Содержание
Содержание
Введение1
1. Обзор основные аспектов взаимодействия России и ВТО в сельском хозяйстве2
1.1. Требования ВТО к сельскому хозяйству страны при вступлении2
1.2. Анализ современного состояния сельского хозяйства РФ3
2. Анализ основных аспектов присоединения России к ВТО7
2.1 Краткая характеристика ВТО и ее деятельности8
2.2 Опыт присоединения развивающихся стран к ВТО11
3. Оценка проблем и перспективы вступления Росси в ВТО в контексте сельскохозяйственного вопроса17
3.1.Совокупные планы по улучшению сельского хозяйства РФ в соответствии с концепцией ВТО17
3.2 Проблемы и перспективы вступления России в ВТО20
3.3 Анализ положительных и отрицательных факторов вступления России в ВТО23
Заключение29
Список использованной литературы30
Приложения32
Выдержка из текста работы
Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышает темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
Повышение значения торговли в мировой экономике, а также её интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.
В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.
В данной работе можно выделить три главные части: первая часть посвящена теоретическим основам формирования ВТО, вторая содержит информацию о том, как Россия шла к ВТО, в третьей говорится о результатах и перспективах присоединения России к ВТО.
Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.
Сейчас присоединение России к ВТО уже воспринимается как практически состоявшееся событие. Очевидно, что будут выигравшие и проигравшие, поэтому внимание экспертного сообщества сместилось в сторону понимания того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше. Можно уже говорить о некотором консенсусе экспертного сообщества в понимании отдельных эффектов на макроэкономическом уровне. Во-первых, присоединение к ВТО будет противоречивым для высокотехнологичных отраслей, авиастроения и автостроения, металлургии, химии, фармацевтики, мебельной и пищевой промышленности, рынков страховых и финансовых услуг. Во-вторых, следует ожидать незначительного отрицательного влияния, связанного с изменением импортных пошлин в соответствии с правилами ВТО, а в перспективе это приведет даже к определенным выигрышам. В-третьих, не предвидится изменений на рынке труда, обусловленных присоединением к ВТО и значимых для России в целом.
Таким образом, вступление России в ВТО сопряжено с определенными рисками для экономики страны. Однако эти риски являются предсказуемыми, а возможные негативные последствия — преодолимыми. Вне зависимости от сроков и условий вступления России в ВТО необходимо осуществлять меры по последовательной структурной реформе, обеспечивающие системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей, развитие социальной и рыночной инфраструктуры в интересах устойчивого развития.
1 Теоретические основы формирования ВТО
1.1 История создания ВТО
Всемирная торговая организация – «третий столб» Бреттон-Вудса, который наряду с Всемирным банком и Международным валютным фондом формирует современную институциональную структуру международного экономического сотрудничества. ВТО – международная организация, в формате которой реализован механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне. Она ведет отсчет своего существования с 1 января 1995 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных организаций, является правопреемницей ГАТТ.
Несмотря на молодость ВТО, торговой системе, которая начала формироваться в рамках ГАТТ (и была воспринята впоследствии ВТО), уже более 50 лет, а само Генеральное соглашение по тарифам и торговле, подписанное в 1947 г. 23 государствами-учредителями, стало продуктом эволюции международных торгово-экономических отношений первой половины ХХ века.
Как известно, до первой мировой войны в мировой экономике и торговле безраздельно господствовал крупный капитал, спонтанно формировавший в свою пользу неписаные правила международных торгово-экономических отношений. Война и последовавший за ней экономический кризис способствовали укреплению роли государства в регулировании отношений международной торговли, что, в конечном счете, выразилось в чрезмерном росте и размахе протекционизма. Так, экономические противоречия 30-х годов стали одной из основных причин начала второй мировой войны.
Системный кризис мировой экономики, разразившийся по окончании второй мировой войны, потребовал по-новому взглянуть на роль государства в развитии и регулировании экономических связей и отношений. Решение, определяющее роль государства в мировой торговле, предложенное в формате ГАТТ, достаточно убедительно продемонстрировало свою эффективность более чем 50-летней историей, характеризовавшейся невиданным ростом и развитием международной торговли. Так, ГАТТ явилось апологетом либерализации торговли, двигателем которой должна была стать свободная конкуренция на мировых товарных рынках, не ограничиваемая протекционистскими (в отношении внутренних производителей и участников отношений международной торговли) и дискриминационными (в отношении иностранных производителей и участников международных торгово-экономических отношений) мерами государственного регулирования.
В системе ГАТТ/ВТО была реализована и, по сути, воплощена в жизнь прежде потерпевшая неудачу попытка создания Международной торговой организации (МТО) в 1948 г., которая согласно первоначальному замыслу должна была стать институтом, работающим с вопросами международного экономического сотрудничества в формате Бреттон-Вудса.
Итак, первоначальный план, обсуждавшийся и разрабатывавшийся 50 государствами, состоял в создании МТО как специализированного учреждения ООН. Проект устава МТО был весьма амбициозен и предполагал регулирование в системе этой Организации, помимо вопросов международной торговли, также и проблемы трудовых отношений, регулирование товарных рынков, деловой практики, международных инвестиций и вопросов предоставления услуг.
Однако ещё в ходе работы над уставом МТО 23 из 50 сторон, работающих над этим проектом, решили в 1946 г. вступить в переговоры о снижении и связывании таможенных тарифов. Основной целью этих переговоров было дать толчок либерализации торговли и ограничить применение протекционистских мер. Результатом первого раунда переговоров стало достижение соглашения о снижении тарифов почти по 45 тысячам позиций, охватывавших до 10 млрд. долларов торгового оборота (в то время – до 50% совокупного объема международной торговли). Помимо этого 23 договаривавшиеся стороны приняли в дополнение к достигнутым соглашениям о связывании тарифов ряд положений проекта Устава МТО, касающихся вопросов регулирования международной торговли.
Совокупный пакет, включавший правила торговли и достигнутые в ходе переговоров конкретные соглашения о снижении и связывании тарифов, получили название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г. и первоначально рассматривалось договаривающимися сторонами как временная мера, принятая на период, пока Устав МТО находился ещё в стадии обсуждения.
Таким образом, эти 23 государства стали членами-учредителями ГАТТ, первоначально составившими стороны этого соглашения. И хотя Устав МТО был окончательно доработан и согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в марте 1948 г., проводившейся в Гаване, ратификация Устава (Гаванской хартии) национальными органами представительной власти вызвала крайние затруднения. Наиболее серьезную оппозицию Гаванской хартии составил конгресс США, несмотря на то, что одним из основных инициаторов и разработчиков проекта МТО было правительство США. Так, в 1950 г. после того как правительство США заявило, что не будет далее добиваться ратификации конгрессом Гаванской хартии, МТО, по сути, было похоронена. При этом, однако, несмотря на изначально предполагавшийся временный характер, именно ГАТТ оставалось единственным инструментом, регулирующим международную торговлю на многосторонней основе с 1948 г. вплоть до учреждения ВТО в 1995 г.
Почти полвека текст соглашения ГАТТ оставался практически неизменным. Вместе с тем в дополнение к ГАТТ был заключен ряд торговых соглашений с ограниченным кругом участников, а также проводились переговоры о дальнейшем снижении и связывании тарифов. Однако если в первые годы существования ГАТТ на раундах многосторонних торговых переговорах обсуждались в основном вопросы снижения тарифов, то на последующих раундах круг вопросов расширился: в середине 60-х годов на Кеннеди-раунде было достигнуто Соглашение по антидемпинговым мерам, на Токийском раунде 70-х годов обсуждались вопросы сдерживания и ограничения применения нетарифных барьеров в торговле товарами, на Уругвайском раунде 1986-1994 гг. был принят блок новых соглашений по вопросам регулирования применения тарифных и нетарифных мер, по вопросам торговли услугами, в области защиты прав интеллектуальной собственности, в области торговли текстилем и продукцией сельского хозяйства, по процессу разрешения торговых споров. Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров привел к учреждению ВТО как правопреемницы ГАТТ.
В настоящее время связанная с международной торговлей деятельность субъектов ВТО регулируется в формате системы соглашений, достигнутых по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 гг. С появлением ВТО переговоры, касающиеся развития отношений международной торговли, не закончились и по многим аспектам и направлениям продолжились уже по завершению Уругвайского раунда.
1.2 Структура ВТО
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительства в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
"Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2007 г. насчитывалось 150, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было. В рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.
ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются:
— предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
— взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
— регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений;
— транспарентность торговой политики;
— разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров;
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров. Текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, — были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.
Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)
2 Россия на пути к ВТО
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО
Правительство Российской Федерации четко сформулировало и обнародовало конкретные цели вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Предполагается, что с помощью членства в ВТО удастся получить следующие преимущества, актуальность и важность которых признается также многими экспертами, представителями бизнеса и неправительственных организаций в ходе дискуссий, проходящих в стране, в том числе в рамках данного проекта:
— получение лучших недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
В настоящий период страна регулярно подвергается дискриминации на внешнем рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сейчас против российских товаров действует 83 антидемпинговые меры. Причем около 60% ограничений приходится на металлопродукцию и около 25% — на химическую продукцию. Ежегодный экономический ущерб от этих действий составляет около 2,5 млрд. долларов. При этом страдают как российские предприятия, теряющие рынки сбыта, так и федеральный бюджет, недополучающий налоги. Несмотря на то, что Министерство экономического развития России работает над тем, чтобы отменить или не допустить введение ограничительных мер против российского экспорта, сохраненные в результате этих действий суммы незначительны по сравнению с общими потерями. Борьба российского правительства против дискриминации российских производителей облегчилась после того, как США, ЕС и некоторые другие страны признали Россию страной с рыночной экономикой. Однако, по мнению российского правительства, кардинально изменить ситуацию может лишь присоединение России к ВТО.
— расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Российский бизнес заинтересован в расширении своей деятельности на внешних рынках, в создании новых ниш в мировой экономике. Существуют надежды, что вступление России в ВТО создаст предпосылки для более успешной реализации этой задачи.
— доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Россия, не являясь членом ВТО, не может оспаривать несправедливые действия со стороны других стран в специальном органе по разрешению споров ВТО. Между тем, практика показывает, что даже слаборазвитые страны могут успешно оспаривать в ВТО действия, предпринятые более сильными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.
— создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Вступление в ВТО потребует проработки ряда законов, защищающих права инвесторов и права интеллектуальной собственности, а также приводящих технические нормы и стандарты в соответствие с международными, что должно обеспечить иностранным инвесторам гарантии против дискриминации со стороны властей, тем самым резко улучшив инвестиционную активность страны в целом. В создании благоприятного делового климата заинтересован и российский бизнес.
— создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Вступление в ВТО может предоставить российским предприятиям возможности и стимулы для повышения производительности. Кроме того, открытие рынка выгодно для населения, потому что может произойти удешевление товаров и услуг потребительской корзины, улучшение их ассортимента в результате возросшей конкуренции со стороны импорта. Импортные товары подешевеют, так как несколько уменьшатся ввозные пошлины, а поступление товаров на российский рынок станет проще. Упростятся таможенные процедуры и процедуры по стандартизации и сертификации, существенно удорожающие товары в настоящее время товары. Подешевеют и российские товары, поскольку в противном случае они рискуют оказаться неконкурентоспособными. В результате потребители получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену. В связи с этим часто приводится пример улучшения качества и ассортимента отечественной мясомолочной продукции, которое наблюдается в последние годы, которое произошло под влиянием роста возросшей конкуренции.
То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.
— вступление России в ВТО позволяет привлечь иностранный капитал в страну;
Предприятия и регионы, способные решить проблемы корпоративного управления и защиты прав собственности инвесторов, могут получить значительные инвестиции. Горизонтальные инвестиции (направлены на удовлетворение внутреннего спроса) могут поступить во внутренние регионы с большой концентрацией населения. Вертикальные инвестиции (предполагающие реэкспорт произведенной продукции и достаточно часто использование импортных комплектующих) – в приграничные районы с квалифицированной рабочей силой.
— участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
В рамках ВТО согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами. Доля членов этой организации в мировой торговли приближается к 100%.
В настоящее время в рамках ВТО ведутся переговоры в рамках раунда торговых переговоров Доха. Среди основных направлений переговорного процесса — темы, которые представляют интерес и для России, в частности, правила ВТО, механизмы разрешения споров, сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность, торговля и окружающая среда и другие важные вопросы. В случае присоединения к ВТО, Россия получит возможность полноценно участвовать в этих переговорах и влиять на их исход. Если страна вступит в ВТО после завершения текущего раунда переговорного процесса Дохе, ей придется столкнуться с целым набором «дополнительных» правил.
— улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;
Россия является членом «Большой восьмерки», Совета Безопасности ООН, активно участвует в работе учреждений и региональных комиссий ООН, входит в международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк и другие уважаемые международные организаций. То, что Россия до сих пор остается за пределами ВТО, выглядит аномально и может вызвать скептическое отношение у иностранных инвесторов. Стране было бы выгодно иметь право голоса и в этой организации.
Вступление в ВТО могло бы способствовать реформам, проводимым в стране, помогать успешно решать задачи структурной и технологической модернизации экономики.
Кроме того, в дискуссиях выдвигались и дополнительные аргументы в пользу вступления России в ВТО.
Экономический рост, который можно ожидать в качестве результата, получаемого от вступления России в ВТО, может иметь позитивное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Оздоровление экономики является необходимым условием улучшения состояния окружающей здоровья населения. Улучшение экономической ситуации может способствовать перемещению центра принимаемых решений из области краткосрочных задач в направлении устойчивого развития. Однако это является необходимым, но недостаточным условием решения экологических проблем. Необходима продуманная государственная политика, направленная на решение проблем окружающей среды, интеграцию экологических принципов в процесс развития всех отраслей хозяйства.
— приток иностранных инвестиций в Россию может содействовать притоку в страну экологически чистых технологий;
Хотя прямые зарубежные инвестиции могут оказывать благотворное или же вредное воздействие на состояние окружающей среды или то и другое влияние одновременно, есть убедительные данные о том, что крупные международные компании используют, в целом, более «чистые» технологические процессы по сравнению с местными фирмами. Иностранные фирмы и транснациональные корпорации с приходом в новую страну «приносят с собой» унифицированные на международном уровне экологические производственные нормы. ТНК ориентируются на унификацию технологий, используемых на своих фирмах в разных странах, ибо дешевле дублировать уже существующую технологию, чем специально модифицировать имеющуюся технологию в каждой из стран. Корпорациям также необходимо поддерживать свой имидж перед общественностью в условиях роста озабоченности остротой экологических проблем в мире, в том числе и в России.
— жесткие экологические нормы в международной торговле могут стать стимулом для перехода к более чистому производству;
В наибольшей степени могут быть затронуты такие отрасли, как нефтедобыча, нефтепереработка, добыча газа, металлургия черная и цветная, химическая, производство минеральных удобрений, лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Положительное последствие состоит в том, что появляются возможности для экологизации производства, перехода на ресурсосберегающие и более чистые технологии в России. Отдельные примеры такого воздействия уже есть в лесном секторе страны, где импортеры древесины предъявляют требования к устойчивому ведению экспортного лесного хозяйства. В условиях слабости национального экономического стимулирования внешние стимулы могут стать рычагом воздействия на предприятия — загрязнители, способствуя ISO-сертификации. Экологический менеджмент доступен для российских предприятий, независимо от их экономического положения и стоящих перед ними экологических проблем, и требует не столько существенных дополнительных затрат, сколько качественных изменений в мотивации, планировании, организации деятельности и использовании достигнутых результатов.
2.2 Основные этапы переговоров
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа. В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской
Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.
Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб квартире организации (это общее правило) — Секретариате ВТО. В июле 1995 г. состоялось первое заседание Рабочей группы. Всего за период с 1995 г. по 2007 г. состоялось тридцать таких заседаний.
С 1995 по 2000 год проходил информационный этап присоединения после которого акцент в процессе присоединения был перенесён на двусторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки, которые в настоящее время находятся в активной фазе.
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО
После неформальной встречи бывшего премьер-министра Японии Рютаро Хасимото и Президента России Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о поддержки со стороны Японии вступления России в ВТО. Япония первой из промышленно развитых стран в начале 1998 г. Провела официальные переговоры по данной тематике с Россией.
Администрация США в целом благоприятно относится к вступлению России в ВТО. Однако в 70-е гг. конгресс США принял так называемую поправку. Джексона—Вэника к закону «О торговле». Согласно ей США имеют право не предоставлять другим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ), если там нарушают права человека, препятствуя свободному выезду граждан из страны. Поправка была распространена на СССР и сохраняет свое действие для России. В 1994 г. Статус России в рамках применения поправки Джексона—Вэника был изменен.
Ежегодно президент США после консультация с конгрессом выносит решение о предоставлении России РНБ. По истечении года процедура повторяется вновь. Совсем отменить поправку может только конгресс США, который пока не намерен этого делать. Иными словами, у США есть полное право, ссылаясь на упомянутую поправку, объявить и о не предоставлении России РНБ в полном объеме. Кстати, подобный прецедент уже был. США отказались распространить РНБ на недавно вступившую в ВТО Монголию. Единственная надежда — на получение заверения от американской стороны о поддержке России на переговорах по ВТО.
На уровне высшего политического руководства ЕС присоединение России к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммите Россия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позиция делегации ЕС на переговорах остается жесткой. Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации политической поддержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего, по указанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России к ВТО. Евросоюз снял почти все возражения на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой, газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщики отказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума Паскаля Лами. От России требовалось повысить внутренние цены и отменить экспортные пошлины на газ, а также ликвидировать монополию «Газпрома». Президент Путин дал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо, президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения на вступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня.
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО
В течение 2001 — 2007 годов свыше 205 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – начало 2007 года Министерство провело обучение госслужащих в 39 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы.
Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами продолжается практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
На начало 2008 года против российских товаров действует 82 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка. В том числе 47 антидемпинговых мер, 6 специальных защитных мер и 29 мер тарифного и нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.
По данным ведомства, за год удалось добиться отмены 39 введенных ранее торговыми партнерами России ограничительных мер в отношении российских товаров. А общая сумма предотвращенного таким образом ущерба, по оценке МЭРТа, превысила 800 млн. долларов. В настоящее время ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Туркмения, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР, а также страны — члены ЕС.
Переговоры практически завершены. Остались две страны, мотивы появления которых в переговорном процессе с торгово-экономической точки зрения не очень понятны, это Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Россия до сих пор не завершила ни многосторонние, ни двусторонние консультации. Власти неоднократно переносили официальные прогнозы присоединения РФ к организации. К началу февраля России оставалось договориться с Саудовской Аравией, ОАЭ и Грузией.
Недавнее соглашение о присоединении к ВТО Украины породило опасения, что Киев может затянуть вступление России в ВТО, если Москва не успеет договориться за два-три месяца.
Главный переговорщик подтвердил, что Россия может до конца года вступить в ВТО. "У нас есть шансы к июлю завершить все переговоры. Затем последуют ратификационные процедуры", — сказал Медведков. Он напомнил, что в воскресенье, 20 апреля 2008 глава Минфина Алексей Кудрин планирует подписать протокол о завершении двусторонних переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами. Следующая на очереди — Саудовская Аравия, с которой сейчас намечается "очная встреча" после двухмесячной переписки. Новых двусторонних переговоров в МЭРТ не ждут и надеются, что украинские лидеры выполнят свои обещания не чинить препятствий вступлению РФ в ВТО.
"Следующий год станет переходным годом для России и нам необходимо продолжать конструктивную работу по развитию более тесной экономической интеграции. Нашим важнейшим приоритетом остается скорейшее вступление России в ВТО, что будет хорошо как для самой России, так и для глобальной торговой системы, — заявил еврокомиссар по вопросам торговли Питер Мандельсон. — Мы добились значительного прогресса в решении остающихся проблем и, при наличии политической воли с обеих сторон, я верю, что переговоры могут завершиться в скором времени".
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики
При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.
С одной стороны, расчеты показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой — со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом — до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.
Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд. долларов в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели равны примерно 1 млрд. долларов, что исключает согласие партнеров с запрошенной суммой, поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.
Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания, видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.
Конкурентоспособность отечественной металлургии, как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.
Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.
Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет проблема выживания.
Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала. По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:
— транспорт;
Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта — нехватка тоннажа и уход судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
— связь;
Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях — в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.
— торговля;
Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
В науке и научном обслуживании при 4–х. процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит. Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно, в его нынешнем не сложившимся виде, может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО. В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг сбалансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.
3.3 Перспективы развития российской экономики
С учетом всего сказанного присоединение к ВТО в конкретном плане способно оказать на отечественную экономику и внешнеэкономические связи заметное воздействие по следующим направлениям:
1) содействие экспорту, прежде всего промышленному, на зарубежных рынках;
2) дозированное открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции;
3) установление определенных международных стандартов в инвестиционной деятельности;
4) приведение российского делового законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации, то есть с международным торговым правом.
Расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках с самого начала, было, главной уставной целью ГАТТ/ВТО, равно как и основным магнитом для присоединения к нему все новых и новых государств, которых насчитывается уже 150. Свои надежды с ВТО связывают и российские экспортеры. Однако эффект от присоединения России к этой организации в области экспорта будет хотя и положительным, но, скорее, отсроченным во времени.
Дело в том, что через существующие двусторонние торговые договоры Россия уже имеет на рынках подавляющего большинства стран членов ВТО принцип наибольшего благоприятствования для своих товаров, то есть пользуется таким же режимом для экспорта, который действует внутри самой Организации. Поэтому, по имеющимся оценкам, наш ценовой экспортный выигрыш от присоединения к ВТО для начала не превысит 0 5-1.5% [15]. Однако в ВТО этот благоприятный уровень пошлин будет базироваться уже не на десятках разрозненных торговых соглашений (которые не гарантируют нас от одностороннего повышения пошлин партнерами), а на одном и универсальном международном договоре и станет юридически связанным при крайнем затруднении его повышения другими странами без консультаций с нами (и компенсации).
Более того, если сейчас все эти тарифные уступки, опосредованно доступные и для нас, уторговываются без нашего участия и вовсе не обязательно отражают специфические интересы России, то при членстве мы сможем уже прямо и непосредственно участвовать в выработке всех правил международной торговли и, следовательно, целевым образом предоставлять и отстаивать в ВТО именно свои интересы.
То же членство облегчит и борьбу с дискриминацией российских товаров на мировых рынках. ВТО не знает понятия "нерыночная экономика", на основании которого к России долгое время применялись волюнтаристские санкции, в том числе антидемпинговые, и уже само присоединение к Организации дает нам право требовать пересмотра 122 ныне применяемых против российских товаров антидемпинговых процедур (хотя каждую из них придется оспаривать отдельно). В сложных случаях к услугам страны будет и существующий при ВТО авторитетный механизм разрешения торговых споров.
Наконец, принципиально новая и благоприятная ситуация складывается в ВТО для российского экспорта услуг, которые не подпадают под упоминавшиеся выше двусторонние соглашения. Хотя и с изъятиями, мы получаем в рамках Соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС) принцип наибольшего благоприятствования и национальный режим для продаж наших услуг в 150 секторах их оказания. Причем как в трансграничном варианте, так и с территории самих зарубежных государств, что открывает, кроме торговли, путь к инвестированию российских капиталов в их экономику. Сами же услуги формируют повсеместно более половины ВВП, и объем торговли ими существенно превосходит динамику мировой товарной торговли.
Позитивными для отечественной экономики следует признать и входящие в тексты ВТО соглашения ТРИМС (по торговым аспектам инвестиционных мер) и ТРИПС (по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Первое регулирует ряд аспектов международного движения капиталов, унифицировано заменяя положения двусторонних соглашений России о защите и поощрении инвестиций, и распространяет эти режимы еще более чем на 80 стран ВТО, с которыми у России таких соглашений пока нет. Второе трактует права интеллектуальной собственности еще и как элемент торговых отношений, дополняет существующий национальный режим ее защиты, принципом наибольшего благоприятствования, позволяя таким образом распространять на Россию любые преимущества в этой сфере предоставляемые друг другу другими членами BTO, в том числе и теми, с которыми наша страна пока не связана соответствующими двусторонними договорами или специализированными международными конвенциями.
При переговорах удалось сохранить право России на применение экспортных пошлин (а это 20% доходов бюджета и возврат государству значительной части природной ренты от олигархов). Отведены были и требования доведения внутренних цен на энергоносители до уровня мировых, что грозило бы обрушить не только наш экспорт, но и экономику страны в целом.
Конечно, проблема заключается в том, как скоро и в каком объеме российская промышленность сможет воспользоваться всеми этими льготами. Подавляющее большинство тарифных уступок в ВТО относится к готовой, в том числе наукоемкой, продукции, тогда как российский экспорт продолжает деиндустриализироваться, и на рынках вне СНГ (то есть в зоне ВТО) доля готовых изделий сократилась в нем за последние десять лет с 56 до 40%, в том числе машин и оборудования — с 10.2 до 5.5%, а в мировом наукоемком экспорте (кроме спецтехники, на которую правила ВТО не распространяются) наша доля составляет всего около 0.3% [11].
Однако было бы неверно рисовать ситуацию в нашем экспорте лишь в черном свете. Возрождение национальной экономики сопровождается ее модернизацией и появлением новых товаров, в том числе для экспорта. Страна взяла курс на инновационное развитие. На место прежней безбрежной советской производственной специализации идет постсоветская, сосредоточивающаяся на избранных ударных направлениях. Своеобразной матрицей намерений здесь является федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг., разработанная Минпромэнерго. Она сконцентрирована на разработке и освоении критически важных технологий в гражданском секторе экономики.
В части экспорта присоединение России к ВТО можно рассматривать еще и как инвестицию в будущее, которое в торгово-политическом плане всегда нужно готовить заранее.
Риск открытия внутреннего рынка. Этот аспект присоединения России к ВТО вызывает у отечественного бизнеса наибольшую тревогу.
ВТО, безусловно, усилит импортную конкуренцию на российском рынке. Однако представляется, что подобная тревога во многом вызвана, во-первых, отсутствием у промышленности достаточной информации о ходе и результатах переговоров (что трансформируется в оценку присоединения к ВТО как еще одного чисто политического решения в духе скомпрометировавшей себя шоковой терапии), а во-вторых, оценкой существующего механизма защиты нашего внутреннего рынка, хотя именно в рамках ВТО он претерпит самые существенные изменения.
В особом положении в ВТО окажется наш агробизнес, где конкуренция с импортом идет на фоне не столько тарифов, сколько сравнительных уровней госсубсидирования продукции, и здесь мы уступаем основным мировым сельхозэкспортерам в разы.
Наконец, определенные трудности нам может создать и соглашение ТРИМС, запрещающее фиксировать в рамках инвестиционных проектов с участием иностранного капитала какие-либо обязательства по закупке для них местной продукции или же балансирование экспорта и импорта на их базе. Такие оговорки практикуются Россией в ряде соглашений по СРП и в автостроении, и от них придется отказаться.
В целом же в рамках ВТО новый российский протекционизм становится цивилизованным, избирательным и дозированным, совмещая меры защиты внутреннего рынка страны и поощрения на нем разумной конкуренции. Именно так строили свою промышленную политику и большинство стран, лидирующих в мире по темпам роста, в том числе КНР, Индия, Республика Корея, Малайзия, а ранее Франция, Италия, Япония и Испания.
Разумеется, многим отечественным производителям и такая цена за присоединение к ВТО представляется чрезмерной, однако при этом можно напомнить, что:
— российский корпоративный сектор пока еще окончательно не сформировался, по индивидуальным размерам наши предприятия уступают иностранным конкурентам в разы, и ему в любом случае предстоит пройти через процесс реорганизации и "прополки", так что ВТО здесь не более чем катализатор,
— почему-то те же критики ВТО не выступают против привлечения в Россию иностранных инвестиций, хотя, оперируя изнутри нашей территории и ее внешнего торгово-политического защитного контура, они выступают как гораздо более опасные конкуренты отечественного предпринимательства, чем зарубежные трейдеры. В их руках уже находятся отечественная бумажная, пивоваренная косметическая промышленность, значительная часть розничной торговли, деловых услуг, автосборки и телекоммуникаций. Тем не менее, мы продолжаем огульно заманивать к себе иностранных инвесторов (мало заботясь при этом о своих собственных), а наши предприятия сами ищут среди них стратегических партнеров;
— пока отечественный потребитель, особенно в сфере услуг, только выигрывал оттого, что зарубежные фирмы держат в своих руках 43% российского рынка связи и 49% аудита, маркетинга и менеджмента [5] Наоборот, за ограничениями, частично сохраненными и при вступлении в ВТО, он все еще лишен современных банковских и страховых услуг и остается в статусе заложника наших финансистов, которым не доверяет. Не случайно государство в этих сферах идет подчас на варианты "ВТО плюс", то есть дополняет либерализацию наших секторов услуг по ГАТС собственными мерами и, например, с 1 июля 2007 г. ЦБ России увеличил минимум уставного капитала для российских банков до уровня, который сократит их число наполовину.
Реакция отечественного бизнеса. Основными направлениями такой реакции являются пересмотр предприятиями хозяйственной и экспортной специализации, курс на укрупнение, концентрацию и централизацию, создание холдингов производителей, в том числе с участием государства, альянсы с иностранным капиталом, укрепление сбытовой сети, включая зарубежную, упрочение финансовой базы и, наконец, экспорт капитала.
Но научиться плавать можно, только войдя в воду, и ВТО как раз и создает для этого благоприятную правовую базу.
Если в производстве и торговле эффект ВТО может проявиться лишь со временем, то в так называемом его системном блоке он начинает работать в России еще до присоединения к Организации. Речь идет о приведении национального делового законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, что сделает его более качественным и сопоставимым с международным правом.
Известно, что законодательство в России не идеально. Хозяйственное право охватывает пока не все секторы. Законы, особенно налоговые, часто меняются, нередко принимаются в спешке, а состязательность при законотворчестве в парламенте часто натыкается на доминирование в ней одной партии. Многие законы неприменимы для прямого действия, обрастают массой ведомственных инструкций и различно трактуются органами власти.
Ряд норм и правил ВТО, ГАТС и ТРИПС закрывают прежние пробелы в деловом регулировании, особенно ГАТС, что создает современную правовую матрицу для развития в России сферы услуг.
Заключение
Данная работа, посвященная проблематике России и ВТО и рассматривающая глобальной аспект процесса присоединения нашей страны к этой организации, является обзорной с элементами аналитики. Я еще не экономист, я только учусь и пытаюсь оценить происходящее в моей стране с точки зрения экономической теории, международной практики и мирового опыта.
Вступая в XXI век, я уверен, каждый человек осмысливает свои действия, оценивает перспективы и размышляет о возможностях. Любая страна состоит из таких людей, и Россия — не исключение. Моя работа представляет собой попытку рассмотреть тот потенциал, которым Россия обладает на международной арене и увидеть возможности его раскрытия при вступлении в ВТО.
18 апреля 2007 года в своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин сказал, что «членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать».
На мой взгляд, для успешной интеграции России в мировую систему хозяйствования на данном этапе развития экономики страны одним из приоритетов является принятие России как равноправного субъекта мировой экономики. Этому может поспособствовать как закрепление основ рыночной экономики и приведение их в соответствие с международными стандартами, так и повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.
Иногда вступление в ВТО представляется как именно та волшебная палочка в руках феи, которая превратила Золушку в принцессу, и которая может в одночасье продвинуть Россию с последних мест рейтингов международных организаций на первые. С одной стороны, это кажется возможным, ведь ГАТТ — родитель ВТО — предусматривает и режим наибольшего благоприятствования и национального режима, и предоставление льготного режима развивающимся странам, и справедливую конкуренцию в рамках международной торговли.
Безусловно, перечисленные принципы ГАТТ заслуживают внимания, но нельзя не учитывать то, что страна должна подготовиться к принятию всех условий ГАТТ и осуществлению их выполнения.
Возможно, столь спешный характер вступления в ВТО обуславливается еще и тем, что в эту организацию на 1 января 2008 года входило 150 страны — полноправных членов, включая Киргизию, Грузию, Молдавию и балтийские страны. А нас там нет… Амбициозность — не самая плохая черта, когда подкреплена реальными возможностями для осуществления своих стремлений, Недаром президент РФ в своем обращении к Федеральному собранию отметил, что «нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной».
Исходя из структуры экспорта РФ, можно сделать вывод, что наше основное конкурентное преимущество — большие запасы минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетических. По этому поводу президент в послании Федеральному собранию отметил, что «после десятилетнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями. И нам необходимо с умом распорядиться новым положением страны в мировом экономическом сообществе».
Это, конечно, здорово, но не стоит все-таки забывать, что:
— ресурсы почерпаемы, невозобновимы и часто труднодоступны;
— спрос на сырье и энергоресурсы ограничивается вследствие распространения в мире ресурсосберегающих технологий;
— транспортная инфраструктура обладает ограничительной пропускной способностью;
— активно разрабатываются новые месторождения, и альтернативные источники энергии находят все большее распространение.
С данными проблемами сырьевой и энергетической частей экспорта России нужно справляться самой и договариваться с ОПЕК, а не с ВТО.
Следующее конкурентное преимущество — наличие в стране значительных по объему основных фондов и крупных перерабатывающих мощностей, сосредоточенных в отраслях, осуществляющих первичную переработку сырья — металлургии, химии, деревообработке, что позволяет России удерживать позиции экспортера простой химической продукции, главным образом удобрений, несложных видов проката и лесоматериалов. Казалось бы, все замечательно — нужный товар, достаточные мощности, но не все так просто. Демпинг и страшные антидемпинговые меры много лет терзают сердца металлургов и химиков. Продажа товаров на внешних рынках по заниженным экспортным ценам остается довольно распространенным явлением. В соответствии с правилами ВТО в качестве противодействия такому явлению допускается принятие антидемпинговых мер, которые являются как орудием протекционизма в руках правительства, так и средством борьбы со сбрасыванием цен в руках компаний.
Именно эти самые меры являются сдерживающим фактором для нашего экспорта и убыточным для промышленности, т.к. представляют собой антидемпинговые пошлины (иногда достигающие 120-140%) и «добровольное» принятие поставщиками обязательств по ограничению цен и объемов поставок продукции. По оценкам Минэкономразвития России только в 2000 году наша страна потеряла от введения против нее ограничительных мер 2,36 млрд. долларов.
Практикуя такую тактику поведения, мы обязаны радоваться тому, что при вступлении в ВТО мы получим доступ к Органу по разрешению споров, сможем апеллировать к антидемпинговому кодексу и трибуналу.
Для отраслей обрабатывающей промышленности России характерно также наличие важного в современных условиях постиндустриализации конкурентного преимущества — использование уникальных передовых технологий, опирающиеся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки. Такими технологиями располагают, прежде всего, отрасли ВПК — авиакосмическая и атомная промышленность, производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Но не стоит забывать, что в большинстве своем эти достижения — результат работы тех умных людей, которые работали не в 90-е годы, а гораздо раньше, когда наука была престижным занятием, и ей посвящали жизнь.
На данном этапе развития экономики России затраты на НИОКР очень малы, лишь 5 % предприятий занимаются технологическими инновациями, уменьшается количество предприятий ВПК, лучшие умы «утекают» за границу. Тем более, если учесть, что, согласно исследованию М. Портера, фирмы «ждет неудача, если они не будут основывать свою стратегию на улучшении и обновлении технологии, на готовности конкурировать и на реальном понимании своей "национальной среды" и путей ее улучшения». Становится неясно, что же мы будем представлять на мировой рынок, когда нефть или зерно или лес потеряют свою привлекательность. Единственный выход, чтобы не было стыдно в глаза смотреть своим потомкам, это, по-видимому, начать реально конкурировать и привлекать инвестиции.
Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительные черты, но за ними стоят и трудности — необходимость соответствовать стандартам, играть на равных на мировых рынках, отстаивать свои интересы. Авраам Линкольн говорил: « Я иду медленно, но зато никогда не двигаюсь назад». Это про нас, про Россию образца начала XXI века, и хочется верить, что ВТО будет одним из тех локомотивов, который сможет вывести нас на новые орбиты мировой экономики.
Список используемых источников
1. Дюмулен, И.И. Всемирная торговая организация / И.И. Дюмулен. – М.: Экономика, 2003. — 335с.: ил. – ISBN 5-88186-459-1
2. Борисов, А. ВТО всё ближе, а вопросов все больше / А. Борисов // Современная торговля. — 2006. — №2.- С. 23-27.
3. Борисов, А. Выигрывает тот, кто будет готов / А. Борисов // Современная торговля. — 2006. — №2. – С. 28-32.
4. Борисов, А. На пороге ВТО / А. Борисов // Современная торговля. — 2006. — №2. – С. 33-35.
5. Борисов, А. ВТО: Как? Почему? Зачем? / А. Борисов // Современная торговля. — 2006. — №2. – С. 36-40.
6. Борисов, А. ВТО и заблуждения / А. Борисов // Современная торговля. — 2006. — №2. – С. 40-42.
7. Алиева, Э. Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения Влияния на устойчивое экономическое развитие в стране / Э. Б. Алиева // Финансы и кредит. — 2007. — №28. – С. 18-22.
8. Шевченко, И. В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы/ И.В. Шевченко, В.А. Гребенников // Финансы и кредит. — 2004. — №16. – С. 33-37.
9. Шевченко, И. В. Возможные последствия вхождения России в ВТО для малого бизнеса / И.В. Шевченко, В.А. Гребенников // Финансы и кредит. — 2004. — №27. – С. 12-14.
10. Интервью Александра Шохина. Пять аргументов против госкапитализма // Эксперт 2007г. №48
11. Ивантер, А. Незавершенная миссия / А. Иванетр, М.Губченко // Эксперт. — 2007. — №39. – С. 22
12. Юдаев, К. Спокойствие по расчету / К. Юдаев // Эксперт. — 2003. — №20. – С. 16-17.
13. Сайт Россия и ВТО www.wto.ru
14. Оболенский, В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции / В. Оболенский // МЭ и МО. – 2002. — №5. – С. 10-14.
15. Сайт министерства экономического развития и торговли РФ www.economi.gov.ru
16. Сайт торгово-промышленной палаты РФ www.tpprf.ru
17. Сайт российского информационного центра по стандартизации и преодолению технических барьеров в торговле РИЦ ВТО. www.ricwto.ru
18. Крылатых, Э. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО / Э. Крылатых, О. Строкова // МЭ и МО. – 2003. — №3.- С. 14-16.
19. Иванова, И. Россия на пороге в ВТО / И. Иванова // МЭ и МО. — 2007. — №8. – С. 3-15.
20. Разумнова, Л. Россия – ВТО Интересы российских экспортёров / Л. Разумнова // МЭ и МО. – 2006. — №10. – С. 17-23.
21. Глазьев, О. Стратегии экономического развития России / О. Глазьева // Вопросы экономики. — 2007. — №5. – С. 48-51.