественные организации и предприятия для совершенствования НИОКР и производства;
- Передача технологии целесообразна для привлечения иностранных инвестиций и организации производства на их базе, участия в зарубежных ТНК, слияния с ними и (или) создания отечественных ТНК с иностранным участием на базе продаваемой технологии.
- При закупке современной зарубежной технологии, содержащей изобретения и ноу-хау и защищенной патентной монополией на изобретения и монополией секретности на ноу-хау, на тех направлениях НТП, на которых наметилось или сложилось отставание от мировых достижений науки и техники, необходимо определять технико-экономическую целесообразность и эффективность ее приобретения для лицензиата и экономики РФ, обеспечивая:
- ее освоение в возможно короткий срок;
- экономию на НИОКР, проведение их от уровня закупленной технологии и создание последующих поколений по уровню, превосходящему последние достижения мировой науки и техники. Отказ в проведении НИОКР от уровня лицензии может допускаться только на основании научно-обоснованных заключений и технико-экономических расчетов, одобренных государством;
- замену импорта объектов техники, технологии и материалов производством их по лицензии и расширения экспорта лицензионной продукции на рынках, предоставленных лицензиату;
- получение дополнительного источника валютных средств и окупаемость затрат на закупку и освоение лицензий за счет экспорта лицензионной продукции (1, с.58-60).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
- Научные ресурсы определяются как численностью исследований и материально-технической базой НИОКР, так и системой организации науки и научного обслуживания, приоритетами научных разработок.
- Основные научные ресурсы сосредоточены в небольшом числе развитых стран и в России. Почти половина общемировых расходов на НИОКР приходится на долю США. России в связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике прорывов на отдельных направлениях.
- Международный технологический обмен осуществляется как на коммерческой (продажа лицензий, патентов и т. д.), так и на некоммерческой (публикации, конференции, «утечка умов») основе. Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, Германия.
В процессе перехода от централизованной плановой системы к рыночным отношениям Россия столкнулась с глубоким и затяжным трансформационным кризисом в научно технической сфере. Произошло резкое сокращение затрат на научные исследования и разработки, снижение численности научных работников, доли расходов на науку и ВВП и других показателей материального обеспечения и результатов научной деятельности.
К основным проблемам можно отнести:
- проблема финансирования НИОКР, обостряемая со стороны государства низкой долей инвестиций, направляемых в сферу науки и научного обслуживания;
- информационная изолированность;
- трудности с продвижением инновационных проектов и снижением ответственности федеральных органов управления;
- необходимость адаптации накопленного в советское время научно-технического и производственного потенциала к принципиально новым потребностям открытой экономики;
- низкую интенсивность прямых научно-технических связей российских и зарубежных предприятий.
Самым главным направлением выхода России из числа стран периферии должно стать возрождение отечественной науки, развитие высоко технологичных, наукоемких производств. Высокие технологии призваны стать не только решающим фактором завоевания новых «ниш» на мировых рынках, но и генератором достижения наиболее актуальный перспективных целей, имеющих ключевое значение для будущего России (повышение эффективности базовых отраслей экономики и качества жизни, обеспечение обороноспособности страны, улучшение экологической ситуации). При этом особую актуальность обретает международное взаимодействие и сотрудничество России с другими странами.
Приложение №1.
Уровень инновационной активности примышленных предприятий России по секторам экономики в 2002 г.
Источник: Наука России в цифрах: 2003. ЦИСН, 2003. С.158.
Приложение №2.
Затраты на НИОКР и торговля лицензиями России у отдельным странам в 2001 году.
Страны |
НИОКР Страны, % |
Лицензионные |
||
Поступления % |
Платежи % |
Поступления к НИОКР, % |
||
США |
1,6 |
0,16 |
2,1 |
13,7 |
Япония |
3,1 |
0,57 |
3,1 |
7,4 |
Германия |
9,3 |
1,9 |
6,54 |
6,7 |
Великобритания |
16,5 |
0,76 |
5,8 |
29,7 |
Франция |
15,3 |
2,4 |
18,25 |
8,7 |
Италия |
38,3 |
13,54 |
26,14 |
3,9 |
Россия |
— |
— |
— |
1,4 |
Бразилия |
95,7 |
53,57 |
27,6 |
2,4 |
Китай |
34,9 |
54,55 |
17,7 |
0,9 |
Индия |
118,9 |
72,29 |
112,09 |
2,2 |
Южная Корея |
35,2 |
8,72 |
10,65 |
5,6 |
Малайзия |
1100 |
285,71 |
45,67 |
5,3 |
Приложение №3.
Лицензионные поступления платежей по странам мира (роялти + платежи) в 2001 году.
Страны |
Поступления (млн.долл.) |
Доля в мировых поступлениях, % |
Примечания |
Все страны |
73000 |
— |
1% = 730 |
США |
38660 |
52,95 |
|
Япония |
10462 |
14,33 |
|
Германия |
3149 |
4,31 |
|
Великобритания |
7910 |
10,79 |
|
Франция |
2504 |
3,43 |
|
Италия |
443 |
0,6 |
|
Россия |
60 |
0,08 |
|
Бразилия |
112 |
0,15 |
|
Китай |
110 |
0,15 |
|
Индия |
83 |
0,11 |
|
Республика Корея |
688 |
0,94 |
|
Малайзия |
21 |
0,028 |